ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1218
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
А
ВЕРСИВНЫЕ ТЕХНИКИ
.
Хотя большинство бихевиористов рекомендует использовать сначала положительную стимуляцию, иногда необходимо исполь- зовать приемы, вызывающие негативные чувства, — например, наказания. Та- кие техники полезны, когда необходимо избавиться от одних действий перед тем, как обучаться другим. Аверсивные техники различаются по своей интен- сивности. Вот некоторые из наиболее известных.
•
Тайм-аут — это техника, в которой клиент лишается возможности по- лучать положительное подкрепление. Эта умеренно аверсивная техника требует тщательного контроля и может быть наиболее эффективна, когда используется в течение коротких периодов времени, например в течение пяти минут. Приме- ром тайм-аута является изолирование ребенка от одноклассников, когда он плохо себя ведет.
•
Сверхкоррекция — прием, когда клиент сначала восстанавливает окру- жение до его естественного состояния и затем делает его «лучше нормального».
Например, детей, которые разбрасывают продукты в школьном буфете, могли бы заставить убрать за собой, вымыть и натереть пол.
•
Скрытая сенсибилизация. Метод, при котором нежелательное поведе- ние устраняется путем ассоциации его с неприятностью. Он применяется в ле- чении клиентов, которые имеют проблемы, связанные с курением, ожирением, токсикоманией, сексуальными отклонениями.
326
При длительном применении отталкивающие стимулы сами по себе обычно неэффективны по трем причинам: их отрицательное эмоциональное влияние быстро рассеивается; они могут интерферировать с процессом освое- ния желательных форм поведения; они могут стимулировать замкнутость кли- ента, что в случае успеха становится положительным подкреплением. Кроме того, всем аверсивным техникам сопутствуют этические и юридические про- блемы. Прежде чем применять их, консультанты должны получить письменное разрешение для их использования, особенно если это касается несовершенно- летних.
К
ОГНИТИВНО
-
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
И МЕТОДЫ
Целый ряд наиболее впечатляющих новых методов в консультировании, появившихся в начале 1980-х годов, был разработан именно когнитивными би- хевиорис-тами (Craighead, Craighead, Kazdin & Mahoney, 1994; Mahoney, 1995).
Тем не менее «нет единого определения когнитивно-бихевиоралыгой теории».
Напротив, «отдельные теории связаны вместе общими предпосылками, мето- дами и стратегиями исследования, но придерживаются различных взглядов на роль, которую выполняют знания в изменении поведения» (Kalodner, 1995, р.
354).
Из-за ограниченного объема книги мы остановимся лишь на некоторых важных моментах и процедурах когнитивно-бихевиоралыгого подхода. В целом когнитивные бихевиористы имеют много общего с представителями как когни- тивного, так и бихевиорального направлений (например, и те и другие делают акцент на «настоящем», придают значение окружению, широко применяют научение). «Общими характеристиками когнитивно-бихевиорального вмеша- тельства являются: директивный стиль; структурированность, целенаправлен- ность и кратковременность воздействия; применение домашних заданий и от- работки-навыков; а также сосредоточение на способности разрешать пробле- мы» (Kalodner, 1995, р. 364).
Частичное совпадение когнитивных, бихевиоральных и когнитивно- бихевио-ральных теорий затрудняет соотнесение подходов и методов с той или иной теорией. Одни когнитивно-бихевиоральные методы происходят из бихе- виоральных теорий, тогда как другие зародились в русле когнитивных теорети- ческих подходов. Не преувеличивая, можно десятки вмешательств назвать ко- гнитивно-бихевио-ральными. Ниже будут рассмотрены три взаимосвязанных приема из арсенала когнитивно-бихевиорального консультирования — когни- тивное реструктурирование, инокуляция (прививка) стресса и приостановка мышления. Когнитивная теория Бека, которая вкратце рассматривалась в 10-й главе, также иногда считается примером когнитивно-бихевиорального подхода из-за ее положения о том, что аффект и поведение зависят от того, как люди структурируют свой внутренний мир. По этой же причине в разряд когнитивно- бихевиоральных относят и ра-ционально-эмотивную терапию Эллиса.
