ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1209
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
341 внешних обстоятельств и других переменных, уникальных для конкретной си- туации. Теории, рассмотренные в этой и предыдущих главах, имеют уникаль- ные достоинства и ограничения. Поскольку вы готовитесь стать профессио- нальными консультантами, вы должны достаточно глубоко исследовать каж- дую теорию. Такое исследование будет продолжаться и после того, как курс обучения будет закончен.
Консультирование —постоянно развивающийся и изменяющийся про- цесс. Таблица 11.3 поможет вам представить более четкую картину различных теорий консультирования, рассмотренных к настоящему времени, и стимули- ровать ваши размышления относительно систематических подходов к консуль- тированию (рассмотренных в главе 12).
З
АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Какие из бихевиоральных теорий вы находите наиболее привлекательными? Поде- литесь своими аргументами с другими участниками занятия. Какие теории вы собираетесь использовать? Подберите несколько исследовательских статей, которые доказывают эффек- тивность этих теорий, и поделитесь своими выводами с аудиторией.
2. В 1956 году велись дебаты между Карлом Роджерсом и Б. Ф. Скиннером. Скиннер отстаивал позицию, согласно которой окружение представляет собой единственный детер- минант поведения. Роджерс предполагал, что человеческое поведение детерминируется «я- концепцией». Прочтите статьи и книги обоих авторов и, если возможно, прослушайте звуко- запись дебатов. Как, по вашему мнению, такие дебаты могли бы проходить в настоящее вре- мя? Устройте подобные дебаты между двумя теоретиками, в которых отдельные участники с каждой из сторон попеременно выступят докладчиками. Затем обсудите, что вы чувствовали, отстаивая позиции Скиннера или Роджерса.
3. Как вы сравнили бы главные бихевиоральные теории с терапией реальностью Глас- сера? Являются ли они действительно сходными? Если нет, то что делает их различными?
Перечислите сходства и различия подходов и обсудите свои идеи с другими участниками за- нятия.
4. Что вы думаете об интеграции отдельных теорий в объединенный или эклектичный подход? Проанализируйте современные попытки создать теоретическую базу эклектицизма.
В малых группах обсудите сильные и слабые стороны подобных попыток.
5. Что конкретно вы могли бы сделать после завершения вашего формального образо- вания, чтобы оставаться в курсе достижений теории консультирования и поддерживать свою квалификацию консультанта на современном уровне? Поинтересуйтесь у практикующих консультантов, как они следят за современными достижениями в теории и практике консуль- тирования. Обсудите результаты с сокурсниками.
Таблица 11.3
Краткие характеристики подходов к консультированию
Психоанализ
Адлерианское
консультирование
Личностно-
центрированное
консультирование
Экзистенциальное
консультирование
Гештальт-теория
Рационально-
эмотивная
терапия
Транзактный
анализ
Бихевиоральное
и
когнитивно-
бихевиоральное
консультирова-
ние
Терапия
реальностью
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10
Главные теоретики
Зигмунд Фрейд
Анна Фрейд
Хайнц Когут
Альфред Адлер
Рудольф Дрейкурс
Дон Динкмейер
Томас Суини
Карл Роджерс
Анджсло Бой
Джеральд Пайн
Ролло Мэй
Виктор Франкл
Абрахам Маслоу
Ирвин Ялом
Сидней Жорард
Клеммонт Вонтресс
Фриц Перлз
Лаура Перлз
Ирма Ли Шеперд
Джоан Фэйгэн
Альберт Эллис
Макс и Молтсби
Джанет Вольф
Эрик Берн Клод
Штайнер Томас
Харрис Грэхем
Варне
Джон Б. Уотсон
Б. Ф. Скиннер
Джозеф Вольпе
Альберт Бандура
Джон Крумолтц
Дональд Мейхен- баум
Аарон Бек
Г. Л. Хаггингтон
Уильям Глассер
Роберт
Вубболдинг
Взгляд на природу человека
Акцент на ран- нем детстве и на психосексуаль- ных стадиях развития; при- знание важности бессознательно- го и защитных механизмов Эго; сосредоточение на биологиче- ских, детерми- нистских аспектах поведе- ния
Акцент на социаль- ном интересе как главном источнике мотивации; важ- ность порядка рож- дения ребенка, со- става семьи, стиля жизни и телеологи- ческих (будущих) целей как главных факторов личност- ного роста и разви- тия
Понимание человека как изначально по- ложительного, дви- жущегося вперед и заслуживающего доверия; феномено- логический взгляд на личность; чело- век является само- направляемым и ори- ентированным на рост при наличии благоприятных воз- можностей
