ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1252
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
274 танты-гешталь-тисты не занимаются интерпретацией сновидений. Более того, после того как клиенты расскажут сновидения, их просят «побыть» каждой из составных частей сновидения — как бы сделать инсценировку свободных ассо- циаций. Таким образом, клиент может достичь большего контакта с разнооб- разными аспектами своей личности. Заново переживая свои сновидения, воз- можно понять, ввести в поле осознания незавершенное дело, которое «проника- ет» в сознание через сновидения и требует каких-либо действий.
Еще одним эффективным методом является техника пустого стула (рис.
9.1).
Рис. 9.1. Пустой стул
В этой процедуре клиенты обращаются к различным частям своей лично- сти, например, к той части, которая является доминирующей, и к части, которая является пассивной. «Центром» упражнения является пустой стул. Клиент мо- жет просто говорить со стулом как с представителем одной части себя или пе- реключать внимание между несколькими стульями, воображая, что каждый из них представляет различную часть личности клиента. В этом диалоге в зону внимания попадают и рациональные, и иррациональные части личности клиен- та. Клиент не только видит эти стороны, но и становится способным разобрать- ся в своей личности. Этот метод не рекомендуется для лиц с серьезными эмо- циональными нарушениями (Bernard, 1986). Одним из наиболее мощных гештальт-упражнений является конфронтация. Консультанты указывают кли- ентам на неконгруэнтность их поведения и чувств, например на их улыбку в тот момент, когда они говорят, что нервничают. Действительно нервничающие лю- ди не улыбаются. Конфронтация предполагает задавание клиентам вопросов
«что?» и «как?». Вопросов «почему?» избегают, потому что они ведут к интел- лектуализации.
Консультант может преднамеренно фрустрировать клиента, чтобы по- мочь ему выйти из состояния отрицания (Harman, 1975). Консультант надеется, что клиент в результате конфронтации сделает ценные интерпретации. Воздей- ствие методов, ориентированных на работу по принципу «здесь и сейчас», направлено на то, чтобы помочь человеку избавиться от старых привычек и до- стичь лучшего контакта с собственным «я».
275
Ряд других действенных гештальт-упражнений, которые являются инди- видуально ориентированными, часто используются в групповой работе
(Harman, 1997).
•
Создание кругов. Это упражнение используется, когда консультант чув- ствует, что специфическую тему или чувство, выраженные клиентом, можно адресовать каждому человеку в группе. Клиент может сказать, например: «Я не могу стать кем угодно». Затем его просят сказать это предложение каждому че- ловеку в группе, добавляя некоторые замечания относительно каждого члена группы. «Круговое» упражнение является очень гибким и может также содер- жать выражения невербальных и положительных чувств. Участвуя в нем, кли- енты лучше осознают свои внутренние переживания.
•
Я беру ответственность. В этом упражнении клиенты делают утвер- ждения относительно восприятий и заканчивают каждое утверждение фразой
«и я принимаю ответственность за это». Техника помогает клиентам объеди- нить и подчинить себе восприятия и действия.
•
Преувеличение. Клиенты повторяют и усиливают некое непроизвольное движение или жест. При этом внутреннее значение этих действий становится более очевидным.
•
Могу ли я подсказать вам реплику? Консультант, который уверен, что в том, что говорит клиент, подразумеваются скрытые установки (аттитюды) или сообщения, спрашивает клиента, может ли тот подтвердить некоторое предпо- ложение (сформулированное консультантом), которое делает мысли клиента явными. Если консультант прав относительно лежащего в основе скрытого со- общения, клиент достигнет инсайта, повторив предложенную консультантом фразу.
О
ЦЕНКА ТЕОРИИ
:
УНИКАЛЬНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Гештальт-терапия имеет ряд сильных сторон.
• Подход подчеркивает важность помощи людям в объединении и приня- тии всех аспектов своей жизни. Человек понимается как целостная личность, которая стремится взаимодействовать с окружающей средой по принципу
«здесь-и-сейчас» (Passons, 1975).
• Подход помогает клиенту сосредоточиться на тех областях незавершен- ной проблемы, которые могут быть решены. Если клиент оказывается способен проработать эти области, его жизнь может стать более продуктивной.
• Подход в первую очередь акцентируется на действии, а не на разговоре.
Деятельность помогает индивидам пережить необходимый процесс изменения и добиться более быстрого прогресса.
• Подход гибок и не ограничивается несколькими методами. Любая дея- тельность, которая помогает клиентам стать более целостными, может найти применение в гештальт-терапии. «"The GestaltJournal" является изданием, ко- торое занимается распространением информации об исследованиях, теориях и
276 новейших методах, имеющих отношение к данному подходу» (Gilliland &
James, 1998, p. 137).
