ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1256
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
260 нии его консультантом и о безусловно доброжелательном отношении.
Согласно Роджерсу (Rogers, 1959), за исключением первого, эти шесть условий существуют не по принципу «все или ничего», а представляют собой каждое некий континуум.
Методы, которые помогают устанавливать взаимоотношения консультан- та и клиента, включают следующие приемы (но не ограничиваются ими): ак- тивное и пассивное слушание, точное отражение мыслей и чувств, разъяснение, резюмирование, конфронтацию и рекомендации общего характера (Poppen &
Thompson,
1974). Все эти методы применяются и в русле других теорий кон- сультирования, а также в курсах тренингов человеческих взаимоотношений. В целом личностно-центрированное консультирование уделяет минимальное внимание формальным методам и делает максимальный акцент на важности те- рапевтических взаимоотношений. Классическим примером тому является ин- тервью Роджерса (Rogers, 1965) с клиентом, названным Глория; в этом интер- вью консультант сконцентрировался на принятии клиентом себя, а не на самой проблеме.
1 ... 25 26 27 28 29 30 31 32 ... 83
О
ЦЕНКА ТЕОРИИ
:
УНИКАЛЬНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Личностно-центрированное консультирование может быть оценено с раз- личных точек зрения. Оно обладает следующими уникальными аспектами.
• Подход революционизировал профессию консультирования путем со- единения консультирования с психотерапией и демистифицировал ее благодаря публикации фактической расшифровки стенограммы сессии коисультирования
(Goodyear,
1987). В сущности, Роджерс «совершил перевороте сфере консуль- тирования» (Rogers, 1974, р. 115). Кроме того, он сделал личностно- центрированный подход и само консультирование более приспособленным для решения широкого ряда человеческих проблем, включая такие, как институци- ональные изменения, трудовые отношения, развитие качеств руководителя, международная дипломатия. Роджерс выразил свою точку зрения на подход та- ким образом: «Я больше не говорю о психотерапии, но говорю о точке зрения, о философии, о подходе к жизни, о способе существования, который приспо- соблен к любым обстоятельствам, в котором рост — личности, группы или со- общества — является частью цели» (Rogers, 1980, p. ix).
• Подход инициировал проведение множества научных изысканий и впервые ввел стандарт для выполнения исследования, устанавливающий требо- вания к переменным консультирования, особенно к таким, которые Роджерс
(Rogers,
1957) считал необходимыми и достаточными, чтобы вызвать терапев- тическое изменение. Кроме того, Роджерс был первым специалистом, который применял регистрацию сессий консультирования на магнитную ленту и настаи- вал на том, чтобы личностно-центрированный подход сравнивался только с теориями, которые были эмпирически проверены (Rogers, 1986). «Прежде все- го, Роджерс был типичным ученым-практиком. Он непрерывно подвергал свои
261 формулировки испытанию в исследованиях. Фактически никакая другая модель терапии не является столь широко исследованной» (Goodyear, 1987, р. 523).
• Подход является действенным. Личностно-центрированное консульти- рование помогает улучшить психологическую приспособляемость, обучае- мость, повысить толерантность к фрустрации и уменьшить настороженность
(Grummon,
1972). Оно может применяться при лечении состояний слабой и средней тревожности, нарушений регуляции, а также при коррекции состояний, не относящихся к психическим расстройствам, например реакций на тяжелую утрату или на проблемы в межличностных отношениях (Seligman, 1997).
• Подход фокусируется на открытых взаимоотношениях, устанавливае- мых между консультантами и клиентами, и на краткосрочном характере про- цесса. Больше, чем любая другая теория, подход Роджерса подчеркивает значе- ние отношений взаимопринятия между консультантом и клиентом. Влияние специфических аспектов взаимоотношений на процесс консультирования в це- лом стало предметом многочисленных исследований (Carkhuff, 1969a, 1969Ь).
• Для обучения основам подхода требуется относительно короткое время.
Личностно-центрированное консультирование, подчеркивающее важность при- обретения навыков слушания, представляет собой основу для подготовки па- рапрофессиональных помощников.
• Подход характеризуется положительным взглядом на человеческую природу (Неррпег et al, 1990). Когда личностно-центрированное консультиро- вание было представлено впервые, оно революционизировало сферу служб со- циальной помощи, потому что данный подход значительно отличался от более пессимистических и детерминистских точек зрения, преобладавших в то время.
Один из самых сильных доводов, объясняющих, почему люди меняются, — это убеждение, что они могут изменяться. Консультанты, работающие в рамках личностно-центрированного подхода, активно поддерживают процесс измене- ния.
Следует также отметить ограничения личностно-центрированной теории.
• Подход изначально уделял мало внимания разработке указаний для кон- сультантов относительно того, как установить связи с клиентами и вызывать изменение. Работы Каркхуффа (Carkhuff, 1969a, 1969b) и Газды (Gazda, 1973) помогли восполнить этот дефицит. Однако личностно-центрирован-ная теория иногда упоминается как подход без однозначно определенной терминологии или методов (Nye, 1996).