327
К
ОГНИТИВНОЕ РЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ
К числу наиболее эффективных когнитивно-бихевиоральных методов от- носится когнитивное реструктурирование, которое включает техники инокуля- ции стресса и приостановки мышления. Когнитивное реструктурирование —
это процесс, в котором клиентов обучают идентифицировать, оценивать и из- менять пагубные или иррациональные мысли, которые отрицательно влияют на их поведение. Эта задача решается путем побуждения клиента к проговарива- нию вслух внутренней речи и к ее изменению, когда это необходимо, с отрица- тельно окрашенной на нейтральную или положительную. Это напоминает идеи
Эллиса (Ellis, 1962) и Бека (Beck, 1976) об изменении характера мышления.
Одним из лучших методов осуществления этого процесса является обуче-
ние самоаргументации по Мейхенбауму (Meichenbaum, 1977). Клиент обучает- ся распознавать свои неадекватные мысли (самоутверждения). Затем консуль- тант моделирует подходящие образцы поведения, попутно объясняя причины выбора этих стратегий. Наконец, клиент действует в соответствии с разрабо- танными образцами поведения, проговаривая при этом причины подобных дей- ствий; в итоге он начинает осуществлять действия, выполняя аргументацию с помощью внутренней речи.
Роуз (Rose, 1983) выделил целый ряд процедур когнитивного реструкту- рирования, включая корректирующее информирование, инокуляцию стресса, приостановку мышления, рефрейминг, обсуждение иррациональных убежде- ний, воображение, релаксационные упражнения и систематическое разрешание проблем. Две из них — инокуляция стресса и приостановка мышления — будут рассмотрены ниже, поскольку они превалируют в кругах бихевиоральных тера- певтов и не рассматриваются в других главах книги, в отличие от прочих мето- дов.
И
НОКУЛЯЦИЯ СТРЕССА
.
Подобно медицинской вакцинации, инокуляция стресса является профилактическим приемом, суть которого состоит в том, что индивид обучается набору навыков, помогающих ему действовать в напряжен- ных ситуациях (копинг-навыков). Процесс проходит в три стадии. Сначала кли- енту помогают понять природу стресса и выяснить возможности его преодоле- ния. Затем клиента обучают определенным поведенческим навыкам и закреп- ляют применение тех из них, которыми клиент уже пользуется. Заключительная стадия посвящена отработке навыков. Клиент применяет приобретенные навы- ки в клинических условиях и в реальных ситуациях. В целом инокуляция стрес- са включает в себя концентрацию на предстоящих событиях, группирование стрессогенных факторов в контролируемые блоки, отыскание способов борьбы с незначительными стрессорами и отработку копинг-навыков (Meichenbauni,
19 85, 1986). Главный недостаток этой процедуры состоит в том, что иногда ее начальные результаты не генерализуются в постоянные изменения поведения
(Arnkoff & Glass,
1992). Поэтому часто оказываются необходимыми последую- щие контрольные и подкрепляющие сессии.
328
П
РИОСТАНОВКА МЫШЛЕНИЯ
.
Приостановка мышления помогает клиен- там, которые непрерывно размышляют о прошлом или имеют иррациональные мысли. Эта техника позволяет остановить такое пагубное поведение и жить бо- лее продуктивно. Сначала консультант предлагает клиенту размышлять непро- дуктивным способом. Посреди такого размышления консультант внезапно вы- крикивает: «Стоп». Возглас прерывает процесс мышления и делает невозмож- ным его продолжение. Существуют несколько компонентов процесса остановки мышления (Cormier & Cormier, 1998). По существу, техника учит клиента пере- ходить от внешнего контроля стереотипов негативного мышления к внутрен- нему. Она также помогает клиенту заменить негативные по содержанию мысли утвердительными, позитивными или нейтральными.
О
ЦЕНКА ТЕОРИИ
:
УНИКАЛЬНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Бихевиоральный подход имеет много отличительных особенностей
(включая аспекты, которые являются в первую очередь когнитивно- бихевиоральными). Вот перечень уникальных и сильных сторон бихевиораль- ного подхода.
• Непосредственное обращение к симптомам. Поскольку большинство клиентов нуждается в помощи при разрешении конкретных проблем, консуль- танты, которые обращаются непосредственно к симптомам, часто могут оказать клиентам немедленную помощь. Кроме того, бихевиоральный подход годится для консультирования клиентов с нарушениями внимания, нарушениями пове- дения, расстройствами употребления пищи
1
, токсикоманией, психосексуаль- ными расстройствами, импульсивным поведением и фобическими расстрой- ствами (Seligman, 1997).
