ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1211
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
336 начать замечать некоторую глупость в поведении. Способность смеяться над собой способствует изменениям, потому что ситуация предстает в новом и ча- сто оригинальном виде. Ни в коем случае юмор не должен использоваться в консультировании в форме саркастических замечаний. Сарказм, скорее всего, ухудшит отношения консультирования и неблагоприятно повлияет на процесс изменения.
В конфронтации консультант расспрашивает клиента о его поведении, пытаясь помочь последнему принять ответственность за свои действия. Это не очень отличается от конфронтации в других подходах. Точно так же ролевые игры в терапии реальностью мало отличаются от ролевых игр в других подхо- дах консультирования. Но цель этого приема в терапии реальностью состоит в том, чтобы помочь клиенту перенести прошлое или будущее в настоящее и оценить, как будет отличаться жизнь, если начать вести себя по-другому. За ро- левыми играми почти всегда следуют сеансы обратной связи от консультанта.
После применения конфронтации и ролевых игр клиенты сосредоточива- ются на формулировании конкретных планов изменения своего поведения. Для систематической реализации этих планов заключаются контракты, где распи- сываются сроки выполнения тех или иных задач.
Терапия реальностью использует WDEP-систему для того, чтобы помочь консультантам и клиентам добиться прогресса. В этой системе стадия W(want) -
выяснение желаний клиентов. В самом начале процесса консультанты выясня- ют, чего хотят клиенты и что они делают в настоящее время (Wubbolding, 1988,
1991). Консультанты в свою очередь делятся с клиентами своими намерениями и своим видением ситуации. Буква D (direction) в названии системы означает стадию дальнейшего исследования направления жизни клиентов. Обсуждаются эффективность и неэффективность того, о чем высказывается клиент. На этих стадиях решаются две главные стратегические задачи — установление отноше- ний и сосредоточение на существующем поведении.
Буква Е (evaluation) означает оценку клиентом своего поведения, что яв- ляется краеугольным камнем терапии реальностью. Клиенту помогают оценить свое поведение, определить, насколько ответственным оно является. Действия клиента, которые не вносят вклад в удовлетворение им своих потребностей, за- частую приводят к отчуждению его от самого себя и от значимых других. Если клиенты признают свое поведение непроизводительным, они становятся заин- тересованными в его изменении. Если не происходит такого осознания, тера- певтический процесс может прерваться. Очень важно, чтобы клиенты, а не кон- сультант производили такую оценку.
После оценки настает время стадии Р (plan) — последней буквы в обо- значении системы WDEP. Клиент сосредоточивается на составлении плана из- менения поведения. В плане обращается особое внимание на действия, которые клиент будет предпринимать, а не действия, которых он будет избегать. Луч- шими являются простые, достижимые, поддающиеся измерению, безотлага- тельные и последовательные планы (Wubbolding, 1998). Кроме того, их выпол- нение должно контролироваться клиентами. Планы могут быть формализованы в виде письменного контракта, в котором обстоятельно разъяснены ответствен-
337 ные альтернативы. Затем клиенту необходимо взять обязательство следовать плану действий. На этом этапе консультант дает понять, что, в том случае, если клиент не выполнит план действий, никакие оправдания не будут приняты, но и никаких обвинений или наказаний со£тороны консультанта также не последует.
В сущности, ответственность полностью возлагается на клиента. Если клиент будет не в состоянии выполнять план, то, как считает Глассер, клиент постра- дает естественным образом, вследствие этого неуспеха (Evans, 1982).
Глассер (Glasser, 1965,1980) подчеркивает, что консультант не должен отказываться от клиента, если тот будет не в состоянии выполнять поставлен- ную задачу. Напротив, консультант настойчиво и неотступно побуждает клиен- та составить новый план или пересмотреть старый. Это касается большинства клиентов, которые склонны откладывать или отказываться от достижения цели, когда сталкиваются с неудачей. Подход Глассера дает клиенту возможность изменить этот цикл неуспеха.
О
ЦЕНКА ТЕОРИИ
:
УНИКАЛЬНОСТЬ И ОГРАНИЧЕНИЯ
Терапия реальностью имеет целый ряд особенностей.
• Может применяться при работе с различными категориями населения.
Она особенно подходит для консультирования людей с нарушениями поведе- ния, в работе с расстройствами, связанными с наркоманией, с импульсивным поведением, с изменениями личности и с антиобщественной направленностью.
Она может использоваться в индивидуальном консультировании детей, под- ростков, взрослых и пожилых. Кроме того, подходит для группового, супруже- ского и семейного консультирования. Подход достаточно многосторонен, что- бы быть полезным почти во всех учреждениях, связанных с психическим здо- ровьем и адаптацией, таких как больницы, психиатрические клиники, школы, тюрьмы, реабилитационные и кризисные центры (Glasser, 1986; Seligman,
1997).
