ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1254
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
206 пока еще остается время, сделать что-либо значительное. Отдельные консуль- танты, в частности, связанные со стратегической, системной, проблемно- ориентированной семейной терапией, преднамеренно ограничивают количество сессий консультирования с тем, чтобы клиенты и консультанты лучше осозна- вали ограниченность времени и максимально использовали сессии (Gladding,
1998). Ограничение числа сессий также эффективно сказывается в индивиду- альном консультировании (Munro & Bach, 1975).
Во-вторых, завершение является средством сохранения уже достигнутых изменений и генерализации приобретенных в процессе консультирования навыков решения задач (Dixon & Glover, 1984; Doyle, 1998). Успешное кон- сультирование приводит к значительным изменениям в способах восприятия, мышления и деятельности клиента. Эти изменения отрепетированы в консуль- тировании, но они должны быть осуществлены в реальном мире. Завершение обеспечивает возможность для такой практики. Клиент может всегда возвра- титься к консультанту для любого необходимого продолжения работы, но за- вершение — это естественная отправная точка для начала независимой дея- тельности. Это придающий силы опыт для клиента, который позволяет ему взглянуть на то, что происходит в настоящем) совершенно новым или, по край- ней мере, модифицированным способом. В завершении создается возможность придать «осмысленность деятельности» (Gladding, 1990, р. 130). Другими сло- вами, то, что кажется финалом, оказывается началом.
В-третьих, завершение служит напоминанием о том, что клиент стал бо- лее зрелым (Vickio, 1990). Помимо приобретения клиентом новых навыков или способности по-новому взглянуть на себя, эффективное консультирование, ко- торое заканчивается соответствующей процедурой завершения, ставит веху в жизни клиента, обозначая начало периода, когда он может меньше быть погло- щен и озабочен личностными проблемами и способен лучше адаптироваться к новым людям и событиям. Эта способность управлять внешними обстоятель- ствами может привести к установлению более взаимообусловленных отноше- ний, которые являются взаимно благоприятными и, следовательно, приводят к
«более независимой и удовлетворяющей жизни» (Burke, 1989, р. 47). Достигнув успешного разрешения проблемы, клиент обретает новое понимание и способ- ности, которые сохраняются в памяти и могут быть вызваны в необходимых случаях.
В
ЫБОР ВРЕМЕНИ ЗАВЕРШЕНИЯ
Когда завершать отношения — вопрос, который не имеет однозначного ответа. Если отношения заканчиваются слишком скоро, клиенты могут утра- тить опору, которую они получили в процессе консультирования, и вернуться к прежнему поведению. С другой стороны, когда время завершения никак не обозначено, клиенты могут стать зависимыми от консультантов и терпеть не- удачи в разрешении трудностей и в личностном росте. Существует тем не ме- нее несколько прагматических соображений по поводу выбора времени завер-
207 шения (Hackney & Cormier, 1994; Young, 1998).
•
Смогли ли клиенты достичь поведенческих, познавательных или эмоци-
ональных целей контракта? Когда клиенты и консультанты имеют ясное пред- ставление относительно того, достигнуты ли конкретные цели или нет, выбор времени завершения будет сделан легко. Ключом к такому решению является заключение взаимно согласованного контракта перед началом консультирова- ния.
•
Смогут ли клиенты конкретно показать, в чем из того, что они хотели
достичь, они добились прогресса? В этой ситуации определенный прогресс может быть основанием для принятия решения о завершении консультирова- ния.
•
Полезны ли отношения консультирования? Если клиент или консуль- тант чувствуют, что происходящее в сессиях консультирования бесполезно, по- ра переходить к завершению.
•
Изменился ли контекст начального консультационного соглашения? В случаях, когда наблюдается перемена или выявляется хроническое заболевание, необходимо рассмотреть вопрос о завершении (а также о направлении к специ- алисту).
В целом не существует никакого единственно правильного времени за- вершения отношений консультирования. Время завершения должно опреде- ляться в соответствии с особенностями ситуации и общими этическими и про- фессиональными принципами.
