ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1259
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
222
Cladding S. T. (1990). Coming full cycle: Reentry after the group. Journal for Specialists
in Group Work, 15,130-131.
Gladding S. T. (1998). Family therapy: History, theory, and practice (2nd ed.). Upper Sad- dle River NJ: Merrill/Prentice Hall.
Goldberg C. (1975). Termination: a meaningful pseudo-dilemma in psychotherapy. Psycho-
therapy, 12, 341-343.
Goldstein A. (1971). Psychotherapeutic attraction. New York: Pergamon. Goodyear R. K.
(1981). Termination as a loss experience for the counselor. Personnel and Guidance Journal,
59,349-350.
Guy J. D. (1987). The personal life of the psychoterapist. New York: Wiley.
Hackney H. & Cormier L. S. (1994). Counceling strategies and objectives (4th ed.). Bos- ton; Allyn & Bacon.
Hansen J. C., Rossberg R. H. & Cramer S. H. (1994). Couseling theory and process (5th ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Hansen J. Warner R. & Smith E. (1980). Group counceling: Theory and process (2nd ed.).
Chicago: Rand McNally.
Hayes R. L. (1993). Life, death, and reconstructive self. Journal of Humanistic Education
and Development, 32, 85-88.
Hodgkinson H. L. (1992). A demographic look at tomorrow. Washington DC: Institute for
Educational Leadership. Huber
С. Н. (1989). Paradox-orthodox: Brief pastoral psychotherapy. Indi-
vidual Psychology, 45, 230-237.
Hulse-Killacky D. (1993). Personal and professional endings. Journal of Humanistic Educa-
tion and Development, 32, 92-94.
Ivey A. E. (1994). International interviewing and counceling (3rd ed.). Pacific Grove CA:
Brooks/ Cole.
Kottler J. A., Sexton T. L. & Whiston S. C. (1994). The heart of healing. San Francisco:
Jossey-Bass.
Kovacs A. L. (1965). The intimate relationship: A therapeutic paradox. 97-103. Kovacs A.
L. (1976). The emotional hazards of teaching psychotherapy. Psychotherapy, 2,321-334.
Kubler-Ross E. (1969). On death and dying. New York: Macmillan.
Lerner S. & Lerner H. (1983). A systematic approach to resistance: Theoretical and tech- nical considerations. American Journal of Psychotherapy, 37, 387-399.
Loewenstein S. F. (1979). Helping family members cope with divorce. In S. Eisenberg & L.
E. Patterson (Eds.), Helping clients with special concerns (pp. 193-217). Boston: Houghton Mifflin.
London M. (1982). How do you say good-bye after you've said hello? Personnel and Guid-
ance Journal, 60, 412-414.
Maholick L. T. & Turner D. W. (1979). Termination: The difficult farewell. American Jour-
nal of Psychotherapy, 33, 583-591.
McGee
Т. Е., Schuman В. N. & Racusen F. (1972). Termination in group psychotherapy.
American Journal of Psychotherapy, 26, 521-532.
MunroJ. N. & Bach T. R. (1975). Effect of time-limited counseling on client change. Jour-
nal of Counceling Psychology, 22, 395-398.
Nystui M. S.(1993). Theartandscienceofcouncelingandpsychotherapy.UpperSaddleRiverN];
Merrill/Prentice Hall.
Okun B. F. (1997). Effective helping (5th ed.). Pacific Grove CA; Brooks/Cole.
Patterson L. E. & Welfel E. R. (1994). The counceling process (4th ed.). Pacific Grove IL:
Brooks/Cole.
Pearson Q. M. (1998). Terminating before counseling has ended: Counseling implications and strategies for counselor relocation. Journal of Mental Health Counceling, 20, 55-63.
Perls F. S. (1969), Gestalt therapy verbation. Lafayette CA: Real People Press.
Seligman L. (1984). Temporary termination.Joumal of Counceling and Development, 63,43-
44.
223
Sheehy G. (1976). Passages: Predictable crises of adult life. New York: Bantam.
Shulman L. (1999). The skills of helping individuals, families, groups^and communities (4th ed.). Itasca IL: Peacock. Vi ckio C. J. (1990). The goodbye brochure: Helping students to cope with transition and loss.
Journal of Counceling and Development, 68, 575-577.
