ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1261
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
229 тельном. Ид содержит в себе основную унаследованную сущность личности и присутствует с рождения. Ид является аморальным, импульсивным, иррацио- нальным и действует согласно принципу удовольствия. Ид стремится добиться того, чего хочет, потому что не может выносить напряжения неудовлетворен- ной потребности. Ид действует через мотивы, инстинкты и воображение
(например, через сновидения, галлюцинации и фантазирование) — то есть че- рез так называемые первичные процессы. Хотя мышление на уровне первичных процессов может приносить временное облегчение, в конечном счете оно не является удовлетворительным. Следовательно, Ид разряжается, поставляя энер- гию Эго, что служит другим способом получения того, в чем нуждается Ид.
Обладая достаточной силой и будучи оставленным без контроля, Ид, ве- роятно, может разрушить личность или стать причиной неприятностей, дей- ствуя путем проявлений примитивных, агрессивных и сексуальных мотивов, которые заключены в нем. Люди, которые воспитывались в условиях, позво- лявших им действовать, руководствуясь импульсами Ид, не научаются доста- точно хорошо понимать последствия своих действий. В Ид сосредоточены два основных вида энергии, два инстинкта: инстинкт жизни, известный как эрос, и инстинкт смерти — танатос. Вначале Фрейд связывал эрос с сексуальностью, но позже он модифицировал эту идею, описывая все жизнеобеспечивающие инстинкты как эрос, а сопровождающую их психическую энергию — как либи-
до. Мысль, что каждая личность имеет определенного рода желание смерти, была результатом наблюдений Фрейдом разрушительного действия Первой ми- ровой войны и его убеждения, что, поскольку человеческое тело построено на неорганическом основании, люди, в конечном счете стремятся вернуться к та- кому состоянию существования. Идея танатоса никогда не была полностью развита, но Фрейд считал, что любые проявления агрессии, так же как и безрас- судно опасные поступки, такие как ненужный риск, являются проявлениями танатоса.
Эго усредняет желания и стремления Ид и Супер-эго, помогая человеку избежать излишней безответственности или, напротив, моральной закомплек- сованности. Эго является второй системой, развивающейся после Ид и перед
Супер-эго. Первоначально Эго удерживает Ид от выхода из-под контроля. Ча- сто Эго называют «исполнителем воли сознания». Когда оно полностью разви- то, его функции заключаются в том, чтобы удерживать желания Ид и Супер-эго под контролем, помогая человеку нормально взаимодействовать с внешним ми- ром. Эго действует согласно принципу реальности; реальность — это то, что существует (Hall, 1954). Также Эго изобретает способы достижения соответ- ствующих целей, получения энергии для деятельности от Ид (источника всей энергии) и удержания личности в гармонии с окружающей средой. Мышление
Эго известно как вторичный процесс. Этот процесс не представляет собой ни- чего более, чем рациональное мышление, проявляющееся в тех или иных ситу- ациях. Сильное Эго необходимо для здорового функционирования личности.
Супер-эго, в отличие от Ид, является моральным отделом сознания, рабо- тающего в соответствии с идеальными представлениями. Супер-эго является результатом нравственного обучения ребенка родителями и добивается совер-
230 шенства индивидуума. Следовательно, считают, что Супер-эго функционирует согласно моральному принципу. Через механизм, известный как идеальное Эго,
оно вознаграждает тех, кто следует родительским и социальным предписаниям и делает то, чему их учили. Например, дети, которых родители научили ценить аккуратность, хорошо чувствуют себя, когда соблюдают чистоту в комнате. С другой стороны, те, кто действует вопреки тому, чему их учили, наказываются через часть Супер-эго, называемую совестью, которая вызывает чувство вины.
Супер-эго, если ему предоставлено господство, удерживает личность в очень жестких моральных границах. Поскольку его цель — совершенство, Супер-эго иногда при столкновении с дилеммами принуждает людей к ограничению дея- тельности или вообще к бездействию, когда они сталкиваются.
С
ТАДИИ РАЗВИТИЯ
. Другим базовым понятием психоанализа, помимо трехуровневой структуры личности, является то, что Фрейд называл психосек-
суальными стадиями развития. Консультанты, работающие в русле психоана- лиза, должны понимать, в какой стадии развития находится их клиент, по- скольку стадии непосредственно влияют на план лечения. Каждая из четырех главных стадий связана с той зоной удовольствия, которая является доминиру- ющей в настоящее время. На первой, оральной стадии рот является главной зо- ной удовольствия. На этой стадии находятся дети до одного года, которые по- лучают основное удовольствие от сосания и хватания. На второй, анальной ста- дии дети от 1 до 2 лет находят удовольствие в удержании или выделении кала.
Эта стадия включает первый действительно значительный конфликт между внутренними инстинктами ребенка и внешними требованиями (например, научиться ходить в туалет).
