ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1245
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
287 метный темперамент, эксцентричные манеры, Эллис мог быть нежным и от- зывчивым (Dryden, 1989). Действительно, он — человек контрастов, который видит способы объединения идей, кажущихся на первый взгляд несовместимы- ми, например религии и РЭТП (Powell, 1976).
П
ОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
В соответствии с РЭТП, люди являются одновременно «по сути своей как рациональными, так и иррациональными, как здравомыслящими, так и сума- сшедшими» (Weinrach, 1980, р. 154). Согласно Эллису (Ellis, 1995), эта двой- ственность обусловлена биологически и существует до тех пор, пока человек не научится новому способу мышления (Dryden, 1994). Иррациональное мышление
(или, по определению Эллиса, иррациональные убеждения) может содержать в себе зачатки расстройств и разрушительные мысли. Эллис (Ellis, 1962) подраз- деляет иррациональные убеждения на три основные категории. Эти ошибки, обычные при создании различных тестов, были соотнесены «с различными ви- дами эмоциональных расстройств» (Ellis, 1984, р. 266).
1. «Я обязательно должен успешно решать важные задачи и получать одобрение от всех значимых других, или иначе я буду неадекватным, не за-
служивающим внимания человеком!». В результате: тяжелое чувство тревоги, депрессии и деморализации, часто приводящие к глубокому кризису.
2. «Другие люди, особенно мои друзья и родственники, действительно
должны относиться ко мне по-доброму и честно, если только они не абсолютно
отвратительные и подлежащие осуждению люди!» В результате: сильные пе- реживания злости, гнева, ярости, часто приводящие к дракам, жестокому обра- щению с детьми, оскорблениям, насилию, убийству и геноциду.
3. «Условия моего проживания обязательно должны быть комфортными, нестесненными и радостными; если они не соответствуют моим желаниям — значит они ужасны, я не смогу этого пережить, и моя жизнь невыносима!» В результате: тяжелые переживания из-за низкой устойчивости к фрустрации, ча- сто приводящие к компульсивному поведению, вредным привычкам, изоляции, подавленности и демонстративным реакциям (Ellis, 1996b, p. 77).
Хотя Эллис (Ellis, 1973) не занимается изучением различных стадий раз- вития личности, он считает, что дети яболее подвержены внешним влияниям и иррациональному мышлению, чем взрослые. Он полагает, что люди по своей природе легковерны и сильно внушаемы, а также подвержены расстройствам, В основном люди обладают достаточными средствами для управления своими мыслями, чувствами и действиями, но для того, чтобы стать хозяевами своей жизни, они должны сначала осознать, что они себе говорят {внутренняяречь)
(Ellis,
1962). В этом заключена сущность личностного, осознанного знания.
Бессознательное не включено в концепцию человеческой природы Эллиса.
Эллис убежден, что люди поступают неверно, когда оценивают или кри- тикуют себя, не принимая во внимание того, что каждый человек может оши- баться. Он особенно предостерегает от использования любой формы глагола
«быть» (есть, был, является и так далее) при описании человека. Он доказыва-
288 ет, что человеческие проблемы не исходят из Ид, как предполагалось Фрейдом, и не из «а что, если...?», а, скорее, из «есть». Глагол «быть» затрудняет отделе- ние личности от ее действий
1
. Следовательно, Эллис настаивает на том, чтобы люди говорили и думали о своем поведении как об отдельном от их личности предмете , например: «я поступаю плохо», а не «я (есть) плохой» (Ellis &
Harper,
1975). Избегая в своих суждениях онтологических утверждений, чело- век способствует большей рациональности мышления и получает свободу из- меняться, сосредоточиваясь на корректировке поведения вместо капитальной перестройки личности.
Р
ОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА
В рационально-эмотивной терапии поведения консультанты выполняют активную и директивную роль. Они являются инструкторами, которые обучают клиентов навыкам самопознания и корректируют их представления о себе.
«Опровержение прочно укоренившихся убеждений требует больше, чем просто логики. Требуется постоянное повторение» (Krumboltz, 1992). Следовательно, консультанты должны тщательно прислушиваться к нелогичным или ошибоч- ным утверждениям своих клиентов и демонстративным заявлениям типа «я ни- когда не стану лучше, чем я есть». В процессе работы они должны показывать заинтересованность и заботу о своих клиентах, наблюдая за их действиями, за- давая уточняющие вопросы, переспрашивая различные детали, касающиеся жизни клиента и его проблемы, уместно применяя юмор и активно пытаясь по- мочь клиенту справиться с трудными проблемами» (Vernon, 1996, р. 122).
