ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1233
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
304 всю вашу работу»).
•
Сценарий «ВСЕГДА». Человек говорит себе, что необходимо продол- жать делать то, что он делал («Вы всегда должны продолжать любую работу, за которую взялись»).
•
Сценарий «ПОСЛЕ». Человек ожидает осложнений (трудностей) после какого-либо события («После 40-летнего возраста жизнь идет под уклон»).
•
Открытые (незаконченные) сценарии. Человек не знает, чем ему при- дется заниматься после какого-то времени («Будь активным, пока ъы молод»).
В жизни каждого человека имеются также мини-сценарии, которые при- меняются в повседневной жизни. Вот некоторые из наиболее распространенных мини-сценариев: «быть совершенными», «быть сильными», «спешить», «ста- раться», «угодить кому-либо». Эти пять посланий, называемых драйверами,
позволяют людям уклониться от следования своему сценарию, но это бегство является только временным.
Идеальный жизненный сценарий в терминах ТА формируется позицией:
Я — ОК, ты — ОК (позиция «преуспевания») (Harris, 1967). Но люди могут действовать от трех других позиций: Я — ОК, ты — не ОК (позиция «ухода»);
Я — не ОК, ты — ОК (позиция «неудачника»); и Я — не ОК, ты — не ОК (по- зиция «избегания»). На рис. 10.3 показаны эти позиции.
Ты— ОК
Ты—не ОК
Рис. 10.3. ТА ОК-позиции
Каждый человек в разное время действует с каждой из этих четырех по- зиций, но успешно действующие люди учатся распознавать неконструктивные позиции и соответственно изменять свои мысли и способы поведения. Берн придерживался мнения, что жизненные сценарии могут быть переписаны, если человек более сознательно подойдет к формированию своих представлений и предпримет конкретные усилия, чтобы измениться.
305
Р
ОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА
ТА-терапия предписывает консультанту инициирующую роль учителя.
Он сначала должен объяснить клиенту язык и понятия ТА, новый способ мыш- ления о себе. После того как это будет выполнено, консультант заключает кон- тракт с клиентом на осуществление определенных изменений и помогает ему достичь их. В сущности, консультант помогает клиенту получить способы (то есть навыки), необходимые для изменения существующего положения, и поз- воляет ему произвести конструктивные изменения с помощью различных при- емлемых методов (Corey, 1996). ТА-консультанты не слишком полагаются на формальные психологические тесты, хотя консультант оценивает функциони- рование клиента. Оценка обычно делается с помощью эгограмм или других, менее формальных методов. Цель состоит в том, чтобы определить, как клиент проводит время и из какого эго-состоя-ния он действует. Диагноз, основанный на категориях DSM-IV, нехарактерен для транзактного анализа.
Ц
ЕЛИ
Главные цели ТА сосредоточиваются на помощи клиентам преобразовать себя из «лягушек» в «принцев и принцесс». Человеку мало научиться просто адаптироваться, как это принято в психоанализе. Вместо этого акцент делается на достижении здоровья и автономии. Консультанты помогают своим клиентам идентифицировать изатем восстанавливать искаженные или поврежденные эго- состояния, развивают способность использовать все эго-состояния, применять эго-состояние взрослого с его рассудительной способностью, переписывать не- конструктивные жизненные сценарии и занимать позицию «Я — ОК; ты —
OK» (Berne, 1966).
Становясь автономными, клиенты демонстрируют больше понимания, открытости и непосредственности, становятся свободными от игр и избавляют- ся от неконструктивных сценариев. Они начинают лучше взаимодействовать со своим прошлым, но в то же самое время остаются свободными от отрицатель- ных влияний прошлого. ТА придает особое значение изучению собственного
«Я», с тем чтобы решить, кем человек хочет стать (Goulding & Goulding, 1997).
Т
ЕХНИКИ
ТА ввел ряд новых техник для оказания помощи клиентам в достижении своих целей. К числу наиболее общих из этих техник относятся: структурный анализ, транзактный анализ, анализ игр и анализ сценариев. Имеется еще целый ряд техник.