Вера в свободу че- ловека и в его выбор жизненного стиля; сосредоточение на смысле тревожно- сти, смысле жизни и на релевантности индивидуального опыта
Акцент на важ- ности цельности и завершенности в человеческой жизни; подчерки- вание внутреннего здравого смысла чело- века и важности аф- фекта; фсноменоло- гичность и антидетер- минизм подхода; со- средоточенность на из- менении
Люди по своей сущности одно- временно рацио- нальны и ирра- циональны; био- логический дуа- лизм; люди мо- гут навредить себе тем, что они думают; дети наиболее рани- мые; считается ошибочным ис- пользование форм глагола быть (to be) для того, чтобы описывать себя
Оптимизм подхо да проявляется в признании того, что люди могут изменяться; лич- ность состоит из трех взаимодей- ствующих эго- состояний: роди- теля, взрослого, ребенка; подчер- кивается важность для индивидуаль- ного благополучия и роста внутри- личностной инте- грации и анализа транзакций, игр, использования времени, и сцена- риев
Любое человече- ское поведение — предмет научения; старые формы поведения могут быть подавлены, а новые формы по- ведения установ- лены; условное научение, опе- рантное обуслов- ливание и соци- альное моделирование — три главных спо- соба аучения
Благополучия или роста может до- биться аждый ин- дивид; проблемы возникают тогда, когда люди не берут на себя от- ветственность за свое поведение; научениепредтавля- ет собой про- цесс,длящийся сю жизнь;люди меют потребность быть любимыми и лю- бить,ощушать вою полезностьи пеш- ность и активно управлять миром вокруг себя, добива- ясь различных целей
343
Продолжение табл. 11.3 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10
Роль кон- сультанта
Консультант выступает в роли эксперта, спо- собствует пере- носу и исследо- ванию бессозна- тельного; помо- гает в интерпре- тации
Консультант фор- мирует равноправ- ные отношения с клиентом, модели- рует, изучает и оце- нивает ситуацию клиента, обсуждает с ним предположе- ния, назначает до- машнюю работу, поощряет
Подчеркнуто холи- стический подход, непосредственность отношений «Я —
Ты»; консультант способствует прояв- лению уникальности клиента и обращает на эту уникальность внимание самого клиента; консуль- тант выступает в качестве средства; акцент на личных качествах: сердеч- ности, эмпатии, доброжелательно- сти, конкретности и искренности
Акцент на искрен- ности консультанта и на понимании уникальности кли- ента; придание большого значения личностным отно- шениям, моделиро- ванию и обмену опытом
Консультанту не- обходимо быть ис- кренним, побуждаю- щим и активным; ак- цент делается на «теперь»; консуль- тант помогает клиенту завершить незакон- ченное дело; консуль- тант обращает внима- ние на вербальные и невербальные сигна- лы, конгруэнтность; использует «Я» вместо «оно»
Активный, направляющий консультант обучает, проти- водействует, корректирует; консультант концентрируется на азах разгово- ра о самом себе или на рацио- нальном само- анализе
Консультант выступает в каче стве учителя; за- ключаются конт- ракты с клиентом на изменение; инструкции дают- ся на языке тран- зактного анализа
Консультант вы- ступает в роли учителя, руково- дителя и эксперта, проявляет актив- ность на сессиях, помогает клиенту прояснить цели и добиться измене- ний в поведении и в мыслях
Консультант вы- ступает в роли учителя и модели, концентрируется на установлении отношений с кли- ентом; консуль- тант занимает активную, дирек- тивную, прагма- тичную и дидакти- ческую позицию
Цели
Консультант помогает сделать бессознательное сознательным, пройти через нерешенные стадии развития, помогает клиен- ту научиться справляться с трудностями и адаптироваться, способствует реконструкция личности
Консультант куль- тивирует социаль- ные интересы, ис- правляет искажен- ные пред- ставления и оши- бочные цели, разви- вает способность клиента к инсайту, способствует пове- денческим изменениям через действие по прин- ципу «как будто бы»
Самоизучение; от- крытость по отно- шению к себе, дру- гим; самонаправ- ленность и реали- стичность; большая терпимость к себе, другим и окружению; акцент на «здесь» и «те- перь»
Помогает клиентам осознавать свою ответственность, понимание, свободу и потенциал; отход от внешней системы координат
