ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1201
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
353
(Carnegie Task Force on Meeting the Needs of Young Children, 1994).
Циркулярная причинность — одно из главных понятий, введенных этой теорией, — означает, что все события соподчиняются через ряд взаимодей- ствующих звеньев обратной связи. Если функционирование семьи рассматри- вать с такой позиции, то проблема дисфункциональное™ или нормы из инди- видуальной превращается в семейную. Поиск «козла отпущения» (когда одного человека считают причиной всех семейных проблем) и линейная причинность
(при который одно действие рассматривается как причина другого) при таком подходе исключаются.
Циркулярная причинность е противовес линейному мышлению
П
РОБЛЕМА ШИЗОФРЕНИИ
В КОНТЕКСТЕ СЕМЬИ
Три большие группы ученых выполняли исследовательскую работу в об- ласти взаимосвязи динамики семьи и этиологии шизофрении: группа Грегори
Бэйтсона (Bateson, Jackson, Haley & Weakland,.1956) в Пало Альто, штат Кали- форния; группа Теодора Лидза (Lidz, Cornelison, Fleck & Terry, 1957) в Йеле; и группа Мюррея Боуэна и Лимана Уэйна (Bowen, 1960; Wynne, Ryckoff, Day &
Hirsch,
1958) в Национальном институте психического здоровья (National Insti-
tute of Mental Health — NIMH).
Все три группы вели наблюдение за поведением супругов или семьи, когда одному из членов семьи ставили диагноз «шизофре- ния». В результате исследований был сделан ряд выводов и предположений, наиболее важными из которых можно считать появление понятий двойственно- го положения (растерянности, вызванной противоречивыми влияниями), псев- довзаимности и брачного раскола и супружеской асимметрии.
При двойственном положении человек получает два противоречивых со- общения в одно и то же время и оказывается неспособным следовать за обоими.
Как способ уменьшения напряжения и выхода из ситуации развиваются физи- ческие и психологические симптомы (например, головные боли или замкну- тость) или даже шизофреническое поведение. Псевдовзаимность является фа- садом семейной гармонии, за которым скрывается противоречие между члена- ми семьи. Супружеский раскол представляет собой открытый конфликт между супругами; супружеская асимметрия — это патологический брак, в котором
354 один партнер доминирует над другим.
В
ОЗНИКНОВЕНИЕ
СУПРУЖЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Основоположники консультирования по вопросам брака, такие как Пауль
Попено (Рорепое), Эрнест Гровс (Groves), Эмилия Мудд (Mudd), Абрахам и
Анна Стоун (Stone), были инициаторами создания в 1942 году Американской ассоциации консультантов по вопросам брака (American Association of Marriage
Counselors) (Nichols, 1993). Co временем эта организация выросла и была пре- образована в Американскую ассоциацию брачных и семейных терапевтов
(American Association of Marriage and Family Therapists — AAMFT).
Весьма су- щественно, что пионеры этой области консультирования сосредоточивались больше на самих отношениях между супругами, а не только на участниках этих отношений. При этом подразумевалось, что в консультировании по вопросам супружеских взаимоотношений рассматриваются три элемента: два отдельных человека и пара как таковая. Зародившееся консультирование по вопросам бра- ка явилось прецедентом наблюдения супружеских пар в совместных сессиях.
Р
АЗВИТИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ
Детские консультационные клиники (Childguidance clinics), изначально базировавшиеся на адлерианской теории, концентрируются на лечении и про- филактике эмоциональных нарушений у детей, используя междисциплинарный подход. Родители, так же как и дети, традиционно проходили лечение у специ- алистов по психиатрии, психологии и социальной работе. Хотя ранние исследо- вания в этой области имели тенденцию сосредоточиваться на поведении роди- телей, например на материнской гиперопеке, клиницисты в конечном счете начали концентрироваться на семье в целом (Levy, 1943).
В
ОЗНИКНОВЕНИЕ ГРУППОВОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Инновационные идеи 1940-1950-х годов, зародившиеся в лабораториях, исследовавших поведение малых групп, таких как Национальная лаборатория обучения (National Training Laboratory — NTL) в Бетеле, штат Мэн, и Тэвисток- ский институт человеческих отношений (Tavistock Institute of Human Relations) в
Лондоне, оказались особенно важными для развития консультирования по во- просам семьи и брака. Эксперименты, проведенные в условиях групп, показали мощное влияние группы на индивидов и продемонстрировали, как изменение состава или функционирования группы влияет на результат работы. Техники, использованные в психодраме и гештальт-терапии, например психоскульпту- рирование и хореография, также оказали влияние на супружеское и семейное консультирование. Некоторые специалисты-практики (Bell, 1975,1976) даже
355 приступили к работе с семьей как с группой и начали практику группового кон- сультирования супружеских пар и семей (Ohisen, 1979, 1982).