•
Терапевтический контракт: определенный, конкретный контракт, ко- торый подчеркивает согласованные обязанности консультантов и клиентов (Du- say& Dusay,
1989). Контракт позволяет каждому из них знать, при каких усло- виях цели консультирования можно считать достигнутыми. Некоторые бихеви-
306 оральные подходы также используют терапевтический контракт.
•
Дознание: включает в себя обращение ко взрослому эго-состоянию кли- ента до тех пор, пока консультант не получит «взрослый» ответ. Прием может оказаться очень конфронтационным. При неквалифицированном применении дознание окажется неэффективным и позволит получить только хронологиче- ский материал.
•
Уточнение: идентификация эго-состояния, которое инициировало тран- закцию. Уточнение осуществляется от эго-состояния взрослого, как клиента, так и консультанта.
•
Конфронтация: консультант указывает клиенту на непоследователь- ность в его поведении или речи. Использование этого приема в ТА ненамного отличается от его применения другими теориями.
•
Объяснение: происходит между эго-состояниями взрослого. Консуль- тант разъясняет клиенту некоторые аспекты ТА.
•
Иллюстрация: направлена на просвещение клиента или разъяснение ка- кого-либо пункта. Иллюстрация — это рассказ, который является часто юмори- стическим и может быть обращен и к ребенку, и ко взрослому эго-состоя-ниям клиента.
•
Подтверждение: Применяется в случаях, когда ранее измененное пове- дение проявляется повторно, и консультант указывает на это клиенту. Этот при- ; ем может быть эффективным только тогда, когда у клиента твердо сфор- мировалось эго-состояние взрослого.
•
Интерпретация: консультант обращается к эго-состоянию ребенка кли- ента и объясняет причины его поведения. Этот прием является, главным обра- зом, психодинамической процедурой и используется только когда клиент имеет эффективно функционирующее эго-состояние взрослого.
•
Кристаллизация: Состоит из транзакции между Взрослыми, в которой клиент осознает, что человек может прекратить играть в игру, если он сильно этого захочет. Следовательно, клиент свободен поступать в соответствии со своим выбором, и процесс ТА на этом фактически заканчивается.
Почти все методы в ТА включают в себя некоторую комбинацию опроса, конфронтации и диалога. Вот перечень вопросов, которые наиболее часто за- дают ТА-консультанты.
Что из того, что ваши родители когда-либо говорили вам, было самым хорошим и са- мым плохим?
Какое ваше самое раннее воспоминание?
Что в вашей семье рассказывали относительно вашего рождения? Какая ваша люби- мая сказка, рассказ или песня?
Как бы вы описали вашу мать и отца? Как долго вы собираетесь прожить?
Чтобы быть наиболее эффективным, ТА-консультант должен всегда быть осторожен при определении силы эго отдельных клиентов. Клиент обычно ста- новится способен к выработке новых жизненно важных решений, по мере того, как он обнаруживает новые аспекты своего «Я».
ТА в настоящее время разделяется на три главные терапевтические шко-
307 лы: классическая школа, школа катексиса
1
и школа перепринятия решений
(Barnes,
1977). Все три школы используют контракты в качестве своего главно- го метода вмешательства и имеют своей заключительной терапевтической це- лью достижение автономии.
О
ЦЕНКА ТЕОРИИ
:
УНИКАЛЬНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ
ТА имеет несколько отличительных особенностей.
• В подходе используются легко понимаемые и четко определенные тер- мины. Благодаря своей ясной терминологии ТА может использоваться в раз- личных условиях с различными категориями людей, например, со школьника- ми, которые хотят преодолеть трудности с математикой (Eisenberg, 1992). -
• Подход легко и эффективно комбинируется с другими, более действен- но-ориентированными теориями консультирования. Совместное использование
ТА и гештальт-терапии оказалось наиболее плодотворным (James & Jongeward,
1971).
