ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1262
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
239
1 ... 23 24 25 26 27 28 29 30 ... 83
А
ДЛЕРИАНСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
А
ЛЬФРЕД
А
ДЛЕР
Альфред Адлер родился в 1870 году в Австрии, в пригороде Вены Пенци- ге (Penzig). Он был вторым из шести детей в еврейской семье среднего класса
(рис. 8.2).
Рис. 8.2. Гемограмма Адлера
Источник: «Genograms in Family Assessment» (p. 57), by Monica McGoldrickand Randy Gerson.
Адлер сохранял близкую привязанность к своей матери, пока не родился его младший брат. Из-за того, что он почувствовал себя оставленным в это вре- мя, он стал искать поддержки у отца. Адлер был также привязан к своему старшему брату, Зигмунду.
Адлер был болезненным ребенком и часто получал травмы. Он страдал рахитом и чуть не умер от пневмонии в возрасте 5 лет. В 3 года он стал свиде- телем смерти младшего брата. Неудивительно, что позже его привлекла меди- цина.
Чтобы компенсировать свои физические недостатки, в детстве Адлер проводил значительную часть времени на улице, играя с другими детьми, и при этом терпел неудачи в своих попытках завести дружбу. Поначалу он не был хо- рошим учеником и так плохо успевал по математике в средней школе, что его преподаватель предлагал отцу забрать его из школы и определить учеником к
240 сапожнику. Адлер старался учиться, чтобы преодолеть эту трудность, и в конце концов достаточно хорошо изучил математику.
В 1895 году он получил высшее медицинское образование в Венском университете. Свою практику он начал как офтальмолог, но постепенно у него возник интерес сначала к неврологии, а затем к психиатрии. Как практикующе- го психиатра Адлера пригласили вступить в фрейдовское Венское психоанали- тическое общество, где он быстро получил признание. Адлер всегда считал се- бя коллегой, а не учеником Фрейда. Он с самого начала не соглашался с теоре- тическим подходом Фрейда, особенно с его акцентом на биологии и сексуаль- ности. Теоретическое направление, которое развивал Адлер, было менее детер- министским, зато более практическим и многообещающим. Адлер считал, что субъективные чувства более значимы в качестве первичной движущей силы жизни, чем биологические мотивы. Из-за его разногласий с Фрейдом Адлер от- казался от поста президента общества в 1910 году и, вместе примерно с третьей частью членов общества, учредил конкурирующее Общество индивидуальной психологии.
В течение Первой мировой войны Адлер служил врачом в австрийской армии, а после войны он занялся созданием детских служб в школах Вены. Он работал над совершенствованием своей теории и широко пропагандировал ее в
Европе и США. Приход Гитлера к власти не повлиял на судьбу Адлера, полу- чившего в 1932 году должность по медицинской психологии в медицинском
Колледже Лонг-Айленда. Он был женат, имел двух дочерей и сына. Умер Ад- лер от сердечного приступа в 1937 году во время поездки для чтения лекций в город Абердин в Шотландии.
Хотя Адлер был популярным лектором и автором более чем 300 издан- ных статей и книг, многие из концепций, которые он сформулировал, в целом не получили признания. Такие понятия, как комплекс неполноценности, соци-
альный интерес, эмпатия и жизненный стиль, введенные в обращение Адле- ром, были быстро усвоены другими учеными и публикой. Его теория стала те- рять популярность в 1940-1950-х годах, но затем интерес к ней возобновился в
1960-1970- е годы, и в 1990-е годы теория довольно широко применялась прак- тикующими консультантами.
П
ОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Адлер считал, что люди прежде всего руководствуются социальным ин-
тересом, то есть «ощущением собственной причастности к социальному цело- му, заинтересованностью со стороны других людей, равно как и потребностью и желанием внести свой вклад во всеобщее благоденствие» (Corsini &
Wedding,.1995, p.
441). Согласно его теории, сознательные аспекты поведения в большей степени, чем бессознательные, определяют развитие личности. Глав- ный адлерианский принцип состоит в том, что люди стремятся стать успешны- ми (тб есть быть как можно лучше), следовательно, их поведение является це- леустремленным и сознательным. В подчеркивании этого принципа проявляет- ся убеждение Адлера, что каждый человек добивается личностного роста и
241 имеет потребность в целостности. «Адлер назвал свое учение индивидуальной психологией, чтобы подчеркнуть холистическую направленность теории, а термин индивидуальная рассматривался как производный от латинского слова
индивидуум, означающего "нечто неделимое, неразложимое"» (Mosak & Mani- acci, 1998, p. 19).
