ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1248
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
282
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 ... 83
ГЛАВА 10
РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
И ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
Она обитает в мире, который мне никогда не постичь,
в мире, полном радужных шаров и сиреневых свечек,
сшитых вместе простыми стежками времени.
В разноцветном оазисе посреди огромного серого
мира,
в котором она проводит дни,
разматывая нити, уходящие в ночной Чикаго.
Однажды, с детской улыбкой, хихикая,
в своих мыслях она улетела в Атланту,
распахивая дверь мимолетным приключениям,
прочь от повседневной усталости.
В ее дневнике мы выстраивали мозаику из ее мыслей,
пока замысел и желания не совпали.
«Patchwork» by S.
Т. Gladding, 1974.
Personnel and Guidance Journal, 53, p. 39.
Когниции (знания) — это мысли, убеждения и представления, которые складываются у людей относительно событий в их жизни (Holden, 1993b). Ко- гнитивные теории, такие как теория социального конструктивизма, исходят из идеи, что реальность — это умственная конструкция. Когнитивные теории кон- сультирования сосредоточиваются на психических процессах и их влиянии на психическое благополучие. Общая предпосылка всех когнитивных теорий со- стоит в том, что мышление людей в значительной степени определяет их чув- ства и поведение (Beck & Weishaar, 1995). Как утверждает Берне, «любое пло- хое чувство, которое вы испытываете, является результатом вашего искаженно- го негативного мышления» (Burns, 1980, р. 28). Следовательно, наиболее по- следовательные сторонники когнитивной теории соглашаются по существу с изречением из Притчей Соломоновых, 23:7; «Как люди мыслят, так они и по- ступают». Они также согласились бы с шекспировским Гамлетом, сказавшим, что не бывает вещей хороших или плохих, но таковыми их делает мышление.
Кратко говоря, точка зрения когнитивной теории строится на убеждении, что если люди изменят свой способ мышления, то в результате изменятся их чув- ства и поведение.
Среди наиболее известных когнитивных теорий — когнитивная терапия
Аарона Бека, новая терапия настроения Дэвида Бернса, рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса и транзактный анализ Эрика Берна. В этой главе по- дробно рассматриваются рационально-эмотивная терапия и транзактный ана- лиз, поскольку это две наиболее ранние и известные когнитивные теории. Кро-
283 ме того, перед рассмотрением этих двух подходов мы обсудим некоторые ас- пекты, общие для всех когнитивных теорий консультирования, и уделим вни- мание элементам когнитивной модели Бека (1976).
О
БЩИЕ АСПЕКТЫ КОГНИТИВНОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Как правило, когнитивные теории успешно применяются при работе с клиентами, отличающимися следующими особенностями (Hackney & Cormier,
1996):
• клиенты обладают средним или выше среднего уровнем интеллекта;
• клиенты имеют умеренный или высокий уровень функционального рас- стройства;
• клиенты способны идентифицировать мысли и чувства;
• клиенты не являются психически больными и не выбиты из колеи теку- щими проблемами;
• клиенты способны выполнять систематические домашние задания и вы- полняют их охотно;
• клиенты обладают набором разнообразных поведенческих навыков и реакций;
• клиенты обрабатывают информацию на визуальном и слуховом уровне.
Как и следовало ожидать, когнитивные подходы часто используются в работе с клиентами, страдающими психическими расстройствами, например депрессией. Но эти подходы также применяются в работе с теми клиентами, ко- торые не проявляют видимых нарушений, однако страдают от дисфункцио- нальных непроизвольных мыслей (в том числе и ситуативного содержания) и
схем (обобщенных представлений о себе или окружающей действительности, связанных с определенным событием) (Holden, 1993b). Например, если к чело- веку на вечеринке кто-то проявил неуважение, то он может автоматически по- думать: «На себя посмотри!» Здесь срабатывает схема «Я оскорблен» или «Я задет».
Чтобы добиться позитивных изменений, представители когнитивных тео- рий консультирования предлагают клиенту модифицировать свое мышление, которое, согласно их точке зрения, подразделяется на три общие категории: хо- лодное, теплое и горячее. Холодное мышление — это, как правило, дескриптив- ное и безоценочное, например: «Я потерял свою работу». Теплое мышление оперирует с предпочтениями, например: «Я потерял свою работу и, честно го- воря, не хочу заниматься поисками новой». Горячее мышление «содержит утверждения, несущие сильную эмоциональную нагрузку», и может принимать различные формы, например содержать чрезмерное обобщение, катастрофиза- цию, преувеличение и другие максималистские суждения по типу «все или ни- чего». Это такие заявления, как «Я должен получить такую же работу, как по- терял» (Gilliland & James, 1998, p. 328). «Горячие» мысли обычно приводят к дисфункциональному поведению.
