ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1255
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
С
ОПРОТИВЛЕНИЕ КЛИЕНТА
Клиенты сопротивляются завершению по-разному. Два легко обнаружи- ваемых выражения сопротивления — это: 1) просьба в конце сессии о его про- длении и 2) просьба о дополнительной встрече, после того как цель была до- стигнута. Другой, чреватой большими неприятностями, формой сопротивления клиента является создание им новых проблем, которые не входили в круг его первоначальных интересов, например возникновение депрессии или тревожно- сти. Проявление этих симптомов делает завершение более трудным; и в таких ситуациях клиент может убедить консультанта, что только тот сможет ему по- мочь. Таким образом, консультант может почувствовать себя обязанным про- должать работать с человеком как по личным, так и по этическим соображени- ям.
Независимо от использованной стратегии, процесс завершения лучше всего проводить постепенно и медленно (Cormier & Cormier, 1998). Сессии че-
211 рез какое-то время могут стать менее частыми; и одновременно в ходе работы может заостряться внимание на новых умениях клиента, его способностях и ре- сурсах. Иногда, в случаях когда клиенты особенно противодействуют заверше- нию, консультант может «прописать» ограниченное число будущих сессий или сосредоточиться вместе с клиентами на том, как они урегулируют свои отно- шения для повторного консультирования (Anderson & Stewart, 1983). Эти про- цедуры делают скрытое более явным и помогают консультантам и клиентам определить, какие вопросы останутся нерешенными при завершении отноше- ний помощи.
Виккио (Vickio, 1990) разработал уникальную стратегию для учащихся колледжа, которые переживают потерю и расставания. В руководстве "The
Goodbye Brochure"
он описывает, что значит — сказать «до свидания», и объяс- няет, почему расставание должно произойти. Затем он обсуждает пять реко- мендаций, как успешно справиться с уходом и чувством потери, и аналогичным образом приводит примеры неправильных действий при этом (Vickio, 1990, р.
576).
Как успешно преодолеть расставание (потерю):
найти способы сделать этот переход постепенным;
вспомнить, какие занятия занимали в вашей жизни значимое место;
рассказать об этом значении другим людям;
получать удовольствие от того, чего вы достигли, и от того, что ждет впереди;
определить свои возможности в дальнейшей жизни.
Неправильные действия при расставании:
отрицать потерю;
исказить опыт путем его переоценки;
очернить ваши действия и отношения;
избегать мыслей о расставании;
резко самоустраниться от своей деятельности и взаимоотношений.
Лернер и Лернер (Lerner & Lerner, 1983) полагают, что сопротивление клиента часто следует из боязни перемен. Если клиенты начали ценить отно- шения консультирования, они могут испытывать опасения, что не смогут нор- мально существовать без них. Например, люди, которые выросли в непостоян- ной или беспорядочной обстановке, отягченной алкоголизмом или разводом, могут быть особенно склонными держаться за устойчивость ситуации консуль- тирования и взаимоотношений с консультантом. Важно, чтобы консультант от- давал должное особым потребностям таких людей и тем трудностям, которые они преодолевают, справляясь с одиночеством и привязанностью (Loewenstein,
1979; Weiss,
1973). И еще более важно, чтобы консультант предпринимал шаги, помогающие такому клиенту самостоятельно справиться с трудностями, рас- сматривая с ним преимущества работы в других терапевтических условиях, та- ких как группы поддержки. Для таких клиентов консультирование таит в себе потенциальную опасность привыкания. Если они хотят жить здоровой жизнью, они должны отыскать альтернативные источники поддержки.
212
С
ОПРОТИВЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАНТА
Хотя «конечная цель консультанта состоит в том, чтобы стать ненужным для своих клиентов», бывают случаи, когда консультанты не решаются гово- рить «до свидания» в подходящее время (Nystul, 1993, р. 36). Клиенты с осо- бенными или необычными проблемами или такие, которые демонстрируют хо- рошую продуктивность в работе, могут быть особенно привлекательными для консультантов. Гудиер (Goodyear, 1981) перечисляет восемь условий, в которых завершение может оказаться особенно трудным для консультантов.