• Сосредоточенность на событиях, происходящих «здесь и теперь». Кли- ент не должен исследовать прошлое, чтобы получить помощь в настоящем. Би- хевиоральный подход экономит время и деньги.
• Доступность множества методов для применения их в консультирова- нии. С 1969 по 1976 год количество бихевиоральных методов увеличилось бо- лее чем в два раза, и эта тенденция сохраняется в настоящее время. Консуль- танты могут применять бихевиоральные методы в различных условиях. Издает- ся довольно много журналов по бихевиорально-ориентированному консульти- рованию, таких как The Journal of Applied Behavior Analysis.
• Основание — теория научения, которая представляет собой хорошо сформулированный способ объяснения процесса усвоения новых форм поведе- ния (Krumboltz & Thoresen, 1969,1976). Теория научения продолжает разви- ваться и создавать практические приложения для использования в широком диапазоне областей (Rescorla, 1988).
• Поддержка Ассоциации совершенствования бихевиоральной терапии
1
Невротические расстройства типа нервной анорексии или булимии.
329
(Association for the Advancement of Behavior Therapy —
ААВТ), которая издает для своих членов этические руководства (Azrin, Stuart, Risely & Stolz, 1977).
ААВТ способствует развитию практического применения и разъяснению бихе- виоральных методов консультирования, пытаясь защитить публику от недобро- совестных практикующих специалистов.
• Подкрепленность достоверными исследованиями влияния бихевиораль- ных методов на процесс консультирования. Начинающие консультанты могут использовать в качестве образца один из многих планов исследования. Общей характеристикой всех бихевиоральных подходов является их приверженность объективности и применение оценок.
• Объективность в определении и разрешении проблем. Таким образом, процесс консультирования демистифицируется, а клиенты и независимые
«оценщики» получают возможность определить степень своей ответственности
(Gilliland et al., 1998).
Бихевиоральному подходу присущи также некоторые ограничения.
• Рассматривается только внешнее поведение человека без обращения к нему как к личности. Критики утверждают, что многие бихевиористы, такие как Скиннер, «вычленили» человека из личности и заменили ее рассмотрением законов, которые управляют действиями в определенных условиях. Этот под- ход может оказаться слишком простым для объяснения сложного человеческо- го взаимодействия (Hergenhahn, 1994).
• Применяется иногда механически. Голдштейн (Goldstein, 1973) обраща- ет внимание, что «наиболее общая ошибка новообращенных бихевиоральных терапевтов заключается в слишком поспешном применении методов» (р. 221).
Даже притом что большинство бихевиористов уделяют внимание установле- нию раппорта с клиентами и проводят консультирование совместными усилия- ми, некоторые из них изначально недооценивают значение отношений клиента и консультанта, чем наносят вред престижу подхода.
• Больше всего подходит для контролируемых условий, которые*трудно воспроизвести в обычных ситуациях консультирования. За этим замечанием скрывается опасение, что многие из бихевиоральных теорий были разработаны на основании исследований поведения животных — крыс и голубей. Многие консультанты задаются вопросом, будет ли бихевиоральный подход эффекти- вен при работе с клиентами в условиях, далеких от идеальных.
• Применение методов, опережающих теорию (Thoresen & Coates, 1980).
Би-хевиоральными консультантами было инициировано быстрое увеличение количества новых методов, однако теория, которая должна лежать в основе этих методов, не поспевала за ними.
• Игнорирование анамнеза клиента и бессознательного. Хотя бихевио- ральный подход может быть весьма полезен для клиента, который имеет отчет- ливую проблему поведенческого характера, он не может помочь тем, кто захо- чет разрешить свои прошлые проблемы или заняться прояснением бессозна- тельного.
• Не учитываются стадии развития (Sprinthall, 1971). Скиннер (Skinner,
1974) обращает внимание на то, что внутренний мир ребенка развивается, но он
330 и многие другие бихевиористы считают, что стадии развития дают мало ин- формации для объяснения внешнего поведения. Вместо этого они утверждают, что процесс приобретения знаний обладает универсальными чертами.
• Клиента программируют «на минимальный или толерантный уровни поведения, поощряется конформизм, не развивается творческий потенциал и иг-норирутся потребности клиента в реализации своих способностей, самоакту- ализации и чувстве собственного достоинства» (Gilliland et al, 1998).