• Подход применяется в случаях некоторых аффективных расстройств, состояний тревожности, соматических нарушений, расстройств адаптации и при таких диагнозах (включенных в DSM-IV), как профессиональные и меж- личностные проблемы (Seligman, 1997). Можно сказать, что гештальт-терапия отличается высокой гибкостью.
Гештальт-терапия также имеет некоторые ограничения.
• Подходу не хватает прочной теоретической базы. Некоторые критики рассматривают гештальт-консультирование, так же как и приобретаемый в его рамках психологический опыт, и сам метод, как некую уловку, изощренное шарлатанство (Corey, 1996). Они утверждают, что подход является антитеоре- тичным. В поддержку этой позиции они приводят часто цитируемое высказы- вание Перлза: «Теряйте свой разум и отдавайтесь своим чувствам».
• Подход обращается строго к двум аспектам опыта — аспекту «теперь» и аспекту «как» (Perls, 1969). Этот двухаспектный принцип не задействует пас- сивный инсайт и пассивное изменение, использование которых бывает более подходящим для некоторых клиентов.
• Подход избегает применения диагностики и тестирования. Часть людей нуждается в тщательной проверке перед применением столь интенсивного ме- тода консультирования. Хотя гештальт-терапевты проверяют, насколько их клиенты подходят для работы в рамках данного подхода, некоторые критики считают, что процесс предварительной проверки должен быть более унифици- рованным и доскональным.
• Подход слишком концентрируется на индивидуальном развитии и кри- тикуется за «самоцентризм». Акцент делается исключительно на открытиях клиента, связанных с его чувствами и собственным «я». Хотя многие теории консультирования сосредоточены на индивидуальном развитии, гештальт- терапия считается экстремальной. Один из примеров «самоцентризма» —
«гештальт-молитва» (Perls, 1969, р. 4):
Я делаю мое дело, а ты делаешь свое.
Я не для того пребываю в этом мире, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
Ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты — это ты, и я — это я,
И если случайно мы находим друг друга, это прекрасно.
Если нет, этому нельзя помочь.
Р
ЕЗЮМЕ
В этой главе мы рассмотрели три аффективных подхода к консультиро- ванию: личностно-центрированный, экзистенциальный и гештальт-терапию.
Наиболее популярным из них продолжает оставаться личностно- центрированный подход. На первый взгляд, это одна из самых простых для изучения теорий. Благодаря тому что методы Роджерса многократно подробно обсуждались и досконально описаны, эта теория стала еще более привлекатель-
277 ной для консультантов. Гештальт-терапия также продолжает вызывать значи- тельный интерес среди специалистов. Хотя данный подход критикуется из-за сложности методов и легковесности теории, он позволяет добиться значитель- ных изменений при работу со многими клиентами. Экзистенциальное консуль- тирование связано как раз с противоположной проблемой: оно имеет развитую философию, но мало практических методов. Тем не менее экзистенциальное консультирование также привлекает сторонников благодаря своей сосредото- ченности на смысле жизни и других универсальных понятиях. В последние го- ды экзистенциальное консультирование все чаще призывают использовать в работе с культурными меньшинствами. Если подход станет шире применяться в мультикультуральном консультировании, его популярность может возрасти
(Ерр, 1998).
В целом аффективные подходы не связаны со значительным использова- нием психологических тестов, формальных диагнозов или жестких процедур.
Отличительной чертой этих подходов является то, что они приспосабливают все, что они делают, к потребностям клиента. Консультанты оценивают эти по- требности посредством установления тесных отношений с клиентами. Экзи- стенциальное консультирование является самым недирективным из этой груп- пы теорий, в то время как гештальт-терапия — наиболее директивная. Все тео- рии, обсужденные в этой главе, поддерживают идею, что клиенты способны к изменению, интеграции и положительному росту. Личностно-центрированная теория имеет самую серьезную экспериментальную базу. Экзистенциальное консультирование часто рассматривается скорее как философский подход и не имеет фактически никаких исследовательских данных для своего обоснования.
З
АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Проделайте сравнительный анализ практической работы представителей каждого из трех аффективных подходов со следующими типами клиентов: с алкоголиком, с ребен- ком, боящимся школы, с семейным тираном, с безработным. В чем сходство и различия этих подходов?