На третьей, фаллической стадии, от 3 до 5 лет, дети пытаются дать выход своей сексуальной сущности. Главные зоны удовольствия — половые органы, и дети обоих полов должны справляться со своими половыми желаниями в кон- фликте переживаний, известном как эдипов комплекс. Фрейд считал, что кон- фликт проявляется у мальчиков четче и полнее, чем у девочек. Первоначально и мальчики и девочки привязаны к матери, потому что она — главный источ- ник удовольствия. И оба рассматривают отца как конкурента в борьбе за мате- ринскую любовь и внимание. Однако по мере того, как мальчики и девочки об- наруживают свою собственную сексуальную сущность, они меняют свои чув- ства по отношению к матери.
У мальчика существует желание обладать матерью сексуально. Однако мальчик опасается, что, если он обнаружит свое желание, отец, который больше и сильнее, рассердится и кастрирует его. Мальчик верит, что его половой член является источником конфликта между ним и его отцом и что девочки, не име- ющие пениса, были кастрированы. Хотя мальчик может чувствовать враждеб- ность к отцу, он подавляет свое желание относительно матери и в конечном счете начинает идентифицировать себя с отцом, вследствие этого получая ви- карное удовлетворение через взаимодействие матери и отца.
У девочек Эдипов комплекс, иногда называемый комплексом Электры,
проявляется менее отчетливо. Маленькая девочка узнает, что она не имеет пе- ниса, который есть у мальчиков. Фрейд полагает, что девочка обвиняет свою
231 мать в том, что у нее отсутствует этот ценный орган, и завидует отцу, облада- ющему им («зависть к пенису»). Таким образом, к концу стадии девочка сексу- ально амбивалентна и испытывает к каждому из родителей как положительные, так и отрицательные чувства. Она находит некоторое утешение, узнавая, что она обладает способностью иметь детей, тогда как мальчики не могут. Следова- тельно, она идентифицирует себя с матерью и, согласно Фрейду, надеется впо- следствии получить вознаграждение в виде наличия детей, особенно мальчи- ков.
Желания мальчиков и девочек не проявляются непосредственно в течение фаллической стадии. Более того, они скрыты в мечтах, фантазиях и игре. Одна- ко желания являются реальными и, не будучи удовлетворенными, приведут в будущем к внутри- и межличностным трудностям. Фрейд полагал, что основ- ные составляющие взрослой индивидуальности формируются к концу фалличе- ской стадии.
После фаллической стадии, между 6 и 12 годами, проходит относительно спокойный период, известный как латентный. В это время интерес к сексуаль- ности проявляется незначительно. Вместо этого энергия сосредоточена на со- циальной активности и личностном овладении познавательными и физически- ми навыками. В возрасте половой зрелости наступает последняя из психосексу- альных стадий — гениталъная. Если до этого все проходило нормально, то каждый пол начинает проявлять больше интереса к противоположному и начи- нают появляться нормальные модели гетеросексуального взаимодействия. Если остаются нерешенные проблемы на любой из трех предыдущих стадий (извест- ных как предгениталъные стадии), личность может столкнуться с трудностями в приспособлении к взрослым обязательствам, которые начинаются в гениталь- ной стадии. Фрейд полагал, что на предгенитальных стадиях могут возникнуть две проблемы: чрезмерная фрустрация или чрезмерное потворство. В подобных случаях может произойти фиксация на одном из уровней развития, и человек оказывается в чрезмерной зависимости от использования защитных механиз- мов.
Психоаналитик Хайнц Когут (Kohut, 1971, 1984) предлагает свой взгляд на развитие ребенка, в значительно меньшей степени опирающийся на понятие сексуальности. Его теория известна как теория объектных отношений. Объек-
ты — это все, что удовлетворяет потребность, независимо, человек это или предмет. Аналогично понятию «другой», данное понятие используется для описания значимого лица, к которому ребенок, и позже взрослый, испытывает привязанность. Другие — это больше чем просто отдельные люди, другие вос- принимаются ребенком как объекты для удовлетворения потребностей. Основ- ное предположение данной теории заключается в том, что дети усваивают все то хорошее, что они воспринимают от других, и отклоняют то, что они воспри- нимают как плохое. Таким образом, дети формируют идентичность с другими через взаимодействия, как реальные, так и предполагаемые. Проблема для ре- бенка состоит в том, «чтобы научиться взаимодействовать с внешним миром, не лишая себя удовлетворения таких фундаментальных потребностей, как по- требность в любви, потребность в безопасности и потребность в признании его
232 индивидуальной автономии и чувства собственного "Я"» (Bankart, 1997, р. 179).
Зрелая личность является одновременно независимой и привязанной к другим и способна интегрировать различные собственные аспекты и избегать расщепле-
ния (механизм защиты, который заключается в «отдельном хранении несовме- стимых чувств») (Corey, 1996).
Психосоциальная теория Эрика Эриксона (Erikson, 1963,1982) распро- страняет эволюционный подход Фрейда на всю стадии жизни, обращая внима- ние на достижение определенных, расширяющих содержание жизни задач. Его стадии развития и соответствующие возрастные периоды представлены в сле- дующей таблице.
