ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1229
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
316 том для Скиннера, поскольку ее написание было весьма напряженным и сопро- вождалось множеством эмоций (Elm.es, 1981).
В Гарварде Скиннер продолжил плодотворную писательскую деятель- ность. Его лучшая теоретическая книга «Science and Human, Behavior» (Skinner,
1953) описывает, как принцип научения может применяться во всех сферах об- щества. В книге «Beyond Freedom and Dignity» (Skinner, 1971), также имевшей влияние на общественность, Скиннер обозначил шаги, необходимые для выжи- вания и процветания цивилизации. В начале 1980-х годов Скиннер описал по- веденческие принципы, которые могли бы найти применение в решении про- блем пожилых людей (Skinner & Vaughan, 1983). В целом Скиннер может счи- таться бихевиоралъным детерминистом из-за его взглядов на научение как на главную детерминанту человеческих действий. Он умер в возрасте 86 лет 18 ав- густа 1990 года, снискав всеобщее восхищение и заслужив уважение как пио- нер профессиональной помощи людям (Fowler, 1990).
П
ОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Несмотря на значительные расхождения во взглядах среди бихевиори- стов, к бихевиористскому подходу в целом могут быть применены некоторые основные характеристики. Римм и Каннингэм (Rimm & Cunningam, 19-85) при- водят перечень таких характеристик.
• В целом бихевиористы (за исключением представителей когнитивно- бихе-виорального направления) концентрируются на поведенческих процессах, то есть процессах, тесно связанных с видимым поведением.
• Бихевиористы концентрируются на ситуации «здесь-и-теперь», в проти- воположность ситуации «там-и-тогда».
• Бихевиористы считают, что все поведение, как адаптивное, так и не- адаптивное, обусловлено научением.
• «Бихевиористы полагают, что научение может быть эффективным для изменения недостаточно адаптивного поведения.
• Бихевиористы сосредоточиваются на установлении четких целей тера- пии во взаимодействии со своими клиентами.
• Бихевиористы не признают идеи о том, что человеческая личность представляет собой комбинацию черт.
• Бихевиористы настаивают на важности получения эмпирических дока- зательств и научного обоснования для любых методов, которые они использу- ют.
Как уже упоминалось, в современной бихевиоральной терапии существу- ет три основных подхода: модель «стимул—реакция», прикладной бихевио- ральный анализ и социально-когнитивная теория. Эти способы научения при- менимы в отношении всех живых организмов, хотя в этой главе рассматривает- ся только человеческое поведение.
317
М
ОДЕЛЬ
«
СТИМУЛ
—
РЕАКЦИЯ
»
Модель «стимул—реакция» (S-R) является прикладным вариантом клас- сической модели обусловливания, называемой иногда респондентным научени- ем. Согласно этой модели, не требуется, чтобы человек или организм были ак- тивными участниками процесса научения. Научение имеет место уже при соче- тании двух стимулов. Это явление известно как обусловливание безусловных ре-
акций.
Лучшими примерами условного научения служат знаменитые экспери- менты Павлова с собаками. Павлов обнаружил, что, когда кормление собаки сочетается со звонком (звонок дается перед кормлением), собака связывает зво- нок с кормлением и в ответ на звонок начинается слюноотделение (прежде чем начнется кормление). То есть звонок (первоначально нейтральный стимул) ста- новится условным (заученным) стимулом (УС), благодаря ассоциации с без- условным (врожденным) стимулом (БС) — пищей. Слюноотделение на звук звонка стало условной (заученной) реакцией (УР), в противоположность без- условной реакции (БР) естественного слюноотделения, вызываемого кормлени- ем. Схематически процесс условного научения выглядит так (Holden, 1993 b).
1. УС → (изначально не выявленная) УР не следует.
2. БС → (врожденная) БР.
3. УС + БС (БС предъявляется одновременно или немедленно вслед за
УС) → БР.
4. Пункт 3 повторяется несколько раз.
5. УС → УР.
Подобным способом, благодаря образованию парных ассоциаций, возни- кают многие человеческие эмоции, например фобии. Так, если с человеком происходит несчастный случай вскоре после приема какой-либо пищи, то ассо- циация пищи с несчастным случаем, даже если они фактически не связаны, может привести к тому, что человек станет опасаться или даже избегать упо- треблять данную пищу. Клиенты часто связывают ощущения с некоторыми со- бытиями и наоборот. Благодаря условному научению люди могут эмоциональ- но реагировать на такие ощущения, как звуки музыки, некоторые запахи, вид некоторых цветов и прикосновение незнакомца. Образовавшиеся ассоциации могут быть разрушены путем замещения их новыми — этот процесс известен как контробусловливание.