П
РОБЛЕМЫ
,
СВЯЗАННЫЕ С ЗАВЕРШЕНИЕМ
З
АВЕРШЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ СЕССИЙ
Завершение — это проблема, сохраняющая актуальность в течение всех сессий индивидуального консультирования. Временные пределы встреч долж- ны быть ясно определены уже на начальных сессиях (Brammer & MacDonald,
1996; Hackney & Cormier,
1994). Адекватной для сессий индивидуального кон- сультирования обычно считается продолжительность 45-50 минут. И, как пра- вило, консультанту требуется 5-10 минут, чтобы адаптироваться к клиенту и его проблемам. Сессии консультирования, которые заканчиваются слишком быстро, как и чересчур продолжительные сессии, могут оказаться непродук- тивными.
Бенджамин (Benjamin, 1987) предлагает два важных признака, позволя- ющих определить момент завершения собеседования. Во-первых, оба — и кли- ент, и консультант — считают, что сессию пора заканчивать. Во-вторых, в те- чение оставшегося времени не ожидается рассмотрения или обсуждения како- го-либо нового материала. Если клиент сообщает новые сведения, консультанту необходимо их проанализировать, чтобы сделать предметом рассмотрения на следующей сессии. В исключительных случаях консультант должен принимать решения по предоставляемым фактам оперативно, без подготовки.
208
Консультант может эффективно завершить собеседование несколькими способами. Один из них — это просто кратко заявить, что время вышло (Ben- jamin, 1987; Hackney & Cormier,
1994). Например, он может сказать: «Похоже, что на сегодня наше время закончилось». Чем проще заявление, тем лучше. Ес- ли клиент бесконечно долго рассказывает о каком-либо предмете в конце сес- сии, консультант должен напомнить клиенту, что в их распоряжении остается только 5-10 минут. После этого клиент может сосредоточить внимание на важ- ных вопросах. В качестве альтернативы или как дополнение к прямому заявле- нию консультант может использовать невербальные сигналы, чтобы дать кли- енту понять, что сессия завершается. Это может быть взгляд на часы или вста- вание. Невербальные сигналы, возможно, лучше всего использовать с вербаль- ными пояснениями. Одно подкрепляет другое.
К концу собеседования обычно полезно подытожить все, что случилось во время сессии. Это подведение итогов может быть начато или консультантом, или клиентом. Хорошее заключение связывает вместе главные моменты сессии и «должно быть кратким, сведенным к сути и не должно содержать интерпре- тации» (Hackney & Cormier, 1994, p. 71). Совместное подведение итогов позво- ляет консультанту и клиенту понять, что каждый из них вынес из сессии, и предоставляет возможность выяснить любые недоразумения.
Важным элементом завершения любой индивидуальной сессии является назначение времени следующей встречи (Hansen, Rossberg & Cramer, 1994).
Большинство проблем требуют для своего решения длительного времени. Кли- енты и консультанты должны знать, когда они встретятся снова, чтобы про- должить незавершенную работу. Проще и эффективнее договариваться о сле- дующей встрече в конце сессии, чем делать это позже по телефону.
З
АВЕРШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Продолжительность и цели отношений консультирования могут быть различными. Для здоровья и благополучия и консультанта, и клиента важно, чтобы вопрос о результате, достижение которого будет являться критерием для завершения отношений, был рассмотрен как можно раньше, так чтобы оба они могли максимально долго сотрудничать в его достижении (Cavanagh, 1990).
Людям требуется время, чтобы подготовиться к окончанию значимых взаимо- отношений. Даже если отношения заканчиваются на положительной ноте, мо- жет оставаться некоторое чувство досады. Поэтому завершение не должно обя- зательно представляться как высшая точка процесса консультирования. Хакни и Кормьер (Hackney & Cormier, 1994) подчеркивают, что лучше преуменьшить значение завершения, чем преувеличивать его.
Консультант и клиент должны совместно решить, когда завершение от- ношений будет уместным и полезным (Young, 1998). Как правило, они вер- бально дают друг другу понять о готовности к завершению. Например, клиент может сказать, «думаю, что я действительно добился прогресса в течение по-
209 следних нескольких месяцев». Или консультант может заявить: «Вы, кажется, на правильном пути и больше не нуждаетесь в моих услугах». Такие заявления предполагают инициализацию конца отношений консультирования и обычно подразумевают признание достигнутого прогресса в развитии или в разрешении проблемы. Целый ряд других поведенческих признаков также могут служить сигналом к концу консультирования. В их число входят: снижение интенсивно- сти работы, увеличение проявлений юмора, уменьшение проявлений негати- визма, отказов, злости, печали или зависимости (McGee, Schuman & Racusen,
1972; Patterson & Welfel; Shulman, 1999).
