ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1243
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Т
РАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
Э
РИК
Б
ЕРН
Вторая из основных когнитивных теорий — транзактный анализ (ТА).
Теория ТА была сформулирована Эриком Берном в начале 1960-х годов. Тео- рия достигла признания после публикации двух бестселлеров: книг Э. Берна
«Games people play» (Berne,
1964) и Томаса Харриса «I'm OK; You're OK» (Har- ris,
1967). Берн опасался, что популярность этих книг нанесет ущерб серьезно- сти его работы. Вместо этого популярность сделала теорию более привлека- тельной и широко известной.
Эрик Берн родился в 1910 г. в Монреале, Канада. Его отец работал вра- чом, а мать была писательницей и редактором. Берн был на пять лет старше своей единственной сестры. Он был очень привязан к отцу, который умер в возрасте 38 лет, когда Эрику было 9. Берн пошел по стопам своего отца, полу- чив медицинское образование в университете Мак-Гилл в 1935 году. Затем он прошел специализацию по психиатрии в Йеле, открыл частную практику в
Коннектикуте и в Нью-Йорке, получил гражданство США и женился. Во время
Второй мировой войны он служил в качестве армейского психиатра в штате
Юта, где он стал заниматься групповой терапией.
После войны Берн поселился в городе Кармел, штат Калифорния, где он развелся со своей женой и закончил свою первую книгу, «The mind in action»
(Berne,
1947), представляющую собой критический обзор психиатрии и психо- анализа. В Калифорнии он возобновил изучение психоанализа, которое начал перед войной. Частью этого обучения был его личный анализ под супервизией
Эрика Эрик-сона. Эриксон настаивал, чтобы Берн не женился повторно, пока анализ не будет закончен. Берн послушался его совета. Он повторно женился в
1949 году, и у него родилось двое детей, так же как и в первом браке. В 1950 году он открыл рабочий кабинет у себя в доме; его рабочий график включал консультации и практику в Кармеле, Сан-Франциско и Монтерее. Он делал пе-
297 рерывы в своей работе только вечерами по пятницам, когда он играл в покер у себя дома.
В 1956 году Берну было отказано в членстве в Институте психоанализа.
Этот отказ стал поворотной точкой в его жизни. Он ответил на него отходом от психоанализа и посвятил свое время развитию транзактного анализа, который имел психоаналитический оттенок.
Дюсей (Dusay, 1977) описывает четыре стадии создания ТА. На первой стадии (1955-1962-е годы) Берн разрабатывал понятие Эго-состояний. На фор- мирование идей Эрика Берна повлияли его наблюдения за тем, как клиенты описывали свое поведение — как поведение детей, родителей и взрослых (три состояния Эго). На второй стадии (1962-1966-е годы) он сосредоточился на идеях о транзакциях и о психологических играх. В то время была создана Меж- дународная ассоциация транзактного анализа (International Transactional Analy-
sis Association)
(1964), а Берн издал популярную книгу «Games people play». На третьей стадии (1966-1970-е годы) он сконцентрировался на причинах, по кото- рым отдельные люди выбирают те или иные психологические игры в своей жизни. На четвертой стадии (с 1970 года) он и его последователи занялись про- блемой распределения энергии и действий.
Берн очень азартно работал в течение первых трех стадий своей карьеры.
После второго развода в 1964 году он много времени уделял написанию книг.
Он одновременно работал над рукописями шести книг и редактировал «Trans-
actional Analysis Bulletin»-.
Он также читал многочисленные лекции и проводил семинары. Третий брак Берна был недолог; Берн умер от сердечного приступа в
1970 году в возрасте 60 лет.
П
ОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Транзактный анализ является оптимистической теорией. Его основное предположение состоит в том, что люди могут измениться, несмотря на любые неудачные результаты в прошлом. Кроме того, ТА является антидетерминисти- ческим подходом. Его приверженцы полагают, что люди имеют широкие воз- можности выбора в своей жизни: то, что было однажды решено, может быть позднее пересмотрено и изменено. Как подчеркивали Джеймс и Джонгворд
(James & Jongeward, 1971)
1
,
«транзактный анализ является рациональным под- ходом к пониманию поведения и базируется на предположении, что все люди могут научиться доверять себе, мыслить самостоятельно, принимать свои соб- ственные решения и выражать свои собственные чувства» (р. 12).