Акцент на непо- средственности опыта; осущест- вление выборов в настоящем; раз- решение прошлых проблем, дости- жение конгруэнт- ности, умствен- ный рост; избав- ление от неврозов
Помогает клиен- там жить более содержательной и продуктивной жизнью, прекра- щает иррацио- нальное мышле- ние; устранение стрессогенных обязанностей (то есть добиваться того, чего хочет- ся); устранение пагубных привы- чек; толерант- ность и принятие себя и других
Преобразован ие; достижение про- цветания и автоно- мии; приобретение большей осведом- ленности, осво- бождение от игр, установление близких отноше- ний и отношений одобрения
Помогает клиен- там лучше при- способить, изме- нить недостаточно адаптивное пове- дение, обучает продуктивным ре- акциям; позволяет устанавливать конкретные цели и подцели и дости- гать их; изменяет мышление (когни- тивно-бихевио- ральный подход)
Помогает инди- видам стано- виться психоло- гически сильны- ми и рациональ- ными, брать на себя ответствен- ность, разъясняет цели, форму- лирует реалис- тичный план, сосредоточивается на поведении и на настоящем, устраняет нака- зание и оправ- дания
344
Продолжение таблицы 11.3 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10
Методы
Метод свобод- ных ассоциаций; анализ сновиде- ний; анализ пе- реноса; анализ сопротивления; интерпретация
Использование эм- патии, создание атмосферы под- держки, сердечно- сти, сотрудничества.
Упор на пробужде- ние у клиента до- стоинства и ответ- ственности через конфронтацию, ис- следование воспо- минаний, сновиде- ний и приоритетов клиента. Обращение внимания на интер- претацию, задавание
«вопроса», «плевки в суп» клиенту, сдерживание себя и постановку задачи
Одобрение, разъяс- нение; отражение эмоций; использо- вание эмпатии, по- ложительное отно- шение, конгруэнт- ность, самораскры- тие, активное/пас- сивное слушание, открытые вопросы- утверждения, подытоживание
Открытость кон- сультанта и заинте- ресованность в по- знании; признание уникальности кли- ента; акцент на от- ношениях; преодо- ление неопределен- ности; конфронта- ция; заимствование других
«работаю- щих» активных ме- тодов, таких как воображение или упражнения на понимание
Использование упражнений и экспе- риментов. Упражне- ния включают фрустрационные действия, фантазиро- вание, ролевые игры и психодраму. Экспе- рименты строятся на взаи- модействии клиента и консультанта; применяется ра- бота над содержанием сновидений, техники
«пустого стула», кон- фронтации, работы в круге, гиперболизации и принятия ответственности
Консультанты применяют обу- чение и оспари- вание. Клиенты изучают анато- мию эмоций.
Применяется воображение, убеждение, ло- гические рас- суждения, сове- ты-напомина- ния, домашние задания, биб- лиотерапия и рациональный самоанализ
Придание зна- чения терапевти- ческим контрак- там, специфич- ность и конкрет- ность. Использо- вание таких тех- ник, как дозна- ние, уточнение, конфронтация, иллюстрация и кристаллизация.
Концентрация на ранних воспоми- наниях клиента, часто комбини- руемых с ге- штальт-терапев- тическими техниками.
Использование подкрепления (по- зитивного и нега- тивного, первич- ного и вторичного, непрерывного, прерывающегося), шейпинга, затуха- ния, самонаблюде- ния, наказаний, планирования окружения, систе- матической десен- сибилизации, тех- ник
«взрыва» и «по- гружения», айм- аутов, сверхкор- рекции, имитации, инокуляции стрес- са, приостановки мышления
Обучение, фоку- сирование, оце- нивание, помощь клиентам в составлении планов и их вы- полнении. Не- приятие обви- нений, давления на клиента.
Использование ролевых игр, юмора, кон- фронтации, ро- левого модели- рования, опре- деление границ, сотрудничество с клиентом, обратная связь
345
Окончание табл. 11.3 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10
Достоинства
Акцент на важ- ности сексуаль- ности и бессоз- нательного в че- ловеческом по- ведении; прием- лемость диагно- стических инст- рументов; разно- направленность; изучение ото- бранных случаев на протяжении длительного периода разви- тия; изучение жизненных ста- дий развития че- ловека, особенно детства
Поощрение и поддержка кон- сультантом рав- ноправных отношений; мно- госторонность; подход полезен при определен- ных нарушениях.