Ward D. E. (1984). Termination of individual counseling: Concepts and strategies. Journal
of Counceling and Development, 63, 21-25.
Weiss R. S. (Ed.). (1973). Loneliness. Cambridge MA: MIT Press.
Yalom I. D. (1995). The theory and practice of group psychotherapy (4th ed.). New York:
Basic Books.
Young M. E. (1998). Learning the art of helping. Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice
Hall.
224
1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 ... 83
ГЛАВА 8
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ И АДЛЕРИАНСКИЙ
ПОДХОДЫ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Мне известно то напряжение,
которое временами создается в твоей голове,
когда мысли кипят, словно в чайнике,
иногда прорываясь наружу со свистом,
а порою взрываясь.
А где-то за шумным фасадом
(в тишине и покое, возможно)
чувства могли течь, словно мощные реки.
Но теперь они непрерывно бурлят в твоем мозгу,
застилая все паром и заглушая беседу.
«Tea-kettle song», by S.T. Gladding,
(1974) School Counselor, 21, 209.
Консультирование, по определению, является процессом, который вклю- чает в себя межличностные отношения (Patterson, 1985). Часто оно проводится на личностном уровне. При этом устанавливается атмосфера доверия между консультантом и клиентом, которая гарантирует взаимопонимание, изучение, планирование, изменение и рост. В консультировании клиент получает пре- имущество немедленной обратной связи от консультанта относительно своих действий, чувств, планов и прогресса.
Существуют четыре переменные, общие для любого типа консультирова- ния, которые определяют скорость развития и изменения: консультант, клиент, условия проведения консультирования и теоретическая ориентация консуль- танта. Мы уже исследовали некоторые из универсальных качеств, обусловли- вающих эффективность консультантов и самого процесса консультирования.
Оказалось, что существуют определенные параметры, которые позволяют оха- рактеризовать эти аспекты консультирования. Например, эффективные кон- сультанты обладают хорошим пониманием себя и других, осознают значение теории консультирования. Кроме того, они получили полноценное профессио- нальное образование. Они понимают своих клиентов и работают сними над до- стижением согласованных целей и сознают, что на личностном уровне кон- сультанты и клиенты оказывают мощное воздействие друг на друга и на про- цесс консультирования. Условия, в которых проводится консультирование, также следует отнести к критическим переменным. Консультанты по-разному работают над проблемами клиентов в различных условиях, например в школах, реабилитационных агентствах и центрах психического здоровья. Точно так же способы проведения консультирования зависят от стадии, которой достигли взаимоотношения консультирования.
225
Главы 8-11 сосредоточиваются на анализе теоретических подходов в кон- сультировании. Консультирование начиналось как взаимоотношения между людьми. Хотя в настоящее время преобладает групповое, семейно-супружеское консультирование и объединенное (общее) консультирование, теории, рассмат- риваемые в этих главах, часто считаются фундаментом, на котором развивались другие подходы в консультировании.
Т
ЕОРИЯ
—
В ПРАКТИКУ
К 1994 году в мире насчитывалось более 400 психотерапевтических си- стем (Corsini, 1995). Следовательно, консультанты имеют широкие возможно- сти выбора наиболее подходящей системы. Эффективные консультанты тща- тельно исследуют различные теории, чтобы убедиться в их эффективности и выбрать для работы ту, которая наилучшим образом согласуется с их личными убеждениями, взглядами на природу человека и возможностями ее изменения.
Большинство подходов в консультировании, кроме эклектических, попадают в одну из четырех широких теоретических категорий: психоаналитические, аф- фективные, когнитивные и бихевиоральные. Помимо этих основных теоретиче- ских позиций, мы изучим некоторые их комбинации, например когнитивно- бихевиоральные подходы, значимость и распространение которых возросли в последние годы (см. главу 11). Мы рассмотрим взгляды основоположников данных теорий, потому что, как замечает Корсики (Corsini, 1995), «существует, оказывается, согласованность между характеристиками личности того или ино- го новатора в психотерапии и системой, которую он или она разработали» (р.
13). После начального обсуждения мы исследуем следующие аспекты каждой теории: взгляд на человеческую природу, роль консультанта, цели, методы, а также оценка уникальности и ограничений теории.
