ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1257
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
249
Таблица 8.1
Краткое сравнение взглядов Фрейда и Адлера
Фрейд
Адлер
1. Объективен
1. Субъективен
2. Физиологическое обоснование теории
2. Социальная психология
3. Акцент на причинности (каузальности)
3. Акцент на телеологии
4. Редукционизм. Индивид разделен на «части», кото- рые являются антагонистическими друг к другу: например, Ид/Эго/Супер-эго, Эрос/ Танатос, созна- тельное/бессознательное
4. Целостность. Индивид неделим. Человек рассматривается как целое, и все «части» ин- дивида (память, эмоции, поведение) подчиня- ются этой целостности
5. Изучение человека концентрируется вокруг внут- риличностного, интрапсихического
5. Люди могут быть поняты только интерпер- сонально, как социальные существа, живущие в окружающей среде и взаимодействующие с ней
6. Идеальную цель психотерапии составляет дости- жение внутрипсихической гармонии. «Где было Ид, там должно быть Эго»
6. Экспансия индивидуальности, самореализа- ция, повышение социального интереса — иде- альные цели для индивида.
7. Люди изначально «плохие». Цивилизация пытается
«облагородить» их, и за это они должны заплатить высокую цену. Через терапию требования инстинктов могут быть сублимированы, но не устранены
7. Люди не являются ни «хорошими», ни «пло- хими», но, будучи твврческими, выбирающи- ми существами, они могут выбрать, быть «хо- рошими» или «плохими» или теми и другими сразу, в зависимости от образа жизни и их оценки непосредственной ситуации и своих ресурсов. Благодаря терапии люди могут из- брать жизненный путь самореализации
8. Люди являются жертвами как собственных ин- стинктов, так и цивилизации
8. Люди могут формировать как внешнюю, так и внутреннюю среду. Они всегда имеют возможность выбрать положение, в котором справятся с жизненными обстоятельствами, хотя не полностью распоряжаются судьбой и не могут выбирать то, что случится с ними
9. Описание детского развития было косвенным и ба- зировалось не на прямом наблюдении детей, а на сво- бодных ассоциациях взрослых
9. Дети изучались непосредственно в семьях, в школах и в семейных образовательных цен- трах
10. Подчеркивается значение эдипова комплекса и его разрешения
10. Подчеркивается значение состава семьи
11. Человек человеку — враг. Другие — наши сопер- ники, и мы должны защищаться от них. Теодор Рейк
(Reik
) цитирует Нестора: «Если судьба сведет двух волков вместе... ни один не почувствует себя спокой- но, потому что другой — волк; два человека, однако, могут никогда не встречаться в лесу, но могут поду- мать: другой может быть грабителем» (1948, р. 477)
11. Другие люди — mitmenschen, дружествен- ные человеческие существа. Они такие же, как и мы, наши сотрудники, наши помощники в жизни
12. Женщины испытывают чувство неполноценности, потому что они завидуют мужчинам, обладающим пенисом. Женщины — низшие существа. «Анатомия
— это судьба»
12
. Женщины чувствуют неполноценность потому, что в наших культурах женщины унижены. Мужчины имеют привилегии, пра- ва, более высокий статус, хотя в настоящее время в европейской культуре эти позиции пересматриваются
13. Невроз имеет сексуальную этиологию
13. Невроз — это недостаток научения, про- дукт искаженного восприятия
14. Невроз — это цена, которую мы платим за циви- лизацию
14. Невроз — это цена, которую мы платим за недостаток цивилизации
250
Источник: MosakH., 1989. Adlerian psychology. In: R. J. Corsini & D. Wedding (Eds) Currentpsychother-
apies (p. 70). Itasca IL Peacock.
Психоанализ не используется многими консультантами из-за своей высо- кой стоимости и трудоемкости, а также потому, что не многие консультанты получили необходимое образование. Подход также неприменим для ряда кате- горий клиентов, с которыми работают большинство консультантов. Подход
Адлера, напротив, широко применяется в школах и агентствах. Его популяр- ность может быть приписана его оптимизму и результативности применения во многих ситуациях. Полное сравнительное резюме теорий Фрейда и Адлера приведено в табл. 8.1.
З
АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Обсудите с одним из сокурсников, какую из двух теорий, представленных в этой главе, вы находите более привлекательной. Рассмотрите все аргументы. Подумайте о том, как каждый из этих подходов мог бы использоваться в различных условиях: в психиатриче- ской больнице, в школе, в реабилитационном центре и в муниципальной психологической службе. , 2. Придумайте как можно больше примеров действия защитных механизмов. Обсу- дите ваши примеры с сокурсниками.
