ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1260
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
244 терес является внутренним потенциалом «который должен сознательно разви- ваться и усваиваться» (Watts, 1996, р. 169). Неправильным стилем жизни счи- тается эгоцентрический, основанный на ложных целях и неправильных пред- ставлениях и связанный с чувством неполноценности. Чувство неполноценно- сти может быть обусловлено врожденными физическими или психическими дефектами, а также семейной атмосферой: избалованностью родителями или отверженностью. Необходимо корректировать такие чувства и избавляться от нежелательных форм поведения. Чтобы добиться этого, консультант принимает роль учителя и интерпретатора событий. Консультирование по Адлеру направ- лено на целостную личность (Kern & Watts, 1993).
Клиент в конечном счете вправе решать, какие интересы предпочесть — социальные или личные, однако специалисты, придерживающиеся адлериан- ского подхода к консультированию, настаивают на четырех целях терапевтиче- ского процесса (Dreikurs, 1967; Kottman & Warlick, 1990; Mosak, 1995).
1. Установление и поддержание равноправных отношений консультиро- вания.
2.
Анализ стиля жизни клиента.
3. Интерпретация стиля жизни клиента, способствующая пониманию его сущности.
4. Переориентация и переобучение клиента, сопровождающиеся измене- нием поведения.
М
ЕТОДЫ
Установление отношений консультирования является критическим мо- ментом в достижении целей адлерианского консультирования. Существует ряд методов, которые помогают ускорить этот процесс. Консультанты этой школы пытаются устанавливать теплые, благожелательные, сочувственные, друже- ственные и равноправные отношения с клиентами. Консультирование считается плодом совместных усилий (Adler, 1956). Консультанты активно выслушивают клиентов и реагируют «примерно таким же способом, как это делают привер- женцы личностно-центриро-ванного консультирования» (Gilliland & James,
1998, p.
57). Они пытаются помочь своим клиентам определить конкретные це- ли и установить, что должно предшествовать достижению этих целей. Консуль- тант также может сосредоточиться на мобилизации возможностей клиента.
Время от времени консультант может применить метод конфронтации, чтобы продемонстрировать непоследовательность клиента. Основная цель консуль- танта состоит в том, чтобы сохранять гибкость процесса взаимодействия и с его помощью стимулировать ответственность клиента (Dink-meyer, Dinkmeyer &
Sperry, 1987).
После того как отношения установлены, консультант концентрируется на анализе стиля жизни клиента, включая исследование семейной истории, анализ ранних воспоминаний, сновидений и приоритетов. Как отмечалось раньше, со- став семьи и атмосфера, в которой растут дети, значительно влияют как на са- мовосприятие, так и на восприятие других. Не существует детей, рожденных в
245 абсолютно одинаковых условиях, но «порядковый номер» ребенка и семейная атмосфера оказывают огромное воздействие на развитие и поведение. Часто клиент оказывается способен добиться инсайта, обращаясь к детским воспоми- наниям, особенно к воспоминаниям о событиях, произошедших до десятилет- него возраста. Адлер (Adler, 1931) утверждал, что человек хранит те личные воспоминания о событиях детства, которые совместимы с его нынешними представлениями о себе самом, о других и мире вообще. Консультанты — по- следователи Адлера занимаются анализом содержания и изучением определен- ных деталей ранних воспоминаний (Slavik, 1991;Statton&Wilborn, 1991;
Watkins, 1985)
. Фигуры прошлого трактуются скорее как прототипы, а не как конкретные личности: они могут олицетворять отношение клиента к силе, сла- бости, мужчинам, женщинам и ко всему остальному. Анализ недавних и про- шлых сновидений — это часть анализа стиля жизни. Согласно теории Адлера, сновидения являются репетицией возможных в будущем действий. Особенно важны повторяющиеся сновидения. Анализ приоритетов клиента также полезен в понимании его стиля жизни. Клиент может постоянно придерживаться одного доминирующего стиля жизни, например всегда пытаться угождать другим, если его не вынудят измениться.
Далее консультанты стараются помочь клиентам достичь понимания, главным образом задавая открытые вопросы и интерпретируя ответы. Откры- тые вопросы дают возможность клиентам исследовать отдельные моменты сво- ей жизни, на которые ранее он не обращал особого внимания. Интерпретация часто принимает форму интуитивных предположений. Способность к сопере- живанию особенно важна в этом процессе, консультант должен почувствовать, что переживает клиент, приступая к анализу глубинных причин своего поведе- ния. В некоторых случаях интерпретация основывается на общем знании кон- сультантом порядка рождения и состава семьи. Для консультирования, осно- ванного на принципе равноправия, характерно, что клиента никогда не при- нуждают принимать точку зрения консультанта. Чтобы добиться изменения по- ведения, консультант использует ряд специфических методов.
