ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1217
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
331
В 1960-е годы в Венчуре Глассер начал формировать свой подход к кон- сультированию. Во время пребывания в ординатуре его сомнения в эффектив- ности классического психоанализа были поддержаны одним из его научных ру- ководителей, Г. Л. Харрингтоном (Harrington). Харрингтон помог Глассеру раз- вить некоторые из основных принципов терапии реальностью, даже содейство- вал в проверке этих основных принципов. Первая книга Глассера, «Mental
Health or Mental Illness?»
(1961), содержала многие из идей, которые были поз- же более формально выраже-нывкниге «Reality Therapy: A New Approach to Psy-
chiatry»
(1965). Он развивал терапию реальностью, потому что считал, что
«обычная психиатрия тратит впустую слишком много времени на споры о за- ключительном диагнозе» (Glasser, 1965, р. 49). Ему нужен был подход, который был бы практическим и более понятным как клиницистам, так и широкой пуб- лике. Он обнаружил, что, используя основные принципы терапии реальностью, ему удалось сократить количество рецидивов в Венчурской школе до 20%.
Вскоре после опубликования книги «Reality Therapy» Глассер основал
Институт терапии реальностью (Institute of Reality Therapy) в Кэнога-Парк, Ка- лифорния, где он выполнил значительную часть своей творческой работы. Он описал применение терапии реальностью к школьным условиям в книге
«Schools Without Failure» (Glasser,
1969) и применение ее в работе с проблема- ми идентичности в книге «The Identity Society» (Glasser, 1972). В книге «Positive
Addiction» (Glasser,
1976) он утверждал, что люди могут стать сильнее, а не слабее благодаря так называемым аддиктивным привычкам. Два примера при- вычек, которые улучшают физическое и психическое здоровье, — это бег трус- цой и медитация.
С 1981 года Глассер связывает свои первоначальные идеи с теорией управления, в которой доказывается, что поведение человека порождается его внутренним миром. Таким образом, единственное, что получают люди из внеш
1 ... 33 34 35 36 37 38 39 40 ... 83
ОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Терапия реальностью не предлагает всестороннего объяснения человече- ского развития, как это делает система Фрейда. Однако она предлагает специа- листам акцентированный взгляд на некоторые важные аспекты человеческой жизни и человеческой природы. Главный принцип терапии заключается в ее со- средоточенности на сознании: люди действуют на уровне сознания; они не управляются бессознательными силами или инстинктами (Glasser, 1965,1988).
Второй принцип понимания человеческой природы заключается в том, что внутри каждого человека заложена сила здоровья/роста (Glasser & Wub- bolding,
1995). Эта сила проявляется на двух уровнях: физическом и психологи-
332 ческом. На физическом уровне она выражается в жизненно важных потребно- стях, таких как потребности в еде, питье. Согласно Глассеру, все человеческое поведение когда-то направлялось физическими, жизненно важными потребно- стями (подобно таким функциям, как дыхание, пищеварение и потоотделение).
Он связывает эти формы поведения (функции) с физическими, или низшими мозговыми, потребностями, потому что они автоматически регулируются орга- низмом. В настоящее время наиболее значимые формы поведения связаны с психологическими, или высшими психическими, потребностями. Вот четыре основные психологические потребности.
•
Принадлежность — потребность в друзьях, семье и любви.
•
Власть — потребность в чувстве собственного достоинства, признании и соперничестве.
•
Свобода — потребность делать выборы и принимать решения.
•
Радость — потребность в игре, смехе, обучении и отдыхе.
С удовлетворением этих психологических потребностей связана потреб- ность В идентичности — то есть в развитии психологически здорового ощу- щения собственной индивидуальности. Потребности в идентичности удовле- творяются вследствие признания человека другими людьми. Особенно важны- ми в этом процессе являются ощущения любви к себе и собственной ценности.
Когда эти потребности удовлетворяются, люди достигают идентичности успе-
ха. У людей, чья потребность в идентичности не находит удовлетворения, за- крепляется идентичность неудачника, слабоадаптированной личности, харак- теризуемой недостатком уверенности в себе и готовностью легко отказаться от своих притязаний, В связи с тем что «почти каждый добивается признания в первую очередь себя как личности, а не как исполнителя задачи», личная иден- тичность предшествует исполнительской (Glasser, 1972, р. 10).
По поводу формирования идентичности в раннем возрасте Глассер гово- рит, что имеются два критических периода в жизни ребенка. Сначала, между 2 и 5 годами, дети обучаются ранним навыкам социализации (таким, как навыки отношений с родителями, братьями, сестрами и друзьями) и начинают сталки- ваться с фрустрациями и разочарованиями. В течение этого периода дети осо- бенно нуждаются в любви, признании, руководстве и участии своих родителей.