1. Когда завершение означает прекращение значимых отношений.
2. Когда завершение вызывает беспокойство консультанта относительно способности клиента действовать независимо.
3. Когда завершение пробуждает чувство вины у консультанта по поводу того, что он недостаточно эффективно работал с клиентом.
4. Когда страдает профессиональное самолюбие консультанта вследствие резкого и сердитого ухода клиента.
5
. Когда завершение означает для консультанта прекращение исследова- тельского процесса (например, в случае, когда консультант на данном клиенте исследует динамику расстройства или определенную субкультуру).
6. Когда завершение консультирования означает прекращение особенно волнующего жизненного опыта, переживаемого консультантом через приклю- чения клиента.
7. Когда завершение становится символическим повторением других
(особенно неразрешенных) расставаний в жизни консультанта.
8. Когда завершение вызывает у консультанта внутренний психологиче- ский конфликт.
Важно, чтобы консультанты осознавали все трудности, с которыми они столкнутся при расставании с некоторыми клиентами. Консультант может об- ратиться к коллегам за советом по поводу данной проблемы или сам пройти консультирование, чтобы разрешить проблему. Последний вариант особенно актуален в случае, когда консультант имеет личную историю расставания, изо- ляции и чрезмерного страха близких отношений. Ковакс (Kovacs, 1965, 1976) и
Гай (Guy, 1987) сообщают, что отдельные люди, которые становятся професси- ональными помощниками, обладают как раз такими характеристиками.
П
РЕЖДЕВРЕМЕННОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ
Вопрос о том, завершает ли клиент консультирование преждевременно или нет, определяется не количеством сессий, в которых участвовал клиент.
Более того, своевременность завершения должна определяться тем, насколько клиент достиг личных целей, установленных в начале консультирования, и насколько удовлетворительно он действует в целом (Ward, 1984).
Некоторые клиенты демонстрируют слабое, если не отсутствующее во- обще, согласие или мотивацию изменить свои нынешние обстоятельства и ча-
213 сто требуют, чтобы консультирование было закончено после первой же сессии.
Некоторые клиенты выражают это желание после осознания объема работы, который необходим для изменений. Есть клиенты, которые свое желание за- кончить консультирование выражают косвенным образом, пропуская сессии или опаздывая на них. Независимо от того, как клиенты выражают желание преждевременно завершить консультирование, это должно, по-видимому, вы- звать некоторые мысли и чувства у консультанта, которые он должен прорабо- тать. Хансен, Уорнер и Смит (Hansen, Warner & Smith, 1980) полагают, что, ес- ли клиент выражает желание расторгнуть отношения раньше, чем будут до- стигнуты определенные цели, или если консультант считает целесообразным раньше времени завершить отношения консультирования, причины такого шага должны быть открыто обсуждены консультантом и клиентом. В ходе обсужде- ния могут быть проанализированы мысли и чувства как клиента, так и консуль- танта, в результате чего преждевременное завершение может быть предотвра- щено.
Иногда клиент не соблюдает договоренность о встрече и не звонит, чтобы ее пересмотреть. В таких случаях консультант должен попытаться связаться с клиентом по телефону или по почте. Если консультант убеждается, что клиент хочет завершить работу, должно быть назначено заключительное собеседова- ние. Уорд (Ward, 1984) сообщает о четырех возможных преимуществах такого собеседования.
1. Заключительное собеседование может помочь клиенту снять любые отрицательные чувства, вызванные опытом консультирования.
2. Оно служит поводом пригласить клиента продолжить консультирова- ние, если он этого захочет.
3. Могут быть рассмотрены другие формы воздействия или кандидатура другого консультанта, если клиент так пожелает.
4. Заключительное собеседование увеличивает возможность того, что в следующий раз, когда клиент будет нуждаться в помощи, он прибегнет к кон- суль-тированию.