•
Конфронтация. Консультант подвергает сомнению рассуждения, осно- ванные на индивидуальной логике клиента. Часто клиенты, исследуя собствен- ную логику, осознают, что могут изменить как ее, так и свое поведение.
•
Задавание «вопроса». Консультант спрашивает: «Что изменилось бы, если бы вам было хорошо?» Клиентам часто задают «вопрос» в течение пер- вичного интервью, но это уместно и в другое время.
•
Оказание поддержки. Поддержка подразумевает веру в человека (Dink- mey- ег & Losoncy, 1980; Dreikurs & Soltz, 1964). Консультанты поддерживают своих клиентов, сообщая им веру в то, что изменение поведения возможно.
Поддержка — ключ к продуктивному выбору жизненного стиля.
•
Действие «как будто». Клиентам предлагается действовать так, будто они являются теми, кем они хотят быть, — например, персонажами своих снов
(Gold,
1979). Адлер первоначально позаимствовал идею действия «как будто» от Ганса Вейхингера (Vaihinger, 1911), который написал, что люди создают ми- ры, в которых они живут, исходя из своих предположений о мире.
246
•
«Плевок в суп клиенту». Консультант обращает внимание клиента на некоторые проявления поведения и таким образом разрушает ценность опреде- ленного типа поведения. Например, мать, которая всегда действует свысока по отношению к дочери, после изобличения ее в этом может продолжать так дей- ствовать и дальше, но уже с другим результатом.
•
Владение собой. Клиенты учатся распознавать саморазрушительные действия или мысли. Сначала консультант может помогать в этом процессе, но, в конечном счете клиенты принимают ответственность на себя.
•
Изменение условий задачи. Клиенты первоначально ставят перед собой краткосрочные, достижимые цели и постепенно переходят к долгосрочным ре- алистичным целям. Консультирование заканчивается, когда клиент достигает изменения поведения и начинает осуществлять некоторый контроль над своей жизнью.
•
Кнопка пуска. Клиентам дают понять, что они имеют возможность вы- брать, на какие стимулы в их жизни обращать внимание. Они учатся вызывать чувства (в которых они испытывают недостаток), концентрируясь на них мыс- ленно. Эта техника подобна «нажатию кнопки», потому что клиенты могут вы- бирать, какие переживания им запомнить — отрицательные или положитель- ные (Mosak, 1995).
Применяя все эти техники, консультанты не должны смотреть на клиента как на «восковую куклу» — то есть «считать, что клиент "включается" в кон- сультирование и пытается выполнить все требования консультанта. Злость, разочарование, соблазны, мучения и масса других ловушек поджидают из- лишне доверчивого консультанта в том случае, если клиент настроен против изменения» (Gilliland & James, 1998, p. 63).
О
ЦЕНКА ТЕОРИИ
:
УНИКАЛЬНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Подход Адлера к консультированию имеет ряд уникальных особенно- стей.
• Подход способствует созданию атмосферы равноправия благодаря тем позитивным методам, которые предлагают консультанты. Повышаются воз- можности раппорта и взаимодействия и увеличиваются шансы позитивных из- менений. Ценным подспорьем для клиента в этом является поддержка и одоб- рение консультанта. В работе с клиентами консультанты адлерианско-го толка используют образовательные приемы и придерживаются оптимистического взгляда на жизнь.
•
Подход достаточно гибок и благодаря этому применим в работе с кли- ентами любого возраста. «Последователи Адлера разработали модели консуль- тирования для работы с детьми, подростками, родителями, целыми семейства- ми, группами преподавателей и другими сегментами общества» (Purkey &
Schmidt, 1987, p.
115). Игровая терапия для детей от 4 до 9 лет оказалась осо- бенно эффективной. Она позволяет детям общаться через язык игры и затем
247 устно рассказывать о своих чувствах (Kottman & Warlick, 1990). В работе с под- ростками, особенно связанной с коррекцией типичных ошибочных целей этой возрастной группы (таких, как обретение власти над другими, привлечение внимания, месть и неадекватное поведение), рекомендуется применять подход, в котором упор делается на анализе вербальных и поведенческих последствий
(Kelly & Sweeney, 1979; Sweeney,
1998). Родители могут использовать теорию
Адлера благодаря психолого-образовательным группам поддержки, с тем чтобы лучше понять детей и планировать эффективные стратегии вмешательства
(Dinkmeyer, 1982a, 1982b; Dinkmey- ег & McKay, 1976,1983; Dinkmeyer McKay
& Dinkmeyer,
1980). Подход Адлера также успешно применялся при разреше- нии проблем, связанных со сложными семейными взаимодействиями (Lowe,
1982).
