ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1258
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
217 другую стадию (Maholick & Turner, 1979). Важно, чтобы завершение было вза- имно согласованным, насколько это возможно, чтобы все участники могли продвигаться дальше такими способами, которые они считают наиболее про- дуктивными. Однако это не всегда возможно. Паттерсон и Уэлфел (Patterson &
Welfel, 1994, p. 138-
139) предлагают восемь принципов, которыми консультант может руководствоваться для позитивного завершения интенсивных отноше- ний консультирования.
1. «Ясно сознавать потребности и желания клиента». При завершении от- ношений консультирования клиенту может понадобиться время, чтобы погово- рить с консультантом относительно предполагаемого завершения. Для этого может потребоваться несколько сессий.
2. «Ясно сознавать свои собственные потребности и желания». Консуль- тирование — не улица с односторонним движением, и те консультанты, кото- рые заботятся о других без того, чтобы побеспокоиться о себе, будут, скорее всего, испытывать трудности в связи с окончанием отношений. Консультанту необходимо учитывать свои личные переживания и потребности в отношениях консультирования перед их завершением.
3. «Анализировать свой предыдущий опыт расставаний и свою внутрен- нюю реакцию на этот опыт». Чувства, порожденные одними интенсивными от- ношениями, могут быть подобны тем, которые имели место в других. Консуль- тант должен анализировать свои эмоциональные реакции, чтобы избежать контрпереноса и быть подлинным в отношениях.
4. «Предлагать клиенту поделиться впечатлениями о том, как он пережи- вает окончание консультирования». Этот принцип подобен первому, но он со- средоточивается на эмоциях, а не на мыслях клиента. Клиенты должны выра-, жать себя настолько полно, насколько это возможно, чтобы завершение при- несло максимальную пользу.
5. «Откровенно делиться с клиентом своими переживаниями по поводу консультирования». Это — другой аспект открытости консультанта во взаимо- отношениях. В частности, дайте клиенту понять, что вы как консультант по- черпнули из этого конкретного опыта.
6. «Проанализируйте главные события процесса консультирования и пе- ренесите результаты анализа на настоящее». Основная задача данного процесса состоит в том, чтобы помочь клиенту увидеть, насколько далеко он ушел от своего состояния в начале консультирования, и полнее понять происшедший рост. Процедура включает анализ всех имевших место значительных моментов и поворотных пунктов в отношениях, с акцентом на индивидуализации, персо- нальном осмыслении выводов.
7. «Доброжелательно отметьте изменения, которых добился клиент». Со- гласно этому принципу консультант дает клиенту понять, что он признает про- гресс, который был достигнут, и активно поощряет клиента поддерживать эту тенденцию.
8. «Предложите клиенту и в дальнейшем сообщать о том, что случается в его жизни». Отношения консультирования в конечном счете прерываются, но забота и проявления интереса консультанта в отношении клиента не заканчи-
218 ваются автоматически в заключительной сессии. Клиенты должны знать, что консультант продолжает интересоваться тем, что случается в их жизни. Это может быть частично реализовано с помощью дополнительных сессий.
П
РОБЛЕМЫ
,
СВЯЗАННЫЕ С ЗАВЕРШЕНИЕМ
П
ОСТКОНСУЛЬТАЦИОННОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
«Постконсультационное сопровождение проводится с тем, чтобы выяс- нить, как обстоят дела у бывшего клиента в связи с его прошлой проблемой спустя определенное время после завершения отношений» (Okun, 1997). В сущности, это процесс позитивного контроля, который поощряет развитие кли- ента (Doyle, 1998; Egan, 1998). Некоторые консультанты пренебрегают этапом постконсультационного сопровождения. Но его проведение важно потому, что оно поддерживает достижения, которых клиенты добились в ходе консультиро- вания, и помогает как консультанту, так и клиенту заново оценивать опыт.
Кроме того, оно подчеркивает искреннюю заботу консультанта и его заинтере- сованность в делах клиента.
Постконсультационное сопровождение может быть как краткосрочным, так и долгосрочным (Cormier & Cormier, 1998). Краткосрочное сопровождение обычно проводится в течение 3-6 месяцев после прекращения консультирова- ния. Долгосрочное сопровождение проводится по крайней мере не менее 6 ме- сяцев после завершения.