Каванах (Cavanagh, 1990) полагает, что в случае, когда происходит преж- девременное завершение консультационных отношений, консультанты часто допускают одну из двух ошибок. Первая — это обвинение в себя самого или клиента в том, что отношения завершились прежде, чем была достигнута по- ставленная цель. Более вероятно, что консультант будет винить клиента, но, вне зависимости от того, на кого направлено обвинение, сама подобная ситуация проблематична. Для консультанта было бы более продуктивным думать о ситу- ации как о такой, в которой никто не является виновным. Такая стратегия исхо- дит из посылки, что некоторые пары клиентов и консультантов работают луч- ше, чем другие.
Вторая ошибка со стороны консультанта — попытаться преодолеть ситу- ацию «кавалерийским наскоком». Например, консультант может сказать:
«Очень плохо, что этот клиент предпочитает не продолжать консультирование, но у меня есть другие клиенты». Чтобы избежать подобных ошибок, Каванах
(Cavanagh,
1990) рекомендует консультантам выяснять, почему клиент прежде-
214 временно расторгает соглашение. Среди возможных причин выделяются сле- дующие:
• чтобы посмотреть, действительно ли обеспокоен консультант;
• чтобы попытаться выявить положительное отношение консультанта к клиенту;
• чтобы наказать или попытаться причинить вред консультанту;
• чтобы устранить беспокойство;
• чтобы показать консультанту, что клиент нашел помощь в другом месте;
• чтобы дать понять консультанту, что клиент не чувствует себя понятым.
Каванах (Cavanagh, 1990) полагает, что консультанты должны понимать: независимо от того, что они делают, некоторые клиенты склонны завершить консультирование преждевременно. Такое понимание позволяет консультантам почувствовать, что они не обязаны быть совершенными, и раскрепощает их, помогая быть более естественными в терапевтических отношениях. Это также позволит им открыто осознать, что независимо от того, насколько они талант- ливы и квалифицированы, некоторые клиенты считают более полезным обра- титься к другим консультантам. Идеально, если консультанты знают анатомию процесса завершения (см. рис. 7.1). С таким знанием они станут способны осо- знанно работать в ситуациях, касающихся завершения консультирования.
Рис. 7.1. Анатомия завершения
Источник: Contemporary Approaches to Psychotherapy and Counseling (p. 37, byJ. F.Burke. 1989 by
Brooks/Cole Publishing Company, a division of Thomson Publishing Inc. Pacific Grove CA 93950. Based on Gottman and Leiblum's HowfoDo Psychotherapy and How to Evaluate It: A Manual for Beginners (p. 4)
He все люди, прибегающие к консультированию, действительно готовы работать в подобных отношениях, и уровень готовности может измениться по мере продолжения отношений. Некоторые клиенты вынуждены преждевремен- но расторгнуть отношения по уважительной причине, и совсем не обязательно, что их действия бросят тень на компетентность консультанта. Консультанты могут управлять только ограниченным количеством переменных в отношениях консультирования. Следующий список включает несколько факторов, которые обычно влияют на стабильность отношений консультирования и будут полезны для предотвращения преждевременного завершения (Young, 1998).
•
Расписание приемов. Чем меньше времени составляет промежуток меж-
215 ду сессиями и чем более они регулярны, тем лучше.
•
Ориентация в консультировании. Чем больше клиент знает о процессе консультирования, тем вероятнее, что он будет продолжать сессии.
•
Постоянство консультанта. Клиенты не любят, чтобы их посылали от консультанта к консультанту. Следовательно, консультант, который начинает консультирование, должен продолжать консультирование клиента, если это во- обще возможно.
•
Напоминания клиентам о посещении сеансов. Открытки, телефонные звонки или электронная почта могут быть эффективными напоминаниями. Од- нако в связи с необходимостью особой деликатности в отношениях консульти- рования консультант должен всегда спрашивать разрешения клиента послать напоминание о назначенной встрече.
З
АВЕРШЕНИЕ
,
ИНИЦИИРОВАННОЕ
КОНСУЛЬТАНТОМ
Инициированное консультантом завершение является противоположно- стью преждевременного завершения. Консультант иногда бывает вынужден за- кончить отношения с некоторыми или со всеми клиентами. Среди причин мо- гут быть болезнь, контрперенос, переезд в другое место, длительная поездка или осознание того, что клиент может получить более эффективную помощь в другом месте. Каванах (Cavanagh, 1990) классифицирует эти причины как
«уважительные» для расторжения отношений консультантом.
