ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1253
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
265
neurosis)
(проявляющееся в ощущении бесполезности существования) (Das,
1998).
Согласно Франклу (Frankl, 1962), «смысл жизни постоянно меняется, но он никогда не исчезает» (р. 113). Смысл выходит за рамки самоактуализации и существует на трех уровнях: а) наивысший смысл (на уровне мироздания); б) смысл момента; в) общепринятый каждодневный смысл (Das, 1998). Мы можем обнаружить смысл жизни тремя способами:
•
путем совершения поступка — то есть достигая цели или выполняя что- либо;
Глава 9. Подходы в консультировании 275
•
путем переживания ценности, например, восторгаясь творениями при- роды, культуры или любви;
•
путем страдания — то есть занимаясь поиском собственного адекват- ного отношения к фатальной неизбежности.
Экзистенциалисты полагают, что психопатология — это следствие не- удачных попыток сделать значимые выборы и в максимальной степени исполь- зовать свой потенциал (Mclllroy, 1979). Вследствие неуверенности (тревожно- сти), которая сопровождает действия, человек может избегать делать выборы и не реализовать свой потенциал. Тревожность часто ассоциируют с параличом, хотя Мэй (May, 1977) утверждает, что умеренная тревожность может оказаться полезной и стимулирующей и может содействовать изменению человека. Он допускает, что клиенты могут завершать экзистенциальное консультирование в состоянии большей тревожности, чем она была до начала консультирования, но в таких случаях клиенты сознают свою тревожность и могут, следовательно, направлять ее к конструктивному использованию (May, 1967). Таким образом, одна из центральных проблем в теории экзистенциалистского подхода к кон- сультированию — место и смысл тревожности в человеческой жизни. Акцент в рамках данного подхода делается на «внутреннем человеке» и на исследовании ценностей аутентичной личности. Осознавая собственные чувства и конечность человеческого существования, человек становится способным совершать тот выбор и принимать такие решения, которые увеличивают его жизненные воз- можности и являются наиболее «здоровыми».
Р
ОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА
Не существует никаких общепринятых ролей, которых бы придержива- лись консультанты, работающие в рамках экзистенциального подхода. Каждый клиент считается уникальным. Следовательно, консультанты проявляют вни- мание ко всем особенностям клиентов, «таким как голос, осанка, выражение лица, даже одежда и, несомненно, непроизвольные движения тела» (May, 1939, р. 101). В основном консультанты концентрируются на достижении аутентич- ности по отношению к своим клиентам и на создании углубленных личных от- ношений с ними. Для консультанта нет ничего необычного в том, чтобы поде- литься своими личными переживаниями с клиентом, что может способствовать углублению взаимоотношений и помочь клиенту осознать, что переживания и
266 сомнения заложены в самой природе человека. Бюлер и Эллен (Buhler & Allen,
1972) полагают, что экзистенциальные консультанты сосредоточиваются на та- ких отношениях между людьми, которые подчеркивают взаимность, целост- ность и рост. Консультанты, разделяющие взгляды Виктора Франкла, в работе с клиентами широко применяют сократический метод диалога (Das, 1998). Не- смотря на отсутствие выраженных ролей, любой экзистенциальный консуль- тант выступает в качестве модели, демонстрирует способы реализации индиви- дуального потенциала и принятия решений. Его усилия концентрируются на помощи клиенту в переживании субъективных чувств, в обретении ясного са- мопонимания и в развитии в направлении установления нового способа суще- ствования в мире. Цель работы — научиться жить продуктивно в настоящем, не пытаясь возродить собственное прошлое. Консультанты также «обращаются к глобальным вопросам существования (смерть, свобода, одиночество и чувство утраты смысла жизни)» (May & Yalom, 1995, p. 279).
Экзистенциальные консультанты не используют психологические тесты, а также избегают ставить диагнозы в соответствии с DSM-IV. Обе эти процеду- ры противоречили бы сущности подхода. Однако интересно отметить, что не- которые психологические инструменты (например, тест на определение жиз- ненных намерений) базируются на экзистенциальных предпосылках и что в
DSM-IV
тревожность упоминается на различных уровнях классификации.
Ц
ЕЛИ
Цели экзистенциального консультирования заключаются в том, чтобы помочь клиентам осознать значение ответственности, осознавания, свободы и потенциала. Консультанты, работающие в рамках экзистенциального подхода, надеются, что в течение курса консультирования клиенты станут брать на себя больше ответственности за собственную жизнь. «Цель терапии состоит в т^ом, чтобы пациент переживал свое существование как реальное» (May, Angel & El- lenberger, 1958, p.
85). В этом процессе клиент избавляется от роли наблюдателя событий и становится создателем значимой личной активности.
Клиент становится более ответственным отчасти благодаря отношениям, установленным с консультантом. В этих отношениях клиент начинает больше осознавать личную свободу. Таким образом, для клиентов главная цель кон- сультирования заключается в том, чтобы перейти от внешней системы отсчета к внутренней. Деятельность перестает зависеть от суждений других людей; бо- лее того, действия будут в первую очередь оцениваться самими клиентами.
Есть и другие цели консультирования: добиться лучшего понимания клиентом смысла собственного существования, указать ему на его уникальность, помочь клиенту улучшить взаимодействие с другими людьми, содействовать клиенту в укреплении воли к поиску смысла жизни и поощрять клиента в принятии им решений, касающихся как его настоящей жизни, так и будущего (Cunningham &
Peters, 1973; Das, 1998; May, 1975; Reeves, 1977).
