ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1073
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
255 ратил свой главный интерес на изучение истории, поставив перед собой цель в конечном счете стать священником. После окончания университета в 1924 году он был зачислен в Нью-Йоркскую объединенную теологическую семинарию
{New York's Union Theological Seminary),
но через два года он разочаровался в перспективе стать духовным лицом. Он перевелся в Учительский колледж Ко- лумбийского университета, «очаг радикального бихевиористского мышления
20- х годов» (Bankart, 1997, р. 239). Там он стал изучать клиническую и педаго- гическую психологию и получил в 1928 году степень магистра медицины, а в
1931 году — доктора философии. В течение этого периода, будучи аспирантом,
Роджерс недолгое время был учеником Альфреда Адлера, который преподавал в Институте по оказанию помощи трудным детям (Institute for Child Guidance) в
Нью-Йорке в 1927-1928-х годах, когда там обучался Роджерс (Watts, 1996).
После завершения образования Роджерс получил должность в Ведомстве по работе с трудными детьми в Рочестере, штат Нью-Йорк. 12 лет его пребыва- ния в этом обществе оказались весьма продуктивными и значительно повлияли на возникшую позже теорию консультирования. Роджерс столкнулся с тем, что при работе с тревожными людьми психоаналитический подход, который доми- нировал в то время, оказывался трудоемким и часто неэффективным. Инсайт сам по себе был способен вызвать лишь небольшие изменения; а клиенты, с ко- торыми Роджерс устанавливал открытые и доверительные отношения, как ока- залось, действительно шли на поправку. В это время на клинические взгляды
Роджерса оказали влияние труды Отто Ранка (Rank) и его последователей
(Raskin & Rogers, 1995).
Роджерс оставил Рочестер в 1940 году, чтобы принять профессорскую должность в Университете штата Огайо. Двумя годами позже он опубликовал свои идеи в первой собственной книге по теории консультирования «Counseling
and psychotherapy» (Rogers,
1942). В процессе широкомасштабных исследова- ний, проводившихся в 1950-х и 1960-х годах в университетах Чикаго и Вискон- сина, Роджерс уточнял и совершенствовал свою теорию. В Висконсине он впервые исследовал эффективность своего подхода в условиях больницы на больных с диагнозом шизофрения. В 1964 году он стал постоянным научным сотрудником Западного Института бихевиоральных наук. В 1968 году он спо- собствовал учреждению Центра изучения личности в Ла Хойе (La Jolla), штат
Калифорния.
Роджерс оказался плодовитым автором и издал более 200 статей и 15 книг (Heppner Rogers & Lee, 1990). Среди его наиболее примечательных книг
— «Client-centered therapy» (Rogers,
1951), которая принесла ему известность, и
«On becoming a person» (Rogers,
1961), которая «упрочила его профессиональ- ную репутацию» (Whiteley, 1987, р. 8). Уже в возрасте старше 65 лет он написал
5 книг, в том числе «Freedom to learn» (Rogers, 1969), «Carl Rogers on encounter
groups» (Rogers, 1970), «A way of being» (Rogers, 1980).
Роджерс считал, что его теория будет постоянно развиваться, распространяясь за пределы индивидуаль- ного консультирования, и будет применима для понимания групповых, супру- жеских, семейных и международных отношений, особенно движения за мир
1980- х годов (Goodyear, 1987; Rogers, 1987). Он умер в возрасте 85 лет 4 февра-
256 ля 1987 года.
П
ОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Личностно-центрированному консультированию присущ особый взгляд на сущность человека: люди считаются изначально наделенными положитель- ными качествами (Rogers, 1961). Сущность человека определяется такими ха- рактеристиками, как «позитивность, устремленность вперед, конструктивность, реалистичность и надежность» (Rogers, 1957, р. 199). Каждый человек, начиная с младенческого возраста, является существом сознательным, направляемым изнутри и движущимся к самоактуализации. Роджерс придерживался взгляда
(Rogers,
1959), что дети уже с рождения обладают следующими чертами.
• Все, что чувствует ребенок, является его реальностью. Восприятие мла- денца — это внутренний процесс, который недоступен сознанию окружающих.
• Все младенцы рождаются с тенденцией к самоактуализации, которая удовлетворяется через целенаправленное поведение.
• Взаимодействие ребенка с окружающей средой является организован- ным целым, и все, что делает ребенок, — взаимосвязано.
• Переживания младенца могут считаться положительными или отрица- тельными в зависимости от того, способствуют ли они тенденции актуализа- ции.
• Младенцы поддерживают актуализирующие переживания и избегают переживаний, таковыми не являющихся.