Имеются также неубедительные причины для инициирования консуль- тантом завершения отношений консультирования. К таким причинам относятся чувства злости, скуки или беспокойства, испытываемые консультантом. Если консультант разрывает отношения по причине таких чувств, клиент может ощутить себя отвергнутым и в результате оказаться даже в худшем положении, чем он был в начале консультирования. Одно дело для человека быть отвергну- тым равным себе, и другое для этого же самого человека — получить отказ от консультанта. Каванах (Cavanagh, 1990) отмечает, что, хотя консультант может иметь некоторые негативные чувства по отношению к клиенту, он, отдавая себе в этом отчет, может продолжать работать, не обращая внимания на свои чув- ства, не действуя при этом экстремальным или наносящим вред способом.
Лондон (London, 1982) и Селигман (Seligman, 1984) предлагают модели помощи клиентам при временном отсутствии консультанта. Эти исследователи настаивают на том, чтобы клиенты и консультанты начинали готовиться к вре- менному завершению как можно раньше, открыто обсуждая возможные собы- тия и работая над любыми значительными переживаниями, связанными с про- блемами разрыва отношений. Фактически клиенты могут испытывать удовле- творение от инициированного консультантом завершения благодаря понима- нию, что консультант является человеком и поэтому не является незаменимым.
Они также могут прийти к пониманию, что люди имеют право выбора того, как поступать с межличностными отношениями. Кроме того, они могут проанали-
216 зировать прошлые переживания и главные решения жизни и более четко осо- знать, что новые способы поведения переносятся в другие жизненные ситуации
(London,
1982). Также в течение процесса завершения может произойти пере- фокусировка, которая поможет более ясно увидеть проблему, с которой они ра- ботают.
Селигман (Seligman, 1984) рекомендует более структурированный, чем предлагает Лондон, способ подготовки клиентов для инициированного кон- сультантом завершения, хотя обе модели могут оказаться эффективными. В любой подобной ситуации важно удостовериться, что клиент знает фамилии и номера телефонов некоторых других консультантов, чтобы войти в контакт с ними в случае критического положения.
Существует также проблема вынужденного завершения по инициативе консультанта. В современном мобильном обществе «чаще, чем прежде, случа- ются увольнения консультантов» (Pearson, 1998, р. 55). В подобных случаях за- вершение более болезненно для клиентов и представляет собой почти испыта- ние для консультантов. Время, планировавшееся на консультирование, внезап- но заканчивается.
В случаях вынужденного завершения по инициативе консультанта все равно необходимо проанализировать прогресс в состоянии клиента, завершить отношения в течение определенного времени и осуществить перспективное планирование. Могут потребоваться и другие действия (Pearson, 1998). В их число может входить анализ консультантом собственного отношения к завер- шению, преодоление таких чувств, как досада, печаль, злость, опасения. Более того, консультанты должны учитывать будущие возможные потери клиентов и соответственно продумать, как каждый клиент будет справляться с последстви- ями прекращения отношений консультирования. Консультанты должны также позаботиться и о себе и, если потребуется, найти источник профессиональной и личной поддержки.
В ходе подготовки к завершению консультанты в отношениях с клиента- ми должны проявлять открытость в вопросах, касающихся их действий и наме- рений. Они должны выбрать подходящий момент для сообщения клиентам о завершении и дать возможность им непринужденно высказаться на этот счет.
«Глубокая эмпа-тия является действенным средством помощи клиенту выра- зить и пережить целый ряд эмоций» (Pearson, 1998, р. 61). Урегулирование во- просов обращения к другому консультанту, если это требуется клиенту, также является важным моментом. Наконец, проблемой может оказаться сама проце- дура прощания и завершения отношений. Этот процесс может быть облегчен с помощью откровенного разговора или ритуалов.