ТА сосредоточивается на четырех главных методах понимания и предска- зания человеческого поведения.
•
Структурный анализ: понимание того, что происходит внутри индиви- да.
1
Есть перевод этой книги: Джеймс М., Джотвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт-упражнениями / Пер. с англ. Общ. ред. и послесл. Л. А. Петровской. — М.: Прогресс, Прогресс-
Универс, 1993. — 336 с.: илл.
298
•
Анализ транзакций: описание того, что происходит между двумя или более людьми.
•
Анализ игр: понимание транзакций между людьми, которые приводят к чувству дискомфорта.
•
Анализ сценариев: понимание жизненного плана, которому следует че- ловек.
Структурный анализ. В структурном анализе считается, что каждый че- ловек имеет три функционирующих состояния эго: ребенок, родитель и взрос- лый.
Б1рн (Berne, 1964) определяет эго-состояние как «устойчивую модель
(паттерн) ощущения и переживания, непосредственно соотносящуюся с соот- ветствующей устойчивой моделью поведения» (р. 364). Он отмечает, что от- крытия нейрохирурга Уайлдера Пенфилда и его сотрудников (Penfield, 1952;
Penfield & Jasper,
1954) подтверждают данное определение. Пенфилд обнару- жил, что электрод, прикладываемый к различным частям мозга, вызывает вос- поминания и ощущения, давно забытые человеком. Следствием этого исследо- вания является вывод, что мозг функционирует подобно запоминающему устройству, хранящему прошлый опыт в форме последовательности состояний, различаемых как состояния эго.
Первым развивается ребенок. Это — та часть личности, которая характе- ризуется поведением и чувствами, напоминающими детские. Такое поведение можно описать как любознательное, нежное, эгоистичное, капризное, игривое и манипу-лятивное. В эго-состоянии ребенка можно вделить две подструктуры: естественный (свободный) ребенок и адаптивный ребенок.
Естественный ребенок — это самопроизвольная, импульсивная, руковод- ствующаяся чувствами часть личности, часто эгоцентричная и любящая удо- вольствия. Естественный ребенок интуитивен, креативен и чувствителен к не- вербальным сигналам. Адаптивный ребенок — это послушная часть личности, которая соответствует желаниям и требованиям родителей. Эти адаптации естественных импульсов происходят в ответ на травмы, естественный жизнен- ный опыт и обучение.
Родительское эго-состояние включает установки и действия (должен- ствования и обязанности) фигур родителей. Внешне это состояние выражается через предубеждения, критику и заботливое поведение. Признаки родителя проявляются в течение всей жизни личности. Реакция на любой серьезный во- прос, которая происходит в течение 10 секунд, обычно исходит от родителя.
Это эго-состояние состоит из двух ипостасей: заботящийся родитель и крити- кующий родитель. .
Заботящийся родитель — это та часть личности, которая успокаивает,
299 хвалит и помогает другим. Критикующий родитель — та часть, которая отыс- кивает ошибки, является источником предубеждений, не одобряет и отказывает другим в позитивном признании. Эти два варианта родителя распознаются че- рез невербальное поведение, например такие жесты, как указывание пальцем на кого-то, и через вербальные заявления типа «Это очень плохо, но волноваться не стоит».
Взрослое эго-состояние никак не подразделяется и не соотносится с воз- растом клиента. Это объективная, размышляющая:, собирающая информацию часть личности. Взрослое состояние эго испытывает реальность во многом так же, как эго в системе Фрейда. Взрослый рационален и организован. В некото- ром смысле это эго-состояние функционирует как компьютер, выражая себя через фразы типа «я понимаю», «я буду делать».
Иногда различные состояния эго действуют практически одновременно.
Например, женщина может наблюдать привлекательного человека и вести сле- дующий внутренний диалог: «Он действительно привлекателен и вежлив
(взрослый), но он, кажется, слишком робок (критикующий родитель), хотя я слышала, что он очень чувствителен (заботящийся родитель). Интересно, как я могла бы привлечь его внимание, чтобы он заметил меня (естественный ребе- нок). Ой! Я должна остановиться и вернуться к работе, или мой босс рассердит- ся (адаптивный ребенок)».