П
РИКЛАДНОЙ БИХЕВИОРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Прикладной бихевиоральный анализ является «прямым продолжением радикального бихевиоризма Скиннера» (Wilson, 1995, р. 198), который основы- вается на теории оперантного обусловливания. Согласно данной теории, для того чтобы произошло научение, необходимо, чтобы человек активно участво- вал в этом процессе. Оперантное обусловливание сосредоточивается прежде всего на том, как человек действует в окружающей среде. В общих чертах идея состоит в том, что если человек получает вознаграждение или наказывается за
318 какую-то деятельность, то он, вследствие этого, учится отличать те действия, которые приносят награду, от тех, которые ведут к наказанию (или к отсут- ствию поощрения). Человек будет затем стремиться к такому поведению, кото- рое вознаграждается, и избегать поведения, которое или наказывается, или не подкрепляется. Таким образом, «в прикладном бихевиоральном анализе ис- пользуются такие основанные на результатах лабораторных исследований по- нятия, как подкрепление, наказание, угасание, управление стимулом и ряд дру- гих» (Wilson, 1995, р. 198).
Основная предпосылка теории Скиннера (Skinner, 1953) — то основание, на котором строится прикладной бихевиоральный анализ, — состоит в том, что, когда некоторые действия тут же сопровождаются подкреплением (наградой), увеличивается возможность повторения этих действий в таких или идентичных обстоятельствах. Люди не формируются окружающей средой настолько, насколько они формируются благодаря поощрениям и наказаниям. Другими словами, последствия конкретного действия определяют, будет ли это действие заучено и повторено.
С
ОЦИАЛЬНО
-
КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ
Согласно социально-когнитивной модели научения, люди приобретают новые знания и навыки, наблюдая за другими людьми и за событиями, без са- мостоятельного участия и без любых непосредственных последствий для себя.
Синонимами социально-когнитивной теории являются наглядное научение,
имитация, социальное моделирование и викарное научение.
«Социально-когнитивный подход исходит из теории, утверждающей, что поведение базируется на трех отдельных, но взаимодействующих регуляторных системах (Bandura, 1986). Это: а) внешнее стимулирование, б) внешнее под- крепление и в) опосредующий когнитивный процесс» (Wilson, 1995, р. 198).
При социально-когнитивной форме научения «поведение модели (инди- вида или группы) служит стимулом для формирования подобных мыслей, уста- новок или действий со стороны индивидуума, который наблюдает за деятель- ностью модели» (Perry & Furukawa, 1980, p. 131). Обучение вождению автомо- биля, правильному пользованию вилкой во время обеда, умению подавать ко- му-либо знаки одобрения и адекватно реагировать на нового клиента — все это зачастую происходит именно таким способом. Научение через социальное мо- делирование «придает большое значение саморегуляции поведения и оставляет в стороне значение внешнего подкрепления. Научение может происходить независимо от подкрепления» (Hergenhahn, 1984, р. 234). Преимущества соци- ально-когнитивного научения многочисленны, но главное среди них заключа- ется в экономии времени, энергии и усилий, затрачиваемых на приобретение новых умений. Социально-когнитивная теория легко применяется, направлена на положительную модификацию поведения, кажется безукоризненной и не представляет никакой опасности для клиента.
Бандура (Bandura, 1969) обнаружил, что наибольшее влияние оказывают модели, близкие наблюдателю по возрасту, полу, по расовой принадлежности и
319 по установкам. Модели из жизни, символические модели (фильмы и видео), модели со сложной структурой (группы людей) в равной степени эффективны для осуществления желательного изменения поведения. Кроме того, вполне эффективными являются скрытые модели, когда клиент воображает модель, выполняющую желательную деятельность (Cautela, 1976).
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 83
Р
ОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА
Консультант может принимать одну из нескольких ролей, в зависимости от используемого им направления бихевиоральной теории и от целей клиента.
Однако в целом консультант-бихевиорист активно ведет себя на консультаци- онных сессиях. Клиент обучается, отучается или переобучается определенным способам поведения. В этом процессе консультант функционирует как кон- сультант-эксперт, учитель, советчик, источник подкрепления и фасилитатор
(Gilliland, James & Bowman, 1989, p.