П
ОЗИТИВНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Процесс завершения, так же как и весь процесс консультирования, вклю- чает ряд ориентиров, по которым консультанты и клиенты могут сверяться, оценивая прогресс, достигнутый ими, и определяя свою готовность перейти в
ОПРОТИВЛЕНИЕ КЛИЕНТА
Клиенты сопротивляются завершению по-разному. Два легко обнаружи- ваемых выражения сопротивления — это: 1) просьба в конце сессии о его про- длении и 2) просьба о дополнительной встрече, после того как цель была до- стигнута. Другой, чреватой большими неприятностями, формой сопротивления клиента является создание им новых проблем, которые не входили в круг его первоначальных интересов, например возникновение депрессии или тревожно- сти. Проявление этих симптомов делает завершение более трудным; и в таких ситуациях клиент может убедить консультанта, что только тот сможет ему по- мочь. Таким образом, консультант может почувствовать себя обязанным про- должать работать с человеком как по личным, так и по этическим соображени- ям.
Независимо от использованной стратегии, процесс завершения лучше всего проводить постепенно и медленно (Cormier & Cormier, 1998). Сессии че-
211 рез какое-то время могут стать менее частыми; и одновременно в ходе работы может заостряться внимание на новых умениях клиента, его способностях и ре- сурсах. Иногда, в случаях когда клиенты особенно противодействуют заверше- нию, консультант может «прописать» ограниченное число будущих сессий или сосредоточиться вместе с клиентами на том, как они урегулируют свои отно- шения для повторного консультирования (Anderson & Stewart, 1983). Эти про- цедуры делают скрытое более явным и помогают консультантам и клиентам определить, какие вопросы останутся нерешенными при завершении отноше- ний помощи.
Виккио (Vickio, 1990) разработал уникальную стратегию для учащихся колледжа, которые переживают потерю и расставания. В руководстве "The
Goodbye Brochure"
он описывает, что значит — сказать «до свидания», и объяс- няет, почему расставание должно произойти. Затем он обсуждает пять реко- мендаций, как успешно справиться с уходом и чувством потери, и аналогичным образом приводит примеры неправильных действий при этом (Vickio, 1990, р.
576).
Как успешно преодолеть расставание (потерю):
найти способы сделать этот переход постепенным;
вспомнить, какие занятия занимали в вашей жизни значимое место;
рассказать об этом значении другим людям;
получать удовольствие от того, чего вы достигли, и от того, что ждет впереди;
определить свои возможности в дальнейшей жизни.
Неправильные действия при расставании:
отрицать потерю;
исказить опыт путем его переоценки;
очернить ваши действия и отношения;
избегать мыслей о расставании;
резко самоустраниться от своей деятельности и взаимоотношений.
Лернер и Лернер (Lerner & Lerner, 1983) полагают, что сопротивление клиента часто следует из боязни перемен. Если клиенты начали ценить отно- шения консультирования, они могут испытывать опасения, что не смогут нор- мально существовать без них. Например, люди, которые выросли в непостоян- ной или беспорядочной обстановке, отягченной алкоголизмом или разводом, могут быть особенно склонными держаться за устойчивость ситуации консуль- тирования и взаимоотношений с консультантом. Важно, чтобы консультант от- давал должное особым потребностям таких людей и тем трудностям, которые они преодолевают, справляясь с одиночеством и привязанностью (Loewenstein,
1979; Weiss,
1973). И еще более важно, чтобы консультант предпринимал шаги, помогающие такому клиенту самостоятельно справиться с трудностями, рас- сматривая с ним преимущества работы в других терапевтических условиях, та- ких как группы поддержки. Для таких клиентов консультирование таит в себе потенциальную опасность привыкания. Если они хотят жить здоровой жизнью, они должны отыскать альтернативные источники поддержки.
212
С
ОПРОТИВЛЕНИЕ КОНСУЛЬТАНТА
Хотя «конечная цель консультанта состоит в том, чтобы стать ненужным для своих клиентов», бывают случаи, когда консультанты не решаются гово- рить «до свидания» в подходящее время (Nystul, 1993, р. 36). Клиенты с осо- бенными или необычными проблемами или такие, которые демонстрируют хо- рошую продуктивность в работе, могут быть особенно привлекательными для консультантов. Гудиер (Goodyear, 1981) перечисляет восемь условий, в которых завершение может оказаться особенно трудным для консультантов.
