ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1242
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
292 просят вообразить ситуацию, в которой он обычно расстраивается. Клиент ана- лизирует свою внутреннюю речь в течение этой предполагаемой ситуации. За- тем консультант просит, чтобы клиент представил ту же самую ситуацию, но на сей раз пользовался бы более умеренными высказываниями (избегая крайно- стей) в описании ситуации. Действуя вторым способом, консультант просит, чтобы клиент вообразил ситуацию, в которой он чувствует или ведет себя ина- че, чем в каком-то реальном случае. Затем клиенту предлагают проанализиро- вать внутреннюю речь, используемую в этой воображаемой ситуации. РЭВ находит применение при работе с клиентами, имеющими яркое воображение, а после некоторой практики — и с теми, чье воображение не столь развито.
Карта эмоционального контроля (КЭК) представляет собой средство, ко- торое помогает клиентам укрепить и расширить практику РЭВ (Sklare, Taylor &
Hyland,
1985). На карточках небольшого размера указывается одна из четырех категорий, обозначающих неблагоприятные эмоциональные состояния (гнев, самокритика, беспокойство и депрессия) (Ellis, 1986). Для каждой категории приводится список нецелесообразных или саморазрушительных чувств и па- раллельно — список благоприятных или безвредных чувств. В потенциально тревожной ситуации клиент может обратиться к карте и выбрать из списка дру- гое чувство для описания данной ситуации. На следующей сессии клиент об- суждает с консультантом, как он использовал карту в когнитивном реструкту- рировании своих мыслей, чтобы сделать их рациональными.
К
АРТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
(
ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ВЕРСИЯ
)
Нецелесообразные или
саморазрушительные чувства
Гнев
Чувства возмущения, гнева, безумия, ярости.
Самокритика
Чувства собственной ничтожности, стыда, смущения, растерянности, неадекватности, принижение себя как личности.
Беспокойство
Чувства тревожности, нервозности, напряженности, паники, беспомощности, ужаса.
Депрессия
Чувства подавленности, собственной бесполезности, вины,склонность к само- уничижению
Целесообразные или безопасные
чувства
Раздражение
Чувство (умеренного или интенсивного) раздражения, неудовольствия, досада, фрустрация, недовольство действиями других людей, но не самими людьми.
Критика чьего-либо поведения
Чувство (умеренное или интенсивное) сожаления, грусти, неудовольствия, со- мнения; критика чьего-либо поведения, но не самого человека.
Озабоченность
Чувство (умеренное или интенсивное) озабоченности, настороженности; беспокойство в отношении чьей-либо деятельности, но не самого человека.
Грусть
Чувство (умеренное или интенсивное) грусти, огорчения, сожаления, неудовлетворенности, неудовольствия,
Ощущение, что человек плохо поступает, но не сам человек плохой.
Источник: «An emotional control card for inappropriate and appropriate emotions in using rational- emotive imagery», byA. Ellis, 1986. Journal of Counseling and Development, 65, p. 206.
Поведенческая дискуссия включает в себя выполнение какого-либо дей-
293 ствия способом, противоположным обычному для данного клиента. Иногда по- веденческая дискуссия может принимать форму библиотерапии, в которой кли- ент читает книгу самопомощи. (Значительное количество таких книг для всех возрастов выпущено Институтом рационально-эмотивной терапии поведения.)
Поведенческая дискуссия также может происходить в виде ролевой игры или выполнения домашних заданий, в которых клиент выполняет действия, кото- рые он раньше считал невозможными. Клиент приносит законченное задание консультанту на следующей сессии консультирования и оценивает его с помо- щью консультанта.
Если дискуссия о иррациональных убеждениях (ИУ) проходит успешно, возникает новая эффективная философия (Ellis, 1996a). Эта философия будет заключать в себе новый когнитивный эффект (КЭ), который представляет собой подтверждение исходных рациональных убеждений (РУ). Например: «Ничего страшного, что некоторые люди отвергают меня, это просто неприятно».
С
ТАНДАРТНАЯ ФОРМА
РСА
А. АКТИВИРУЮЩЕЕ СОБЫТИЕ:
Г (а). ПРОВЕРКА ЗАПИСИ: Если вы испыта-
Что, на ваш взгляд, произошло. ли какое-либо чувство, которое видеокамера не могла бы показать, попробуйте сделать его доступным внешнему наблюдению.