Т
ЕРАПИЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Возникшая в 1960-е годы терапия реальностью основное внимание уде- ляет тем выборам, которые совершают люди и которые могут изменить их жизнь. Она сосредоточивается на двух основных факторах: на окружении, не- обходимом для проведения консультирования, и на процедурах, приводящих к изменениям (Wubbolding, 1998). Как правило, создание благоприятного, без- опасного окружения является необходимым условием желаемого изменения.
Безотносительно к этому, терапия реальностью является гибким, благотворным, мощным и действенно-ориентированным подходом консультирования. В целом терапия реальностью подчеркивает значение удовлетворения психологических потребностей, разрешения личностных проблем и является профилактической по своей природе. Создатель теории — Уильям Глассер (Glasser).
У
ИЛЬЯМ
Г
ЛАССЕР
Уильям Глассер родился в Кливленде, штат Огайо, в 1925 году. Он был третьим, самым младшим ребенком в дружной семье. Он описывал свое дет- ство как счастливое и небогатое событиями. Сам Глассер не придавал большого значения событиям прошлого, что отразилось и в его теории. В школе он играл в музыкальном ансамбле, очень увлекался спортом. Окончив в возрасте 19 лет
Case Institute of Technology no специальности инженер-химик, он начал работу над дипломом по клинической психологии. Глассер получил магистерскую сте- пень в 1948 году, но его докторская диссертация была отклонена. Затем он по- ступил в медицинскую школу при Western Reserve University, где и получил высшее медицинское образование в 1953 году.
Глассер переезжает со своей женой, Наоми Джудит Силвер, в Калифор- нию для прохождения в UCLA {The University of California at Los Angeles) пси- хиатрической ординатуры, которую он закончил в 1957 году. Поначалу он надеялся основать частную психиатрическую практику, но вскоре обнаружил, что количество направлений к нему как к специалисту оказалось ничтожным из-за его открытого противостояния традиционному психоаналитическому подходу к лечению. Поэтому он принял приглашение на должность ведущего психиатра в государственном исправительном учреждении для юных правона- рушителей — школе для девочек в городе Венчура, неподалеку от Лос-
Анджелеса.
ВЕРСИВНЫЕ ТЕХНИКИ
.
Хотя большинство бихевиористов рекомендует использовать сначала положительную стимуляцию, иногда необходимо исполь- зовать приемы, вызывающие негативные чувства, — например, наказания. Та- кие техники полезны, когда необходимо избавиться от одних действий перед тем, как обучаться другим. Аверсивные техники различаются по своей интен- сивности. Вот некоторые из наиболее известных.
•
Тайм-аут — это техника, в которой клиент лишается возможности по- лучать положительное подкрепление. Эта умеренно аверсивная техника требует тщательного контроля и может быть наиболее эффективна, когда используется в течение коротких периодов времени, например в течение пяти минут. Приме- ром тайм-аута является изолирование ребенка от одноклассников, когда он плохо себя ведет.
•
Сверхкоррекция — прием, когда клиент сначала восстанавливает окру- жение до его естественного состояния и затем делает его «лучше нормального».
Например, детей, которые разбрасывают продукты в школьном буфете, могли бы заставить убрать за собой, вымыть и натереть пол.
•
Скрытая сенсибилизация. Метод, при котором нежелательное поведе- ние устраняется путем ассоциации его с неприятностью. Он применяется в ле- чении клиентов, которые имеют проблемы, связанные с курением, ожирением, токсикоманией, сексуальными отклонениями.
326
При длительном применении отталкивающие стимулы сами по себе обычно неэффективны по трем причинам: их отрицательное эмоциональное влияние быстро рассеивается; они могут интерферировать с процессом освое- ния желательных форм поведения; они могут стимулировать замкнутость кли- ента, что в случае успеха становится положительным подкреплением. Кроме того, всем аверсивным техникам сопутствуют этические и юридические про- блемы. Прежде чем применять их, консультанты должны получить письменное разрешение для их использования, особенно если это касается несовершенно- летних.
К
ОГНИТИВНО
-
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
И МЕТОДЫ
Целый ряд наиболее впечатляющих новых методов в консультировании, появившихся в начале 1980-х годов, был разработан именно когнитивными би- хевиорис-тами (Craighead, Craighead, Kazdin & Mahoney, 1994; Mahoney, 1995).