Изучая различные теории, подумайте, на базе какой из них вам было бы наиболее удобно работать. Поразмышляйте о том, как вы могли бы. использо- вать каждый подход и с каким типом клиентов.
Эта глава охватывает психоаналитическую теорию Фрейда (классиче- скую) и модификации данной теории, такие как теория объектных отношений
и психосоциальная психология. Психоанализ оказал прямое и косвенное влия- ние на ряд подходов к консультированию (Corsini, 1989). В этой главе мы также рассмотрим теорию Адлера — из-за ее тесной исторической связи с психоана- лизом и ее значения в консультировании.
Необходимо подчеркнуть, что единственной общей характеристикой психоанализа и теории Адлера является время их создания. Зигмунд Фрейд и
Альфред Адлер были совершенно разными людьми, и их судьбы и теории зна- чительно различаются. Они оба соглашались с тем, что ранний детский опыт является мощной детерминантой при формировании взрослой личности. Они поддерживали научные взаимоотношения и спорили по поводу достоинств це- лого ряда теоретических конструкций и принципов. Но в то время как Фрейд подчеркивал значение сексуальности, инстинктов и бессознательного, Адлер
226 подчеркивал значение социальной жизни, сознательных целей и психического опыта. По сути, теория Адлера является многоаспектной — когнитивной и би- хевиоральной, равно как и аффективной. Она уникальна по своему социально- му значению и прагматическому характеру.
П
СИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Психоаналитические теории имеют большое значение с исторической точки зрения. Они были среди первых теорий, которые получили общественное признание и принятие. Прежде всего с этими подходами ассоциируется имя
Зигмунда Фрейда, и его гением заложены первоначальные идеи, связанные с психоанализом. Многие видные теоретики консультирования (например, Аль- фред Адлер, Карл Юнг, Альберт Эллис, Ролло Мэй и Фриц Перлз) оказались под непосредственным влиянием концепции Фрейда — либо благодаря обще- нию непосредственно с Фрейдом, либо после изучения его идей. Некоторые теоретики (включая Карла Роджерса, Б. Ф. Скиннера, Отто Ранка и уже упомя- нутых выше) разрабатывали теории в прямом противостоянии принципам
Фрейда. А другие (такие, как Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Гарри Стэк Салли- ван, Карен Хорни и Хайнц Когут) модифицировали понятия концепции Фрей- да, развивая собственные идеи и концепции. Упоминания Зигмунда Фрейда и психоанализа пронизывают всю литературу по консультированию. Тот, кто не знает основ психоанализа и его понятий, не может считаться образованным консультантом.
К
ЛАССИЧЕСКАЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
З
ИГМУНД
Ф
РЕЙД
Жизнь Зигмунда Фрейда была в центре внимания многих книг. Его офи- циальный биограф, Эрнест Джонс, написал фундаментальный трехтомный труд
(Jones,
1953, 1955, 1957) о жизни Фрейда и о развитии его идей.
Зигмунд Фрейд родился во Фрайбурге, Австрия, в 1856 году. Он был пер- вым сыном от второго брака своего отца (рис. 8.1). Его мать создала для Зиг- мунда привилегированное положение в семье, потому что она возлагала на него большие надежды, чем на младших детей (пятерых дочерей и двух сыновей). В
1860 году отец Фрейда перевез семью в Вену, и там Фрейд провел большую часть своей жизни.
Фрейд, превосходный студент, был ограничен в возможностях выбора профессии из-за относительно скромного достатка семьи и из-за своего еврей- ского происхождения. Он поступил в Венский университет в 1873 году после того, как принял решение посвятить себя медицине. Он получил медицинскую степень в 1881 году, наряду с обычной программой в совершенстве овладев ис- следовательскими методами. В 1886 году он женился на Марте Бернейс и впо- следствии стал отцом шестерых детей, самая младшая из которых, Анна, при-
227 обрела известность благодаря своим заслугам в области детского психоанализа.
Рис.8.1. Гемограмма Фрейда
Источник: «Genograms in Family Assessment» (р. 17), by Monica McGoldrick and Randy Gerson.