2. Прочтите книгу Карла Роджерса «Л Way of Being» (Rogers, 1980). В небольших группах обсудите, как на теорию Роджерса повлияло его личное развитие и как личностно- центрированная теория могла бы быть адаптирована к образовательным, политическим, про- изводственным, медицинским, рекреационным и управленческим условиям. Как можно определеннее охарактеризуйте особенности теории применительно к этим условиям. После того как вы придете к некоторым выводам, обсудите свои взгляды с однокурсниками.
3. Как, по вашему мнению, консультанты, придерживающиеся аффективных подхо- дов, обращались бы с недобровольными клиентами, например с ребенком, направленным к консультанту, или с заключенным, чей приговор предполагает консультирование? Обсудите ваши идеи в парах и затем — со всей группой.
4. Ролло Мэй полагал, что лучшие консультанты — это те, кто сами были «ранены», то есть страдали и были излечены. В малых группах обсудите, на какие из своих пережива- ний консультанты могли бы опираться, чтобы лучше понимать себя и своих клиентов. Какие преимущества имеют консультанты, пережившие ситуации, подобные тем, с которыми стал- киваются клиенты? Каковы отрицательные стороны такого опыта?
5. В США существует приблизительно пятьдесят гештальт-институтов. С помощью
278 вашего инструктора или библиотекаря соберите данные о как можно большем количестве этих институтов и выясните, какие типы программ обучения они предлагают. Если возмож- но, побеседуйте со специалистом, применявшим гештальт-подход, и спросите, как он оцени- вает этот подход по сравнению с личностно-центрированным консультированием.
Л
ИТЕРАТУРА
Baldwin
С. (1989). Peaceful alternatives: Inner -peace. Journal of Humanistic Education
and Development, 28, 86-92.
Bankart C. P. (1997). Talking cures. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.
Benjamin P. & Looby J. (1998). Defining the nature of spirituality in the context of
Maslow's and Rogers's theories. Counseling and Values, 42, 92-100.
Bernhard J. M. (1986). Laura Perls: From ground to figure. Journal of Counseling and De-
velopment, 64, 367-373.
Boy A. V. & Pine G. J. (1982). Client-centered counseling: A renewal. Boston: Allyn & Ba- con.
Braaten L. J. (1986). Thirty years with Rogers's necessary and sufficient conditions of thera- peutic personality change. Person-centered Review, 1, 37-49.
Brammer L. M., Abrego E.J. & Shostrom E. L. (1993). Therapeutic counseling and psycho-
therapy (6th ed.). Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.
Buhler C. & Alien M. (1972). Introduction to humanistic psychology. Pacific Grove CA:
Brooks/ Cole. Carkhuff R. R. (1969a). Helping and human relations (Vol. 1). New York: Holt
Rinehart & Winston.
Carkhuff R. R. (1969b). Helping and human relations (Vol. 2). New York: Holt Rinehart &
Winston.
Chandler C. K., HoldenJ. M. & Kolander C. A. (1992). Counseling for spiritual wellness:
Theory and practice. Journal of Counseling Development, 71, 168-176.
Corey G. (1996). Theory and practice of counseling and psychotherapy (5th ed.). Pacific
Grove CA: Brooks/Cole.
Cormier W. H. & Cormier L. S. (1998). Interviewing strategies for helpers (4th ed.). Pacific
Grove CA: Brooks/Cole.
Covin A. B. (1977). Using Gestalt psychodrama experiments in rehabilitation counseling.
Personnel and Guidance Journal, 56,143-147.
Cunningham L. M. & Peters HJ. (1973). Counseling theories. Upper Saddle River NJ: Pren- tice Hall.
Das A. K. (1998). Frankl and the realm of meaning. Journal of Humanistic Education and
Development, 36,199-211.
Dollarhide
С. Т. (1997). Counseling for meaning in work and life: An integrated approach.
Journal of Humanistic Education and Development, 35, 178-187.
Epp L. R. (1998). The courage to be an existential counselor: An interview with Clemmont
E. Vontress. Journal of 'Mental Health Counseling, 20, 1-12.
Fagan J. (1970). The task of the therapist. In J. Pagan & I. L. Shephesd (Eds.) Gestalt thera-
py now (pp. 88-106). Palo Alto CA: Science and Behavior Books.
Fagan J. & Shepherd (1970). Theory of Gestalt therapy. In J.
Fagan & I. L. Shepherd (Eds.) Gestalt therapy now (pp. 1-7). Palo Alto
С A: Science and
Behavior Books.
Frankl V. (1959). The spiritual dimension in existential analysis and logotherapy Journal of
Individual Psychology, 15, 157-165.
Frankl V. (1962). Man's search for meaning: An introduction to logotherapy. New York:
Washington Square Press.
Frankl V. (1967). Psychotherapy and existentialism: Selected papers on logotherapy. New
279
York: Washington Square Press.