Тем не менее «нет единого определения когнитивно-бихевиоралыгой теории».
Напротив, «отдельные теории связаны вместе общими предпосылками, мето- дами и стратегиями исследования, но придерживаются различных взглядов на роль, которую выполняют знания в изменении поведения» (Kalodner, 1995, р.
354).
Из-за ограниченного объема книги мы остановимся лишь на некоторых важных моментах и процедурах когнитивно-бихевиоралыгого подхода. В целом когнитивные бихевиористы имеют много общего с представителями как когни- тивного, так и бихевиорального направлений (например, и те и другие делают акцент на «настоящем», придают значение окружению, широко применяют научение). «Общими характеристиками когнитивно-бихевиорального вмеша- тельства являются: директивный стиль; структурированность, целенаправлен- ность и кратковременность воздействия; применение домашних заданий и от- работки-навыков; а также сосредоточение на способности разрешать пробле- мы» (Kalodner, 1995, р. 364).
Частичное совпадение когнитивных, бихевиоральных и когнитивно- бихевио-ральных теорий затрудняет соотнесение подходов и методов с той или иной теорией. Одни когнитивно-бихевиоральные методы происходят из бихе- виоральных теорий, тогда как другие зародились в русле когнитивных теорети- ческих подходов. Не преувеличивая, можно десятки вмешательств назвать ко- гнитивно-бихевио-ральными. Ниже будут рассмотрены три взаимосвязанных приема из арсенала когнитивно-бихевиорального консультирования — когни- тивное реструктурирование, инокуляция (прививка) стресса и приостановка мышления. Когнитивная теория Бека, которая вкратце рассматривалась в 10-й главе, также иногда считается примером когнитивно-бихевиорального подхода из-за ее положения о том, что аффект и поведение зависят от того, как люди структурируют свой внутренний мир. По этой же причине в разряд когнитивно- бихевиоральных относят и ра-ционально-эмотивную терапию Эллиса.
327
К
ОГНИТИВНОЕ РЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ
К числу наиболее эффективных когнитивно-бихевиоральных методов от- носится когнитивное реструктурирование, которое включает техники инокуля- ции стресса и приостановки мышления. Когнитивное реструктурирование —
это процесс, в котором клиентов обучают идентифицировать, оценивать и из- менять пагубные или иррациональные мысли, которые отрицательно влияют на их поведение. Эта задача решается путем побуждения клиента к проговарива- нию вслух внутренней речи и к ее изменению, когда это необходимо, с отрица- тельно окрашенной на нейтральную или положительную. Это напоминает идеи
Эллиса (Ellis, 1962) и Бека (Beck, 1976) об изменении характера мышления.
Одним из лучших методов осуществления этого процесса является обуче-
ние самоаргументации по Мейхенбауму (Meichenbaum, 1977). Клиент обучает- ся распознавать свои неадекватные мысли (самоутверждения). Затем консуль- тант моделирует подходящие образцы поведения, попутно объясняя причины выбора этих стратегий. Наконец, клиент действует в соответствии с разрабо- танными образцами поведения, проговаривая при этом причины подобных дей- ствий; в итоге он начинает осуществлять действия, выполняя аргументацию с помощью внутренней речи.
Роуз (Rose, 1983) выделил целый ряд процедур когнитивного реструкту- рирования, включая корректирующее информирование, инокуляцию стресса, приостановку мышления, рефрейминг, обсуждение иррациональных убежде- ний, воображение, релаксационные упражнения и систематическое разрешание проблем. Две из них — инокуляция стресса и приостановка мышления — будут рассмотрены ниже, поскольку они превалируют в кругах бихевиоральных тера- певтов и не рассматриваются в других главах книги, в отличие от прочих мето- дов.
И
НОКУЛЯЦИЯ СТРЕССА
.