Теоретический вклад в словарь общеупотреби- телной и профес- сиональной лек- сики (например, понятие
«ком- плекс неполно- ценности»)
Открытость тео- рии и ее способ- ность эволюцио- нировать; применимость к широкому диапа- зону человеческих проблем; эффек- тивность при ра- боте с определен- ными нарушения- ми
(например, нарушениями адаптации); крат- ковременность воздействия; эффективное при- менение парапро- фессионалами; положительный взгляд на природу человека
Гуманистический акцент; сосредото- ченность на тревож- ности как мотивато- ре; использование философии и лите- ратуры, для того, чтобы информиро- вать/направлять; подчеркивание значения непрерыв- ного роста; подход является эффектив- ным в кросскульту- ральном консульти- ровании
Помогает челове- ку инкорпориро- вать (объединить) все аспекты жиз- ни, разрешить прошлые пробле- мы. Подход дела- ет упор на дейст- вие и активность; применим при оп- ределенных аф- фективных рас- стройствах, гибок в использовании методов
Теория последо- вательна, понят- на, эффективна, легко осваивает- ся, хорошо сов- местима с други- ми теориями.
Воздействие краткосрочно.
Имеются учеб- ные центры.
Теория продол- жает развивать- ся
Имеет понятную и хорошо сфор- мулированную терминологию.
Легко комбини- руется с другими теориями. Подход возлагает на клиента ответст- венность за сде- ланный выбор, направлен на до- стижение цели
Делается упор на симптомах, на
«здесь» и «сей- час». Имеется в наличии множест- во доступных про- цедур. В основе подходов — тео- рия научения.
Хорошая профес- сиональная орга- низация. Подходы эффективны при различных рас- стройствах, хоро- шо исследованы, продолжают раз- виваться. Могут комбинироваться с другими теория- ми, особенно с когнитивными
Теория приме- нима в работе с различными по- пуляциями, эф- фективна при определенных нарушениях, конкретна.
Воздействие краткосрочно.
Имеются учеб- ные центры.
Поддерживает ответственность и свободу, не приемлет обви- нений. Подход делает упор на
«здесь» и «сей- час», включает в себя теорию выбора.
Ограничения
Реализация под- хода трудоемка и дорога; закры- тая система применения, ограниченная в основном психи- атрией; сосредо- точенность на патологии; де- терминистиче- ский характер; подход неэффек- тивен для индивидов с незначительны- ми расстройствами
Недостаток надежной иссле- дователь- ской базы; неопреде ленность концеп- ций, терминоло- гии и теоретиче- ского объяснения консультирова- ния; узость подхода
Недостаток кон- кретности; работа- ет лучше всего с разговорчивыми, сообрази- тельными клиента- ми; игнорирует бессознательные и врожденные по- буждения; имеет дело с поверх- ностными проблемами
Не полностью разра ботан; недостаточно
:
обучающих подхо- дов к теории науче- ния; субъектив- ность, недостаток однородности; под- ход является более философским и ме- нее функциональ- ным, чем другие теории; избегает диагнозов и тести- рования
Недостаток на- дежной теорети- ческой базы, не- определенность.
Не принимает во внимание пассив- ное научение, сто- ронится тестиро- вания и диагнос- тики.
Эгоцентричность подхода
Теория приме- нима не ко всем клиентам; осо- бенно велики сложности при работе с клиен- тами с психичес- кими нарушени- ями. Подход ас- социируется с нетрадиционным теоретиком Аль- бертом Эллисом.
Продолжает рас- сматриваться как преимуществен- но когнитивная теория
Когнитивная на- правленность, простота и попу- лярность, выхола- щивающие эф- фективность.
Недостаток вни- мания к квалифи- кации консуль- тантов
Внимание направ- лено не на целост- ную личность, а только на поведе- ние. Может при- меняться механи- чески. Временами трудно для вос- произведения в конкретных усло- виях консультиро- вания. Методы об- гоняют развитие теории. Игнориру- ег прошлое и бес- сознательное, не учитывает стадии развития личности
Игнорирует бес- сознательное, историю лично- сти (анамнез), психические за- болевания. Может стать перегружен- ной моральными ценностями, если не контролировать этот аспект должным обра- зом. Игнорирует собственную историю развития