• Конкретность. И консультант, и клиент способны оценить, какой до- стигнут прогресс и в каких областях, особенно если есть контракт, где четко зафиксирована определенная цель. Если клиент добивается успеха в какой-то одной поведенческой области и не добивается в другой, можно обратить повы- шенное внимание на ту область, в которой изменения не наблюдается.
• Кратковременность применения. Терапия реальностью обычно ограни- чивается относительно небольшим количеством сессий, которые сосредоточи- ваются на поведении в настоящем и будущем. Клиенты работают с осознанны- ми и поддающимися проверке целями, которые могут быть быстро достигнуты.
• Созданы государственные учебные центры для обучения данному кон- сультационному подходу. Институт терапии реальностью (Institute of Reality
Therapy)
в Лос-Анджелесе и Центр терапии реальностью (Center of Reality
Therapy)
в Цинциннати издают профессиональную литературу, а также предла- гают единую образовательную программу для специалистов, которые приме-
338 няют эту теорию.
• При терапии реальностью поддерживается ответственность и свобода личности без обвинений или критики и без попыток реструктурировать целост- ную индивидуальность. Иногда люди не умеют или отказываются принимать ответственность за свое поведение. Действовать ответственно означает «доби- ваться удовлетворения потребности, и делать это таким способом, который не лишает других возможности удовлетворять свои потребности» (Glasser, 1965, р.
13). Многим людям нужна помощь для того, чтобы они могли стать ответ- ственными, и терапия реальностью направлена именно на это.
• Этот подход успешно соперничает с медицинской моделью лечения клиента. Его логическое объяснение и позитивный акцент представляют собой обновленную альтернативу патолого-центристским моделям (Gilliland et al,
1998).
• Может применяться для разрешения конфликтов. Глассер (Glasser, 1984) полагает, что конфликт происходит на двух уровнях — истинном и ложном. На истинном уровне конфликт развивается в результате межличностных разногла- сий относительно какого-либо изменения. Когда не существует однозначного рещения конфликта, лучше всего переключить свою энергию на неконфликт- ные области. В ложном конфликте изменение возможно в том случае, если лю- ди захотят приложить усилия, как необходимо приложить усилия, чтобы поху- деть. Ответственные действия в таких ситуациях могут разрешить проблему.
• Концентрация внимания на настоящем, потому что текущее поведение лучше поддается управлению (контролю) со стороны клиента. Подобно тера- певтам, работающим в рамках бихевиоризма, гештальт-терапии и рационально- эмотивного подхода, консультанты, использующие терапию реальностью, не интересуются прошлым клиента.
Терапия реальностью имеет и ряд ограничений.
• Сильная концентрация на поведении «здесь-и-теперь» приводит к тому, что иногда игнорируются другие понятия, такие как бессознательное и анамнез.
Иногда человек может получать информацию из бессознательного, например во сне. В других случаях человеку может понадобиться повторно пережить и разрешить прошлые травмы. Терапия реальностью предоставляет мало воз- можностей для этих случаев.
• Приверженность положению, что любая форма психического заболева- ния является попыткой справиться с внешними событиями (Glasser, 1984).
Глассер считает, что психическая болезнь возникает не случайно, человек «вы- бирает» психическую болезнь, чтобы помочь себе контролировать свой внут- ренний мир. Но Глассер игнорирует биологию как фактор появления психиче- ского заболевания; такая позиция считается некоторыми критиками наивной и безответственной.
• Слишком простая теория. В терапии реальностью немного теоретиче- ских конструктов, хотя ее тяготение к теории управления означает, что она ста- новится более сложной. Тем не менее Глассер не занимается человеческой жиз- нью во всей ее полноте и сложности, предпочитая игнорировать стадии разви- тия. Его теории недостает полноты.
339
• Существует риск того, что этот подход станет чрезмерно моралистич- ным. Глассер (Glasser, 1972) заявлял, что изначально терапия реальностью не была предназначена для использования таким образом. Консультант, который занимается терапией реальностью, не оценивает поведение клиента; клиент сам оценивает свое поведение. Роль консультанта заключается в том, чтобы под- держать клиента в его исследовании ценностей. Однако чрезмерно усердный практикующий терапевт может навязывать ценности клиенту. Данное замеча- ние нацелено скорее на потенциальные трудности, а не на теорию в том виде, как ее отстаивал основатель.