Постконсультационное сопровождение может принимать многочислен- ные формы, но выделяются четыре главных способа его обычного проведения
(Cormier & Cormier,
1998). Первый заключается в приглашении клиента на сес- сию, чтобы обсудить любой прогресс, которого он или она продолжают доби- ваться в достижении желаемых целей. Второй способ — телефонный звонок клиенту. Звонок позволяет клиенту сообщить сведения консультанту, ограни- чиваясь только устным взаимодействием. Третий способ состоит в том, чтобы консультант послал клиенту письмо с вопросом о его текущем состоянии. Чет- вертый, наиболее обезличенный способ — отправка клиенту анкеты, касаю- щейся его текущего состояния. Многие агентства используют этот тип сопро- вождения как способ демонстрации ответственности. Такие процедуры не пре- пятствуют использованию отдельными консультантами других, специфических процедур наблюдения. Несмотря на временные затраты, персональное наблю- дение является, возможно, наиболее эффективным способом оценки прошлых опытов консультирования. Оно способствует созданию у клиента уверенности, что о нем заботятся как о личности, а не только как об объекте статистики.
Иногда, независимо от способа сопровождения, бывает полезно, чтобы с помощью графиков или диаграмм клиент самостоятельно отслеживал соб- ственный прогресс. Затем, при необходимости представить эту информацию консультанту, клиент может сделать это более наглядно и объективно. Если
219 консультант и клиент соглашаются в конце последней сессии о графике после- консультационного наблюдения, этот тип самоконтроля может быть особенно полезен, поскольку даст клиенту конкретное доказательство прогресса и более ясное осознание текущих потребностей.
Н
АПРАВЛЕНИЕ К ДРУГОМУ СПЕЦИАЛИСТУ
И РЕЦИРКУЛЯЦИЯ
Консультанты не способны помочь каждому, кто нуждается в помощи.
Когда консультант понимает, что ситуация является непродуктивной, важно решить, нужно ли завершать отношения или оформлять направление к специа- листу. Выдача направления подразумевает организацию помощи клиенту, когда предыдущее назначение не является или не может являться полезным (Okun,
1997). Имеется множество причин для направления к специалистам, включая следующие (Goldstein, 1971):
• Консультанту неизвестны методы решения проблемы клиента.
• Консультант неопытен в конкретной области (например, в работе с ток- сикоманией или с психическими заболеваниями) и не имеет необходимой ква- лификации, чтобы помочь клиенту.
• Консультанту известно, что существует возможность обратиться к ква- лифицированному специалисту, который будет более полезным для данного клиента.
• Консультант и клиент имеют несовместимые типы личности.
• Отношения между консультантом и клиентом увязли в начальной фазе консультирования.
Направление к специалисту включает в себя ответы на вопросы «как?» и
«когда?». Чтобы ответить на вопрос «Как?», консультант должен знать, как ис- пользовать существующие ресурсы помощи и как обращаться с клиентом, что- бы повысить возможность его согласия на направление к специалисту. Клиент может отказаться от направления к специалисту, если он чувствует, что кон- сультант не хочет с ним работать. Паттерсон и Уэлфел (Patterson & Welfel,
1994) предлагают консультантам посвящать по меньшей мере одну сессию ра- боты С клиентом подготовке к направлению к специалисту. Встречаются кли- енты, для которых необходимо провести несколько таких сессий.
Ответ на вопрос «Когда?» связан с выбором времени. Чем дольше клиент работает с консультантом, тем более неохотно он пойдет на то, чтобы работать с кем-то другим. Поэтому правильный выбор времени является очень важным.
Если консультант предвидит возможность того, что отношения с данным кли- ентом могут зайти в тупик, он должен направить этого клиента к другому спе- циалисту как можно скорее. С другой стороны, если консультант проработал с клиентом некоторое время, он должен почувствовать, достаточно ли времени было у клиента, чтобы прийти к мысли о работе с кем-либо еще.
Рециркуляция (повторное консультирование) назначается в тех случаях, когда консультант считает, что хотя процесс консультирования не привел еще к
220 желаемым результатам, но такая возможность еще существует. Рециркуляция означает повторный анализ всех стадий терапевтического процесса. Возможно, цели должным образом не были определены или была выбрана несоответству- ющая стратегия. В любом случае, повторно исследуя процесс консультирова- ния, консультант и клиент могут решить, как (если нужно) пересмотреть и за- ново провести процесс консультирования. Консультирование, подобно другим мероприятиям, не всегда проходит успешно с первой попытки. Рециркуляция дает и консультанту, и клиенту вторую возможность достичь того, чего каждый хочет: положительных изменений.
Р
ЕЗЮМЕ
Завершение является важной стадией консультирования, хотя его часто недооценивают и неправильно понимают. Проблемам, связанным с пережива- нием потери и с завершением, в консультировании обычно уделяют меньше внимания, чем проблемам роста и развития. Таким образом, тема завершения часто или игнорируется, или считается не требующим специального внимания.