Б. ВАШИ УБЕЖДЕНИЯ: Сначала
Г (б). РАЦИОНАЛЬНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ искренне сформулируйте ваши пункта Б: Ответьте «да» или «нет» на каж- мысли относительно события А дый рациональный вопрос о каждом
(утверждения Б ....Б ), затем - ваши предложении В или напишите «вопрос не установки относительно каждого применим». После этого запишите раци-
утверждения Б.
опальную альтернативу для каждой ирра- циональной мысли Б, и «Это рационально» для каждой рациональной мысли В.
Б
1
Гб
1
Б
2
Г6 2
И т. д.
И т. д.
В. ПОСЛЕДСТВИЯ Б
Д. ОЖИДАЕМОЕ НОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
1 . Эмоции. .
1 . Новые эмоциональные переживания.
2. Действия.
2. Новые действия.
Пять рациональных вопросов
1 . Основывается ли мое мышление в данном случае на очевидном факте?
2. Будет ли мое мышление способствовать мне в защите жизни и здоровья?
3. Поможет ли мое мышление в достижении моей ближайшей и отдаленных целей?
4. Поможет ли моя точка зрения избежать наиболее нежелательных конфликтов с другими людьми?
5. Поможет ли моя точка зрения добиться наиболее желательных эмоций?
Источник: «Rational behavior therapy» (p. 176), by M. С Maultsby, Jr.,
1984 Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.
Два других мощных метода РЭТП — это конфронтация и поддержка. Как уже отмечалось ранее, РЭТП-консультанты открыто поощряют клиентов отка- зываться от неэффективных мыслительных процессов и использовать РЭТП.
294
Например, консультант может вызвать на дискуссию клиента, утверждающего, что его мышление рационально, хотя в действительности оно таковым не явля- ется. Кроме того, консультант может поощрять клиента продолжать работу в
РЭТП, даже когда у того «руки опускаются». Конфронтацию не обязательно выполнять в манере Эллиса, т. е. энергично возражая и нападая на убеждения клиента (Johnson, 1980). Наоборот, консультант может быть сочувствующим и настойчивым одновременно.
Интересная разновидность РЭТП — рационально-бихевиоральная тера- пия (РБТ), которая была предложена М. Молтсби (Maultsby, 1971, 1973, 1975,
1984). В РБТ когнитивного изменения достигают с помощью методов, больше отражающих бихевиористскую теорию, чем методы, используемые в ориги- нальной концепции Эллиса. Для большей объективности РБТ требует от клиен- та описания вызвавшего эмоции события как бы с помощью видеокамеры.
Контраргументы к внутренней речи клиента принимают форму дебатов, осно- ванных на пяти правилах рационального поведения (см. список из пяти вопро- сов на с. 297).
В практике рационально-бихевиоральной терапии клиенты регулярно выполняют домашние задания по рациональному самоанализу (РСА), в кото- ром они записывают существенные случаи из их жизни и свои мысли и чувства, связанные с этими случаями. Затем убеждения людей оценивают с целью уста- новить степень их рациональности и изменяют в соответствии с правилами ра- ционального поведения. Этот метод оценки мыслей клиентов полезен для веде- ния регистрации терапевтического продвижения. Стандартный формат РСА со- стоит из шести шагов, которые были выделены Моултсби (Maultsby, 1984) и представлены на с. 297.
О
ЦЕНКА ТЕОРИИ
:
УНИКАЛЬНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ
РЭТП имеет много уникальных аспектов и особенностейэ
• Подход является понятным, легкоизучаемым и эффективным. Большин- ство клиентов почти не имеют проблем в усвоении принципов или терминоло- гии РЭТП. Роуш (Roush, 1984) сообщает, что РЭТП эффективна при работе со многими различными типами клиентов, включая подростков. Селигман (Selig- man,
1997) отмечает, что РЭТП подходит для лечения эмоциональных наруше- ний, проявлений беспокойства и нарушений адаптации. Эллис (Ellis, 1977) пуб- ликует результаты исследований эффективности применения РЭТП с различ- ными типами клиентов в определенных условиях в различные периоды жизни.
Гиллиланд и Джеймс (Gilliland & James, 1997) пишут об эффективности подхо- да в работе с клиентами — представителями культурных меньшинств.