163). Он может даже давать инструкции или контролировать людей, окружающих клиента и помогающих ему в процес- се изменения. Продуктивно работающий бихевиоральный консультант дей- ствует с широкой перспективой и привлекает клиента к участию в каждой ста- дии консультирования. Консультанты, приверженные теории социального научения, чаще выступают в роли модели для подражания, в то время как те, кто ориентируется на условное или оперантное научение, более директивны и склонны к предписаниям.
Консультанты-бихевиористы сильно различаются по степени использо- вания психологических тестов и диагнозов. Большинство применяют отдельные виды процедур для оценки клиента, но эти инструменты, как правило, предна- значены для измерения поведения и действия. Достаточно редко такие консуль- танты применяют личностные тесты. При постановке диагноза они исходят из демонстрируемых клиентом образцов поведения, многие из которых перечис- лены в DSM-IV.
Ц
ЕЛИ
Цели бихевиористов подобны целям многих других консультантов. В ос- новном консультанты-бихевиористы пытаются помочь клиентам лучше при- спосабливаться к обстоятельствам жизни и достигать личностных и профессио- нальных целей. Поэтому консультирование фокусируется на изменении или устранении демонстрируемых клиентами недостаточно адаптивных форм пове- дения, таким образом помогая им усвоить здоровые, конструктивные способы действия. Недостаточно только исключить нежелательное поведение; непро- дуктивные действия должны быть заменены продуктивными способами реаги- рования.
Главным шагом в бихевиоральном подходе является достижение кон- сультантами и клиентами взаимно согласованных целей. Блэкхэм и Зильберман
(Blackham & Silberman,
1979) предлагают выделять четыре конкретные ступени
320 в этом процессе.
1.
Формулирование проблемы. Чтобы проблема была разрешена, она должна быть конкретно сформулирована. Поэтому клиентов просят уточнить, когда, где, как и с кем возникает проблема. Консультанты могут извлечь пользу из непосредственного наблюдения проблемного поведения, но это не всегда яв- ляется необходимым.
2.
Анализ истории развития проблемы. И для клиентов, и для консуль- тантов оказывается полезным иметь некоторую информацию относительно то- го, как клиенты в прошлом справлялись с обстоятельствами, в которых, воз- можно, находятся корни настоящей проблемы.
3.
Определение конкретных целей. Консультанты-бихевиористы помога- ют клиентам разбивать цели на маленькие, достижимые подцели. Помимо это- го, консультанты организуют для клиентов упражнения, направленные на раз- витие некоторых необходимых умений (Krumboltz & Thoresen, 1976). Напри- мер, если женщина хочет закончить колледж, она должна сначала выбрать его и затем пройти курс подготовки в течение первого семестра. Для этого могут по- надобиться новые учебные навыки и умение общаться с другими людьми, например с соседями по комнате в студенческом общежитии.
4.
Выбор лучших методов для изменения. Как правило, существует не- сколько различных бихевиоральных методов, которые могут помочь клиентам достичь желаемых целей. Если какой-либо метод не работает, его можно моди- фицировать или попробовать применить новый метод. Очень важна непрерыв- ная оценка эффективности методов.
В целом консультанты-бихевиористы специализируются на том, чтобы помочь клиентам научиться ставить и достигать конкретные цели и подцели.
Консультанты стремятся быть конкретными, объективными и работать в усло- виях сотрудничества.
М
ЕТОДЫ
Консультанты-бихевиористы имеют в своем распоряжении целый ряд хо- рошо изученных и наиболее эффективных из доступных техник консультиро- вания. В этой главе предлагаются примеры подобных техник. Поскольку по данной теме имеется достаточно много литературы, целесообразно ознакомить- ся с профессиональными публикациями, которые описывают эти и другие ме- тоды более подробно.
Общие бихевиоральные методы. Общие бихевиоральные методы приме- нимы при любем бихевиоральном подходе, хотя можно говорить о том, что каждый конкретный метод более соответствует той или иной теории в опреде- ленное время или в конкретных обстоятельствах.
Использование подкреплений. Подкрепления — это такие события, кото- рые, следуя за реакцией (поведением), увеличивают вероятность ее повторения.
Подкрепление может быть как положительным, так и отрицательным. Действие
положительного подкрепления оценивается и ощущается человеком как прият-