Если этого не происходит, у ребенка может закрепиться идентичность «неудач- ника». Во время второго периода, между 5 и 10 годами, дети погружаются в школьные дела, заняты приобретением знаний и формированием представления о себе. У многих детей в течение этого периода складывается идентичность неудачника из-за трудностей социализации или из-за проблем с учебой (Glasser,
1969).
С точки зрения терапии реальностью человеческое научение представля- ет собой процесс, длящийся всю жизнь. Если люди не научатся чему-либо в начале жизни, например тому, как устанавливать личный контакт с другими людьми, они могут научиться этому позже. По ходу обучения они могут изме- нить свою идентичность и поведение (Glasser & Wubbolding, 1995).
Заключительный принцип терапии реальностью заимствован из теории управления, о которой Глассер (Glasser, 1998) писал как о новой психологии
333 личной свободы, названной «теорией выбора». Эта идея состоит в том, что у людей существуют внутренние образы своих потребностей, которые и управ- ляют поведением. Поэтому индивиды являются в конечном итоге самоопреде- ляющимися — они выбирают (Glasser, 1984; Wubbolding, 1994). Они могут вы- брать для себя быть несчастными или психически неблагополучными. Они мо- гут также выбрать позитивное направление в собственной жизни и отказаться от попыток управлять другими. Психически здоровые люди устанавливают взаимонезависимые отношения со значимыми другими своей жизни, в частно- сти с родителями, детьми, супругами, или с начальниками и подчиненными.
Они выбирают «заботиться, выслушивать, поддерживать, договариваться, по- ощрять, любить, дружить, доверять, принимать, приветствовать и ценить», а не
«принуждать, оказывать давление, подчинять, наказывать, награждать, манипу- лировать, распоряжаться, побуждать, критиковать, осуждать, обвинять, выра- жать недовольство, придираться, дразнить, оценивать и отнимать» (Glasser,
1998
, р. 21)
Р
ОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА
Консультант прежде всего — учитель и образец; он доброжелательно принимает клиента и вовлекает его в работу, формируя благоприятное окруже- ние, в котором может проходить консультирование. В этом процессе консуль- танты стремятся установить с клиентами доверительные отношения, основан- ные на выражении дружелюбия, постоянства и честности (Wubbolding, 1998).
Консультанты используют для описания мыслей и действий клиента соответ- ствующие грамматические формы, которые подчеркивают действие в настоя- щем. Таким образом, делается акцент на выборе — на том, что решает клиент, какие действия выбирает. Взаимодействие клиента и консультанта сосредото- чивается на формах поведения, которые клиент хотел бы изменить, и на спосо- бах превратить эти желания в действительность. Оно нацелено на позитивные, конструктивные действия (Glasser, 1988). Особое внимание уделяется метафо- рам и тематике высказываний клиента.
В терапии реальностью предпринимались лишь незначительные попытки проведения тестирования, диагностики, интерпретации или как-либо иного анализа действий клиента. В основном подобная практика ограничивается зада- ванием вопросов типа «Что вы сейчас делаете?», «Разве это работа?» и «Что из этого следует?». Консультанты, придерживающиеся принципов терапии реаль- ностью, не концентрируются на ранних опытах детства, на инсайтах клиента, на аспектах бессознательного, на психических расстройствах, на чувстве вины; они не упрощают понимание взаимодействия до отношения «стимул—
реакция». Они обращают внимание на те стороны жизни клиента, которыми он может управлять.
Ц
ЕЛИ
Основная цель терапии реальностью состоит в том, чтобы помочь клиен-
334 там стать психологически сильными, практичными, чтобы помочь им выбрать отношение к себе и другим. При достижении этой цели люди становятся само- стоятельными и ответственными за деятельность, которая сказывается на них самих и других людях (Wallace, 1986; Wubbolding, 1988,1991). Ответственное поведение позволяет людям брать на себя решение сложных задач, достигать целей и при этом не мешать другим. Оно приводит к формированию идентич- ности успеха, которая позволяет клиентам жить более продуктивно и гармо- нично. Глассер (Glasser, 1981) утверждает: чтобы действительно помочь людям,
«мы должны помогать им обрести силу предпринимать значимые действия в своей жизни и в то же время доброжелательно привлекать к участию тех людей, в которых они нуждаются» (р. 48). В сущности, терапия реальностью стремится предотвращать проблемы. С этой первой целью связана вторая — помочь кли- ентам осознать, чего они хотят в этой жизни. Если люди намерены действовать ответственно, для них важно сознавать цель в жизни. При оценке целей кон- сультанты, работающие в рамках терапии реальностью, помогают клиентам ис- следовать собственные возможности в достижении избранных целей, а также помогают осознать, какую поддержку или препятствия можно ожидать со сто- роны окружающих. Ответственность клиентов состоит в том, чтобы выбирать способы поведения, которые отвечают их личным потребностям. Глассер
(Glasser,
1976) приводит список из шести критериев, предназначенных для того, чтобы оценить, выбирает ли человек соответствующее и здоровое поведение.
