ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1263
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
234 ли человек в детстве пережил травмирующее событие и прошел определенную психосексуальную стадию развития, не решив специфических для нее проблем, он должен будет пройти эту нерешенную стадию позже в жизни.
Р
ОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА
Профессионалы, практикующие классический психоанализ, исполняют роль экспертов. Они поощряют клиентов рассказывать все, что приходит на ум, особенно переживания детства. Чтобы создать атмосферу, позволяющую кли- енту более свободно высказывать мысли, по различным причинам наиболее трудно поддающиеся выражению, психоаналитик, после нескольких сессий ли- цом к лицу, часто укладывает клиента на кушетку, в то время как сам остается вне поля зрения (обычно сидит позади изголовья клиента). Роль аналитика за- ключается в том, чтобы помочь клиенту добиться инсайта, который достигается путем повторного переживания и перерабатывания нерешенных проблем про- шлого, попадающих в зону внимания в течение сессии. Поощряется развитие переноса, с тем чтобы помочь клиенту реалистично работать с бессознательным материалом. В отличие от некоторых других подходов, психоанализ поощряет консультанта интерпретировать высказывания клиента. В целом консультант использует и активные и пассивные методы. Иногда используются психологи- ческие инструменты оценки, особенно проективные тесты типа чернильных пя- тен Роршаха. Консультанты-психоаналитики также используют систему диа- гнозов, чтобы классифицировать клиентов, для которых разрабатываются соот- ветствующие планы лечения.
Ц
ЕЛИ
Психоанализ преследует различные цели, в зависимости от особенностей клиента, но они сосредоточиваются в основном на личностной адаптации, обычно вызывая реорганизацию внутренних сил личности. В большинстве слу- чаев первоочередная цель состоит в том, чтобы помочь клиенту лучше узнать бессознательные стороны своей личности. Бессознательное включает в себя по- давляемые воспоминания и желания, слишком болезненные или угрожающие, с которыми когда-либо сталкивался клиент. Но подавление мыслей не устраняет их влияния; подавление только делает идентификацию этих мыслей более трудной. Психоанализ стремится помочь клиентам понять себя.
Вторая главная цель, часто связанная с первой, состоит в том, чтобы по- мочь клиенту преодолеть ранее не пройденный этап развития. Пройдя этот этап, клиенты раскрепощаются и приобретают способность жить более продук- тивно. Прохождение через не пройденные ранее стадии развития может потре- бовать значительной реконструкции личности. Вследствие этого психоанализ часто является длительным, интенсивным и дорогостоящим процессом (Nye,
1996).
Конечная цель состоит в том, чтобы помочь клиентам справиться с тре-
235 бованиями общества, в котором они живут. Несчастные люди, согласно этой теории, не могут достичь гармонии с самими собой или с обществом. Психо- анализ подчеркивает значение приспособления к окружающей среде, особенно в работе и личной жизни. В центре внимания находится укрепление Эго таким образом, чтобы восприятие и планирование стали более реалистичными.
М
ЕТОДЫ
Фрейдистские методы чаще всего применяются в определенной обста- новке, например в кабинете консультанта или в комнате для бесед в больнице.
Среди наиболее известных психоаналитических методов — метод свободных ассоциаций, толкование сновидений, анализ переноса, анализ сопротивления и интерпретация. Хотя каждый метод здесь рассматривается независимо, на практике они применяются интегрированно.
М
ЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ
.
Сдерживаемое содержание бессозна- тельного всегда ищет выхода. В повседневной жизни это содержание может проявляться в форме сексуальных или агрессивных шуток или в виде фрей-
дистских оговорок — речевых ошибок типа «я ненавижу вас» вместо «я люблю вас» (loathe вместо love, что близко по звучанию. — Примеч. перев.). В психо- анализе клиенту помогают расслабиться и свободно вспоминать события или эмоциональные переживания раннего детства. В свободных ассоциациях кли- ент отказывается от обычной цензуры мыслей, сознательно сдерживая ее, и вместо этого говорит все, что приходит на ум, даже если мысли кажутся глу- пыми, иррациональными, непристойными или болезненными. Таким образом, происходит обращение к Ид, тогда как Эго молчит (Freud, 1936). Содержимое бессознательного попадает в сознание, и консультант может интерпретировать его.
Иногда клиенты противятся течению свободных ассоциаций, блокируя свои мысли, отрицая их значение или делая и то и другое вместе. Психоанали- тики максимально используют эти моменты, делая попытку помочь клиентам побороть сопротивление. Часто такое сопротивление имеет отношение к зна- чимым, ранее нерешенным отношениям. В любом случае консультант уверяет клиентов, что даже кажущиеся тривиальными мысли или чувства являются важными. Во многих случаях такого заверения достаточно, чтобы преодолеть сопротивление.
