ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1249
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
269 например, задается вопросом, будет ли экзистенциальный подход Мэя иметь продолжение.
• Практическое использование подхода затруднено его субъективной сущностью. Экзистенциальное консультирование страдает от недостаточной разработанности проблем методологии и процессов валидизации, распростра- ненных в большинстве других подходов. Короче говоря, ему не хватает едино- образия, которое облегчает понимание подхода для начинающих консультан- тов.
• Подход ближе к экзистенциальной философии, чем к другим теориям консультирования. Эта особенность ограничивает его полезность.
Г
ЕШТАЛЬТ
-
ТЕРАПИЯ
Гештальт-терапия связана с гештальт-психологией, школой мышления, которая делает акцент на восприятии полноты и целостности. Термин Gestalt
означает целостный образ. Гештальт-психология и терапия возникли как реак- ция на редукционистский уклон в других школах психологии и консультирова- ния, таких как психоанализ и бихевиоризм. Гештальт-теория заостряет внима- ние на том, что человеческое функционирование необходимо рассматривать в его целостности. Подход был популяризован в 1960-х годах Фрицем Перлзом, который считал своей задачей помочь людям лучше понимать различные ас- пекты своей личности. Лаура Перлз (жена Фрица) и Пол Гудман помогали
Перлзу развивать и совершенствовать его оригинальные идеи. Ряд других тео- ретиков, включая Жоан Фэйган и Ирму Ли Шеперд (Pagan & Shepherd, 1970), развивали модель далее, но терапия продолжала оставаться заслугой Перлза.
Ф
РИЦ
П
ЕРЛЗ
Фредерик Саломон Перлз родился в 1893 году в Берлине, в принадле- жавшей к среднему классу еврейской семье. У него были младшая и старшая сестры. Несмотря на то, что родители жестоко его избивали и что Перлз не лю- бил свою старшую сестру, он, однако, вспоминал свое детство как счастливое.
Он любил читать и был лучшим учеником в начальной школе. В средней школе
Перлз столкнулся с трудностями из-за консерватизма учебной обстановки и из- за собственного духа противоречия. Он дважды оставался на второй год в седьмом классе и в юности имел столкновения с властями. Однако он не только окончил среднюю школу (как только очутился в более либеральной среде), но и получил медицинское образование в Университете Фридриха Вильгельма в
1920 году. Его обучение прерывалось Первой мировой войной, во время кото- рой он проходил медицинскую службу в немецкой армии.
Перлз обучался психоанализу в Вене и в Берлине. Заметную роль в ста- новлении Перлза как психоаналитика сыграли Вильгельм Райх и Карен Хорни.
Позже он получил должность в Институте мозга для солдат-инвалидов {Institute
for Brain Injured Soldiers)
во Франкфурте. Там Перлз познакомился с Куртом
270
Гольдштей-ном, у которого он научился пониманию человека как целостной сущности (холистическая точка зрения), а не как комбинации отдельных ча- стей.
В 1933 году Перлз бежал из нацистской Германии сначала в Голландию, а затем в Йоханнесбург (Южная Африка), где он и его жена, Лаура Поснер
Перлз, основали широкую практику, как до этого в Германии. В 1936 году
Перлз прошел на своей частной яхте 4 тысячи миль из Южной Африки до Гер- мании, чтобы принять участие в международном конгрессе по психоанализу в
Чехословакии. Там он добился аудиенции у Фрейда. После короткой беседы с ним Перлз почувствовал себя униженным. По этой причине Перлз, которого часто унижал еще его отец, посвятил себя доказательству ошибочности теории
Фрейда и психоанализа в целом.
В 1946 году Перлз эмигрировал в США. Хотя его идеи первоначально и не были приняты, он получил некоторую известность после публикации книги
«Gestalt therapy» (Perls, Hefferline & Goodman,
1951), которую он написал в со- авторстве с Хефферлайном и Гудманом. В 1952 году он организовал Институт гештальт-тера-пии в Нью-Йорке и объездил с лекциями и семинарами всю
Америку. В 1960 году он перебрался в Институт Эсален (Esalen Institute) в Биг-
Сюр, Калифорния. Перлз был в душе актером и любил превращать изложение своих идей в шоу. Лаура Перлз даже после развода продолжала поддерживать своего мужа вплоть до смерти, настигшей его в Британской Колумбии в гештальт-кибуце (организованной им коммуне) в 1970 году (Bankart, 1997).
Перлз подробно описал многие из наиболее личных моментов своей жизни в автобиографической книге «In and out of the garbage pail» (Perls, 1972).