Главная цель транзактного анализа состоит в том, чтобы определить, ка- ким эго-состоянием пользуется клиент. Хотя ТА не предпочитает какое-либо эго-состояние другому, теория подчеркивает значение способности балансиро- вать между эго-состояниями в зависимости от необходимости. Люди, которые постоянно реализуют только одно эго-состояние, действуют не столь успешно, как те, кто проявляет большую гибкость.
Один из часто используемых способов оценки эго-состояния личности заключается в использовании эгограмм (Dusay & Dusay, 1989). Эгограмма бу- дет оставаться «фиксированной» до тех пор, пока индивидуум не решает потра- тить усилия на использование другого эго-состояния. Эгограмма человека, ко- торый преимущественно реагирует из взрослого эго-состояния, показана на рис. 10.2.
Заботящийся Критикующий Взрослый Адаптивный Естественный
родитель родитель ребенок ребенок
300
Рис. 10.2. Эгограмма
А
НАЛИЗ ТРАНЗАКЦИЙ
.
Второй способ понимания и предсказания челове- ческого поведения включает в себя схематическое изображение транзакций эго- состояний. В ТА на схеме отображаются межличностные процессы, в противо- положность изображению внутриличностных процессов в структурном анали- зе. Транзакции могут происходить на одном из трех уровней. Они могут быть комплиментарными, перекрестными или скрытыми.
В комплиментарной транзакции оба человека оперируют либо от имени одного и того же эго-состояния (например, от ребенка к ребенку, от взрослого к взрослому), или от дополняющих эго-состояний (от родителя к ребенку, от взрослого к родителю). Реакции в данном случае являются предсказуемыми и адекватными. Например, транзакция от взрослого к взрослому могла бы напо- минать следующее:
Первый человек. Который час?
Второй человек. 1 часов.
Транзакция от ребенка к ребенку выглядела бы более игриво:
Первый человек. Пойдем поиграем с Билли.
Второй человек. Точно! С ним очень весело!
Транзакция от родителя к родителю, однако, была бы более воспитатель- ной или критической:
Первый человек. Вы никогда ничего не делаете правильно.
301
Второй человек. Дело в том, что вы всегда ищете недостатки в моей работе.
В перекрестной транзакции активизируется неподходящее состояние эго, которое приводит к неожиданной реакции. Перекрестные транзакции нарушают коммуникацию. Когда они происходят, люди имеют тенденцию от- страняться друг от друга или избегать продолжения темы. Примером пере- крестной транзакции является случай, когда человек, который действует от эго- состояния ребенка, надеясь на комплиментарную реакцию родителя, получает вместо этого замечание от взрослого эго-состояния другого человека:
Первый человек. Можете ли вы помочь мне нести эти сумки? Они, наверное, весят тонну.
Второй человек. Эти мешки весят приблизительно двадцать фунтов, и вы способны сами их отнести.
В скрытой транзакции два эго-состояния действуют одновременно, и одно сообщение маскирует другое. Скрытые транзакции кажутся комплимен- тарными и социально приемлемыми, хотя они таковыми не являются. Напри- мер, в конце свидания один человек может сказать другому: «Не хотите ли вы зайти и посмотреть мои гравюры?» На первый взгляд этот вопрос может пока- заться идущим от эго-состояния взрослого. В действительности он идет от эго- состояния ребенка: «Не хотите ли вы зайти, чтобы приятно провести время вдвоем?»
302
А
НАЛИЗ ИГР
.
Игры являются скрытыми активными транзакциями, кото- рые при поверхностном рассмотрении выглядят комплиментарными, но закан- чиваются некомфортными чувствами. Люди играют в игры, чтобы структури- ровать время, достичь признания, сделать других предсказуемыми и предот- вращать установление чересчур близких отношений. Поскольку близкие отно- шения являются небезопасными, игры предохраняют людей от выставления напоказ своих мыслей и чувств. Существуют игры первой степени, второй сте- пени и третьей степени; и все они имеют предсказуемый конец.