Людям свойственна тенденция реализовывать свой собственный уни- кальный потенциал — тенденция, которую Адлер называл стремлением к со-
вершенству или завершенности (Adler, 1964). Кроме того, каждому человеку изначально присуща тенденция чувствовать себя подчиненным другим. Если это чувство не преодолевается, то у человека развивается комплекс неполноцен-
ности. Этот комплекс, если не произойдут изменения, может стать базисом, определяющим личность. Напротив, в случае гиперкомпенсации чувства неполноценности может развиться комплекс превосходства, являющийся по определению Адлера, невропатической фантазией, которая сама по себе не- продуктивна.
Адлер полагал, что на людей влияют как прошедшие причины, так и бу- дущие (телеологические) цели. Его теория придает большое значение порядку
рождения детей в семье: те, кто имеют одинаковые порядковые номера
(например, первенцы), могут иметь больше общего друг с другом, чем дети, рожденные в одной семье (Dreikurs, 1950). В работах Адлера, посвященных со- ставу семьи, описываются пять порядковых положений: первенцы, рожденные вторыми, средние дети, младшие дети и единственный ребенок (Dreikurs, 1967;
Dreikurs & Soltz, 1964; Sweeney, 1998).
•
Первенцы. Первенцы изначально являются «баловнями» семьи, потому что они безраздельно пользуются вниманием родителей. Они приспособлены к тому, чтобы согласовывать свои действия, стремиться к достижению обще- ственно признанных целей, вести себя в соответствии с общественными нор- мами. В отсутствие родителей они склонны брать ответственность на себя и в больших семействах часто замещают родителей. Все первенцы переживают по- терю их уникального положения в семье, когда рождается второй ребенок. Пе- реживание «смещенности» может вызвать у них обидчивость или помочь им лучше усвоить значение силы и власти.
•
Рожденные вторыми. Положение вторых детей в семье, согласно Адле- ру, является завидным, однако имеет и недостатки. Рожденным вторыми, в от- личие о первенцев, никогда не приходится решать проблем, связанных с рас- пределением силы и власти, потому что они с рождения находятся в таком по- ложении, из которого они не могут быть «смещены». Обычно эти люди менее домашние, более беззаботные и творческие и меньше связаны правилами, чем первенцы. Они часто принимают роли, не присущие первенцам, и, очень веро- ятно, представляют собой противоположность своим старшим братьям или сестрам.
•
Средние дети. Дети, находящиеся в середине последовательности рож- дений, часто ощущают себя «ненужными» и незаслуженно наказываемыми.
Они не склонны устанавливать тесные личностные отношения, которые свой- ственны более старшим или более младшим детям. Однако благодаря своему
242 положению средние дети хорошо усваивают тонкости семейной политики и ис- кусство переговоров. Эти качества могут оказаться полезными для манипули- рования обстоятельствами, чтобы добиться желаемого и выбирать области, в которых им больше сопутствует успех.
•
Самые младшие дети. Как трудности, так и возможности самых млад- ших детей в семье отличаются от таковых у их старших братьев и сестер. Са- мые младшие дети получают много внимания от других, которые, как правило, стараются угодить их желаниям. Эти дети обычно научаются быть очарова- тельными, но у них могут возникнуть трудности при попытке вырваться из ро- ли «маленького» и «любимца семьи». Для них существует риск стать избало- ванными. В то же самое время самые младшие дети могут добиваться больших успехов благодаря возможности подражания старшим братьям и сестрам.
•
Единственные дети. Любой ребенок, рожденный спустя семь или более лет после рождения старших детей, психологически является единственным ре- бенком. Эти дети в целом никогда не теряют своей позиции, и, как и самым старшим детям, им уделяется преимущественное внимание. Они могут рано со- зреть и добиться высоких результатов. У них зачастую сильно развитое вооб- ражение из-за количества времени, которое они проводят в одиночестве. Глав- ным их недостатком является то, что единственные дети могут стать избало- ванными, эгоистичными и недостаточно социализован-ными.