Т
ОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ
.
Клиенты регулярно сообщают консультан- там содержание своих сновидений. Фрейд считал сны главным звеном в пони- мании бессознательного. Он даже называл их «самым легким путем к бессозна- тельному». Он рассматривал сны как попытку исполнения детских желаний или как проявление отрицаемых сексуальных стремлений. Он проявлял упорство в постижении природы сновидений, раскладывая их на части и анализируя их мельчайшие подробности, насколько это оказывалось возможным (Capuzzi &
Black, 1986).
В процессе анализа сновидений клиентов поощряют видеть сны и расска- зывать о них. Не все считается значимым в сновидениях. Консультант особенно
236 обращает внимание на два аспекта: на явное содержание (очевидное значение) и скрытое содержание (скрытое, но истинное значение) (Jones, 1979). Анали- тик помогает интерпретировать оба аспекта. Некоторые символы сновидений являются очевидными, например выражение враждебности через смерть или несчастный случай (Nye, 1996). Другие символы являются неопределенными и трудно интерпретируемыми. Метод толкования сновидений Фрейда считается первым научным подходом к изучению снов.
А
НАЛИЗ ПЕРЕНОСА
Перенос представляет собой реакцию клиента на консультанта, как если бы консультант был некоторой значащей фигурой в прошлом клиента, как правило, фигурой отца. Аналитик поощряет этот перенос и интерпретирует положительные или отрицательные выражения эмоций. Вы- свобождение эмоций является терапевтическим, эмоциональным катарсисом.
Но реальная значимость этих переживаний заключается в увеличении знания клиента о себе, которое происходит через анализ переноса консультантом. Пе- реживание и осознание переноса помогает клиенту легче перейти к другой ста- дии развития (Singer, 1970). Необходимо подчеркнуть, что «прорабатывание» переноса является продолжительным процессом, который «состоит из повторе- ния, детальной проработки и усиления» (Arlow, 1995, р. 32). Способность к по- ниманию и инсайту возрастает по мере анализа переноса.
А
НАЛИЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Иногда клиенты первоначально делают успе- хи, но по мере продвижения психоанализа, их работа замедляется или совсем прекращается. Их сопротивление терапевтическому процессу может принимать разные формы, например пропуск назначенных встреч, опоздания, возникнове- ние сложностей с оплатой консультирования, продолжение развития процессов переноса, блокирование йыслей в методе свободных ассоциаций, отказ расска- зывать сновидения или ранние воспоминания. При наличии любой формы со- противления важно, чтобы консультант реагировал на него немедленно. Анализ консультантом сопротивления может помочь клиентам постичь его суть, так же как и другие проявления поведения. Если сопротивление не преодолеть, тера- певтический процесс, возможно, придет к остановке.
И
НТЕРПРЕТАЦИЯ
. Интерпретация должна рассматриваться как часть че- тырех уже рассмотренных методов и как дополнение к ним. При интерпретации консультант помогает клиенту понять значение прошлых и настоящих событий.
Интерпретация затрагивает объяснение и анализ мыслей клиента, его пережи- ваний и действий. Консультанты должны тщательно выбирать время использо- вания интерпретации. Если ее проводить слишком рано, в начале отношений консультирования, то это может увести клиента в сторону. С другой стороны, если ее не использовать вообще или использовать нечасто, клиент может не до- стичь инсайта. Только когда клиент подготовлен, интерпретация может оказать значительное воздействие на его рост и развитие.
О
ЦЕНКА ТЕОРИИ
:
УНИКАЛЬНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ
237
Классический психоанализ имеет несколько уникальных моментов.
• Подход подчеркивает значение сексуальности и бессознательного в че- ловеческом поведении. Прежде чем возникла эта теория, сексуальность (осо- бенно детская) отрицалась, а силам бессознательного уделялось небольшое внимание. В настоящее время множество теорий признают значение сексуаль- ной сущности человека и энергии бессознательного.
• Подход эвристичен, способствует проведению эмпирических исследо- ваний. Предположения Фрейда дали начало огромному количеству исследова- ний, проводившихся с начала 1900-х годов. Отчеты о многих исследованиях, подтверждающих теорию, публиковались в форме историй болезни (case
studies)
и описаний действий терапевта в таких журналах, как «American Psy-
choanalytic Association Journal», «InternationalJournal of Psychoanalysis»
и «Psy-
choanalytic Review».
Большое количество научных работ, критиковавших тео- рию и содержавших богатый эмпирический материал, было опубликовано в других солидных журналах. Теория призывает исследователей к разработке бо- лее изощренных методов получения информации, с тем чтобы исследования в русле данной теории могли быть более сопоставимы.