• Согласно теории ТА, ответственность за терапевтические изменения возлагается на клиента. Индивид может выбирать, изменяться или оставаться тем же самым человеком.
• Подход ориентирован на цель. Договорный характер процесса консуль- тирования позволяет и консультантам, и клиентам заранее знать, при достиже- нии каких результатов лечение должно быть закончено (Gilliland & James,
1998).
Однако ТА имеет ограничения.
• Подход критикуется за его преимущественно когнитивную ориентацию.
Понимание — это только начало изменения. ТА обеспечивает понимание; но до тех пор, пока подход не будет скомбинирован с другой, более действенно- ориентированной теорией, он обладает ограниченной эффективностью.
• Подход критикуется за его упрощенность, схематизм и популярность.
ТА является настолько широко известным, что некоторые люди используют его терминологию, но не применяют теорию. Эти люди интеллектуализируют свои проблемы, но мало что предпринимают, чтобы изменить ситуацию (действи- тельно, в основе ТА лежит добротная теория, но нет столь же добротных мето- дов практического воплощения теории).
• Подход не настаивает на аутентичности консультанта (Corey, 1996). В процессе консультирования консультант и клиент считаются равными. Однако, в отличие от подхода Роджерса, в ходе консультирования личности консуль- танта уделяется незначительное внимание.
• Подход не обеспечен сильной исследовательской поддержкой. Для обу- чения населения умению пользоваться транзактным анализом необходимы определенные методологические усовершенствования (Miller & Capuzzi, 1984).
1
Катексис (в англ, переводах работ Фрейда) — количество энергии, сцепленной с любым объект- представлением или психической структурой.
308
• Подход не претерпел сколько-нибудь значительного развития со време- ни смерти Э. Берна в 1970 году. Хотя в теории выделились отдельные направ- ления и появились школы ТА, количество новых идей было незначительным.
Кроме того, не появилось никаких значительных теоретиков или последовате- лей ТА (в США). Если не произойдет обновления теории и не появятся новые сторонники ее применения, ТА может потерять свое значение одного из глав- ных методов консультирования.
Р
ЕЗЮМЕ
Когнитивные теории консультирования различаются по форме и содер- жанию, но все они обращают внимание на значение мышления для психическо- го здоровья. Две наиболее значимые когнитивные теории — это рационально- эмотивная терапия поведения и транзактный анализ. Они имеют ряд общих теоретических предпосылок и практических приемов. Например, обе теории сходятся во мнении, что, если люди в процессе мышления достигают инсайта, они способны измениться. В соответствии с этими теориями, мышление влияет на чувства и поведение. В обоих подходах также считается, что консультирова- ние представляет собой процесс обучения и что консультанты часто выступают в роли учителей. Далее, теории подчеркивают значение работы клиентов вне формальных терапевтических сессий (домашняя работа). Обе теории имеют хо- рошо развитую структуру и требуют от клиентов освоения новой терминологии и реструктурирования своего мышления. И РЭТП, и ТА могут использоваться в разных условиях и в отношении различных проблем клиентов.
Несмотря на наличие в этих теориях некоторых общих черт, они облада- ют достаточными различиями. Например, РЭТП допускает применение боль- шего количества методов в терапевтической сессии, чем транзактный анализ.
Но консультанты ТА часто комбинируют свою теорию с другими подходами, такими как гештальт-терапия, что делает теорию ТА более активной и сильной.
РЭТП и ее ответвления менее требовательны к усвоению клиентами новой тер- минологии. Кроме того, как правило, в работе с клиентами приверженцы РЭТП скорее, чем консультанты ТА, достигают более глубоких стадий консультиро- вания. Однако ТА имеет более сложное представление о природе человека, чем
РЭТП. Наконец, ТА не имеет столь мощной исследовательской базы данных, как РЭТП (Solomon & Haaga, 1995).
З
АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. В паре с одним из сокурсников обсудите, какая из двух основных теорий, представ- ленных в этой главе, кажется вам наиболее привлекательной. Подкрепите вашу точку зрения анализом особенностей этих подходов.