284
Иногда люди добиваются улучшений сразу же после того, как они выра- зят свои мысли в письменной форме (Pennebaker, 1990). Этот процесс известен как скрип-тотерапия. Однако такое простое решение является исключением.
Следовательно, надежнее всего работает систематический план. Чтобы такой план имел успех, должны быть выполнены два условия. Во-первых, должны быть налажены отношения между клиентом и консультантом. Во-вторых, должны быть выработаны когнитивные стратегии изменения (Burns, 1989;
Schuyier,
1991). Стратегии изменения чаще всего включают в себя следующие шаги.
1. Использование стандартных линий работы и интерпретации событий жизни человека.
2. Ясное и точное воспроизведение или отражение мыслей человека отно- сительно этих событий.
3. Обнаружение средств идентификации и изменения искаженных мыс- лей.
4. Применение новых реалистичных и продуктивных способов мышле- ния.
Хотя терминология и расставляемые акценты в отдельных когнитивных теориях консультирования различаются, эти четыре основных шага, а также стоящие за ними условия (предпосылки) находятся в центре процесса терапев- тического изменения.
К
ОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
А.
Б
ЕКА
Аарон Т. Бек, психиатр из Филадельфии, разрабатывал когнитивный под- ход к психическим расстройствам почти в то же самое время, что и Альберт
Эллис, который развивал идеи рационально-эмотивной терапии (в конце 1950-х
— начале 1960-х годов). В своей теории Бек подчеркивал значение когнитивно- го мышления, в особенности дисфункционального мышления (мышления, кото- рое является непроизводительным и нереалистичным) (Weinrach, 1988).
Пребывая на посту директора Центра когнитивной терапии факультета психиатрии в Университете штата Пенсильвания, Бек не только продолжал со- вершенствовать свою теорию, но и тщательно проверял ее (см., например: Rush,
Beck, Kovacs & Hollon,
1977). Он обнаружил, что когнитивная терапия эффек- тивна как метод краткосрочного лечения, особенно в случаях депрессии и тре- вожности. В таких случаях у клиента существуют «интерпретации и ожидания, которые ведут к болезненным эффектам уныния и беспокойства, к замкнутости и подавленности» (Weinrach, 1988, р. 161). Консультант, придерживающийся когнитивной теории консультирования, обученный в соответствии с методоло- гией Бека, пытается помочь клиентам добиваться более реалистичной интер- претации событий, избегая чрезмерных обобщений (в случае депрессии) или проекций (в случае тревожности).
В целом Бек обращает внимание на следующие моменты. Во-первых, он не пытается обязательно опровергать убеждения своих клиентов, но дает им
285 возможность исследовать функциональность собственных убеждений. Во- вторых, его подход использует специфические профили и планы лечения рас- стройств типа депрессии и тревожности (Dattilio & Padesky, 1990). Кроме того, модель Бека является исследовательской и располагает к сотрудничеству с кли- ентами (Holden, 1993а). Следовательно, она требует эмпирической проверки со стороны клиентов как исследователей своей жизни, с тем чтобы они смогли по- нять, что их убеждения нефункциональны.
Коротко говоря, Бек сосредоточивается на важности изменения мыслей при работе с психическими расстройствами. Согласно его подходу, существуют шесть когнитивных искажений, к которым консультант должен быть готов: не- обоснованные выводы, избирательная абстракция, сверхгенерализация, преуве- личение и преуменьшение, персонализация и дихотомическое мышление (Arn- koff & Glass,
1992). (Иногда Бека относят к числу когнитивно-бихевиоральных терапевтов, поэтому к его теории мы снова обратимся в главе 11 в разделе, по- священном ког-нитивно-бихевиоральным подходам.)
Р
АЦИОНАЛЬНО
-
ЭМОТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ПОВЕДЕНИЯ
А
ЛЬБЕРТ
Э
ЛЛИС
Основатель рацйонально-эмотивной терапии поведения (РЭТП), Альберт
Эллис (Ellis) был охарактеризован Вайнрахом (Weinrach, 1980) как «жесткий, нетерпеливый человек, которому недоставало некоторых из основных социаль- ных качеств, которые моя мать втолковывала мне часами», но в то же время яв- лявшийся «ярким, наблюдательным, проницательным, обладающим чувством юмора и способным оказать поддержку» (р. 152). То, что Эллис действительно соответствует этим двум описаниям, частично объясняется особенностями его биографии.