Frankl V. (1969a). Psychotherapy and existentialism: Selected papers on logotherapy. New
York: Simon & Schuster.
Frankl V. (1969b). The will to meaning: Foundations and applications of logotherapy.. New
York: New American Library.
Gazda G. M. (1973). Human relations development: A manual for education. Boston: Allyn
& Bacon.
Gelso CJ. & Carter J. A. (1985). The relationship in counseling and psychotherapy: Compo- nents, consequences, and theoretical antecedents. Counseling Psychologist, 13, 155-243.
Gilliland, B. E. & James R. K. (1998). Theories and strategies in counseling
and,psychotherapy (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Goodyear R. K. (1987). In memory of Carl Ransom Rogers. Journal of Counseling and De-
velopment, 65, 523-524.
Grummon D. L. (1972). Client-centered therapy. In B. Steffire & W. H. Grant (Eds.) Jour-
nal of counseling (2nd ed.). New York: McGraw-Hill.
Hackney H. & Cormier L. S. (1996). The professional counselor: A process guide to helping
(3
rd ed.). Boston: Allyn & Bacon.
Harman R. L. (1975). A Gestalt point of view on facilitating growth in counseling. Person-
nel and Guidance journal, 53, 363-366.
Harman R. L. (1997). Gestalt therapy techniques: Working with groups, couples, and sex-
ually dysfunctional men. Northvale NJ: Aronson.
Hart J. (1970). The development of client-centered therapy. In J. T. Hart &
Т. М. Tomlinson
(Eds.) New directions in client centered therapy. Boston: Houghton Mifflin.
Hatcher C. & Himelsteint E. (Eds.). (1997). The handbook of Gestalt therapy. Northvale NJ:
Aronson.
Heppner R. R., Rogers. M. E. & Lee L. A. (1990). Carl Rogers: Reflections on his life. In R.
R. Heppner (Ed.) Pioneers in counseling and development (pp. 54-59). Alexandria VA: American
Counseling Association.
Hergenhahn B, R. (1994). An introduction to theories of personality (4th ed.). Upper Saddle
River NJ: Prentice Hall.
Hoffman E. (1990). Abraham Maslow's legacy for counseling. Journal of Humanistic Edu-
cation and Development, 29, 2-9.
Jackson M. L. (1987). Cross-cultural counseling at the crossroads: A dialogue with Clem- mont E. Vontress. Journal of Counseling and Development, 66, 20-23.
Kemp C. G. (1976). Existential counseling. In G. S. Belkin (Ed.) Counseling directions in
theory and practice. Dubuque IA: Kendall/Hunt.
Kempler W. (1973). Gestalt therapy. In R. Corsini (Ed.) Current psychotherapies (pp. 251-
286). Itasca IL: Peacock.
Levitsky A. & Peris F. S. (1970). The rules and games of Gestalt therapy. In J. Pagan & I. L.
Shepherd (Eds.) Gestalt therapy now (pp. 140-149). Palo Alto CA: Science and Behavior Books.
May R. (1939). The art of counseling. New York: Abingdon-Cokesbury.
May R. (Ed.). (1961). Existential psychology. New York: Random House.
May R. (1967). Part three: Psychotherapy. In Psychology and the human dilemma (pp. 87-
160). Princeton NJ: Van Nostrand.
May R. (1969). Love and will. New York: Norton.
May R. (1975). The courage to create. New York: Bantam.
May R. (1977). The meaning of anxiety (rev. ed.). New York: Norton.
May R. (1985). My quest for beauty. New York: Norton.
May R., Angel E. & Ellenberger H. (Eds.). (1958). Existence. New York: Simon & Schus- ter.
May R. & Valom I. (1995). Existential psychotherapy. In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.)
Current psychotherapies (5th ed., pp. 262-292). Itasca IL: Peacock.
280
Melllroy J. H. (1979). Career as life-style: An existential view. Personnel and Guidance
Journal, 57,351-354.
Miller M. J. (1996). Client-centered reflections on career decision making. Journal of Em-
ployment Counseling, 33, 43-46.
Nye R. D. (1996). Three psychologies (5th ed.). Pacific Grove CA; Brooks/Cole.
Partenheimer D. (1990). Teaching literature toward a humanistic society .Journal of Human-
istic Education and Development, 29, 40-44.
Passons W. R. (1975). Gestalt approaches to counseling. New York: Holt Rinehart
&Winston.
Perls F. (1969). Gestalt therapy verbatim. Lafayette CA: Real People Press.