• Подход может быть легко объединен с другими бихевиоральными тех- никами для того, чтобы помочь клиентам полнее почувствовать, чему они обу- чаются. Рациональная терапия поведения Молтсби (Maultsby) является хоро- шим примером такого типа комбинирования. Эллис иногда упоминается как
295 предшественник когнитивно-бихевиоральних подходов консультирования. В
1993 году он сменил название «рационально-эмотивная терапия» (РЭТ) на «ра- ционально-эмотивная терапия поведения» (РЭТП).
• Применение подхода требует относительно небольшого времени, обыч- но от 10 до 50 сессий. Клиенты могут использовать подход для самопомощи.
Впечатляют экономичность и эффективность РЭТП (Ellis, 1996a).
• Подход вызвал к жизни большое количество исследований и публика- ций, предназначенных как для консультантов, так и для клиентов. Ни одна дру- гая теория не породила такого количества литературы, которую можно исполь- зовать для библиотерапии. Эллис является плодовитым автором и исследовате- лем, так же как и многие другие РЭТП-консультанты. Каждый год Институт рационально-эмотйвной терапии поведения (45 East 65th Street New York NY
10021-
6593) выпускает каталог, охватывающий множество книг, буклетов, аудиозаписей и видеозаписей по рационально-эмотйвной терапии. Два неком- мерческих института Эллиса постоянно участвуют в эмпирических исследова- ниях эффективности применения РЭТП при работе с широким спектром клиен- тов.
• По мере совершенствования техник подход продолжал развиваться. До- казательством его развития являются различия между общей РЭТП и уточнен- ной РЭТП. Общая РЭТП, которая появилась раньше, фокусируется на событии- причине и на когнитивных искажениях, обычно являющихся следствиями таких событий (Ellis, 1977, 1995). Она не предлагает клиентам никаких копинг- стратегии для разрешения тех ситуаций, в,которых восприятие события клиен- том соответствует действительности. Вместо этого у клиентов поддерживают веру в то, что они смогут стать лучше в будущем или что они являются хоро- шими людьми. Уточненная РЭТП, с другой стороны, концентрируется на убеждениях клиентов и фокусируется на принятии ими ответственности за соб- ственные чувства и отказе от обвинения других. Клиенты в конце концов по- нимают, что успех во всем не является необходимостью и что катастрофа — не есть обязательное следствие каждого невыполненного желания.
Ограничений РЭТП немного, но они существенны.
• Подход не может эффективно использоваться в работе с индивидами, которые имеют психические проблемы или ограничения, такие как шизофрения и серьезные психические нарушения. Он не дает эффекта с людьми, имеющими серьезные нарушения когнитивной деятельности. Наиболее эффективным этот подход оказывается для людей, обладающих высоким уровнем интеллекта.
• Подход, возможно, слишком тесно ассоциируется с его основателем,
Альбертом Эллисом. Многие затрудняются вычленить собственно теорию из оригинальных мыслей Эллиса. Хотя Джонсон (Johnson. 1980) призывает кон- сультантов приспосабливать теорию и методы к собственной индивидуально- сти и стилю консультирования, некоторые консультанты не используют этот подход из-за его связи с именем Эллиса.
• Подход имеет ограниченное применение, если использующие его кон- сультанты не дополняют изначальную когнитивную основу бихевиоральными и эмоциональными техниками. Эллис говорит, что РЭТП всегда была разпосто-
296 ронним подходом, и настаивает на использовании ее в различных условиях
(Weinrach,
1980). Теория в настоящее время стала значительно шире, чем она была первоначально, однако многие консультанты по-прежнему концентриру- ются на когнитивной стороне РЭТП, таким образом ограничивая его полез- ность.
• Подход является директивным; существующий потенциал консультанта практически не используется; кроме того, этот подход настолько же терапев- тичен, насколько идеал может быть реальностью (Gilliland & James, 1998).
• Изменение мышления, на котором делается акцент в рамках подхода, может быть, не самый простой способ помощи клиентам в изменении их эмо- ций. Напротив, теоретики гештальт-терапии спорят с утверждениями РЭТП и утверждают, что эмоции должны быть пережиты прежде, чем будут предприня- ты попытки вмешательства.
1 ... 29 30 31 32 33 34 35 36 ... 83