В играх первой степени могут принимать участие все желающие, незави- симо от социальной принадлежности. Они в целом заканчиваются умеренными проигрышами. Примером игры первой степени является «Обольщение» («Se- ducto»), которая поначалу может быть захватывающей и веселой. В этой игре мужчина и женщина весело проводят вечернее время, флиртуя друг с другом до тех пор, пока кто-либо не отвергнет другого и оба не почувствуют себя слегка неудобно.
Игра второй степени имеет место, когда игроки заходят дальше, обычно в более близкой обстановке, и заканчивается с негативными чувствами. Пример игры второй степени — «Скандал», в котором два человека начинают все силь- нее и сильнее злиться друг на друга, пока один из них или одновременно оба не обидятся на то, как их назвали или оскорбили.
Игра третьей степени обычно включает в себя телесные повреждения; и игроки заканчивают в тюрьме, больнице или морге. Пример такой игры —
«Полицейские и воры», в которой люди провоцируют власть на то, чтобы их ловили, и даже оставляют подсказки относительно того, где они могут быть за- гнаны в угол. С каждым новым уровнем игры возрастает опасность неизбежно- го наказания. Очень немногие подобные игры имеют положительный или нейтральный результат (Berne, 1964).
Люди, которые играют в игры, действуют с одной из трех позиций: жерт- вы, преследователя и спасателя (Karpman, 1968). Чтобы продлевать игру, не- редко вводится переключатель, позволяющий людям принять новые роли.
Например, в игре «Почему бы вам не ... Да, но...», один человек играет роль спасателя, отвечая на жалобу другого — преследуемого, словами «Почему вы не...?» Ответы жертвы: «Да, но... (Я пытался...)». После того как эта игра стано- вится утомительной, спасатель может переключиться на более суровую пози-
303 цию преследователя. Когда жертва станет жаловаться, он может отвечать сар- кастически: «Неужели это так ужасно?», пока игра не закончится. Драматиче-
ский треугольник Стивена Карпмана (Karpman) представляет три позиции, ко- торые люди занимают в игровых взаимодействиях, и их переключатель.
Список возможных игр практически бесконечен, и индивиды легко могут быть втянуты в них. В конечном счете, однако, игроки проигрывают, поскольку они избегают полноценных и здоровых человеческих взаимодействий.
А
НАЛИЗ СЦЕНАРИЕВ
.
Берн полагал, что каждый человек в раннем детстве
— в возрасте до пяти лет — создает жизненный сценарий, или план жизни. Эти сценарии, которые определяют, как каждый взаимодействует с другими людь- ми, основываются на интерпретации внешних событий. Посылаемые ребенку положительные сообщения имеют функцию разрешений и никаким образом не ограничивают людей. Негативные сообщения, или запреты, являются более
мощными и могут стать основанием для деструктивных сценариев. Многие ро- дительские запреты начинаются со слова «не»: «не делайте, как...», «не стано- вись кем-то...», «не будьте такими...» В результате, если человек не сделает со- знательной попытки преодолеть такие запреты, его жизнь может оказаться несчастной.
Сценарий жизни включает в себя возможность получать поглаживания
(устное или физическое признание) за некоторые действия. Большинство жиз- ненных сценариев вращаются вокруг дачи и получения поощрений (поглажи-
ваний). Берн указывает, что отрицательные поглаживания (наказания) — это лучше, чем отсутствие поглаживаний вообще (игнорирование). Поощрения ве- дут к сбору индивидом образцов хороших или плохих ощущений, определен- ных Берном как купоны (stamps). Когда индивиды набирают достаточно купо-
нов, они реализуют их в поведении, расплачиваясь с окружающими. Например, подросток может собрать достаточно плохих чувств от неудовлетворительных оценок, чтобы оправдать уход из школы, или достаточно хороших чувств от упорной учебы, чтобы пойти на вечеринку. Благополучные люди чаще посы- лают и получают положительные поглаживания.
Ниже приведены чаще всего встречающиеся негативные образцы сцена- риев.
•
Сценарий «НИКОГДА». Человек никогда не добивается того, что он хо- чет, потому что родитель запрещает это («Брак — это плохо; никогда не жени- тесь»).
•
Сценарий «ПОКА НЕ». Человек должен сначала что-то сделать прежде, чем он сможет иметь награду («Вы не можете поиграть, пока вы не выполните
РАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
Э
РИК
Б
ЕРН
Вторая из основных когнитивных теорий — транзактный анализ (ТА).