Согласно Роджерсу, самоактуализация является наиболее распространен- ным и наиболее действенным двигателем существования и охватывает дей- ствия, которые влияют на личность в целом. «У организма имеется одна основ- ная тенденция и стремление — актуализировать, поддерживать и расширять де- ятельность организма» (Rogers, 1951, р. 487). Теоретики, придерживающиеся личностно-центри-рованного подхода, полагают, что любой человек способен к отысканию личностного смысла и цели в жизни.
Роджерс рассматривает индивида с феноменологической точки зрения:
восприятие человеком действительности считается более важным, чем события сами по себе (Rogers, 1955). Такая точка зрения на личность напоминает пози- цию Адлера. Концепция «я» — это еще одна идея, которая сближает взгляды
Роджерса и Адлера. Но для Роджерса это понятие является до такой степени центральным, что его теорию часто упоминают как теорию «я». «Я» — это продукт пережитого опыта человека, и знание особенностей своего «я» помога- ет человеку дифференцировать себя от других (Nye, 1996).
Для формирования благополучного «Я» (здоровой личности) человек нуждается в положительном отношении — любви, сердечности, заботе, ува- жении и одобрении. Но в детстве, так же как и в более поздние периоды жизни, человек часто получает обусловленное одобрение от родителей и от других лю- дей. Ощущение собственной ценности развивается у человека тогда, когда он ведет себя определенным образом, потому что обусловленное одобрение при- учает человека чувствовать свою значимость только тогда, когда он приспосаб- ливается к желаниям других. Таким образом, человек может быть вынужден
257 отказываться от собственного восприятия или искажать его, когда некто, чье мнение является значимым для человека, видит ситуацию по-другому. Инди- вид, сталкивающийся с такой дилеммой, сознает несовпадение между самовос- приятием и опытом. Если человек не поступает так, как хотят от него другие, он не будет принят и оценен по достоинству. Однако если человек следует тре- бованиям других, он оказывается перед пропастью между идеальным «Я» (ка- ким человек стремится стать) и реальным «Я» (каким человек является). Чем дальше идеальное «Я» от реального «Я», тем более отчужденным и неприспо- собленным становится человек.
Р
ОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА
Роль консультанта является холистической (интегрирующей). Он создает и поддерживает благоприятный климат, в котором клиент свободно себя чув- ствует, ощущая поддержку в раскрытии разных аспектов своего «Я» (Rogers,
1951,1980). Эта атмосфера строится вокруг отношений клиент—консультант, которые Роджерс описывает как особое личностное качество, проявляющееся в отношениях «Я — Ты» («I — Thou»). Консультант понимает вербальный и не- вербальный язык клиента и реагирует на все, что он слышит или наблюдает
(Braaten,
1986). Ни клиент, ни консультант не в состоянии предвидеть, какое направление примут сессии или какие новые цели возникнут в процессе кон- сультирования. Однако консультант доверяет клиенту подготовку повестки дня, над которой тот хотел бы работать. Профессия консультанта — быть фаси- литатором, а не руководителем. В личностно-центрированном подходе кон- сультант выступает как эксперт по процессу и как ученик эксперта (клиента).
Здесь необходимо терпение (Miller, 1996).
Консультанты, работающие в рамках личностно-центрированного подхо- да, осторожно относятся к использованию психологических тестов. Они обыч- но используют их только по просьбе клиента и только после того, как клиент получил возможность отрефлектировать свои прошлые решения. Но если все же консультант прибегает к тестированию, он скорее обращает внимание на значение теста для данного клиента, а не на тестовые показатели. Для выявле- ния особенностей клиента часто используется один оригинальный тест — ме- тодика Q-сортировки (Hergenhahn, 1994). Процедура тестирования включает три стадии. Сначала клиенту дают 100 карточек, каждая из которых содержит самоописательное предложение типа «я умный» или «я презираю себя». Затем клиента просят разложить карточки в девять стопок, начиная от «наиболее свойственного мне» до «наименее свойственного мне». После этого клиента просят повторно сортировать карточки, размещая их уже согласно тому идеалу, на который он хотел бы быть похожим. Заключительная стадия процесса со- стоит в установлении степени корреляции между двумя сортировками; тести- рование может проводиться как до начала процесса консультирования, так и во время и после него.
В личностно-центрированном консультировании избегают использования диагнозов, потому что диагноз философски несовместим с целями подхода. Ди-
258 агноз разделяет людей на категории и подразумевает, что человек не является уникальным. Он также накладывает на консультанта дополнительные обяза- тельства: если поставлен диагноз, следующим этапом должна быть разработка плана лечения.