П
ОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Гештальтисты полагают, что люди в процессе жизни стремятся к целост- ности и законченности. Каждый человек имеет тенденцию к самоактуализации, которая возникает в личностном взаимодействии с окружающей средой вместе с началом самоосознания. Самоактуализация сосредоточена на настоящем, она
«является процессом существования чего-либо, что уже есть, а не процессом стремления стать чем-то» (Kempler, 1973, р. 262). Гештальтистский взгляд на человеческую сущность отводит внутренней мудрости людей большую роль, чем даже личностно-центрированное консультирование. Каждый человек пыта- ется жить целостно и продуктивно, стремясь координировать различные части личности в здоровое, единое целое. С точки зрения гештальт-теории человек, личность — больше, чем сумма его составляющих (Perls, 1969).
Сторонники гештальт-теории придерживаются антидетерминистской по- зиции: каждая личность способна меняться и нести ответственность за свои действия. В происходящих вокруг них событиях люди являются активными участниками, актерами, а не только пассивными участниками, реагирующими на внешние обстоятельства. В целом мировоззрение гештальтистов является эк- зистенциальным, эмпирическим и феноменологическим: настоящее — вот то, что действительно имеет значение. Каждый человек открывает что-то в себе,
271 переживая опыт, а не говоря о нем, и собственная оценка и интерпретация че- ловеком его жизни в данный момент являются наиболее важными.
Согласно гештальт-терапии, множество испытывающих трудности людей находятся в сверхзависимости от интеллектуального опыта (Simkin, 1975). Та- кая точка зрения умаляет значение эмоций и чувств, ограниченно понимая спо- собность человека отвечать на различные ситуации. Другая проблема — это не- способность гештальт-терапии идентифицировать и разрешить неразрешенные проблемы, то есть более ранние мысли, чувства и реакции, которые все еще влияют на функционирование личности и сталкиваются с реалиями жизни в настоящем. Характерйым примером нерешенных проблем является отказ роди- телям в прощении их ошибок. Гештальтисты не склонны связывать эти трудно- сти с какими-либо внутренними неосознаваемыми силами. Кроме того, они придают основное значение процессу осознавания, «способности клиента быть в полном ментальном и сенсорном» контакте «с переживаниями, испытывае- мыми непосредственно в данный момент» (Gilliland & James, 1998, p. 142). Лю- бой человек действует на некотором уровне сознания, от уровня максимальной осознанности до уровня неосознанности.
Здоровая личность — это личность, достигшая наибольшего осознания.
Такие люди понимают, что телесные сигналы, такие как головная или желудоч- ная боль, могут указывать на потребность в изменении поведения. Они также сознают собственные ограничения. Например, при возникновении конфликта с другими людьми человек может оказаться способен решить ситуацию, а может просто уйти от нее. Для здоровой личности характерно то, что проблемные си- туации не усложняются фантазированием и «приукрашиванием». Напротив, в каждый момент времени человек концентрируется «исключительно на одной потребности (фигуре), низводя все другие потребности до уровня фона. Когда потребность удовлетворена, то есть гештальт завершен, она сама низводится до фонового уровня, а новая потребность входит в фокус (становится фигурой)»
(Thompson & Rudolph, 1992, p.
66). Такое функционирование требует, чтобы люди осознавали внутренние потребности и знали, как манипулировать этими потребностями и окружением (Perls, 1976).
Согласно гештальтистам, человек может столкнуться с трудностями не- скольких видов. Во-первых, он может утратить контакт с окружающей средой и с предоставляемыми ею ресурсами. Во-вторых, он может полностью «раство- риться» в своем окружении, оказаться «поглощенным» им и, таким образом, перестать быть самим собой. В-третьих, человек может не суметь отложить не- законченное дело. В-четвертых, он может оказаться в состоянии дезинтеграции, другими словами — разбрасываться. В-пятых, человек может переживать кон- фликт между «победителем» (тем, что, по мнению человека, нужно делать) и
«побежденным» (тем, что человек хочет делать). Наконец, человек может ис- пытывать трудности в преодолении жизненных дихотомий типа люб- ви/ненависти, мужественности/женственности и удовольствия/боли.
Р
ОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА
Роль гештальт-консультанта состоит в создании атмосферы, которая по-
272 могает клиенту исследовать условия, необходимые ему для развития. Консуль- тант обеспечивает такую атмосферу с помощью интенсивного личного участия в усилиях клиента и своей искренности. Польстеры (Polster & Polster, 1973) подчеркивают, что консультанты должны быть эмоциональными, энергичными и высокогуманными. Консультант работает с клиентом «здесь-и-сейчас», при- чем «сейчас» понимается как процесс (Perls, 1969). Принцип «сейчас» часто требует, чтобы консультант помогал клиенту сосредоточиться на блокирован- ной энергии и целесообразном и адаптивном использовании этой энергии
(Zinker,
1978). «Сейчас» также подразумевает оказание помощи клиенту в рас- познавании стереотипов в его жизни (Pagan, 1970).
Существует несколько правил, которым следуют гештальт-консультанты, помогая клиентам становиться более осведомленными относительно «настоя- щего» (Levitsky & Perls, 1970).
