ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1225
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
321 ное. Какого-либо универсального положительного стимула не существует, но некоторые события и объекты часто выполняют такую функцию, например со- циальное признание, деньги и пища. Отрицательным подкреплением является избегаемый (нежелательный) стимул, устранение которого зависит от выполне- ния желательного действия; устранение избегаемого стимула является под- креплением. Например, мать ворчит на свою дочь до тех пор, пока та не помоет тарелки. Ворчание может рассматриваться как отрицательное подкрепление, особенно если хорошие отношения с матерью важны для дочери. В бихевио- ральном консультировании положительное подкрепление используется чаще, чем отрицательное. В некоторых ситуациях положительным подкреплением служит похвала консультанта, когда клиенты заканчивают действие.
Подкрепление может также быть как первичным, так и вторичным. Пер-
вичное подкрепление — это подкрепление, которое оценивается в соответствии с его природными свойствами, например еда. Вторичное подкрепление, в част- ности некоторые виды знаков (например, деньги), приобретает значение, когда ассоциируется с первичным подкреплением. Клиенты лучше, чем кто-либо, знают, какие действия или предметы являются для них наиболее подкрепляю- щими.
Планирование регулярности подкрепления. В начале формирования навы- ка правильное действие должно постоянно сопровождаться подкреплением (так называемое непрерывное подкрепление). После того как навык сформирован, он должен подкрепляться не так часто (перемежающееся подкрепление). Регу- лярность подкрепления устанавливается в соответствии либо с количеством ре- акций (пропорциональное), либо с продолжительностью времени между под- креплениями (интервальное). И пропорциональное, и интервальное расписания подкрепления бывают как фиксированными, так и переменными.
Фиксированное пропорциональное расписание предполагает подкрепле- ние в зависимости от количества выполненных действий, например оплата за количество произведенных предметов. Фиксированное интервальное расписа-
ние предусматривает подкрепление через определенные временные интервалы.
Одним из примеров фиксированного интервального расписания подкреплений является регулярная выплата жалованья. Переменное пропорциональное распи-
сание — это такое расписание, при котором подкрепление получается нерегу- лярно, например выигрыш у игрального автомата, но в среднем оно пропорци- онально затраченным попыткам. Переменное интервальное расписание основа- но на нерегулярном временном расписании. Подкрепление происходит непред- сказуемым образом, например можно в один день дважды получить поздравле- ния от начальника, а затем целый месяц не получать никаких стимулов. Если консультант знает, какая регулярность предпочтительнее для данного клиента, он может наилучшим образом организовать подкрепление.
Формирование навыка. Процесс усвоения поведенческого навыка путем постепенного, пошагового, последовательного приближения известен как фор-
мирование навыка (шейпинг). Когда клиенты обучаются новым навыкам, кон- сультанты могут помочь разложить поведение на отдельные составляющие. О шейпинге говорят тогда, когда каждое фактическое применение навыка или
322 формируемый образ являются более совершенными, чем они были на предше- ствующем этапе (фокусированный ряд). Перед тем как приступать к пошагово- му научению (шейпингу), консультанты и клиенты должны определить после- довательность действий, которую они хотят освоить: то есть что за чем следует и как — данный процесс известен как формирование цепочки (чейнинг
1
).
Осу- ществление такой процедуры, при условии тщательного планирования, как правило, приводит к новым или более совершенным навыкам.
Генерализация представляет собой способность выполнять определенные действия за рамками тех условий, в которых происходило первоначальное научение этим действиям (например, дома или на работе). Это означает, что произошел перенос навыка в другие условия. Генерализация действий (навы- ков) и перенос их на другие условия не происходит случайно. Она становится возможной благодаря целому ряду процедур, к числу которых относятся до- машние задания в виде бихевиоральных упражнений, обучение значимых дру- гих (например, партнеров по обучению или коллег), подкрепление клиентов в случае правильных действий и консультации с клиентами относительно специ- фических проблем, которые у них могут возникнуть при изменении поведения
(Rose, 1983).