3. Разделите аудиторию на пять групп согласно пяти описанным Адлером порядко- вым позициям ребенка в семье: первенцы, рожденные вторыми, средние дети, младшие дети, единственные дети. Назначьте в каждой группе человека, который будет вести записи. Затем обсудите с другими членами группы ваши впечатления с позиции ребенка, принадлежащего к определенной группе. После обсуждений обсудите итоги работы со всеми сокурсниками.
4. Разделитесь на группы по три человека. Выступая попеременно в ролях консуль- танта, клиента и наблюдателя, попробуйте выполнить некоторые из приемов, которые, по вашему мнению, использует психоаналитик или консультант, придерживающийся адлериан- ского консультационного подхода, работая с клиентами, имеющими следующие проблемы: депрессия, тревожность, низкая самоидентификация, фобии. После каждой смены ролей об- судите то, что вы видели и узнали.
5. Какие специфические аспекты психоанализа и теории Адлера, на ваш взгляд, тре- буют дальнейших исследований? Почему?
Л
ИТЕРАТУРА
Adler
А. (1927). Understanding human nature. Greenwich CT: Faweett.
Adler A. (1931). What life should mean to you. Boston: Little Brown.
Adler A. (1964). Social interest: A challenge to mankind. New York: Capricorn.
ArlowJ. A. (1995). Psychoanalysis. In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.) Currentpsycho-
therapies (5th ed., pp. 15-50). Itasca IL: Peacock.
Bankart C. P. (1997). Talking cures. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Brown D. (1997). Implications of cultural values for cross-cultural consultation with fami- lies, journal of Counseling and Development, 76, 29-35.
Bule J. (1988 November). Psychoanalysis barriers tumble.
АРА Monitor, 79(1), 15.
Capuzzi D. & Black D. K. (1986). The history of dream analysis and the helping relation- ship: A synopsis for practitioners. Journal of Humanistic Education and Development, 24, 82-97.
Corey G. (1996). Theory and practice of counseling and psychotherapy (4th ed.). Pacific
Grove CA: Brooks/Cole.
Corsini R.J.(1995). Introduction. In R. J. Corsini &D. Wedding (Eds.) Currentpsychotbera-
251
pies (5th ed., pp. 1-14). Itasca IL: Peacock.
Corsini RJ. & Wedding D. (Eds.). Currentpsychotherapies (5th ed.). Itasca IL: Peacock.
Dinkmeyer D. (1982a). Developing understanding of self and others (DUSOD-1). Circle Pine MN:
American Guidance Service.
Dinkmeyer D. (1982b). Developing understanding of self and others (DUSOD-2). Circle
Pine MN: American Guidance Service.
Dinkmeyer D., Dinkmeyer D. Jr. & Sperry L. (1987). Adlerian counseling and qsy-
chotheraqy (2nd ed.). Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.
Dinkmeyer D. & Losoncy L. E. (1980). The encouragement book: Becoming a positive per-
son. Upper Saddle River NJ: Prentice Hall. .
Dinkmeyer D. & McKay G. D. (1976). Systematic training for effective parenting (STEP).
Circle Pine MN: American Guidance Service.
Dinkmeyer D. & McKay G. D. (1983). Systematic training foreffective parenting/Teen
(STEP/ Teen). Circle Pine MN: American Guidance Service.
Dinkmeyer D., McKay G. D. & Dinkmeyer D. Jr. (1980). Systematic training/or effective
teaching (STET) Circle Pine MN: American Guidance Service.
Dreikurs R. R. (1950). Fundamentals of Adlerian psychology. Chicago: Alfred Adler Insti- tute.
Dreikurs R. R. (1967). Psychodynamics, psychotherapy, and counseling. Chicago: Alfred
Adler Institute.
Dreikurs R. R. & Mosak H. H. (1966). The tasks of life. 1: Adler's three tests. Individual
Psychologist, 4,18-22.
Dreikurs R. R. & Soltz V. (1964). Children: The challenge. New York: Hawthorne.
Erikson E. H. (1963). Childhood and society (2nd ed.). New York: Norton.
Erikson E. H. (1982). The life cycle completed. New York: Norton.
Freud A. (1936). The ego and the mechanisms of defense (J. Strachey Trans.). New York:
International Universities Press.
Freud S. (1933). New introductory lectures on psychoanalysis (W J. H. Sprott Trans.). New
York: Norton. (Original work published 1923).
Freud S. (1947). The ego and the id (J. Strachey Trans.). London: Hogarth. (Original work published 1923).
Freud S. (1955). The interpretation of dreams (J. Strachey Trans.). London: Hogarth. (Orig- inal work published 1900).