1. Когда завершение означает прекращение значимых отношений.
2. Когда завершение вызывает беспокойство консультанта относительно способности клиента действовать независимо.
3. Когда завершение пробуждает чувство вины у консультанта по поводу того, что он недостаточно эффективно работал с клиентом.
4. Когда страдает профессиональное самолюбие консультанта вследствие резкого и сердитого ухода клиента.
5
. Когда завершение означает для консультанта прекращение исследова- тельского процесса (например, в случае, когда консультант на данном клиенте исследует динамику расстройства или определенную субкультуру).
6. Когда завершение консультирования означает прекращение особенно волнующего жизненного опыта, переживаемого консультантом через приклю- чения клиента.
7. Когда завершение становится символическим повторением других
(особенно неразрешенных) расставаний в жизни консультанта.
8. Когда завершение вызывает у консультанта внутренний психологиче- ский конфликт.
Важно, чтобы консультанты осознавали все трудности, с которыми они столкнутся при расставании с некоторыми клиентами. Консультант может об- ратиться к коллегам за советом по поводу данной проблемы или сам пройти консультирование, чтобы разрешить проблему. Последний вариант особенно актуален в случае, когда консультант имеет личную историю расставания, изо- ляции и чрезмерного страха близких отношений. Ковакс (Kovacs, 1965, 1976) и
Гай (Guy, 1987) сообщают, что отдельные люди, которые становятся професси- ональными помощниками, обладают как раз такими характеристиками.
П
РЕЖДЕВРЕМЕННОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ
Вопрос о том, завершает ли клиент консультирование преждевременно или нет, определяется не количеством сессий, в которых участвовал клиент.
Более того, своевременность завершения должна определяться тем, насколько клиент достиг личных целей, установленных в начале консультирования, и насколько удовлетворительно он действует в целом (Ward, 1984).
Некоторые клиенты демонстрируют слабое, если не отсутствующее во- обще, согласие или мотивацию изменить свои нынешние обстоятельства и ча-
213 сто требуют, чтобы консультирование было закончено после первой же сессии.
Некоторые клиенты выражают это желание после осознания объема работы, который необходим для изменений. Есть клиенты, которые свое желание за- кончить консультирование выражают косвенным образом, пропуская сессии или опаздывая на них. Независимо от того, как клиенты выражают желание преждевременно завершить консультирование, это должно, по-видимому, вы- звать некоторые мысли и чувства у консультанта, которые он должен прорабо- тать. Хансен, Уорнер и Смит (Hansen, Warner & Smith, 1980) полагают, что, ес- ли клиент выражает желание расторгнуть отношения раньше, чем будут до- стигнуты определенные цели, или если консультант считает целесообразным раньше времени завершить отношения консультирования, причины такого шага должны быть открыто обсуждены консультантом и клиентом. В ходе обсужде- ния могут быть проанализированы мысли и чувства как клиента, так и консуль- танта, в результате чего преждевременное завершение может быть предотвра- щено.
Иногда клиент не соблюдает договоренность о встрече и не звонит, чтобы ее пересмотреть. В таких случаях консультант должен попытаться связаться с клиентом по телефону или по почте. Если консультант убеждается, что клиент хочет завершить работу, должно быть назначено заключительное собеседова- ние. Уорд (Ward, 1984) сообщает о четырех возможных преимуществах такого собеседования.
1. Заключительное собеседование может помочь клиенту снять любые отрицательные чувства, вызванные опытом консультирования.
2. Оно служит поводом пригласить клиента продолжить консультирова- ние, если он этого захочет.
3. Могут быть рассмотрены другие формы воздействия или кандидатура другого консультанта, если клиент так пожелает.
4. Заключительное собеседование увеличивает возможность того, что в следующий раз, когда клиент будет нуждаться в помощи, он прибегнет к кон- суль-тированию.