Эллис (Ellis, 1980), Уоллен, Диджузеппе и Драйден (Wallen, DiGuiseppe &
Dryden,
1992) выделили некоторые характеристики, желательные для РЭТП- кон-сультантов. Они должны быть открытыми для новых знаний, хорошо обра- зованными, эмпатичными, корректными, искренними, вежливыми, настойчи- выми, обладающими научным складом ума, имеющими внутреннюю мотива- цию для помощи другим; кроме того, они сами должны пользоваться РЭТП как клиенты. Главный инструмент, которым консультанты пользуются при оценке,
— это анализ представлений клиента. Для определения рационально- сти/иррациональности мышления могут быть использованы некоторые стан- дартизованные тесты, но сам процесс оценивания состояния клиента протекает главным образом в сессиях работы клиента и консультанта. Как правило, при- верженцы РЭТП не очень полагаются на диагностические категории DSM-IV.
В английском языке формы глагола «to be» являются частью конструк- ций, выражающих характеристики объекта, а в данном случае служат для при- писывания себе характеристик субъектом. В русском языке аналогичный гла- гол-связка («есть», «быть» и т. п.) опускается. Кроме того, глагол «to be» или его формы подразумевают долженствование, неизбежность.
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 83
Ц
ЕЛИ
289
Основная цель РЭТП — помочь людям осознать, что они могут жить бо- лее рационально и продуктивно. «В первом приближении рационально- эмотивная терапия представляет собой попытку устранения нежелательных эмоций путем исправления ошибок в логике рассуждений клиента» (Cohen,
1987, р. 37).
На РЭТП оказала сильное влияние философия стоиков, и Эллис любит цитировать философа I века н. э. Эпиктета, который написал, что «людей рас- страивают не сами вещи, а их мнение об этих вещах». Часто люди вызывают у себя расстройство, заменяя желания и стремления долженствованием, внутрен- ними императивами. Эллис указывает, что, когда человек использует слова ти- па должен, обязан, вынужден, он превращает желания в требования и начинает думать иррационально. Многие считают, что желания должны осуществляться и что, если желания остаются невыполненными, результат будет катастрофиче- ским. РЭТП помогает клиентам прекратить формирование таких требований и превращение неудачи в «катастрофу». В РЭТП клиенты могут выражать неко- торые отрицательные чувства, но главная цель состоит в том, чтобы помочь им избежать чрезмерной эмоциональной реакции на событие.
Эллис часто использует каламбуры и другие приемы, направленные на создание юмористического эффекта, чтобы помочь клиентам увидеть, как раз- вивается иррациональное мышление и насколько глупы последствия такого мышления. Он предостерегает клиентов от принятия на себя чрезмерных мо- ральных обязательств и советует им избегать должномании или необоснован- ной требовательности к себе («musterbation» от must — должен). Он даже сочи- нил ряд «рациональных песенок», помогающих напомнить себе и другим о необходимости думать рационально. Например, он написал следующие строки, подражая песенке Винни-Пуха.
Я не смогу выполнить все мои желания, —
Хнычу, хнычу, хнычу!
Я не могу постоянно расстраиваться, —
Хнычу7хнычу, хнычу!
Жизнь действительно задолжала мне то, что я упустил,
Судьба должна предоставить мне вечное счастье!
И если я должен согласиться на меньшее —
Плачу, плачу, плачу!
Источник: "Rational Humorous Songs: A Garland of Rational Songs», by A. Ellis,
1980. New York: Albert Ellis Institute,
Помимо Эллиса, другие консультанты, практикующие РЭТП, такие как
Уотте (Watts, 1996), сочинили терапевтические песенки на ряд распространен- ных мелодий: «I've Been Working on the Railroad», «Gimmy Cracked Corn»,
«Twinkle Twinkle Little Star» и «О Suzannah». Список хорошо известных мело- дий и терапевтических текстов, написанных для них, велик. В процессе испол- нения таких песенок происходит терапевтическое обращение к когнитивно ис- каженным представлениям, которое носит шутливый характер.
Другая цель РЭТП состоит в том, чтобы помочь людям изменить пагуб- ные привычки в мыслях или в поведении. Один из способов выполнения этого
290 в РЭТП заключается в обучении клиентов схеме ABC: А в этой схеме представ- ляет событие; В — это то, что человек думает относительно этого события; а С
— эмоциональную реакцию на В (рис. 10.1).
A B C
Рис. 10.1. Азбука РЭТП
Многие клиенты полагают, что событие непосредственно вызывает чув- ства — это явление еще называют шунтированием когнитивной фазы {cognitive
bypass).
Данная концепция не учитывает мыслительный процесс, который ведет к развитию эмоций. Например, человек может потерять работу или упустить какую-либо возможность и утверждать, что само событие вызвало депрессию.