• Эффективность терапии зависит от установления хороших отношений между клиентом и консультантом. Если такое не происходит, возможно, что консультанты определят главные цели клиента, форсируют составление плана или перейдут достаточно быстро к принятию обязательств (Wubbolding, 1975).
• Зависимость от вербального взаимодействия и двусторонней связи. По- лезность терапии реальностью для клиентов, которые по какой-либо причине не могут адекватно выражать «свои потребности, выборы и планы», ограничена
(GiMand etal, 1998).
Изменчивость фокуса (Corey, 1996). Терапия реальностью изменила свое направление по сравнению с началом 1960-х годов, вопреки возражениям Глас- сера (Glasser, 1976). Принятию теперь уделяется больше внимания, чем раньше.
Кроме того, внедрение теории управления в качестве одной из основ подхода изменило более раннюю направленность теории. До настоящего времени не предпринималось никаких попыток обосновать изменения, которые претерпела терапия реальностью, и указать на какие-либо особенности, наиболее суще- ственные для практики. До тех пор пока такая работа не будет проведена, тера- пия реальностью не может быть в достаточной мере оценена и не будет приме- няться в той мере, как это могло бы быть.
1 ... 34 35 36 37 38 39 40 41 ... 83
Р
АЗВИТИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Круг теорий консультирования не ограничивается подходами, представ- ленными в данной книге, и новые теории продолжают развиваться, хотя и с меньшей скоростью, чем в 1950-е и 1960-е годы. Это снижение темпов имеет несколько причин.
1. Большое количество разнообразных теорий (более чем 400), возникших в предыдущие десятилетия, — от психоанализа до терапии «мыльной оперой»
(Corsini & Wedding, 1995).
2. Усовершенствование и расширение уже завоеванных позиций.
3. Строгие требования к исследованиям, которые должны быть выполне- ны для принятия любых новаций.
4. Преобладающая на данный момент заинтересованность в интегрирова- нии уже существующих теорий, в частности — когнитивных теорий с бихевио- ральными.
340
Окунь (Okun, 1990) заявляет, что существующий акцент на объединение уже существующих теорий вместо создания новых базируется на фундамен- тальном предположении, что «никакая теоретическая точка зрения не может удовлетворить все предвидимые сегодня запросы клиентов» (p. xvi). Кроме то- го, консультанты могут прагматически гибко приспосабливать методы и проце- дуры из различных подходов без фактического принятия теоретических пред- посылок этих приемов. При работе с клиентами консультанты должны учиты- вать внутриличностные, межличностные и внешние социальные системы. Лишь немногие теории охватывают все эти аспекты вместе. Таким образом, многие консультанты вынуждены объединять изначально различные точки зрения в творческом, системном и эклектичном процессе, если они хотят работать эф- фективно и разносторонне (Gilli-land et al, 1998).
Р
ЕЗЮМЕ
В этой главе рассмотрены известные бихевиоральные и когнитивно- бихевио-ральные подходы к консультированию, а также терапия реальностью.
Ясно, что области применения этих подходов к консультированию перекрыва- ются, однако каждый из них является уникальным. Основная предпосылка этих теорий состоит в том, что, если человек изменит свое поведение, включая пси- хические процессы, за этим последуют и личностные изменения. Бихевиори- сты, когнитивные бихевиористы и сторонники терапии реальностью подчерки- вают, что перед изменением сознания происходит поведенческое или когни- тивно-поведенческое изменение. Также они подчеркивают, что изменение тре- бует определенных усилий со стороны клиента, равно как и знаний и поддерж- ки консультанта.
Консультанты, работающие с позиций бихевиоральной, когнитивно- бихеви-оральной терапии и терапии реальностью, сосредоточиваются в основ- ном на происходящих в настоящем («теперь») действиях и восприятиях, кото- рым клиенты желают научиться, разучиться или изменить их. В работе кон- сультанты конкретны и целенаправленны, и действуют в сотрудничестве со своими клиентами. Часто между консультантом и клиентом заключаются кон- тракты, дающие возможность идентифицировать момент достижения целей консультирования.
Эти теории, так же как и те, которые рассматривались в предыдущих гла- вах, являются эффективными как по своей широте, так и по избирательности.
Для отдельных клиентов определенная теоретическая ориентация в конкретное время является наилучшей. Для других лучшим может оказаться эклектический подход (упоминавшийся в гл. 8). Чтобы максимально использовать время и си- лы, эффективные консультанты постоянно оценивают воздействие подхода и изучают профессиональную литературу, что позволяет определить, какие тео- рии лучше всего подходят в работе с теми или иными клиентами и при каких обстоятельствах. Выбор консультантами теоретической ориентации зависит от их индивидуальных предпочтений, особенностей клиента, характера проблемы,