Поддержание определяется как сохранение постоянства в выполнении желательных действий, вне зависимости от чьей-либо поддержки. Акцент дела- ется на усилении самоконтроля и саморегуляции клиента (Thoresen & Mahoney,
1974). Одним из способов, которыми может быть достигнуто поддержание, яв- ляется самонаблюдение клиентов в то время, когда они учатся изменять свои собственные способы поведения. Это включает два связанных процесса: само-
наблюдение и саморегистрацию (Goldiamond, 1976). Первый процесс требует, чтобы человек замечал действия, которые он производит; второй фокусируется на фиксации этих действий. Самонаблюдение интерферирует с усвоенными привычками из-за того, что вынуждает клиента заниматься подсчетом опреде- ленных проявлений поведения, которые обычно происходят без участия мыш- ления. Такое самонаблюдение увеличивает понимание клиентом своего пове- дения и гарантирует, что он лучше сознает, когда и как происходят некоторые действия. Например, контролируя свой вес, индивиды следят за количеством получаемых с пищей калорий и за своими реакциями на употребление некото- рых продуктов.
Затихание — это исключение какого-либо действия из-за отмены его подкрепления. Мало кто станет продолжать делать то, что не вознаграждается.
Например, когда клиент больше не получает подкрепления для разговора о прошлом, он перестанет к нему возвращаться. Разговор на данную тему пере- стает возникать и считается затухшим.
Наказание включает предъявление отталкивающего стимула для того, чтобы подавить или исключить какое-то поведение в данной ситуации. Кон- сультант может наказать клиента критическим замечанием, например: «Я не хочу слышать от вас подобных разговоров».
1
От chaining — формирование цепочки.
323
Один из способов концептуализировать различия в результатах примене- ния бихевиоральных подкреплений иллюстрируется схемой, представленной в табл. 11.1 (Holden, 1993a).
Таблица 11.1
Влияние бихевиоральных подкреплений на поведение
Приятный стимул
Отталкивающий стимул
Увеличивает скорость или силу реакции
Уменьшает скорость или силу реакции
Позитивное подкрепление (сразу за ответом следует приятный стимул)
Угасание (реакция больше не со- провождается приятным стимулом)
Негативное подкрепление (сразу же после реакции следует прекра- щение действия отталкивающего стимула; реакция устраняет воз- никновение отталкивающего сти- мула)
Наказание (сразу же за реакцией следует отталкивающий стимул)
С
ПЕЦИФИЧЕСКИЕ БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
. Специфические бихевио- ральные методы — это усовершенствованные бихевиоральные методы, опреде- ленным образом сочетающие в себе общие методы. Они применяются в разных бихевиоральных подходах.
Бихевиоралъная репетиция заключается в повторении одобряемого пове- дения до тех пор, пока оно не станет выполняться так, как это хочет клиент
(Lazarus,
1985). Процесс состоит из пошагового заучивания действий (шейпин- га) и получения корректирующей обратной связи. Он часто применяется после того, как клиент увидел образец желательного поведения. В подобных случаях, особенно если усваиваемые действия сложны, клиент должен повторять то, что он наблюдал, в присутствии консультанта. После этого клиент получает обрат- ную связь и суждение о том, что уже сделано и что предстоит переделать. Кли- енту дают домашнее задание, предназначенное для того, чтобы помочь ему от- работать новое поведение вне офиса консультанта. Занимаясь в привычной для себя обстановке, клиент скорее достигнет успеха и генерализации. Если этого не произойдет, то в течение следующей сессии консультирования могут быть внесены необходимые изменения (Kipper, 1986). Иногда бихевиоральная репе- тиция называется ролевой игрой, потому что клиент занимается как бы осваива- нием новой роли. Импровизационное разыгрывание ролевого поведения, про- тиворечащего прошлому поведению, представляет собой эффективный меха- низм для изменения (Zimbardo & Leippe, 1991).
Планирование окружения. Эта процедура включает частичное создание клиентом той среды, которая способствует определенным проявлениям поведе- ния или, напротив, ограничивает их (Krasner & Ullmann, 1973). Например, если клиент связывает болезненные воспоминания с некоторой местностью, еже- дневный график планируется так, чтобы избежать посещения этого места. По- добно этому, для того чтобы контролировать ситуацию и, следовательно, спо- собствовать желательному взаимодействию, клиент может обустраивать комна- ту или расставлять стулья определенным способом.