267
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 ... 83
М
ЕТОДЫ
Экзистенциальный подход имеет в своем распоряжении меньше методов, чем почти любая другая модель консультирования. Однако эта кажущаяся сла- бость, как ни парадоксально, оборачивается силой, потому что она позволяет экзистенциальным консультантам заимствовать идеи, а также использовать широкий диапазон личностных и профессиональных навыков. «Подход к лю- дям только как к объекту применения методов обязательно подразумевает ма- нипулирование ими», а манипулирование противоречит тому, что провозгла- шают экзистенциалисты (Frankl, 1967, р. 139). Таким образом, консультанты- экзистенциалисты свободны в использовании таких сильно различающихся ме- тодов, как десенсибилизация или метод свободных ассоциаций, либо могут полностью отказаться от них (Corey, 1996).
В любом случае обычно клиентам полезно взаимодействовать с консуль- тантами экзистенциального направления, которые способны работать над за- просами клиентов, используя самые разные и индивидуализированные спосо- бы. Пример такого подхода можно наблюдать при работе с людьми, пережив- шими утрату: депрессивные люди тяготеют к стратегиям, сосредоточенным на эмоциях, в то время как не склонные к депрессии индивиды предпочитают раз- нообразные стратегии (Stevens Pfost & Wessels, 1987). Чрезвычайно важной представляется готовность консультанта в работе с клиентом быть открытым для нового опыта, проявлять заинтересованность и таким образом становиться способным понять истину, уникальную для каждого индивидуума (Kemp,
1976).
«Определенное умение увидеть хорошее, истинное и красивое является существенным для полноценной личной жизни и для гуманистического обще- ства» (Partenheimer, 1990, р. 44). Иногда процесс поиска истины подразумевает наличие добровольной готовности преодолевать нечто неоднозначное. Взаимо- отношения с клиентом — это и есть наиболее эффективный и мощный метод из всех, которыми обладают экзистенциальные консультанты. В идеале консуль- тант оставляет в стороне свои собственные потребности и концентрируется на клиенте (Wallace, 1986). В консультировании консультант проявляет откры- тость и самораскрывается в попытке помочь клиенту стать более доступным для личных чувств и переживаний. Акцент во взаимоотношениях делается на аутентичности, честности и непосредственности.
Кроме того, экзистенциальные консультанты используют метод конфрон- тации. Клиент сталкивается с необходимостью принять идею персональной от- ветственности каждого за собственную жизнь. Экзистенциальные консультан- ты заимствуют из других моделей некоторые техники, такие как мысленные эксперименты, упражнения на осознавание и деятельность по постановке це- лей. Например, консультант может «провести» клиента через типичный день из его будущей жизни через пять лет. Благодаря этому процессу клиент способен более ясно осознать смысл жизни, понимая, какие выборы он совершает в дан- ный момент.
268
О
ЦЕНКА ТЕОРИИ
:
УНИКАЛЬНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Экзистенциальный подход к консультированию имеет ряд уникальных аспектов.
• Подход подчеркивает неповторимость каждого человека. Он представ- ляет собой чрезвычайно гуманный способ работы с другими людьми (Yalom,
1980).
• Подход признает, что тревожность (беспокойство) не обязательно явля- ется отрицательным моментом. Тревожность — часть человеческой жизни и может стимулир.овать некоторых людей принимать здравые и продуктивные решения.
• Подход предоставляет консультантам доступ к огромной массе фило- софского знания и литературных произведений, которые являются весьма ин- формативными и поучительными в том, что касается познания человеческой природы. Философская основа экзистенциализма несет в себе потенциал для поддержки систематической теории консультирования.
• Подход подчеркивает, что человеческий рост и развитие продолжаются непрерывно, и вселяет надежду посредством направляемого чтения и терапев- тических встреч с консультантом. Жизнь Виктора Франкла является одним из ярких воплощений этой тенденции.
• Подход эффективен в мультикультуральных условиях консультирова- ния, потому что его глобальная точка зрения на человеческое существование позволяет консультантам непосредственно («Я-Ты»-способом) сосредоточиться на личности клиента, не обращая внимания на этнические или социальные осо- бенности (Jackson, 1987; Ерр, 1998).
• Подход помогает связать проблемы отдельной личности с универсаль- ными проблемами, с которыми сталкивается человечество, — такими, как до- стижение мира или недостаток заботы (Baldwin, 1989).
• Для решения особо трудных проблем, таких как хронический алкого- лизм, подход может быть объединен с другими взглядами и методами (напри- мер, с такими, которые базируются на принципах научения и бихевиоризма). В этих случаях основное внимание уделяется экзистенциальной ценности встре- чающихся «жизненных проблем и подлинному вьгражению чувств» (Wilbur,
Roberts-Wilbur & Morris, 1990, p. 157).
Специалисты, которые придерживаются более структурированных под- ходов, отмечают отдельные недостатки в экзистенциальном подходе.
• Подход так и не выработал сколько-нибудь основательной модели кон- сультирования. Те профессионалы, кто подчеркивает значение стадий развития консультирования, особенно сильно критикуют подход.
• Подходу не хватает образовательных и тренинговых программ. Каждый практик считается уникальным. Несмотря на ценность этой уникальности, она препятствует систематическому изучению теории. Уоллес (Wallace, 1986),