Perls F. (1970). Four lectures. InJ. Fagan & I. L. Shepherd (Eds.) Gestalt therapy now (pp.
14-- v
38). Palo Alto CA: Science and Behavior Books.
Perls F. (1'972). In and out of the garbage pail. New York: Bantam.
Perls F. (1976). The Gestalt approaches and eye witnesses to therapy. New York: Bantam.
Perls F. (1951). Gestalt therapy. New York: Dell.
Polster E. & Polster M. (1973). Gestalt therapy integrated: Contours of theory and practice.
New York: Brunner/Mazel.
Poppen W. A. & Thompson C. L. (1974). School counseling: Theories and concepts. Lin- coln NH; Professional Educators Publications. Rabinowte F. E., Good G. & Cozad L. (1989). Rollo
May: A man of meaning and myth. Journal of Counseling and Development, 67, 436-441.
Raskin NJ. & Rogers C. R. (1995). Person-centered therapy. In R.J. Corsini & D. Wedding
(Eds.) Current psychotherapies (5th ed., pp. 128-161). Itasca IL: Peacock.
Reeves C. (1977). The psychology of Rollo May. San Francisco: Jossey-Bass.
Rogers C. R. (1942). Counseling and psychotherapy. Boston: Houghton MifHin.
Rogers C. R. (1951). Client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin.
Rogers C. R. (1955). Persons or science? A philosophical question. American Psychologist,
10, 267-278.
Rogers C. R. (1957) The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change. Journal of Consulting Psychology, 21, 95-103.
Rogers C. R. (1959). A theory of therapy, personality, and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.) Psychology: A study of science (Vol.
3) (pp. 184-256). New York: McGraw-Hill.
Rogers C. R. (1961). On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin. Rogers C. R.
(1965). Client-centered therapy: Part I. In E. Shostrom (Producer) Three approaches to psychother-
apy [film]. Santa Ana CA: Psychological Films.
Rogers C. R. (1967a). Autobiography. In E.G. Boring & G. Lindzey (Eds.) A history of psy-
chology in autobiography (Vol. 5, pp. 341-384). New York: Appleton.
Rogers C. R. (1967b). The conditions of change from a client-centered viewpoint. In B.
Berenson & R. Carkhuff (Eds.) Sources of gain in counseling and psychotherapy (pp. 71-86). New
York: Holt Rinehart & Winston.
Rogers C. R. (1969). Freedom to learn. Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.
Rogers C. R. (1970). Carl Rogers on encounter groups. New York: Harper & Row.
Rogers C. R. (1974). In retrospect: Forty-six years. American Psychologist, 29, 115-123.
Rogers C. R. (1975). Empathic: An unappreciated way of being. Counseling Psychologist, 5,
2-10.
Rogers C. R. (1977). Carl Rogers on personal power: Inner strength and its revolutionary
impact.New York: Delacorte.
Rogers C. R. (1980). A way of being. Boston: Houghton Mifflin. Rogers C. R. (1986).
Rogers Kohut, and Erickson: A personal perspective on some similarities and differences.
Person-centered Renew, 1, 125-140.
Rogers C. R. (1987). The underlying theory: Drawn from experience with individuals and groups. Counseling and Values, 32, 38-46.
281
Seligman L. (1997). Diagnosis and treatment planning in counseling. New York: Plenum.
SimkinJ. S. (1975). An introduction to Gestalt therapy. In F. D. Stephenson (Ed.) Gestalt
therapy primer (pp. 3-12). Springfield IL: Thomas.
Stevens M.J., Pfost K. S. & Wessels A. B. (1987). The relationship of purpose in life to cop- ing strategies and time since the death of a significant other. Journal of Counseling and Develop-
ment, 65, 424-426.
Thompson
С. D. & Rudolph L. В. (1996). Counseling children (4th ed.). Pacific Grove CA:
Brooks/Cole.
Wallace W. A. (1986). Theories of counseling and psychotherapy. Boston: Allyn & Bacon.
Watts R. E. (1996). Social interest and the core conditions: Could it be that Adier influenced
Rogers? Journal of Humanistic Education and Development, 34, 165-170.
Whiteley J. M. (1987). The person-centered approach to peace. Counseling and Values, 32,
5-8.
Wilbur M. P., Roberts-Wilburj. & Morris,;. R. (1990). A humanistic alternative for counsel- ing alcoholics. Journal of Humanistic Education and Development, 28, 146-165.
Yalom I. D. (1980). Existential psychotherapy. New York: Basic Books.
Zajonc R. (1984). On the primacy of affect. American Psychologist, 39, 117-123.
Zinker J. (1978). Creative process in Gestalt therapy. New York; Random House.