1. Поведение не носит характер соперничества.
2. Действие может быть легко совершено без значительного умственного усилия.
3. Поведение осуществляется или может осуществляться без посторонней помощи.
4. Поведение является значимым для человека.
5. Клиент убежден, что в результате подобного поведения произойдут улучшения образа жизни.
6. Человек может действовать, не прибегая к самокритике.
Следующая цель терапии реальностью состоит в том, чтобы помочь кли- енту сформулировать реалистичный план удовлетворения личных потребно- стей и желаний. Ухудшение психического здоровья зачастую является резуль- татом того, что человек не знает, как достигнуть того, что он планировал. Глас- сер считает, что план должен быть настолько определенным и конкретным, насколько это возможно. Как только план сформулирован, начинается изучение альтернативных форм поведения, решений и результатов и часто заключается контракт. Основное внимание уделяется помощи индивидам в том, чтобы стать более ответственным и прийти к пониманию, что никакой конкретный план не является идеальным или единственно возможным.
Кроме этого, цель терапии реальностью состоит в том, чтобы консультант установил с клиентом значимые отношения (Glasser, 1980,1981). Эти отноше- ния основаны на понимании, одобрении, эмпатии и готовности консультанта выразить веру в способность клиента измениться. Консультант помогает клиен- ту устанавливать границы его поведения, но не критикует и не отказывается от
335 клиента, если тот не способен завершить поведение. Часто, чтобы облегчить развитие отношений, консультант использует не лишенный риска прием рас- крытия информации о себе.
Еще одна цель терапии реальностью состоит в том, чтобы сосредоточить- ся на поведении и на том, что происходит в настоящем времени. Глассер
(Glasser,
1988) полагает, что поведение (то есть мысли и действия) взаимосвя- зано с чувствами и физиологией. Таким образом, изменение в поведении также вызывает другие положительные изменения. В основном Глассер делает акцент на действиях «теперь», в настоящем, потому что они контролируются клиен- том, а над прошлым он не имеет никакого контроля.
Наконец, терапия реальностью стремится устранять наказание и оправда- ния из жизни клиента. Часто клиент в качестве оправдания говорит, что он не может осуществить свой план из-за страха наказания за ошибки, которое по- следует либо от консультанта, либо от посторонних людей. Терапия реально- стью помогает клиенту создать новый план, если старый не работает. Акцент делается на планировании, пересмотре и возможном успехе, а не на препят- ствиях. Доведенная до конца, процедура консультирования делает клиента сильнее и позволяет ему быть более продуктивным.
М
ЕТОДЫ
В основном терапия реальностью использует ориентированные на дей- ствия приемы, которые помогают людям осознать, что они в состоянии выби- рать, как реагировать на события и на других людей, и что другие не могут управлять ими больше, чем они сами управляют другими (Glasser, 1998). Вот некоторые из наиболее эффективных и активных приемов: обучение, использо- вание юмора, конфронтация, ролевая игра, обратная связь, вовлечение, форму- лировка определенных планов и контрактов.
Терапия реальностью в значительной степени полагается на обучение как на основной прием. Глассер (Glasser, 1965) утверждает что «специализирован- ная ситуация научения... состоит из трех отдельных, но взаимосвязанных мето- дик» (р. 21). Во-первых, в процессе взаимодействия с консультантом клиент постепенно начинает обращаться к реальности и замечать, насколько нереали- стично его поведение. Во-вторых, консультант отклоняет нереалистичное пове- дение клиента, принимая самого клиента как личность. Наконец, консультант обучает клиента лучшим способам удовлетворения потребностей в пределах границ действительности. Единственная стратегия, которую используют кон- сультанты, работающие в рамках терапии реальностью, — это позитивность:
терапевт обсуждает, обращает внимание и подкрепляет только позитивное и конструктивное планирование и поведение (Gilliland et al., 1998).
Юмор — это способность увидеть нелепость ситуации и представить предметы с непривычной и забавной точки зрения. Это подходящий прием в терапии реальностью, если его использовать в умеренных количествах. Боль- шинство клиентов не рассматривают трудные ситуации как забавные; хотя, ес- ли консультант будет делать своевременные меткие замечания, клиент может