Теория ТА была сформулирована Эриком Берном в начале 1960-х годов. Тео- рия достигла признания после публикации двух бестселлеров: книг Э. Берна
«Games people play» (Berne,
1964) и Томаса Харриса «I'm OK; You're OK» (Har- ris,
1967). Берн опасался, что популярность этих книг нанесет ущерб серьезно- сти его работы. Вместо этого популярность сделала теорию более привлека- тельной и широко известной.
Эрик Берн родился в 1910 г. в Монреале, Канада. Его отец работал вра- чом, а мать была писательницей и редактором. Берн был на пять лет старше своей единственной сестры. Он был очень привязан к отцу, который умер в возрасте 38 лет, когда Эрику было 9. Берн пошел по стопам своего отца, полу- чив медицинское образование в университете Мак-Гилл в 1935 году. Затем он прошел специализацию по психиатрии в Йеле, открыл частную практику в
Коннектикуте и в Нью-Йорке, получил гражданство США и женился. Во время
Второй мировой войны он служил в качестве армейского психиатра в штате
Юта, где он стал заниматься групповой терапией.
После войны Берн поселился в городе Кармел, штат Калифорния, где он развелся со своей женой и закончил свою первую книгу, «The mind in action»
(Berne,
1947), представляющую собой критический обзор психиатрии и психо- анализа. В Калифорнии он возобновил изучение психоанализа, которое начал перед войной. Частью этого обучения был его личный анализ под супервизией
Эрика Эрик-сона. Эриксон настаивал, чтобы Берн не женился повторно, пока анализ не будет закончен. Берн послушался его совета. Он повторно женился в
1949 году, и у него родилось двое детей, так же как и в первом браке. В 1950 году он открыл рабочий кабинет у себя в доме; его рабочий график включал консультации и практику в Кармеле, Сан-Франциско и Монтерее. Он делал пе-
297 рерывы в своей работе только вечерами по пятницам, когда он играл в покер у себя дома.
В 1956 году Берну было отказано в членстве в Институте психоанализа.
Этот отказ стал поворотной точкой в его жизни. Он ответил на него отходом от психоанализа и посвятил свое время развитию транзактного анализа, который имел психоаналитический оттенок.
Дюсей (Dusay, 1977) описывает четыре стадии создания ТА. На первой стадии (1955-1962-е годы) Берн разрабатывал понятие Эго-состояний. На фор- мирование идей Эрика Берна повлияли его наблюдения за тем, как клиенты описывали свое поведение — как поведение детей, родителей и взрослых (три состояния Эго). На второй стадии (1962-1966-е годы) он сосредоточился на идеях о транзакциях и о психологических играх. В то время была создана Меж- дународная ассоциация транзактного анализа (International Transactional Analy-
sis Association)
(1964), а Берн издал популярную книгу «Games people play». На третьей стадии (1966-1970-е годы) он сконцентрировался на причинах, по кото- рым отдельные люди выбирают те или иные психологические игры в своей жизни. На четвертой стадии (с 1970 года) он и его последователи занялись про- блемой распределения энергии и действий.
Берн очень азартно работал в течение первых трех стадий своей карьеры.
После второго развода в 1964 году он много времени уделял написанию книг.
Он одновременно работал над рукописями шести книг и редактировал «Trans-
actional Analysis Bulletin»-.
Он также читал многочисленные лекции и проводил семинары. Третий брак Берна был недолог; Берн умер от сердечного приступа в
1970 году в возрасте 60 лет.
П
ОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Транзактный анализ является оптимистической теорией. Его основное предположение состоит в том, что люди могут измениться, несмотря на любые неудачные результаты в прошлом. Кроме того, ТА является антидетерминисти- ческим подходом. Его приверженцы полагают, что люди имеют широкие воз- можности выбора в своей жизни: то, что было однажды решено, может быть позднее пересмотрено и изменено. Как подчеркивали Джеймс и Джонгворд
(James & Jongeward, 1971)
1
,
«транзактный анализ является рациональным под- ходом к пониманию поведения и базируется на предположении, что все люди могут научиться доверять себе, мыслить самостоятельно, принимать свои соб- ственные решения и выражать свои собственные чувства» (р. 12).