Однако успешное завершение консультирования принципиально важно для здоровья и благополучия как консультанта, так и клиента. Оно является важной стадией консультирования, которая может повлиять на успешность всех предыдущих стадий и должна проводиться квалифицированно. В противном случае каждый участник взаимоотношений консультирования может увязнуть в бесполезных мелочах. Завершение дает клиенту возможность опробовать новые способы поведения и служит ему своеобразным мотиватором.
В этой главе уделено внимание процедурам, которые связаны с заверше- нием — как отдельной консультационной сессии, так и продолжительных от- ношений консультирования. И клиенты и консультанты должны подготавли- ваться к обоим видам завершения. Один из способов облегчить эту подготовку заключается в использовании схемы, например временных рамок или вербаль- ных и невербальных сигналов. Прежде чем отношения консультирования будут закончены, клиенты должны освоить навыки решения задач, чтобы при столк- новении с трудными жизненными обстоятельствами они могли рассчитывать на собственные силы больше, чем на поддержку своих консультантов. Тем не ме- нее важно, чтобы клиенту было дано разрешение войти в контакт с консультан- том снова, если это окажется необходимо. Тактика открытости позволяет в зна- чительной степени уменьшить беспокойство клиента.
Бывают случаи, когда консультант и/или клиент противятся завершению отношений. Часто это сопротивление связано с неустраненными чувствами пе- чали и одиночества (Cowger, 1994). Когда клиент испытывает такие чувства, он может принять решение завершить отношения преждевременно. Консультант может также инициировать завершение, но обычно делает это по уважитель- ным причинам. Независимо от того, кто инициирует завершение, важно, чтобы о нем были осведомлены все участники консультирования и имели возмож- ность к нему подготовиться. По возможности консультирование лучше всего
221 закончить позитивно. После того как отношения консультирования заверши- лись, полезно в течение года осуществлять в какой-либо форме постконсульта- циониое сопровождение. Иногда направление к специалистам или процедуры рециркуляции означают гарантию того, что клиент получает помощь, в которой нуждается.
З
АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. В парах обсудите наиболее значительные случаи завершения в вашей жизни, такие как смерть любимого, окончание учебного заведения, завершение некоторой стадии жизни.
Оцените положительный опыт, который вы вынесли из этих событий, а также болезненные переживания, которые вы испытали.
2. В небольших группах разыграйте, меняясь ролями, различные формы сопротивле- ния завершению в конце сессии, случающиеся между клиентом и консультантом. Пусть один член группы играет роль консультанта, другой — клиента, двое участников исполняют роли
alter ego
консультанта и клиента, а еще один будет наблюдателем-экспертом. После того как каждый получит возможность выступить в роли консультанта, обсудите свои впечатления по поводу противодействия у вас самих и у ваших партнеров и какие стратегии, на ваш взгляд, лучше всего помогали в преодолении сопротивления.
3. Составьте список способов, с помощью которых, по вашему мнению, вы можете сообщить, когда консультант или клиент готов закончить отношения. Затем молча разыграй- те перед вашими сокурсниками не менее двух из этих способов и попросите наблюдателей описать ваши действия и собственную вероятную реакцию на них.
4. Пусть все присутствующие разделятся на две команды. Обсудите, должны ли от- ношения консультирования заканчиваться на положительной ноте. Особо обратите внимание на те положительные результаты, которые клиент или консультант могли бы получить от негативного завершения консультирования.
5. Как вы относитесь к процедуре рециркуляции? В группах по четыре человека обсу- дите, что вы думаете и чувствуете по поводу этой процедуры. Аналогично, разыграйте в ли- цах, как бы вы направили трудного клиента к другому профессионалу.
Л
ИТЕРАТУРА
Anderson
С. М. & Stewart S. (1983). Mastering resistance: A practical guide to family
therapy. New York: Guilford.
Benjamin A. (1987). The helping interview (4th ed.). Boston: Houghton Mifflin.
Brammer L. M. & MacDonald G. (1996). The helping relationship (6th ed.). Boston: Allyn
& Bacon.
Burke J. F. (1989). Contemporary approaches to psychotherapy and counseling. Pacific
Grove CA: Brooks/Cole.
Cavanagh M. E. (1990). The conseling experience. Prospect Heights IL: Waveland.
Cormier W. H. & Cormier L. S. (1998). Interviewing strategies for helpers. (4th ed.). Pacific
Grove CA: Brooks/Cole. CowgerE. (1994 November). Dealing with grief and loss. Presen- tation at the Southern Association for Counselor Education and Supervision conference Charlotte
NC
Dixon D. N. & Glover J. A. (1984). A problem-solving approach. New York: Wiley.
Doyle R. E. (1998). Essential skills and strategies in the helping process (2nd ed.). Pacific
Grove CA: Brooks/Cole.
Egan G. (1998). The skilled helper (6th ed.). Pacific Grove
С A: Brooks/Cole.