Каванах (Cavanagh, 1990) полагает, что в случае, когда происходит преж- девременное завершение консультационных отношений, консультанты часто допускают одну из двух ошибок. Первая — это обвинение в себя самого или клиента в том, что отношения завершились прежде, чем была достигнута по- ставленная цель. Более вероятно, что консультант будет винить клиента, но, вне зависимости от того, на кого направлено обвинение, сама подобная ситуация проблематична. Для консультанта было бы более продуктивным думать о ситу- ации как о такой, в которой никто не является виновным. Такая стратегия исхо- дит из посылки, что некоторые пары клиентов и консультантов работают луч- ше, чем другие.
Вторая ошибка со стороны консультанта — попытаться преодолеть ситу- ацию «кавалерийским наскоком». Например, консультант может сказать:
«Очень плохо, что этот клиент предпочитает не продолжать консультирование, но у меня есть другие клиенты». Чтобы избежать подобных ошибок, Каванах
(Cavanagh,
1990) рекомендует консультантам выяснять, почему клиент прежде-
214 временно расторгает соглашение. Среди возможных причин выделяются сле- дующие:
• чтобы посмотреть, действительно ли обеспокоен консультант;
• чтобы попытаться выявить положительное отношение консультанта к клиенту;
• чтобы наказать или попытаться причинить вред консультанту;
• чтобы устранить беспокойство;
• чтобы показать консультанту, что клиент нашел помощь в другом месте;
• чтобы дать понять консультанту, что клиент не чувствует себя понятым.
Каванах (Cavanagh, 1990) полагает, что консультанты должны понимать: независимо от того, что они делают, некоторые клиенты склонны завершить консультирование преждевременно. Такое понимание позволяет консультантам почувствовать, что они не обязаны быть совершенными, и раскрепощает их, помогая быть более естественными в терапевтических отношениях. Это также позволит им открыто осознать, что независимо от того, насколько они талант- ливы и квалифицированы, некоторые клиенты считают более полезным обра- титься к другим консультантам. Идеально, если консультанты знают анатомию процесса завершения (см. рис. 7.1). С таким знанием они станут способны осо- знанно работать в ситуациях, касающихся завершения консультирования.
Рис. 7.1. Анатомия завершения
Источник: Contemporary Approaches to Psychotherapy and Counseling (p. 37, byJ. F.Burke. 1989 by
Brooks/Cole Publishing Company, a division of Thomson Publishing Inc. Pacific Grove CA 93950. Based on Gottman and Leiblum's HowfoDo Psychotherapy and How to Evaluate It: A Manual for Beginners (p. 4)
He все люди, прибегающие к консультированию, действительно готовы работать в подобных отношениях, и уровень готовности может измениться по мере продолжения отношений. Некоторые клиенты вынуждены преждевремен- но расторгнуть отношения по уважительной причине, и совсем не обязательно, что их действия бросят тень на компетентность консультанта. Консультанты могут управлять только ограниченным количеством переменных в отношениях консультирования. Следующий список включает несколько факторов, которые обычно влияют на стабильность отношений консультирования и будут полезны для предотвращения преждевременного завершения (Young, 1998).
•
Расписание приемов. Чем меньше времени составляет промежуток меж-
215 ду сессиями и чем более они регулярны, тем лучше.
•
Ориентация в консультировании. Чем больше клиент знает о процессе консультирования, тем вероятнее, что он будет продолжать сессии.
•
Постоянство консультанта. Клиенты не любят, чтобы их посылали от консультанта к консультанту. Следовательно, консультант, который начинает консультирование, должен продолжать консультирование клиента, если это во- обще возможно.
•
Напоминания клиентам о посещении сеансов. Открытки, телефонные звонки или электронная почта могут быть эффективными напоминаниями. Од- нако в связи с необходимостью особой деликатности в отношениях консульти- рования консультант должен всегда спрашивать разрешения клиента послать напоминание о назначенной встрече.
З
АВЕРШЕНИЕ
,
ИНИЦИИРОВАННОЕ
КОНСУЛЬТАНТОМ
Инициированное консультантом завершение является противоположно- стью преждевременного завершения. Консультант иногда бывает вынужден за- кончить отношения с некоторыми или со всеми клиентами. Среди причин мо- гут быть болезнь, контрперенос, переезд в другое место, длительная поездка или осознание того, что клиент может получить более эффективную помощь в другом месте. Каванах (Cavanagh, 1990) классифицирует эти причины как
«уважительные» для расторжения отношений консультантом.