Ц
ЕЛИ
Цели личностно-центрированного консультирования сосредоточиваются на личности клиента, а не на его проблеме. Роджерс (Rogers, 1977) подчерки- вал, что людям нужно помочь научиться справляться с обстоятельствами. Один из главных способов сделать это состоит в том, чтобы помочь клиенту научить- ся жить полноценной жизнью, стать личностью, которой нет никакой необхо- димости повседневно применять защитные механизмы. Такой человек начинает больше стремиться к изменению и росту. Он становится более открытым для усвоения опыта, больше доверяет собственному восприятию, глубже вовлека- ется в самопознание и оценку своего «Я» (Rogers, 1961). Кроме того, полноцен- но функционирующая личность начинает лучше относиться к себе и другим и эффективнее принимает оперативные решения.
В конечном счете клиенту помогают идентифицировать, использовать и интегрировать свои собственные ресурсы и потенциал (Boy & Pine, 1982; Miller,
1996). Роджерс (Rogers, 1961) придерживался мнения, что в результате приме- нения личностно-центрированного консультирования клиенты должны стать
«более реалистичными в восприятии себя, более уверенными и самостоятель- ными, положи-тельнее оценивать себя, меньше сдерживаться в проявлении своих чувств, демонстрировать более зрелое, социализированное и адаптивное поведение, меньше подвергаться стрессам и быстрее преодолевать их; больше быть похожими в своих личностных структурах на здоровую, цельную, успеш- но функционирующую личность» (р. 375). Таким образом, основная цель лич- ностно-центрированного консультирования состоит в установлении гармонии
«между действительной и воспринимаемой "я-концепцией" клиента» (Benjamin
& Looby, 1998, p. 92).
М
ЕТОДЫ
Методы личностно-центрированного консультирования разрабатывались на протяжении многих лет. Харт (Hart, 1970) выделяет три периода их эволю- ции, каждый из которых связан с различными подходами.
•
Недирективный период (1940—1950). В течение этого периода консуль- танты, разделявшие личностно-центрированную теорию, акцентировали свое внимание на формировании отношений с клиентами путем создания атмосферы благоприятствования и невмешательства. Их главными методами было одобре- ние и разъяснение.
•
Рефлексивный период (1950-1957). Эти 7 лет характеризовались особым вниманием консультантов к созданию доброжелательных отношений. Основ-
259 ные методы — отвечать на чувства клиентов и отражать (рефлектировать) ос- новные эмоции клиентов. На протяжении этого периода Роджерс меняет тер- минологию своей теории, понятие «недирективная» заменяется на «клиент- центрированная», что отражает перемещение основного внимания с терапевти- ческих техник на терапевтические отношения.
•
Эмпирический период (1957-1980). Этот период начался с того момента, когда Роджерс (1957) опубликовал свое заявление о необходимых и достаточ- ных условиях консультирования: эмпатии, доброжелательном отношении (при- знании) и конгруэнтности (искренности) (Gelso & Carter, 1985; Watt, 1996). Эм-
патия — это способность консультанта сопереживать клиенту и демонстриро- вать свое понимание. Она представляет собой попытку думать «вместе с клиен- том», а не «вместо» или «о» нем (Brammer, Shost-rom & Abrego, 1989, p. 92).
Роджерс отмечал (Rogers, 1975), что «продолжают накапливаться исследования, однозначно подтверждающие тот вывод, что высокая степень эмпатии в отно- шениях является, возможно, наиболее действенным и, безусловно, одним из наиболее мощных факторов, способствующих изменению и научению» (р. 3).
Доброжелательное отношение (Positive regard), также известное как призна- ние, является глубоким и подлинным проявлением заботы о клиенте как о лич- ности, что означает признание личности как самостоятельной ценности (Rogers,
1961, 1980).
Конгруэнтность представляет собой условие для установления яс- ности в терапевтических отношениях путем отказа от ролей и внешних атрибу- тов (Rogers, 1980). Этот период помог сделать личностно-центрированное кон- сультирование более активным и лучше определить его границы.
После 1980 года консультанты, работающие в рамках личностно- центрирован-ного подхода, опробовали ряд других процедур для работы с кли- ентами, например метод ограниченного самоотчета о собственных чувствах, мыслях и ценностях (Corey, 1996). Однако личностный рост клиентов происхо- дит в результате осознания собственной взаимосвязи с другими людьми
(Cormier & Cormier,
1998). Поэтому Роджерс (1967Ь) полагал, что «значитель- ное положительное изменение личности» не может произойти нигде, кроме как во взаимоотношениях (р. 73). Он перечислил шесть необходимых и достаточ- ных условий для взаимоотношений консультирования.
1. Два человека находятся в психологическом контакте.
2. Один человек, клиент, находится в состоянии неконгруэнтности (кон- груэнтность — состояние гармонии между реально переживаемым «я» и кон- цепцией идеального «я». — Примеч. перев.) и является легкоранимым или тре- вожным.
3. Второй участник, консультант, является конгруэнтным или интегриро- ванным в отношения.
4. Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту.
5. Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения
(внутренней системы координат) клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту.
6. Клиент получает, по крайней мере, минимальное сообщение о понима-