• Подход предоставляет теоретическую базу для обоснования ряда диа- гностических инструментов. Некоторые психологические тесты, такие как Тест
Тематической Апперцепции (ТАТ) или пятна Роршаха, обязаны своим проис- хождением психоаналитической теории. Многие другие тесты, используемые консультантами, являются продуктом этой теории или реакции на нее.
• Подход отражает сложность человеческой природы. Консультанты, придерживающиеся любых теоретических убеждений, могут достичь большего понимания человеческого развития и различных связанных с ним проблем пу- тем психоанализа (Corey, 1996; Monte, 1991).
• Подход создавался и развивался на протяжении многих лет. Най (Nye,
199 6) сообщает, что в США классическим психоанализом занимаются прибли- зительно 10 000 специалистов. Многие профессионалы практикуют различные измененные формы психоанализа (к которым относятся, например, эго- психология или теория объектных отношений). Психоанализ продолжает раз- виваться и совсем недавно обратил внимание на адаптивные процессы и соци- альные отношения.
• Подход оказывается эффективным в работе с теми, кто страдает много- образными расстройствами, включая истерию, нарциссизм, обсессивно-ком- пульсивные реакции, расстройства характера, тревожность, фобии и сексуаль- ные проблемы (Arlow, 1995).
• Подход подчеркивает значение эволюционных стадий роста. Этот ак- цент стимулировал значительное количество исследований, начиная со времен
Фрейда, особенно работы Эриксона (Erikson, 1963) и Левинсона (Levinson,
1978) . Такие знания неоценимы при разработке индивидуального плана лече- ния.
Несмотря на уникальные особенности психоанализа, большинство совре- менных профессиональных консультантов не используют этот подход. Причин этому — множество, но среди них можно выделить следующие ограничиваю-
238 щие факторы.
• Подход требует значительных временных и денежных затрат. Человек, обращающийся к психоаналитику, обычно видится с ним от трех до пяти раз в неделю в течение ряда лет (Bankart, 1997; Nye, 1996). Несмотря на то что Кори
(Corey,
1996) указывает на существование психоаналитически ориентирован- ной психотерапии (в противоположность психоанализу), эффективность крат- косрочных версий психоанализа оспаривается.
• Подход, по-видимому, не предназначен для применения в работе с по- жилыми клиентами. Многие психоаналитики предпочитают не работать с кли- ентами старше 50 лет.
• Подход был востребован почти исключительно психиатрией, несмотря на то что сам Фрейд иначе видел область его применения (Vanden-bos Cum- mings & Deleon,
1992). Консультанты и психологи без медицинского диплома испытывали трудности при получении углубленного образования в области психоанализа (Turkington, 1985). В 1988 году руководство Американской пси- хоаналитической ассоциации (American Psychoanalytic Association), наиболее престижного психоаналитического общества в США, «согласилось с тем, что приблизительно 40% учебных мест будет заполнено психологами и другим специалистами в области психического здоровья, не имеющими медицинского образования» (Bule, 1988, р. 1). Психоанализ по-прежнему имеет тенденцию оставаться довольно узкой прдфессией. Большинство специалистов в области психического здоровья, не имеющих медицинского образования, являются чле- нами Американской Академии психоанализа (American Academy of Psychoanal-
ysis)
и Национальной психологической ассоциации психоанализа (National Psy-
chological Association for Psychoanalysis) —
организаций, которые являются ме- нее престижными, чем Американская психоаналитическая ассоциация (Arlow,
1995).
• Подход базируется на многих понятиях, которые нелегко пересказать или понять. Ид, Эго и Супер-эго, например, могли бы быть представлены более легкими и понятными способами. Психоаналитическая терминология кажется чрезвычайно сложной.
• Подход является детерминистским. Например, Фрейд считал, что жен- щинам, вследствие их половой принадлежности, неотъемлемо свойственны не- которые ограничения. Эта спорная сторона его теории осталась в тени из-за влияния Эго-психологии и интерпретации Фрейда учеными-женщинами (Win- kler,
1986). Однако полезность психоанализа в консультировании женщин про- должает подвергаться сомнению.
• Подход не соответствует потребностям большинства людей, которые обращаются за профессиональным консультированием. Психоаналитическая модель консультирования стала в основном применяться в работе с людьми, имеющими серьезные трудности саморегуляции, л-ибо с теми, кто испытывает желание или потребность исследовать собственное бессознательное. Однако многие люди обращаются к консультированию в связи с проблемами и рас- стройствами, которые связаны с конкретной ситуацией или стадией жизненного развития и носят менее разрушительный для личности характер.