1 ... 22 23 24 25 26 27 28 29 ... 83
Стадия
Возраст
Задачи
Доверия/недоверия
От рождения до одного года
Акцент на удовлетворении основных физических и эмоцио- нальных потребностей
Автоно- мии/стыда/сомнения
От 2 до 3 лет
Акцент на изучении и на развитии самостоятельности
Инициативы/вины
От 4 до 5 лет
Акцент на достижении ощущения компетентности и инициативы
Умения/бессилия
От 6 до до 12 лет
Акцент на постановке и достижении персональных целей
Идентичности/ смешения ролей
От 12 до 18 лет
Акцент на исследовании границ допу- стимого, достижение самоидентично- сти
Интимности/ изоляции
От 18 до 35 лет
Акцент на достижении близких меж- личностных отношений
Порождения/застоя
От 35 до 65 лет
Акцент на помощи следующему поко- лению; стремление к продуктивности
Интеграции/отчаяния
Старше 65и лет
Акцент на интеграции жизненной ак- тивности, ощущение собственной цен- ности
З
АЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
.
Защитные механизмы охраняют личность от чрезмерной тревоги путем адаптации к ситуациям или через искажение или от- рицание событий. Они являются нормой и действуют на бессознательном уровне. Анна Фрейд (Freud, 1936) и другие эго-психологи сформулировали вес- кие аргументы в пользу защитных механизмов, переработав оригинальные идеи
Фрейда. Основные механизмы защиты следующие.
•
Вытеснение. Вытеснение — фундаментальный механизм защиты, на его основе строятся все прочие. При использовании этого механизма Это непроиз- вольно исключает из сознания любые нежелательные или болезненные мысли, чувства, воспоминания или импульсы. Эго должно тратить энергию, чтобы не допускать исключенные области в сознание, но иногда подавляемые мысли прорываются в снах или в устных высказываниях. Подавление рассматривается
«как краеугольный камень или фундамент психоанализа» (Nye, 1996).
•
Проекция. С помощью проекции личность приписывает нежелательные эмоции или характеристики кому-либо другому. Проекция представляет собой
233 попытку отрицания того, что данная эмоция или особенность является характе- ристикой самого человека. Например, женщина, вместо того чтобы говорить, что она сердита на начальника, может говорить, что ее начальник сердится на нее.
•
Реактивные образования. С помощью этого механизма вызывающие беспокойство мысли, чувства или влечения подавляются, а выражаются проти- воположные им. Например, хозяин на вечеринке может уделить нежелательно- му гостю чрезмерное внимание. Реактивное образование часто можно опреде- лить по интенсивности, с которой выражается противоположная эмоция.
•
Замещение. Замещение переадресует энергию от одного объекта к его альтернативе, то есть к такой цели, достижение которой безопасно. Например, после трудного рабочего дня человек может, придя домой, накричать на собаку.
Положительная форма вытеснения известна как сублимация, при которой мо- тив, который не может быть выражен непосредственно, направляется на кон- структивную деятельность. Например, люди, которые не способны выразить себя сексуально, могут взять на себя заботу о детях. Фрейд считал сублимацию основным средством построения цивилизации.
•
Регрессия. В случае регрессии личность возвращается к более ранней ступени развития. Например, ребенок раннего пубертатного возраста в резуль- тате пережитой травмы, под воздействием стресса, может начать мочиться в постель. В сущности, все люди подвержены регрессу, если оказываются под достаточным давлением или находятся в стрессе.
•
Рационализация. Рационализация означает, что человек ищет приемле- мые толкования неблагоразумного или недопустимого поведения, чтобы пред- ставить их логичными и допустимыми. Например, клиент может сказать, «я сделал это, потому что все так поступали» или «я действительно не подозревал, что это окупило бы время, которое я израсходовал, поэтому я не сделал этого».
•
Отрицание. В случае использования механизма отрицания человек не признает наличие неприятного или травмирующего события или ситуации. От- рицание защищает людей от необходимости сталкиваться с болезненными пе- реживаниями. Например, супруги могут отрицать, что они имеют проблемы в браке, хотя оба сознают, что отношения ухудшаются. Отрицание может перво- начально помочь человеку справиться с некоторыми ситуациями, такими как война, но, будучи постоянно применяемым, оно в конечном счете становится деструктивным.
•
Идентификация. В идентификации человек присоединяет себе качества другого. Идентификация устраняет любой страх в отношении другого человека и дает новые поведенческие навыки. Например, ребенок может идентифициро- ваться с родителем, которого он боится. Идентификация, подобно сублимации, отличается от других механизмов защиты тем, что может помочь человеку дей- ствительно решать проблемы.
Точка зрения Фрейда на человеческую природу подчеркивает конфликт между сознательными и бессознательными силами (Arlow, 1995; Monte, 1991).
Теория является детерминистской, проводящей идею, что личность взрослого человека формируется при прохождении психосексуальных стадий детства. Ес-