Freud S. (1959). An autobiographical study. In J. Strachey (Ed. & Trans.) The standard edi-
tion of'the complete psychological works of' Sigmund Freud (Vol. 20, pp. 7-74). London: Hogarth.
(Original work published 1925).
Gilliland B. E. & James R. K. (1998). Theories and strategies in counseling, and psycho-
therapy (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Gold L. (1979). Adler's theory of dreams: An holistic approach to interpretation. In
В. В.
Wolman (Ed.) Handbook of dreams: Research, theories, and applications. New York: Van Nos- trand Reinhold.
Hall C. S. (1954). A primer of Freudian psychology. New York: New American Library.
Hergenhahn B. R. (1994). An introduction to theories of personality (4th ed.). Upper Saddle River
NJ: Prentice Hall.
Jones E. (1953). The life and work of Sigmund Freud (Vol. 1). New York: Basic Books.
Jones E. (1955). The life and work of Sigmund Freud (Vol. 2). New York: Basic Books.
Jones E. (1957). The life and work of Sigmund Freud (Vol. 3). New York: Basic Books.
Jones R. M. (1979). Freudian and post-Freudian theories of dreams. In
В. В. Wolman (Ed.)
Hand book of dreams: Research, theories, and applications. New York: Litton.
Kelly E. W. Jr. & Sweeney T. J. (1979). Typical faulty goals of adolescents: A base for counseling. School Counselor, 26,236-246.
Kern C. W & Watts R. E. (1993). Adlerian counseling. Texas Counseling Association Jour-
252
nal, 21, 85-95.
Kohut H. (1971). The analysis of the self. New York: Internationa] Universities Press.
Kohut H. (1984). How does psychoanalysis cure? Chicago: University of Chicago Press.
Kottman T. & Warlick J. (1990). Adlerian play therapy. Journal of Humanistic Education
and Development, 28, 125-132.
Levinson D. (1978). The seasons of a man's life. New York: Knopf.
Lowe R. N. (1982). Adlerian/Dreikursian family counseling. In A. M. Home & M. M.
Ohisen (Eds.) Family counseling and therapy (pp. 329-359). Itasca IL: Peacock.
Monte C. F. (1991). Beneath the mask: An introduction to theories of personality (4th ed.).
Fort Worth TX: Holt Rinehart & Winston.
Mosak H. (1995). Adlerian psychotherapy. In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.) Current
psychotherapies (5th ed., pp. 51-94). Itasca IL: Peacock.
Mosak H. H. & Maniacci M. P (1998). Tactics in counseling and psychotherapy. Itasca IL:
F. E. Peacock.
Nye R. D. (1996). Three psychologies: Perspectives from Freud Skinner, and Rogers (5th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Patterson C. H. (1985). The therapeutic relationship. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Prochaska J. O. (1984). Systems of psychotherapy: A transtheoretical analysis (2nd ed.).
Homewood IL: Dorsey.
Purkey W. W. & Schmidt J. J. (1987). The inviting relationship. Upper Saddle River NJ:
Prentice Hall.
Seligman L. (1997). Diagnosis and treatment planning in counseling (2nd ed.). New York:
Plenum.
Singer E. (1970). Key concepts in psychotherapy (2nd ed.). New York: Basic Books.
Slavik S. (1991). Early memories as a guide toclient movement through life. Canadian jour-
nal of Counselling, 25, 331-337
Station J. E. & Wilborn B. (1991). Adlerian counseling and the early recollections of chil- dren. Individual Psychology, 47, 338-347.
Sweeney T. J. (1998). Adlerian counseling (4th eel.). Muncie IN: Accelerated Development.
Turkington C. (1985). Analysts sued for barring non-MDs.
АРА Monitor, 16(5), 2.
Vaihinger H. (1911). The philosophy of «as if» New York: Harcourt Brace & World.
Vandenbos G. R., Cummings N. & Deleon P. H. (1992). A century of psychotherapy: Eco- nomic and environmental influences. In D. K. Freedheim (Ed.) History of psychotherapy: A century
of change (pp. 65-102). Washington:
АРА.
Wallace W. A. (1986). Theories of counseling and psychotherapy. Boston: Allyn & Bacon.
Watkins
С. Е. Jr. (1985). Early recollections as a projective technique in counseling: An Ad- lerian view. AMHCAJoumal, 7,32-40.
Watts R. E. (1996). Social interest and the core conditions: Could it be that Adler influenced
Rogers'? Journal of Humanistic Education and Development, 34, 165-170.
Winkler K. J. (1986). Scholars prescribe Freud's «talking cure» for problems. Chronicle of
Higher Education, 33 (8), 4-6.
253
1 ... 24 25 26 27 28 29 30 31 ... 83
ГЛАВА 9
ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ,
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ И
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ
В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Иногда мне кажется, что я впустую трачу силы,
когда мы распутываем клубок ваших мыслей и чувств.