Подобно медицинской вакцинации, инокуляция стресса является профилактическим приемом, суть которого состоит в том, что индивид обучается набору навыков, помогающих ему действовать в напряжен- ных ситуациях (копинг-навыков). Процесс проходит в три стадии. Сначала кли- енту помогают понять природу стресса и выяснить возможности его преодоле- ния. Затем клиента обучают определенным поведенческим навыкам и закреп- ляют применение тех из них, которыми клиент уже пользуется. Заключительная стадия посвящена отработке навыков. Клиент применяет приобретенные навы- ки в клинических условиях и в реальных ситуациях. В целом инокуляция стрес- са включает в себя концентрацию на предстоящих событиях, группирование стрессогенных факторов в контролируемые блоки, отыскание способов борьбы с незначительными стрессорами и отработку копинг-навыков (Meichenbauni,
19 85, 1986). Главный недостаток этой процедуры состоит в том, что иногда ее начальные результаты не генерализуются в постоянные изменения поведения
(Arnkoff & Glass,
1992). Поэтому часто оказываются необходимыми последую- щие контрольные и подкрепляющие сессии.
328
П
РИОСТАНОВКА МЫШЛЕНИЯ
.
Приостановка мышления помогает клиен- там, которые непрерывно размышляют о прошлом или имеют иррациональные мысли. Эта техника позволяет остановить такое пагубное поведение и жить бо- лее продуктивно. Сначала консультант предлагает клиенту размышлять непро- дуктивным способом. Посреди такого размышления консультант внезапно вы- крикивает: «Стоп». Возглас прерывает процесс мышления и делает невозмож- ным его продолжение. Существуют несколько компонентов процесса остановки мышления (Cormier & Cormier, 1998). По существу, техника учит клиента пере- ходить от внешнего контроля стереотипов негативного мышления к внутрен- нему. Она также помогает клиенту заменить негативные по содержанию мысли утвердительными, позитивными или нейтральными.
О
ЦЕНКА ТЕОРИИ
:
УНИКАЛЬНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Бихевиоральный подход имеет много отличительных особенностей
(включая аспекты, которые являются в первую очередь когнитивно- бихевиоральными). Вот перечень уникальных и сильных сторон бихевиораль- ного подхода.
• Непосредственное обращение к симптомам. Поскольку большинство клиентов нуждается в помощи при разрешении конкретных проблем, консуль- танты, которые обращаются непосредственно к симптомам, часто могут оказать клиентам немедленную помощь. Кроме того, бихевиоральный подход годится для консультирования клиентов с нарушениями внимания, нарушениями пове- дения, расстройствами употребления пищи
1
, токсикоманией, психосексуаль- ными расстройствами, импульсивным поведением и фобическими расстрой- ствами (Seligman, 1997).
• Сосредоточенность на событиях, происходящих «здесь и теперь». Кли- ент не должен исследовать прошлое, чтобы получить помощь в настоящем. Би- хевиоральный подход экономит время и деньги.
• Доступность множества методов для применения их в консультирова- нии. С 1969 по 1976 год количество бихевиоральных методов увеличилось бо- лее чем в два раза, и эта тенденция сохраняется в настоящее время. Консуль- танты могут применять бихевиоральные методы в различных условиях. Издает- ся довольно много журналов по бихевиорально-ориентированному консульти- рованию, таких как The Journal of Applied Behavior Analysis.
• Основание — теория научения, которая представляет собой хорошо сформулированный способ объяснения процесса усвоения новых форм поведе- ния (Krumboltz & Thoresen, 1969,1976). Теория научения продолжает разви- ваться и создавать практические приложения для использования в широком диапазоне областей (Rescorla, 1988).
• Поддержка Ассоциации совершенствования бихевиоральной терапии
1
Невротические расстройства типа нервной анорексии или булимии.
329
(Association for the Advancement of Behavior Therapy —
ААВТ), которая издает для своих членов этические руководства (Azrin, Stuart, Risely & Stolz, 1977).
ААВТ способствует развитию практического применения и разъяснению бихе- виоральных методов консультирования, пытаясь защитить публику от недобро- совестных практикующих специалистов.
• Подкрепленность достоверными исследованиями влияния бихевиораль- ных методов на процесс консультирования. Начинающие консультанты могут использовать в качестве образца один из многих планов исследования. Общей характеристикой всех бихевиоральных подходов является их приверженность объективности и применение оценок.
• Объективность в определении и разрешении проблем. Таким образом, процесс консультирования демистифицируется, а клиенты и независимые
«оценщики» получают возможность определить степень своей ответственности
(Gilliland et al., 1998).
Бихевиоральному подходу присущи также некоторые ограничения.
• Рассматривается только внешнее поведение человека без обращения к нему как к личности. Критики утверждают, что многие бихевиористы, такие как Скиннер, «вычленили» человека из личности и заменили ее рассмотрением законов, которые управляют действиями в определенных условиях. Этот под- ход может оказаться слишком простым для объяснения сложного человеческо- го взаимодействия (Hergenhahn, 1994).