• Эффективность использования подхода зависит от способных, понятли- вых, трудолюбивых клиентов. Подход имеет ограниченное применение и редко используется в работе с инвалидами или с маленькими детьми (Thompson &
Rudolph, 1996).
• Подход не признает постановки диагноза, бессознательных, врожден- ных сексуальных и агрессивных инстинктов. Многие критики считают, что он чрезмерно оптимистичен. Даже несмотря на то, что Роджерс собрал множество данных, подтверждающих его точку зрения, многое в его исследованиях под- вергается критике за упрощенность и за то, что выводы основывались на само- отчетах (Hergenhahn, 1994).
262
• Подход обращается только к поверхностным проблемам и не требует от клиента исследования более глубоких областей. Аргументация критиков состо- ит в том, что только глубинное изменение является продолжительным, а по- скольку личностно-центрированное консультирование краткосрочно, эффект может оказаться недолговременным.
Э
КЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Экзистенциальный подход к консультированию внутренне неоднороден.
Среди экзистенциалистов не существует единодушия по поводу того, как фор- мулировать теорию, чтобы объединить их идеи относительно помощи другим.
Экзистенциализм представлен в работах отдельных видных американских тео- ретиков, включая Сиднея Жорарда, Абрахама Маслоу, Ирвина Ялома, Ролло
Мэя, Клеммон Вонтресс и Кларка Мустакаса (Moustakas). Философские корни экзистенциального подхода к консультированию находятся в произведениях таких европейских авторов, как Серен Кьеркегор, Федор Достоевский, Жан-
Поль Сартр, Альбер Камю, Эдмунд Гуссерль, Фридрих Ницше, Мартин Бубер,
Виктор Франкл и Мартин Хайдеггер.
Экзистенциалистам присущ ряд общих убеждений, таких как признание значения страданий, ценностей, свободы и ответственности за человеческую жизнь, а также повышенная озабоченность поиском смысла жизни. В то же время эти подходы широко отличаются своими акцентами. Например, Достоев- ский придавал большое значение сознанию, Кьеркегор концентрировался на человеческой тревожности и страхе, а Бубер сосредоточивался на лечении лю- дей и на наших отношениях с ними (как с отдельными сущностями). Ролло Мэй
(May,
1961) и Виктор Франкл (Frankl, 1962) являются, по-видимому, наиболее известными теоретиками экзистенциального консультирования, и данный раз- дел посвящен им самим и их идеям.
Р
ОЛЛО
М
ЭЙ
Ролло Мэй родился в 1909 году в городе Ада, штат Огайо. Подобно Аль- фреду Адлеру, Мэй был вторым из шести детей в семье. Однако, в отличие от
Адлера, Мэй был самым старшим сыном в своей семье. Его отец, работавший в
YMCA,
поощрял стремление Ролло воспитывать самодисциплину через занятия плаванием. Отношения между родителями Мэя были неблагополучными, и он описывал домашнюю жизнь своего детства как несчастную. Вследствие этого в юности он превратился в одинокого мятежника (Rabinowitz, Good & Cozad,
1989).
В 1930 году Мэй закончил Оберлинский колледж (Oberlin College) по специальности «английский язык» и получил должность преподавателя англий- ского языка в Анатолийском колледже в Греции. В течение двух лет, проведен- ных в Греции, во время летних каникул он посещал Вену и принимал участие в семинарах, проводимых Альфредом Адлером. В результате Мэй стал интересо-
263 ваться психоанализом. В течение нескольких лет, проведенных в Греции, он также оставался абсолютно одинок и поэтому постоянно работал. Результатом явилось расстройство, о котором он написал в своей книге спустя много лет: «Я достаточно изучал психологию в колледже, чтобы догадаться, что эти симпто- мы означали кое-какие проблемы, связанные с моим образом жизни в целом. Я должен был найти новые цели и задачи в жизни и отказаться от моего морали- стического, достаточно ригидного способа существования» (May, 1985, р. 8).
В 1933 году Мэй возвращается в США, чтобы поступить в Объединенную теологическую семинарию (Union Theological Seminary). Там на него оказал сильное влияние Пауль Тиллич (Tillich), экзистенциальный богослов. После не- продолжительной карьеры конгрегационалистского священника Мэй решил получить образование по клинической психологии в Колумбийском универси- тете. Но туберкулез прервал его учебу. Мэй боролся с болезнью почти два года; в это время он был сильно увлечен произведениями датского экзистенциалиста
Серена Кьеркегора. После своего выздоровления Мэй заканчивает работу над докторской диссертацией в Колумбийском университете в 1949 году и поступа- ет на работу преподавателем в Институт Вильяма Аллансона Уайта ( William
Allanson White Institute)
в Нью-Йорке.