С моим опытом я мог бы работать в любой клинике
мира,
иметь собственный офис, отделанный плюшем,
с глубокими мягкими креслами,
с проворным секретарем в своем распоряжении,
вместо этой комнаты в блочном розовом доме,
где во время дождя течет крыша и слышен шум
за дверью.
Но, уходя, вы, задержавшись на мгновение,
прошептали:
«Спасибо за то, что я могу быть здесь, когда мне
плохо».
Эти слова оборвали мои фантазии, я вернулся,
к действительности,
которая, как неиссякаемый источник,
начинает наполнять меня живительными знаниями,
бурлящими, словно водопады, в моей голове;
так, встречая вас, когда вы переполнены болью,
я познаю себя.
«Here and now», by S. T. Gladding, 1975.
Personnel and Guidance Journal, 53, 746,
Аффективные теории — это теории, которые сосредоточиваются на ока- зании эмоционального воздействия на клиентов с целью вызвать изменение.
Эта глава посвящена трем известным аффективным теориям: личностно- центрированному консультированию, экзистенциальному консультированию и гештальт-терапии. Согласно Хэк-ни и Кормьеру (Hackney & Cormier, 1996), наиболее распространенной аффективной теорией является личностно- центрированное консультирование, затем следуют гештальт-терапия и экзи- стенциальное консультирование.
Всем аффективным теориям присущ ряд общих характеристик. Во- первых, все аффективные теории основываются на предположении о первично- сти аффекта, как причины или побудителя развития определенных человече- ских действий и реакций (Zajonc, 1984). Во-вторых, приверженцы этих теорий
254 усматривают свою задачу в том, чтобы помочь клиентам овладеть своими эмо- циями или изменить их, что и будет предпосылкой для других изменений в жизни. В-третьих, аффективные теории обращают внимание на мир субъектив- ных переживаний человека и на то, как субъективное представление об окру- жении влияет на поведение. В-четвертых, эти теории характеризуются лич- ностными отношениями между консультантом и клиентом. Наконец, они при- держиваются гуманистической ориентации, выражающейся в признании уни- кальности роста и развития каждого отдельного человека. Кроме таго, ряд аф- фективных теорий объединяются общей проблемой — неопределенностью в описаниях своих методов. Среди аффективных подходов, представленных в данной главе, в этом смысле особенно уязвимым является экзистенциальное консультирование, тогда как гештальт-терапия — наиболее сильна.
С аффективными теориями связаны такие известные имена, как Карл
Роджерс, Анже-ло Бой, Джеральд Пайн, Ролло Мэй, Виктор Франкл, Ирвин
Ялом, Сидней Жорард, Клеммонт Вонтресс, Фриц Перлз, Лаура Перлз, Уильям
Пассонс, Ирма Ли Шеферд (Shepherd) и Джоан Фэйген (Pagan).
Л
ИЧНОСТНО
-
ЦЕНТРИРОВАННОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
К
АРЛ
Р
ОДЖЕРС
Карл Роджерс, чье имя чаще всего идентифицируется с личностно- центрирован-ным консультированием, родился в 1902 в Оук-Парк — пригороде
Чикаго, штат Иллинойс. Он был четвертым из шести детей. Его родители — фанатичные христиане — отговаривали Роджерса от дружбы с уличными маль- чишками из-за плохого влияния, которое они могли бы на него оказать. Род- жерс (Rogers, 1980) описывает свое детство как одинокое, «без близких друзей и с неглубокими личностными контактами» (р. 29). Когда ему исполнилось 12 лет, семья переехал а на ферму неподалеку от Чикаго; именно там у Роджерса развился сильный интерес к науке и чтению. Среди его ранних научных экспе- риментов было исследование разновидностей моли.
Будучи подростком, Роджерс прочитывал все, что попадало ему в руки, включая энциклопедии и словари. Однако позже он вспоминал (Rogers, 1967a), что был социально неподготовленным к средней школе. Главным поворотным пунктом в его жизни было поступление в 1919 году в Университет штата Вис- консин, где он занялся изучением сельского хозяйства. Там он вступил в группу
YMCA
(организацию молодых христиан) и приобрел хороших друзей. Он стал ходить на свидания и начал доверять другим людям. Огромным событием для
Роджерса оказалось шестимесячное путешествие в столицу Китая Пекин, пред- принятое им в 1922 году в числе десяти американских студентов, приглашен- ных на Всемирную конференцию Федерации учащихся христиан. Поездка по- знакомила его с людьми других культур, религий и способов мышления.
После своего возвращения Роджерс вышел из-под опеки родителей и об-