• Применяется иногда механически. Голдштейн (Goldstein, 1973) обраща- ет внимание, что «наиболее общая ошибка новообращенных бихевиоральных терапевтов заключается в слишком поспешном применении методов» (р. 221).
Даже притом что большинство бихевиористов уделяют внимание установле- нию раппорта с клиентами и проводят консультирование совместными усилия- ми, некоторые из них изначально недооценивают значение отношений клиента и консультанта, чем наносят вред престижу подхода.
• Больше всего подходит для контролируемых условий, которые*трудно воспроизвести в обычных ситуациях консультирования. За этим замечанием скрывается опасение, что многие из бихевиоральных теорий были разработаны на основании исследований поведения животных — крыс и голубей. Многие консультанты задаются вопросом, будет ли бихевиоральный подход эффекти- вен при работе с клиентами в условиях, далеких от идеальных.
• Применение методов, опережающих теорию (Thoresen & Coates, 1980).
Би-хевиоральными консультантами было инициировано быстрое увеличение количества новых методов, однако теория, которая должна лежать в основе этих методов, не поспевала за ними.
• Игнорирование анамнеза клиента и бессознательного. Хотя бихевио- ральный подход может быть весьма полезен для клиента, который имеет отчет- ливую проблему поведенческого характера, он не может помочь тем, кто захо- чет разрешить свои прошлые проблемы или заняться прояснением бессозна- тельного.
• Не учитываются стадии развития (Sprinthall, 1971). Скиннер (Skinner,
1974) обращает внимание на то, что внутренний мир ребенка развивается, но он
330 и многие другие бихевиористы считают, что стадии развития дают мало ин- формации для объяснения внешнего поведения. Вместо этого они утверждают, что процесс приобретения знаний обладает универсальными чертами.
• Клиента программируют «на минимальный или толерантный уровни поведения, поощряется конформизм, не развивается творческий потенциал и иг-норирутся потребности клиента в реализации своих способностей, самоакту- ализации и чувстве собственного достоинства» (Gilliland et al, 1998).
Т
ЕРАПИЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ
Возникшая в 1960-е годы терапия реальностью основное внимание уде- ляет тем выборам, которые совершают люди и которые могут изменить их жизнь. Она сосредоточивается на двух основных факторах: на окружении, не- обходимом для проведения консультирования, и на процедурах, приводящих к изменениям (Wubbolding, 1998). Как правило, создание благоприятного, без- опасного окружения является необходимым условием желаемого изменения.
Безотносительно к этому, терапия реальностью является гибким, благотворным, мощным и действенно-ориентированным подходом консультирования. В целом терапия реальностью подчеркивает значение удовлетворения психологических потребностей, разрешения личностных проблем и является профилактической по своей природе. Создатель теории — Уильям Глассер (Glasser).
У
ИЛЬЯМ
Г
ЛАССЕР
Уильям Глассер родился в Кливленде, штат Огайо, в 1925 году. Он был третьим, самым младшим ребенком в дружной семье. Он описывал свое дет- ство как счастливое и небогатое событиями. Сам Глассер не придавал большого значения событиям прошлого, что отразилось и в его теории. В школе он играл в музыкальном ансамбле, очень увлекался спортом. Окончив в возрасте 19 лет
Case Institute of Technology no специальности инженер-химик, он начал работу над дипломом по клинической психологии. Глассер получил магистерскую сте- пень в 1948 году, но его докторская диссертация была отклонена. Затем он по- ступил в медицинскую школу при Western Reserve University, где и получил высшее медицинское образование в 1953 году.
Глассер переезжает со своей женой, Наоми Джудит Силвер, в Калифор- нию для прохождения в UCLA {The University of California at Los Angeles) пси- хиатрической ординатуры, которую он закончил в 1957 году. Поначалу он надеялся основать частную психиатрическую практику, но вскоре обнаружил, что количество направлений к нему как к специалисту оказалось ничтожным из-за его открытого противостояния традиционному психоаналитическому подходу к лечению. Поэтому он принял приглашение на должность ведущего психиатра в государственном исправительном учреждении для юных правона- рушителей — школе для девочек в городе Венчура, неподалеку от Лос-
Анджелеса.