•
Принцип «сейчас»: всегда использовать в речи настоящее время.
• Принцип «Я — ты»: всегда непосредственно обращаться к кому-либо, вместо того чтобы рассказывать о нем консультанту.
•
Использование местоимения «я»: вместо «оно», «это» говорить слово
«я», особенно при разговоре о себе.
•
Использование континуума осознавания: сосредоточение на «как?» и
«что?», а не «почему?»
•
Преобразование вопросов: просить клиентов преобразовывать вопросы в утверждения.
Гештальт-консультанты не используют стандартизированные инструмен- ты оценки типа психологических тестов, и'при этом они не диагностируют сво- их клиентов в соответствии со стандартами классификации DSM-IV.
Ц
ЕЛИ
Цели гештальт-тррапии хорошо определены. Они включают сосредото- чение на «здесь-и-сейчас» и на осознании непосредственного опыта (Bankart,
1997). Важность этих целей подтверждается тем фактом, что термин контакт
используется непосредственно в отношении сенсорики и моторики, которые необходимы для познания окружающей действительности (Perls, 1951). Среди других целей гештальт-терапии — обратить внимание клиента на невербаль- ную и вербальную экспрессию, а также на усвоение клиентом общего пред- ставления, что жизнь предполагает осуществление выборов (Pagan & Shepherd,
1970). Гештальт-под-ход своей целью считает помощь клиенту в завершении
(разрешении) задач прошлого, чтобы тот мог достичь внутренней инегрирован- ности личности. Эта цель связана с осуществлением духовного роста. Духов- ный рост включает в себя интеграцию эмоциональных, познавательных и пове- денческих аспектов человека. Главная задача — это примирение полярностей в человеке (Gelso & Carter, 1985). В целом гештальт-терапевты подчеркивают значение действия, подталкивая своих клиентов полностью переживать свои чувства и действия. Они также придают большое значение слову «сейчас».
Перлз создал формулу, которая выражает сущность этого слова: «Сейчас = пе-
273 реживание = осознавание = реальность. Прошлого уже нет, будущего еще нет.
Существует только настоящее» (Perls, 1970, р. 14).
Чтобы действовать «сейчас», проявлять зрелость, человек должен перио- дически сбрасывать невротические тенденции. Перлз (Perls, 1970) идентифици- рует пять слоев невроза, которые потенциально мешают проявлению подлин- ности в контакте с собой: фальшь, фобия, ощущение безвыходности положе- ния, имшюзив-ность (соглашательство) и эксплозивность (вспыльчивость).
Слой фальши выражается в том, что человек прикидывается тем, кем он на са- мом деле не является. С ним связаны многие игры, протекающие как на уровне реального поведения, так и в воображении. Когда люди станут лучше понимать игры, в которые они играют, они смогут быть более честными, открытыми и лучше переживать неприятности и боль.
Слой фобии проявляется в попытке избежать признания тех своих аспек- тов, которые человек предпочел бы скрыть. Люди, которым свойственны такие переживания, боятся, что, если они признают себя теми, кем они являются, и предстанут перед другими в этом образе, они будут отвергнуты.
Под слоем фобии располагается слой ощущения тупика, на котором ин- дивиды не знают, как они собираются действовать в сложившихся обстоятель- ствах. На этом уровне отсутствует какое-либо ощущение направления, и чело- век дрейфует по течению в море беспомощности и страха.
Четвертый и пятый слои, имплозивности и эксплозивности, часто объ- единяются. Под влиянием этих образований люди часто становятся слишком чувствительными и ранимыми. Однако, если люди отказываются от созданных за многие годы защитных слоев (имплозивности), они снова «оживают» во вспышке радости, сожаления или боли, которые восстанавливают аутентич- ность. Когда люди достигают этой точки, «настоящее» может переживаться наиболее полноценно.
М
ЕТОДЫ
В гештальт-терапии разработан целый ряд новейших техник консульти- рования (Harman, 1997). Эти методы существуют в двух формах: упражнений и экспериментов. Упражнения — это готовые техники типа разыгрывания вы- мышленных сцен, ролевых игр и психодрамы (Covin, 1977). Они используются для того, чтобы вызвать определенную реакцию клиента — например, гнев — или побудить к исследованию. Эксперименты, с другой стороны, являются дей- ствиями, которые вырастают из взаимодействия между консультантом и клиен- том. Они не планируются заранее, и информация, получаемая в ходе экспери- мента, часто является неожиданностью и для клиента, и для консультанта.
Многие из методов гештальт-терапии принимают форму незапланированных экспериментов (Zinker, 1978). Однако в фокусе внимания здесь находятся мето- ды консультирования, ориентированные на упражнения.
Одно из распространенных упражнений — работа со сновидениями.
Перлз описывает сновидения как знаки, которые отражают положение человека в определенное время (Bernard, 1986). В отличие от психоаналитиков, консуль-