ТА сосредоточивается на четырех главных методах понимания и предска- зания человеческого поведения.
•
Структурный анализ: понимание того, что происходит внутри индиви- да.
1
Есть перевод этой книги: Джеймс М., Джотвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт-упражнениями / Пер. с англ. Общ. ред. и послесл. Л. А. Петровской. — М.: Прогресс, Прогресс-
Универс, 1993. — 336 с.: илл.
298
•
Анализ транзакций: описание того, что происходит между двумя или более людьми.
•
Анализ игр: понимание транзакций между людьми, которые приводят к чувству дискомфорта.
•
Анализ сценариев: понимание жизненного плана, которому следует че- ловек.
Структурный анализ. В структурном анализе считается, что каждый че- ловек имеет три функционирующих состояния эго: ребенок, родитель и взрос- лый.
Б1рн (Berne, 1964) определяет эго-состояние как «устойчивую модель
(паттерн) ощущения и переживания, непосредственно соотносящуюся с соот- ветствующей устойчивой моделью поведения» (р. 364). Он отмечает, что от- крытия нейрохирурга Уайлдера Пенфилда и его сотрудников (Penfield, 1952;
Penfield & Jasper,
1954) подтверждают данное определение. Пенфилд обнару- жил, что электрод, прикладываемый к различным частям мозга, вызывает вос- поминания и ощущения, давно забытые человеком. Следствием этого исследо- вания является вывод, что мозг функционирует подобно запоминающему устройству, хранящему прошлый опыт в форме последовательности состояний, различаемых как состояния эго.
Первым развивается ребенок. Это — та часть личности, которая характе- ризуется поведением и чувствами, напоминающими детские. Такое поведение можно описать как любознательное, нежное, эгоистичное, капризное, игривое и манипу-лятивное. В эго-состоянии ребенка можно вделить две подструктуры: естественный (свободный) ребенок и адаптивный ребенок.
Естественный ребенок — это самопроизвольная, импульсивная, руковод- ствующаяся чувствами часть личности, часто эгоцентричная и любящая удо- вольствия. Естественный ребенок интуитивен, креативен и чувствителен к не- вербальным сигналам. Адаптивный ребенок — это послушная часть личности, которая соответствует желаниям и требованиям родителей. Эти адаптации естественных импульсов происходят в ответ на травмы, естественный жизнен- ный опыт и обучение.
Родительское эго-состояние включает установки и действия (должен- ствования и обязанности) фигур родителей. Внешне это состояние выражается через предубеждения, критику и заботливое поведение. Признаки родителя проявляются в течение всей жизни личности. Реакция на любой серьезный во- прос, которая происходит в течение 10 секунд, обычно исходит от родителя.
Это эго-состояние состоит из двух ипостасей: заботящийся родитель и крити- кующий родитель. .
Заботящийся родитель — это та часть личности, которая успокаивает,
299 хвалит и помогает другим. Критикующий родитель — та часть, которая отыс- кивает ошибки, является источником предубеждений, не одобряет и отказывает другим в позитивном признании. Эти два варианта родителя распознаются че- рез невербальное поведение, например такие жесты, как указывание пальцем на кого-то, и через вербальные заявления типа «Это очень плохо, но волноваться не стоит».
Взрослое эго-состояние никак не подразделяется и не соотносится с воз- растом клиента. Это объективная, размышляющая:, собирающая информацию часть личности. Взрослое состояние эго испытывает реальность во многом так же, как эго в системе Фрейда. Взрослый рационален и организован. В некото- ром смысле это эго-состояние функционирует как компьютер, выражая себя через фразы типа «я понимаю», «я буду делать».
Иногда различные состояния эго действуют практически одновременно.
Например, женщина может наблюдать привлекательного человека и вести сле- дующий внутренний диалог: «Он действительно привлекателен и вежлив
(взрослый), но он, кажется, слишком робок (критикующий родитель), хотя я слышала, что он очень чувствителен (заботящийся родитель). Интересно, как я могла бы привлечь его внимание, чтобы он заметил меня (естественный ребе- нок). Ой! Я должна остановиться и вернуться к работе, или мой босс рассердит- ся (адаптивный ребенок)».