РЭТП помогает такому человеку понять свою эмоциональную анатомию — то есть узнать, как чувства присоединяются к мыслям.
Мысли о происходящих событиях могут быть отнесены к одному из че- тырех типов: позитивные, негативные, нейтральные или смешанные. Позитив- ная мысль ведет к положительным чувствам. Например, если хозяин на вече- ринке напоминает гостю, что тот слишком много выпил, человек может вос- принять это как заботу хозяина и проявление внимания к его интересам и испы- тать положительные эмоции. Например, у человека могут возникнуть негатив- ные эмоции, если он думает, что другой к нему придирается, хотя не имеет на это никакого права и не должен комментировать его поведение. Нейтральные мысли означают просто принятие к сведению действий хозяина и переключе- ние к другой мысли. Смешанные мысли — это когда человек испытывает и от- рицательные, и положительные эмоции сразу. В итоге возникает амбивалент- ность (двойственность) чувств.
РЭТП поощряет клиентов быть более терпимым к себе и другим и доби- ваться достижения личных целей. Эти цели достигаются путем обучения людей рациональному мышлению, с тем чтобы изменить пагубное поведение и по- мочь им научиться новым способам деятельности.
Эллис (Ellis, 1996a) придумал множество упражнений для домашних за- даний, позволяющих научить клиентов действовать иначе, чем обычно, напри- мер упражнения по преодолению стыда. Эти упражнения обычно включают действия, которые являются безопасными, но которых боялись, например обра- титься к незнакомому человеку или попросить стакан воды в ресторане, ничего больше не заказывая. Участвуя в таких упражнениях, клиент изучает азы РЭТП на собственном опыте и приходит к пониманию того, что нет ничего действи- тельно ужасного в том, чтобы допустить ошибку или не исполнить желаемое.
Кроме того, клиент приходит к осознанию, что другие также не гарантированы от ошибок и что люди и не обязаны быть совершенными. Наконец, клиент осо-
291 знает, что цели могут быть достигнуты без «переживания ужаса и паники» по поводу личных ситуаций.
М
ЕТОДЫ
РЭТП имеет в своем арсенале множество разнообразных методов. Два основных — это обучение и рациональная дискуссия. Прежде чем могут быть осуществлены изменения, клиенты должны изучить основные идеи РЭТП и осознать, как мысли связаны с эмоциями и поведением. Как процесс РЭТП яв- ляется строго дидактическим и директивным. На нескольких первых сессиях консультанты разъясняют своим клиентам анатомию эмоций, указывая на то, что чувства являются результатом мыслей, а не событий и что внутренняя речь влияет на эмоции. Эта процедура в основном известна как рационально- эмотивное обучение (РЭО) и обычно успешно применяется в работе с детьми, подростками и взрослыми независимо от происхождения и уровня образован- ности (Wilde, 1996). Очень важно, чтобы клиент владел способностью побороть в себе иррациональные мысли.
Дискуссия о мыслях и убеждениях принимает одну из трех форм: когни- тивную, образную и поведенческую. Процесс наиболее эффективен, когда ис- пользуются все три формы (Walen et al, 1992). Когнитивная дискуссия подразу- мевает использование прямых вопросов, логических рассуждений и убеждения.
Прямые вопросы могут выражать требование, чтобы клиент доказал, что его реакция логична. Иногда эти вопросы предполагают использование слова «по- чему?», которое редко используется в консультировании, потому что оно ста- вит большинство людей в оборонительную позицию, затрудняющую исследо- вание. Вот примеры вопросов для когнитивной дискуссии, содержащих слово
«почему?»: «Почему вы должны?» и «Почему это должно быть так?» С помо- щью этих вопросов клиенты учатся проводить различия между рациональными и иррациональными мыслями. Кроме того, они узнают превосходство рацио- нального мышления.
Другая форма когнитивной дискуссии включает использование силло- гизмов — «дедуктивных форм рассуждения, состоящих из двух посылок и вы- вода» (Cohen, 1987, р. 37). Силлогизмы помогают клиентам и консультантам полнее понимать индуктивные и дедуктивные ошибки, которые лежат в основе эмоций. Например, вот как мог бы происходить процесс в отношении иррацио- нального суждения «Не могу это терпеть!» (Cohen, 1987, р. 39):
Большая посылка: «Никто не может терпеть, чтобы ему лгали».
Малая посылка: «Мне лгали».
Вывод: «Я не могу терпеть это».
Имажинативная дискуссия зависит от способности клиента представлять ту или иную ситуацию и предполагает применение техники, известной как ра- ционально-эмотивное воображение (РЭВ) (Maultsby, 1984). РЭВ может исполь- зоваться одним из двух способов. При использовании первого способа клиента