Альберт Эллис родился в 1913 году в еврейской семье в Питтсбурге, в штате Пенсильвания. Он не был единственным ребенком в семье, у него были сестра и брат. В начале своей жизни Эллис вместе с семьей перебирается в
Нью-Йорк, где он провел впоследствии большую часть своей жизни. Эллис описывает своего отца в положительных и нейтральных тонах, хотя старший
Эллис часто отсутствовал дома. От своего отца, как полагает Эллис, он унасле- довал его ясный ум, чуткость в восприятии нового, энергию и настойчивость
(Newborn,
1978). Его мать была совершенно независимой, часто проявляла экс- центричность в своем поведении и в то же время чувствовала себя счастливой и не обременяла себя материнскими обязанностями. Эллис описывает ее способ воспитания как мягкое пренебрежение обязанностями (Dryden, 1989).
В возрасте 5 лет Эллис чуть не умер от тонзиллита; позже он страдал ост- рым нефритом и диабетом (Dryden, 1989; Morris & Kanitz, 1975). Он полагал, что большинство членов его семьи были слегка сумасшедшие, и к семилетнему возрасту он был уже в значительной степени предоставлен самому себе
(Weinrach,
1980). Когда Эллису было 12 лет, его родители развелись. Это заста-
286 вило его отказаться от планов стать преподавателем иврита и, кроме того, по- влияло на его убеждения: он стал, как он сам пишет, «вероятностным атеи- стом» — тем, кто не верит, что Бог существует, но согласился бы с эмпириче- скими доказательствами противоположного.
В юности Эллис мечтал стать писателем. Он планировал накопить доста- точно денег, чтобы рано выйти на пенсию и посвятить свое время сочинитель- ству. В 1934 году он получил высшее образование в Сити-Колледже в Нью-
Йорке и работал в сфере бизнеса до середины 1940-х годов. В свободное от ра- боты времячш писал беллетристику. Однако литературные труды не принесли ему успеха, и он решил изучать психологию. В Колумбийском университете
Эллис получил степень магистра в 1943 году и степень доктора философии по клинической психологии в 1947 году.
Эллис хотел стать клиническим психоаналитиком, но это желание оказа- лось изначально невыполнимым, потому что учреждения, которые специализи- ровались натаком обучении, принимали только профессионалов-медиков. В конце концов ему удалось обучиться психоанализу в группе Карен Хорни и в начале 1950-х годов заняться классическим психоанализом. Не удовлетворен- ный существующим подходом, в 1955 году Эллис начал разрабатывать свою собственную теорию.
Рационально-эмотивная терапия с самого начала была прежде всего ко- гнитивной теорией. Ее главные принципы были сначала опубликованы в книге
«Reason andemotion in psychotherapy» (Ellis,
1962). С тех пор РЭТП значительно расширила свою научную базу и теперь включает бихевиоральные и эмоцио- нальные понятия.
Эллис основал два некоммерческих института, чтобы пропагандировать
РЭТП: Институт рациональной жизни — научное и образовательное учрежде- ние, основанное, в 1959 году, и основанный в 1968 году Институт рационально- эмотивной терапии, где обучались специалисты и предоставлялись клиниче- ские услуги. Эллис, весьма плодовитый автор, написал более 300 статей, при- близительно 50 книг; он также выпустил большое количество видео- и аудиоза- писей. Каждую неделю он встречался примерно с 80 клиентами в индивидуаль- ных сессиях и проводил до восьми групповых сессий. Ежегодно он проводил приблизительно 200 семинаров и бесед. Однако Эллис не считал себя заложни- ком работы, потому что он не считал себя обязанным работать или что-то дока- зывать себе (Weinrach, 1980). Он расслаблялся, читая, слушая музыку и обща- ясь.
Эллис был дважды женат и утверждал, что в каждом браке он узнавал что-нибудь новое о себе и о женской природе. С 1964 года у него установились прочные дружеские отношения с Джанет Вольф (Janet Wolfe), которая помогала ему создавать Институт рационально-эмотивной терапии поведения и впослед- ствии работала там (Dryden, 1989). Эллис не только активно работал в рамках собственной теории, но и был известным в США врачом-сексологом, написав- шим многочисленные книги и статьи по этому предмету. Он не раз получал свидетельства признания в профессиональных кругах, включая звание «Гума- нист года» Американской гуманистической ассоциации. Несмотря на искро-