Имеются также неубедительные причины для инициирования консуль- тантом завершения отношений консультирования. К таким причинам относятся чувства злости, скуки или беспокойства, испытываемые консультантом. Если консультант разрывает отношения по причине таких чувств, клиент может ощутить себя отвергнутым и в результате оказаться даже в худшем положении, чем он был в начале консультирования. Одно дело для человека быть отвергну- тым равным себе, и другое для этого же самого человека — получить отказ от консультанта. Каванах (Cavanagh, 1990) отмечает, что, хотя консультант может иметь некоторые негативные чувства по отношению к клиенту, он, отдавая себе в этом отчет, может продолжать работать, не обращая внимания на свои чув- ства, не действуя при этом экстремальным или наносящим вред способом.
Лондон (London, 1982) и Селигман (Seligman, 1984) предлагают модели помощи клиентам при временном отсутствии консультанта. Эти исследователи настаивают на том, чтобы клиенты и консультанты начинали готовиться к вре- менному завершению как можно раньше, открыто обсуждая возможные собы- тия и работая над любыми значительными переживаниями, связанными с про- блемами разрыва отношений. Фактически клиенты могут испытывать удовле- творение от инициированного консультантом завершения благодаря понима- нию, что консультант является человеком и поэтому не является незаменимым.
Они также могут прийти к пониманию, что люди имеют право выбора того, как поступать с межличностными отношениями. Кроме того, они могут проанали-
216 зировать прошлые переживания и главные решения жизни и более четко осо- знать, что новые способы поведения переносятся в другие жизненные ситуации
(London,
1982). Также в течение процесса завершения может произойти пере- фокусировка, которая поможет более ясно увидеть проблему, с которой они ра- ботают.
Селигман (Seligman, 1984) рекомендует более структурированный, чем предлагает Лондон, способ подготовки клиентов для инициированного кон- сультантом завершения, хотя обе модели могут оказаться эффективными. В любой подобной ситуации важно удостовериться, что клиент знает фамилии и номера телефонов некоторых других консультантов, чтобы войти в контакт с ними в случае критического положения.
Существует также проблема вынужденного завершения по инициативе консультанта. В современном мобильном обществе «чаще, чем прежде, случа- ются увольнения консультантов» (Pearson, 1998, р. 55). В подобных случаях за- вершение более болезненно для клиентов и представляет собой почти испыта- ние для консультантов. Время, планировавшееся на консультирование, внезап- но заканчивается.
В случаях вынужденного завершения по инициативе консультанта все равно необходимо проанализировать прогресс в состоянии клиента, завершить отношения в течение определенного времени и осуществить перспективное планирование. Могут потребоваться и другие действия (Pearson, 1998). В их число может входить анализ консультантом собственного отношения к завер- шению, преодоление таких чувств, как досада, печаль, злость, опасения. Более того, консультанты должны учитывать будущие возможные потери клиентов и соответственно продумать, как каждый клиент будет справляться с последстви- ями прекращения отношений консультирования. Консультанты должны также позаботиться и о себе и, если потребуется, найти источник профессиональной и личной поддержки.
В ходе подготовки к завершению консультанты в отношениях с клиента- ми должны проявлять открытость в вопросах, касающихся их действий и наме- рений. Они должны выбрать подходящий момент для сообщения клиентам о завершении и дать возможность им непринужденно высказаться на этот счет.
«Глубокая эмпа-тия является действенным средством помощи клиенту выра- зить и пережить целый ряд эмоций» (Pearson, 1998, р. 61). Урегулирование во- просов обращения к другому консультанту, если это требуется клиенту, также является важным моментом. Наконец, проблемой может оказаться сама проце- дура прощания и завершения отношений. Этот процесс может быть облегчен с помощью откровенного разговора или ритуалов.
П
ОЗИТИВНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Процесс завершения, так же как и весь процесс консультирования, вклю- чает ряд ориентиров, по которым консультанты и клиенты могут сверяться, оценивая прогресс, достигнутый ими, и определяя свою готовность перейти в