• Подход оказывается полезным при лечении ряда расстройств, указан- ных в DSM-IV, включая нарушения поведения, антиобщественные поступки, повышенную тревожность детского и пубертатного периода, некоторые эмоци- ональные расстройства и изменения личности (Seligman, 1986).
• Подход способствовал развитию других теорий помощи и просвещению публики, а также пониманию механизмов взаимодействия людей. Многие из идей Адлера были интегрированы в другие подходы консультирования. Такие понятия, как свобода, феноменология, интерпретация событий, сценарии жиз- ни, личностный рост и персональная ответственность, используются в экзи- стенциальном консультировании, гештальт-консультировании, рационально- эмотивном и бихевиоральном консультировании, транзакт-ном анализе, лич- ностно-центрированной терапии и консультировании, в терапии реальностью.
Термины Адлера, такие как комплекс неполноценности, также стали частью общего словаря.
• Подход может избирательно применяться в консультировании предста- вителей различных культурных групп (Brown, 1997). Например, понятие «одоб- рение» обоснованно подчеркивается при работе с представителями этнических групп, в которых традиционно ценится сотрудничество, таких как американцы испанского и азиатского происхождения, тогда как понятие «детская ревность»
1
может выдвигаться на первый план при работе американцами европейского происхождения, среди которых ценится дух соперничества.
Однако подход Адлера имеет и ограничения.
• Подходу недостает надежной исследовательской базы. Число эмпириче- ских исследований, которые достоверно подтверждают эффективность адлери- анского консультирования, относительно невелико (Wallace, 1986). Для систе- матического развития теории необходимо увеличение количества исследова- ний. Журналы, посвященные адлерианскому подходу, такие как «Journal of In-
dividual Psychology»,
могут исправить эту ситуацию.
• Подход недостаточно точен в отношении некоторых своих терминов и понятий. Кори (Corey, 1996) замечает, что практике и обучению Адлер прида- вал большее значение, чем теоретическим формулировкам и систематизации.
1
Соперничество братьев и/или сестер между собой.
248
Хотя ряд видных педагогов, таких как Дрейкус, Мосак, Динкмейер и Суини
(Dreikus, Mosak, Dinkmeyer & Sweeney), попытались разъяснить подход Адлера, некоторые из его идей остаются непонятными. Особенно туманны высказыва- ния Адлера относительно практической работы с клиентами.
Подход, возможно, слишком оптимистичен в объяснении человеческой природы. Адлер, называвший свою теорию «индивидуальной психологией», обращал внимание на социальное сотрудничество и интерес. Некоторые крити- ки считают, что его подход недооценивает другие стороны жизни, такие как мощь и значимость бессознательного (Prochaska, 1984). Реализация основных принципов и целей подхода, таких как демократическая структура семьи, мо- жет оказаться не вполне возможной при работе с представителями тех культур- ных групп, для которых характерно акцентирование родовых социальных от- ношений, например с американцами арабского происхождения (Brown, 1997).
При невозможности следования основным принципам адлерианского консуль- тирования влияние теории может существенно снизиться.
Подход, который «всецело полагается на вербальную эрудицию, логику и понимание», может оказаться применим только к клиентам с высоким интел- лектом (Gilliland & James, 1998, p. 70). Это ограничение не относится исключи- тельно к адлерианскому консультированию, а применимо ко многим теориям.
Р
ЕЗЮМЕ
В этой главе мы рассмотрели две важнейшие теории индивидуального консультирования. Классический психоанализ многие специалисты считают
«дедушкой» всех современных теорий профессиональной помощи. Хотя идеи
Фрейда являются спорными, его идеи о человеческой природе и процессе ока- зания помощи плодотворны. Оли были развиты и усовершенствованы после его смерти, и в настоящее время классический психоанализ, наряду со своими мо- дификациями, все еще широко распространен, особенно в психиатрии.
Теория Альфреда Адлера — индивидуальная психология — вызвала меньше дискуссий. Она была уточнена после его смерти, и эти усовершенство- вания сделали подход более понятным и популярным, особенно в сфере обра- зования. Порядок рождения в семье и значение социализации и одобрения — вот несколько моментов теории, которые продолжают привлекать значительное внимание.
Теории Фрейда и Адлера отличаются по многим аспектам, несмотря на то что они разрабатывались относительно одновременно и в сходных условиях.
Психоанализ опирается на биологический фундамент и подчеркивает значение причинных связей, психосексуального развития, динамики психического и ин- стинктов. Теория Адлера социально обоснована, является межличностной и субъективной. Она ориентирована в будущее, делает акцент на холизме, со- трудничестве и свободе выбора. В своей работе над реальными или воображае- мыми нерешенными проблемами прошлого и поведенческими целями обе тео- рии сосредоточиваются на значении детства.