Кроме порядка рождения, на развитие человека, особенно на протяжении первых пяти лет жизни, влияет семейное окружение. Теория Адлера подчерки- вает, что каждый человек к 5 годам формирует стиль жизни, осуществляя это прежде всего через взаимодействие с другими членами семьи. Негативная се- мейная атмосфера может относиться к одному из следующих типов: авторитар- ная, подавляющая, меркантильная; возможна также ситуация отверженности или, напротив, гиперопеки или жалости (Dreikurs & Soltz, 1964). Позитивная семейная атмосфера — демократическая, принимающая, открытая, социально направленная. В любом случае семейная атмосфера является критическим фак- тором для развития стиля жизни и влияет на него больше, чем любые события сами по себе (Adler, 1964). Люди ведут себя так, как будто бы мир представляет собой определенный путь, по которому они идут, руководствуясь своими фан-
тазиями — то есть своими субъективными оценками себя и своего окружения.
Пять основных ошибок вызываются фантазиями (Mosak, 1995, р. 87).
1.
Сверхгенерализация. Стандартный подход ко всему.
2.
Ложные или невозможные цели безопасности. Попытка угодить каж- дому.
3.
Ошибочное восприятие жизни и предъявляемых ею требований. Убеж- дение, что кто-то может быть непогрешимым.
4.
Минимизация или отрицание чьих-либо достоинств. Считать другого неспособным достичь чего-нибудь.
5. Ложные ценности. Убеждение в необходимости быть первым, незави- симо от того, что для этого нужно сделать.
Напротив, здоровый стиль жизни сосредоточивается на трех главных за- дачах: общение, работа и сексуальность. Адлерианская теория делает сильный
243 акцент на развитии социальных интересов и на потребности внести свой вклад в общественную жизнь. Согласно теории Адлера, работа является необходимой для человеческого выживания, и мы должны учиться быть взаимозависимыми.
Кроме того, человек должен определять свою сексуальную роль в отношении себя и других в духе сотрудничества, а не конкуренции. Адлер также упомина- ет два других предназначения жизни, хотя он полностью не конкретизирует их: духовность и преодоление себя (Dreikurs & Mosak, 1966). Необходимо под- черкнуть, что, согласно теории Адлера, при столкновении с любой жизненной задачей требуется мужество (готовность рисковать, не зная ничего о возмож- ных последствиях).
Р
ОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА
Консультанты адлерианского направления выступают прежде всего в ка- честве диагностов, учителей и образцов поведения в равноправных отношени- ях, которые они устанавливают со своими клиентами. Они пытаются выяснить, почему клиенты склоняются к тому или иному способу мышления и поведения.
Консультанты делают вывод, опираясь на накопленную информацию о членах семьи и ранних детских воспоминаниях клиента. Затем консультанты обсуж- дают с клиентами свои интерпретации, впечатления, мнения и чувства и стара- ются установить терапевтические отношения. Клиента поощряют к анализу и изменению неправильного образа жизни, развивая его социальную направлен- ность (Adler, 1927, 1931).
Консультанты-адлерианцы часто активно делятся с клиентами догадками или предположениями и зачастую руководят их действиями, давая подготови- тельные задания, например действовать «как если бы» клиент был тем, кем ему хотелось бы. Консультанты, придерживающиеся адлерианского подхода, ис- пользуют множество методов, некоторые из которых заимствованы из других подходов. (Адлер не давал четких указаний о том, как конкретно консультанты должны применять его теорию.) Как правило, консультанты — последователи
Адлера мало используют оценочные методы типа психологических тестов, но они обычно используют анкетные автобиографические опросники для сбора данных. Они в целом избегают диагнозов, основанных на DSM-IV, но исполь- зуют свои собственные термины, например «обескураженность», для описания динамики, с которой сталкиваются при изучении личности.
Ц
ЕЛИ
Цели консультирования по Адлеру группируются вокруг помощи людям в формировании здорового образа жизни. Это может быть развитие у клиентов представлений о том, что считается здоровым образом жизни, или помощь кли- ентам в преодолении чувства неполноценности. Одна из главных задач кон- сультирования по Адлеру состоит в том, чтобы поддержать клиентов в форми- ровании социального интереса (Adler, 1931). Согласно Адлеру, социальный ин-