Главная цель транзактного анализа состоит в том, чтобы определить, ка- ким эго-состоянием пользуется клиент. Хотя ТА не предпочитает какое-либо эго-состояние другому, теория подчеркивает значение способности балансиро- вать между эго-состояниями в зависимости от необходимости. Люди, которые постоянно реализуют только одно эго-состояние, действуют не столь успешно, как те, кто проявляет большую гибкость.
Один из часто используемых способов оценки эго-состояния личности заключается в использовании эгограмм (Dusay & Dusay, 1989). Эгограмма бу- дет оставаться «фиксированной» до тех пор, пока индивидуум не решает потра- тить усилия на использование другого эго-состояния. Эгограмма человека, ко- торый преимущественно реагирует из взрослого эго-состояния, показана на рис. 10.2.
Заботящийся Критикующий Взрослый Адаптивный Естественный
родитель родитель ребенок ребенок
300
Рис. 10.2. Эгограмма
А
НАЛИЗ ТРАНЗАКЦИЙ
.
Второй способ понимания и предсказания челове- ческого поведения включает в себя схематическое изображение транзакций эго- состояний. В ТА на схеме отображаются межличностные процессы, в противо- положность изображению внутриличностных процессов в структурном анали- зе. Транзакции могут происходить на одном из трех уровней. Они могут быть комплиментарными, перекрестными или скрытыми.
В комплиментарной транзакции оба человека оперируют либо от имени одного и того же эго-состояния (например, от ребенка к ребенку, от взрослого к взрослому), или от дополняющих эго-состояний (от родителя к ребенку, от взрослого к родителю). Реакции в данном случае являются предсказуемыми и адекватными. Например, транзакция от взрослого к взрослому могла бы напо- минать следующее:
Первый человек. Который час?
Второй человек. 1 часов.
Транзакция от ребенка к ребенку выглядела бы более игриво:
Первый человек. Пойдем поиграем с Билли.
Второй человек. Точно! С ним очень весело!
Транзакция от родителя к родителю, однако, была бы более воспитатель- ной или критической:
Первый человек. Вы никогда ничего не делаете правильно.
301
Второй человек. Дело в том, что вы всегда ищете недостатки в моей работе.
В перекрестной транзакции активизируется неподходящее состояние эго, которое приводит к неожиданной реакции. Перекрестные транзакции нарушают коммуникацию. Когда они происходят, люди имеют тенденцию от- страняться друг от друга или избегать продолжения темы. Примером пере- крестной транзакции является случай, когда человек, который действует от эго- состояния ребенка, надеясь на комплиментарную реакцию родителя, получает вместо этого замечание от взрослого эго-состояния другого человека:
Первый человек. Можете ли вы помочь мне нести эти сумки? Они, наверное, весят тонну.
Второй человек. Эти мешки весят приблизительно двадцать фунтов, и вы способны сами их отнести.
В скрытой транзакции два эго-состояния действуют одновременно, и одно сообщение маскирует другое. Скрытые транзакции кажутся комплимен- тарными и социально приемлемыми, хотя они таковыми не являются. Напри- мер, в конце свидания один человек может сказать другому: «Не хотите ли вы зайти и посмотреть мои гравюры?» На первый взгляд этот вопрос может пока- заться идущим от эго-состояния взрослого. В действительности он идет от эго- состояния ребенка: «Не хотите ли вы зайти, чтобы приятно провести время вдвоем?»
302
А
НАЛИЗ ИГР
.
Игры являются скрытыми активными транзакциями, кото- рые при поверхностном рассмотрении выглядят комплиментарными, но закан- чиваются некомфортными чувствами. Люди играют в игры, чтобы структури- ровать время, достичь признания, сделать других предсказуемыми и предот- вращать установление чересчур близких отношений. Поскольку близкие отно- шения являются небезопасными, игры предохраняют людей от выставления напоказ своих мыслей и чувств. Существуют игры первой степени, второй сте- пени и третьей степени; и все они имеют предсказуемый конец.