2. Проделайте рациональный самоанализ (РСА) на примере реальной ситуации из ва- шей жизни. Проанализируйте результаты вместе с другим студентом. Чему вы научились из этого упражнения и что вы можете передать клиенту, которому вы предложите выполнить
РСА?
309 3. В группах по три человека разыграйте в ролях, как, по вашему мнению, действова- ли бы консультанты, придерживающиеся РЭТП или ТА подходов, при оказании помощи клиентам со следующими проблемами: медлительность, межличностный конфликт, стресс, трудности приспособления к новым жизненным обстоятельствам и подавленность. Один из студентов должен исполнять роль клиента, другой — консультанта, а третий — выступать наблюдателем. После окончания сцены наблюдатель должен сообщить консультанту свое впечатление. Консультант и клиент должны также объяснить, что они испытали в течение процесса. Пусть каждый получит возможность побывать во всех трех ролях.
4. Перечислите все случаи и типы «игр», в которые вы играете в течение недели. По- пытайтесь описать все модели, которые поддаются выделению. Обсудите свои результаты с сокурсниками в открытой дискуссии в аудитории.
5. Какие теории вы находите более привлекательными: эмоциональные теории или когнитивные теории? Сформулируйте ваши аргументы как можно более конкретно. Какие доказательства эффективности избранных вами теорий предлагает современная профессио- нальная литература? Поищите в литературе статьи, написанные за последние три года, по- священные предпочитаемым вами теориям.
Л
ИТЕРАТУРА
Arnkoff D.
В. & Glass, С. R. (1992). Cognitive therapy and psychotherapy integration. In
D. K. Freedheim (Ed.) History of psychotherapy: A century of change (pp. 657-694). Washington
DC: American Psychological Association.
Barnes G. (1977). Introduction. In G. Barnes (Ed.) Transactional analysis after Eric Berne:
Teachings and practices of three
ТА schools (pp. 3-31). New York: Harper & Row.
Beck A. T. (1976). Cognitive therapy and emotional disorders. New York: International
Universities Press.
Beck A. T. & WeishaarM. E. (1995). Cognitive therapy. In R.J. Corsini & D. Wedding
(Eds.) Currentpsychotherapies (5th ed., pp. 229-261). Itasca IL: Peacock.
Berne E. (1947). The mind in action. New York: Simon & Schuster. Berne E. (1964).
Games people play. New York: Grove.
Berne E. (1966). Principles of group treatment. New York: Oxford University Press. Burns
D. D. (1980). Feeling good: The new mood therapy. New York: Signet.
Burns D. D. (1989). The feeling good handbook: Using the new mood therapy in everyday
life. New York: Morrow.
Cohen E. D. (1987). The use of syllogism in rational-emotive therapy. Journal of Counsel-
ing and Development, 66, 37-39.
Corey G. (1996). Theory and practice of counseling and psychotherapy (5th ed.). Pacific
Grove CA: Brooks/Cole.
Dattilio F. M. & Padesky C. A. (1990). Cognitive therapy with couples. Sarasota FL: Profes- sional Resource Exchange.
Dryden W. (1989). Albert Ellis: An efficient and passionate life. Journal of Counseling and
Development, 67, 539-546.
Dryden W. (1994). Reason and emotion in psychotherapy: Thirty years on. Journal of Ra-
tional Emotive and Cognitive Behavior Therapy, 12, 83-89.
Dusay J. M. (1977). The evolution of transactional analysis. In G. Barnes (Ed.) Transac-
tional analysis after Eric Berne: Teachings and practices of three
ТА schools (pp. 32-52). New
York: Harper & Row.
Dusay J. M. & Dusay K. M. (1989). Transactional analysis. In R.J. Corsini & D. Wedding
(Eds.) Currentpsychotherapies (4th ed., pp. 405-453). Itasca IL: Peacock.
Eisenberg M. (1992). Compassionate math. Journal of Humanistic Education and Develop-
ment, 157-166.