Фрейд вел частную психиатрическую практику и работал, прежде всего, с больными истерией. Первоначально в качестве главного метода лечения он ис- пользовал гипноз; эту методику он освоил во Франции под руководством невропатолога Жана Шарко. Фрейд, однако, не стал хорошим гипнотизером и вскоре обнаружил, что во многом его успех зависел скорее от отношений, кото- рые он устанавливал с пациентом в процессе лечения, чем непосредственно от гипноза. Это открытие привело его к исследованию возможностей использова- ния клинических отношений терапевта с клиентом, в комбинации с концентра- цией клиента на изменениях (Freud, 1925/1959).
В студенческие годы Фрейд увлекся методом катарсиса Иозефа Брейера, использовавшимся при лечении истерических больных. Брейер облегчал болез- ненные переживания своих пациентов и работал с эмоциями, подавляемыми в течение ряда лет. Метод подразумевал использование гипноза. Фрейд стал ис- пользовать этот метод несколько иначе. Он клал руку на лоб пациента, когда тот начинал блокировать вербальный материал. Касаясь лба пациента, Фрейд убеждал последнего, что он или она могут вспомнить давно забытые важные события и мысли. Фрейд назвал этот метод методом свободных ассоциаций. Он использовал его для исследования бессознательного своих пациентов, а инфор- мация, полученная в процессе терапии, стала предметом для интерпретации и анализа. Так появился психоанализ. Работа Фрейда с другими исследователями,
228 так же как и годы самоанализа, позволили ему по-новому взглянуть на природу человека, и он начал настаивать на важности бессознательного в понимании личности (Monte, 1991).
Многих коллег Фрейда, а позже — широкую публику отталкивал акцент его теории на значении сексуальности и агрессии в этиологии личности. Тем не менее идеи Фрейда привлекли ряд последователей, и в 1902 году он формально организовал в своем доме группу, позднее получившую известность как Вен- ское психоаналитическое общество. Эта группа приобрела международную из- вестность, когда Фрейд и некоторые из его последователей в 1908 году приняли приглашение посетить США для чтения лекций в Университете Кларка (Clark
University).
Несмотря на ряд личных и профессиональных неудач самого Фрей- да, психоаналитическая теория продолжала расти и развиваться. Учреждение профессиональных журналов и международных конгрессов, посвященных дан- ной теории, так же как и стимулирующие развитие эмпирических исследований работы Фрейда, обусловили историческое значение психоанализа. Фрейд умер в 1939 году в Лондоне, куда он бежал из занятой нацистами Австрии.
П
ОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Понимание теории Фрейда необходимо для понимания развития различ- ных подходов в консультировании. Его теория, обычно упоминаемая как пси- хоанализ, развивалась на протяжении всей его жизни, а многие из ее главных принципов были изложены в его книгах «The interpretation of dreams»
(1900/1955), «New introductory lectures on psychoanalysis»
(1923/1933), и «The
ego and the id»
(1923/ 1947). Взгляд Фрейда на человеческую природу является динамическим: это означает, что Фрейд верил в преобразование и энергетиче- ский обмен внутри личности (Hall, 1954). Многое в работах Фрейда метафо- рично, потому что большинство гипотез, которые он предложил, не могли быть научно доказаны в то время (Hergenhahn, 1984). Однако Фрейд надеялся, что его теории будут в конечном счете эмпирически доказаны, и развивал методы работы с пациентами, основанные на этой предпосылке.
По Фрейду, человеческую природу можно объяснить в терминах созна- ния, предсознания и бессознательного. Сознание ориентировано на события настоящего, на познание внешнего мира. Предсознание представляет собой прослойку между сознательным и бессознательным и совмещает аспекты того и другого. В пред-сознании находятся скрытые воспоминания или забытые пере- живания, которые можно вспомнить, если человеку дать соответствующие намеки. Например, человек может вспомнить имя другого после длительной разлуки, если собраны достаточные напоминания. Наконец, ниже предсозна- тельного расположено бессознательное, наиболее мощная и наименее понятая часть личности. В бессознательном сосредоточены мощные инстинктивные, подавляемые силы личности.
И
Д
,
Э
ГО И
С
УПЕР
-
ЭГО
. Согласно Фрейду, личность состоит из трех ча- стей: Ид, Эго и Супер-эго. Ид и Супер-эго ограничены бессознательным; Эго оперирует, прежде всего, в сознании, но также и в предсознании, и в бессозна-