В играх первой степени могут принимать участие все желающие, незави- симо от социальной принадлежности. Они в целом заканчиваются умеренными проигрышами. Примером игры первой степени является «Обольщение» («Se- ducto»), которая поначалу может быть захватывающей и веселой. В этой игре мужчина и женщина весело проводят вечернее время, флиртуя друг с другом до тех пор, пока кто-либо не отвергнет другого и оба не почувствуют себя слегка неудобно.
Игра второй степени имеет место, когда игроки заходят дальше, обычно в более близкой обстановке, и заканчивается с негативными чувствами. Пример игры второй степени — «Скандал», в котором два человека начинают все силь- нее и сильнее злиться друг на друга, пока один из них или одновременно оба не обидятся на то, как их назвали или оскорбили.
Игра третьей степени обычно включает в себя телесные повреждения; и игроки заканчивают в тюрьме, больнице или морге. Пример такой игры —
«Полицейские и воры», в которой люди провоцируют власть на то, чтобы их ловили, и даже оставляют подсказки относительно того, где они могут быть за- гнаны в угол. С каждым новым уровнем игры возрастает опасность неизбежно- го наказания. Очень немногие подобные игры имеют положительный или нейтральный результат (Berne, 1964).
Люди, которые играют в игры, действуют с одной из трех позиций: жерт- вы, преследователя и спасателя (Karpman, 1968). Чтобы продлевать игру, не- редко вводится переключатель, позволяющий людям принять новые роли.
Например, в игре «Почему бы вам не ... Да, но...», один человек играет роль спасателя, отвечая на жалобу другого — преследуемого, словами «Почему вы не...?» Ответы жертвы: «Да, но... (Я пытался...)». После того как эта игра стано- вится утомительной, спасатель может переключиться на более суровую пози-
303 цию преследователя. Когда жертва станет жаловаться, он может отвечать сар- кастически: «Неужели это так ужасно?», пока игра не закончится. Драматиче-
ский треугольник Стивена Карпмана (Karpman) представляет три позиции, ко- торые люди занимают в игровых взаимодействиях, и их переключатель.
Список возможных игр практически бесконечен, и индивиды легко могут быть втянуты в них. В конечном счете, однако, игроки проигрывают, поскольку они избегают полноценных и здоровых человеческих взаимодействий.
А
НАЛИЗ СЦЕНАРИЕВ
.
Берн полагал, что каждый человек в раннем детстве
— в возрасте до пяти лет — создает жизненный сценарий, или план жизни. Эти сценарии, которые определяют, как каждый взаимодействует с другими людь- ми, основываются на интерпретации внешних событий. Посылаемые ребенку положительные сообщения имеют функцию разрешений и никаким образом не ограничивают людей. Негативные сообщения, или запреты, являются более
мощными и могут стать основанием для деструктивных сценариев. Многие ро- дительские запреты начинаются со слова «не»: «не делайте, как...», «не стано- вись кем-то...», «не будьте такими...» В результате, если человек не сделает со- знательной попытки преодолеть такие запреты, его жизнь может оказаться несчастной.
Сценарий жизни включает в себя возможность получать поглаживания
(устное или физическое признание) за некоторые действия. Большинство жиз- ненных сценариев вращаются вокруг дачи и получения поощрений (поглажи-
ваний). Берн указывает, что отрицательные поглаживания (наказания) — это лучше, чем отсутствие поглаживаний вообще (игнорирование). Поощрения ве- дут к сбору индивидом образцов хороших или плохих ощущений, определен- ных Берном как купоны (stamps). Когда индивиды набирают достаточно купо-
нов, они реализуют их в поведении, расплачиваясь с окружающими. Например, подросток может собрать достаточно плохих чувств от неудовлетворительных оценок, чтобы оправдать уход из школы, или достаточно хороших чувств от упорной учебы, чтобы пойти на вечеринку. Благополучные люди чаще посы- лают и получают положительные поглаживания.
Ниже приведены чаще всего встречающиеся негативные образцы сцена- риев.
•
Сценарий «НИКОГДА». Человек никогда не добивается того, что он хо- чет, потому что родитель запрещает это («Брак — это плохо; никогда не жени- тесь»).
•
Сценарий «ПОКА НЕ». Человек должен сначала что-то сделать прежде, чем он сможет иметь награду («Вы не можете поиграть, пока вы не выполните