Систематическая десенсибилизация. Эта техника предназначена для то-
324 го, чтобы помочь клиентам преодолеть состояние тревожности в определенных ситуациях. Клиента просят описать ситуацию, которая вызывает тревожность.
Затем ему предлагают оценить эту ситуацию и расположить события и обстоя- тельства на иерархической шкале (табл. 11.2), начиная с тех, которые не вызы- вают никакого интереса (0), и заканчивая теми, которые являются наиболее не- приятными (100).
Таблица 11.2
Иерархия источников тревожности одного из клиентов
Степень тревожности, %
События (обстоятельства)
90
Отношения в браке
85
Отношения с родственниками жены
80
Беспокойство за новорожденного сына
75
Беспокойство за отца
70
Беспокойство за мать
65
Общие отношения и обязанности в семье
60
Руководство проектом на работе
50
Работа вообще
40
Обращение к консультанту
35
Финансовые дела
20
Проблема отдыха и досуга
10
Затрудненное засыпание
Чем выше на шкале расположено событие или обстоятельство, тем боль- шую тревожность оно вызывает у клиента. Чтобы помочь клиенту устранить тревожность и справиться с ситуацией, консультант учит его расслабляться фи- зически или психологически. После этого иерархия рассматривается заново, начиная с предметов, вызывающих меньшее беспокойство. Когда тревожность клиента начинает возрастать, клиенту помогают расслабиться снова. Идея тех- ники состоит в том, что человек не может чувствовать беспокойство и в то же самое время ощущать физическое расслабление (это явление известно как ре-
ципрокное торможение) (Wolpe, 1958).
Тренинг ассертивности (уверенности в себе). Главная цель тренинга ас- сертив-ности заключается в том, чтобы научить человека свободно выражать свои мысли и чувства, адекватные ситуации, и при этом не испытывать не- уместного беспокойства (Alberti & Emmons, 1987). Техника заключается в про- тивообусловливании
1 тревожности и подкреплении состояния уверенности в себе. Клиента убеждают, что каждый имеет право (не обязательство) самовы- ражения. Затем клиент обучается различать агрессивные, пассивные и уверен- ные действия.
В самом начале консультирования клиент сообщает консультанту о своих целях, например о желании научиться выступать на общественных собраниях.
После этого консультант характеризует существующие формы поведения кли- ента — включает, таким образом, обратную связь (как положительную, так и отрицательную). На следующих стадиях процесса осуществляется моделирова-
1
Контркондищюиировании, стимулироиании замены нежелательной реакции желательной. — Примеч. перев.
325 ние желательного поведения и ролевое разыгрывание клиентом этого поведе- ния. Консультант при этом подкрепляет поведение и помогает сформировать действия клиента. Наконец, клиенту назначается домашнее задание, которое он выполняет между сессиями (Bellack & Hersen, 1998). Уверенное поведение должно формироваться постепенно, чтобы поддерживать заинтересованность клиента. Задача тренинга состоит в том, чтобы дать индивидам почувствовать свою способность выразить себя, не поощряя агрессивность и манипулирова- ние.
Контракты на достижение. В контрактах обстоятельно разъясняется, что должно быть выполнено, изменено или прекращено, какая награда последу- ет после достижения этих целей и условия, при которых награда будет получе- на (Corey, 1996). Чаще всего контракты используются в работе с детьми, а не со взрослыми, потому что многие взрослые находят их неприятными. Обычно контракты на достижение подписываются в качестве квазиформальных доку- ментов.
Техники «взрыва» и «погружения». Имплозивная терапия была разрабо- тана в 1960-х годах Томасом Стампфлом (Stampfl). Она включает в себя десен- сибилизацию клиента в отношении ситуации с помощью представления клиен- том другой вызывающей беспокойство ситуации, которая заканчивается страш- ными последствиями. Клиенту не предлагают предварительно расслабиться
(i^aic в систематической десенсибилизации). Эта методика не должна исполь- зоваться начинающими консультантами.
Погружение является менее травматичным, чем имплозивная терапия. В погружении вызывающая беспокойство сцена вызывается в воображении, но она не имеет страшных последствий.
1 ... 32 33 34 35 36 37 38 39 ... 83