Хакни и Кормьер (1994) полагают, что в отношениях, которые продолжа- лись больше трех месяцев, заключительные три или четыре недели должны быть потрачены на обсуждение воздействия завершения. Напри- мер,ч.консультанты могут пытаться выяснить, как их клиенты будут справлять- ся без поддержания отношений консультирования. Консультанты могут также спросить клиентов о значении отношений консультирования и предполагаемом использовании в будущем того, что они узнали. Шульман (Shulman, 1999) предлагает, в качестве общего правила, уделять проблемам, связанным с за- вершением отношений консультирования, шестую часть всего времени работы.
Махолик и Тернер (Maholick & Turner, 1979) обсуждают несколько спе- цифических моментов, требующих внимания при принятии решения о завер- шении консультирования.
• Проверить, достигнуто ли уменьшение или устранение начальных про- блем или симптомов клиента.
• Определить, устранены ли переживания, вызвавшие стресс и послу- жившие причиной обращения к консультированию.
• Оценить способность клиента добиваться успеха и степень его понима- ния себя и других.
• Установить, сможет ли клиент относиться лучше к другим и способен ли он любить и быть любимым.
• Определить, приобрел ли клиент способность продуктивно планировать и выполнять свою работу.
• Оценить, может ли клиент чувствовать себя раскованней и наслаждать- ся жизнью.
Эти моменты не являются в равной степени важными для всех клиентов, но существенно, чтобы перед завершением консультирования клиенты почув- ствовали уверенность в том, что смогут жить эффективно без посторонней под- держки (Huber, 1989; Ward, 1984; Young, 1998).
Имеются по крайней мере еще два способа облегчить окончание отноше- ний клиента и консультанта. Первый из них включает использование метода
затухания. Диксон и Гловер (Dixon & Glover, 1984) определяют затухание как
«постепенное уменьшение влияния искусственных структур, созданных для до- стижения желательных изменений» (р. 165). Другими словами, клиенты посте- пенно прекращают получать подкрепления, стимулирующие определенного ро- да поведение. Конечная цель всего консультирования состоит в том, чтобы по- мочь клиентам стать менее зависимыми от консультанта и сессий консультиро-
210 вания и больше зависеть от себя и от взаимоотношений с другими. В процессе консультировании клиенты должны также научиться распознавать положи- тельное подкрепление в естественных случайных обстоятельствах. Для того чтобы способствовать «затуханию», сессии консультирования могут проходить все реже и реже или просто становиться укороченными (Cormier & Cormier,
1991).
Другой способ облегчить завершение отношений консультирования со- стоит в том, чтобы помочь клиенту развить навыки успешного решения про- блем (Dixon & Glover, 1984). Клиенты, так же как и все остальные, постоянно сталкиваются с проблемами. Если консультанты смогут помочь своим клиен- там научиться более эффективно справляться с трудностями, клиенты больше не будут нуждаться в отношениях консультирования. В этом заключается про- цесс распространения опыта консультирования на реальную жизнь. В идеаль- ном, случае этот процесс включает образовательные и профилактические меро- приятия, а также обучение навыкам принятия решения для каждодневной жиз- ни и кризисных ситуаций.
С
ОПРОТИВЛЕНИЕ ЗАВЕРШЕНИЮ
Сопротивление завершению может исходить как от консультанта, так и от клиента. Паттерсон и Уэлфел (Patterson & Welfel, 1994) отмечают, что сопро- тивление особенно вероятно тогда, когда отношения консультирования про- должаются длительное время или достигли высокого уровня близости. Другие факторы, которые могут способствовать сопротивлению, связаны с переживае- мой болью утраты, одиночеством, безутешным горем, потребностью в поощре- нии, опасением быть отвергнутым и боязнью необходимости быть самостоя- тельным. Некоторые из этих факторЗв больше относятся к клиентам, в то время как другие скорее характеризуют консультантов.
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 83