Наиболее влиятельная книга Мэя «The Meaning of Anxiety» была издана годом позже. Мэй полагал, что тревожность, помимо своего отрицательного влияния на людей, может выполнять и положительную роль. Он читал лекции на эту тему в некоторых из наиболее известных университетов США, включая
Йельский и Гарвардский, а также продолжал заниматься психотерапией и рабо- тал «преподавателем в Новой школе социальных исследований (New School of
Social Reserch)
и в Нью-Йоркском университете» (Rabinowitz et al., 1989, p.
437). Мэй был соучредителем Ассоциации гуманистической психологии (Asso-
ciation for Humanistic Psychology)
в 1960-х годах и позже написал еще две из- вестные книги: «Love and Will» (May, 1969) и «The Courage to Create» (May,
1975). В 1980-х годах он вышел в отставку и обосновался в Сан-Франциско, где сконцентрировался на работе над книгой о значении мифов для современного общества; он продолжал пропагандировать гуманистический подход к изуче- нию людей. Мэй умер 22 октября 1994 года в возрасте 85 лет.
В
ИКТОР
Ф
РАНКЛ
Виктор Франкл родился в 1905 году в Вене, в Австрии. В 1930 году он получил медицинскую степень, в 1949 году стал доктором философии в Вен- ском университете. Франкл основал Центры консультирования молодежи
(Youth Advisement Centers)
в Вене и руководил ими с 1928 по 1938 год. В 1930-
1942- х годах он также занимал ряд должностей в городских больницах.
Хотя Франкл был учеником Фрейда, он под влиянием таких философов, как Хайдеггер (Heidegger), Шелер (Scheler) и Леган (Legan), в 1930-х годах стал интересоваться экзистенциализмом. Уже в 1938 году он приступил к формули- рованию своих идей относительно экзистенциального подхода к консультиро- ванию, используя термин логотерапия (греческое слово logo подразумевает по-
264 иск смысла).
В течение Второй мировой войны (1942-1945) Франкл был узником в нацистских концентрационных лагерях в Аушвице и Дахау, где умерли его ро- дители, брат и жена. Под воздействием пребывания в концентрационных лаге- рях выкристаллизовывались его мысли о смысле жизни и страдания, и это в ка- кой-то мере предопределило его решение заняться распространением своих убеждений, которые помогли ему сохранить жизнь.
В 1947 году Франкл стал преподавать в Венском университете, а позже связал свою карьеру с Международным университетом в Сан-Диего, США. Он читал лекции во многих престижных университетах и много писал. Его наибо- лее известные книги — «Man's search for meaning: An introduction to logothera-
py» (Frankl, 1962), которая переводилась на 24 языка, и «The Will to Meaning»
(Frankl, 1969b).
«Согласно Франклу, стремление к смыслу является централь- ным мотивом человеческого существования» (Dollarhide, 1997, р. 181). Смысл не достигается путем прямого поиска, но он рождается в результате открытия.
Франкл иногда упоминается как основатель третьей Венской школы пси- хотерапии (логотерапии), после первой психоаналитической школы Фрейда и второй школы индивидуальной психологии Адлера. Франкл умер от сердечного приступа 2 сентября 1997 года в возрасте 92 лет в Вене, где и похоронен.
П
ОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
В целом экзистенциалисты полагают, что люди строят свою жизнь путем выборов, которые они делают. Даже в самых плохих ситуациях, например во время пребывания в нацистских концлагерях, существовала возможность при- нимать важные решения, касающиеся жизни и смерти, такие как решение бо- роться за выживание (Frankl, 1969b). Экзистенциалисты сосредоточиваются на этой свободе выбора и действия, которое следует за выбором. Они рассматри- вают человека как автора своей жизни: жизнь человека ограничена ровно настолько, насколько каждый сам ограничивает ее. Они утверждают, что люди ответственны за любой выбор, который они делают, и что некоторые выборы являются более правильными и более значимыми, чем другие. Например, люди, высоко ценящие творчество, служение другим, дружбу и личностный рост, в своем сообществе или в семейном окружении могут, как описывал Абрахам
Маслоу, переживать кульминационные моменты: они очень эмоционально ощущают полное единение со всей вселенной (Hoffman, 1990). Вот как может быть охарактеризовано такое состояние: «холистическое восприятие мира, естественная тенденция к синергии, ощущение себя пребывающим в духовном, межличностном, межкультурном и интернациональном состоянии, более осо- знанная и свободная мотивация» (Chandler, Holden & Kolander, 1992, p. 168).
С другой стороны, те, кто предпочитает потакать своим слабостям, могут почувствовать свою ненормальность и никчемность. Они могут испытывать то, что Франкл (1959) назвал экзистенциальным вакуумом (ощущение, что жизнь потеряла всякий смысл). В экстремальных случаях у этих людей может раз- виться расстройство, названное Франклом ноогеническим неврозом (noogenic