И
ЗМЕНЕНИЯ
ПОСЛЕ
В
ТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В конце Второй мировой войны США переживали неустроенность пере- ходного периода от войны к миру, что проявилось в трех тенденциях, отразив- шихся на семье (Walsh, 1993). Одновременно с бумом рождаемости в 1946 году произошло резкое увеличение числа разводов: 50-65% всех супружеских пар в конечном сче-
Глава 12. Консультирование по вопросам брака и семьи: системная тео- рия 369 те расторгали свои браки (Martin & Bumpass, 1989; Whitehead, 1997).
Кроме того, начиная с 1960-х годов большее количество женщин занялись по- иском работы вне дома. К середине 1980-х годов почти половину рабочей силы составляли женщины, многие из которых были работающими матерями. Третья тенденция, также оказавшая воздействие на жизнь семьи, — увеличение про- должительности жизни. Супруги стали жить с одними и теми же партнерами дольше, чем когда-либо раньше. Необходимость работать с семьями и индиви- дами, на которых повлияли эти изменения, объединила исследователей — практиков и теоретиков.
М
УЛЬТИКУЛЬТУРАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Самая последняя тенденция, которая оказала влияние на супружеское и семейное консультирование, — это мультикультурализм. До начала 1980-х го- дов роли культуры и этнической принадлежности в жизни семьи уделялось не- значительное внимание. Но публикация книги Ethniciti and Family Therapy
(«Этническая принадлежность и семейная терапия») (McGoldrick, Pearce &
Giordano,
1982) способствовала пониманию многими супружескими и семей- ными консультантами важности учета культурного фона при работе с семьей.
Со времени опубликования этой книги и ее последнего переиздания (McGol- drick et al,
1996) понятие культуры вышло за пределы сферы этнической при- надлежности. Сегодня в понятие культуры включены наследственные культур-
ные особенности (в частности, этническая принадлежность, национальность, религия, принадлежность к определенной группе населения, например, baby
boomers —
те, кто родился в первое десятилетие после Второй мировой войны) и приобретенные культурные особенности (приобретенные навыки, например навыки консультирования). «Мультикультурализм 1990-х годов вышел за рам- ки простого стимулирования интереса отдельных индивидов к своим этниче- ским корням» (Markowitz, 1994, р. 23). Его целью стало выявление связи между культурой человека и его поведением в пределах семьи и общества.
356
А
ССОЦИАЦИИ
,
ОБРАЗОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ
Одним из показателей того, что интерес к консультированию по вопросам брака и семьи быстро возрастал, начиная с 1970-х годов, может служить коли- чество людей, прошедших обучение по этой специальности. Существуют четы- ре основные профессиональные ассоциации, объединяющие специалистов в этой области. Самой большой из них (более чем 22 тысячи членов) и самой ста- рой (учреждена в 1942 году) является Американская ассоциация терапии брака и семьи (American Association for Marriage and Family Therapy — AAMFT). Вто- рая ассоциация — Международная ассоциация консультантов по вопросам бра- ка и семьи (International Association of Marriage and Family Counselors —
IAMFC),
представляющая собой отделение АСА, была учреждена в 1986 году. В конце 1990-х годов это было самое быстрорастущее отделение в АСА, охваты- вающее приблизительно 8000 членов. Третья ассоциация" — 43-е отделение
(психологии семьи) АРА — была сформирована в 1984 году и стала все более активно привлекать психологов для работы с семьей. К началу XXI века она объединила в своих рядах более 3000 членов. Наконец, в 1977 году была обра- зована Американская ассоциация семейной терапии (American Family Therapy
Association — AFTA),
которая считается академией, объединяющей приблизи- тельно 1000 опытных профессионалов, заинтересованных в обмене идеями
(Gladding, 1998).
Одновременно две ассоциации — AAMFTm IAMFC — выпустили руко- водства для обучения специалистов по работе с супружескими парами и семья- ми. Стандарты ЛЛМУГразработаны и применяются Комиссией по аккредита- ции для обучения специалистов по супружеской и семейной терапии (Commis-
sion on Accreditation for Marriage and Family Therapy Education — CAMFTE);
стандарты IAMFC внедряются Аккредитационным советом по консультирова- нию и родственным образовательным программам(Сомисг'//ог Accreditation of
Counseling and Related Educational Programs — CACREP).
Для поступления на обучение по этой специальности требуется как минимум степень магистра, хотя по конкретному содержанию и последовательности программ обучения оконча- тельной ясности нет.
Супружеское и семейное консультирование в значительней степени при- тягивает специалистов, независимо от профессии и академической подготовки, по причине его социальной востребованности и благодаря растущей исследова- тельской базе. Гурман и Книскерн (Gurman & Kniskern, 1981) сообщают, что приблизительно 50% всех проблем, с которыми имеют дело консультанты, свя- заны с семьей и браком. Безработица, низкая школьная успеваемость, отноше- ния между супругами, депрессия, непослушание детей и проблемы самооценки представляют собой только часть того множества ситуаций, которые можно рассматривать с этой точки зрения. Окунь (Okun, 1984) обращает внимание на то, что индивидуальное развитие связано с проблемами семьи и карьеры, и что каждая из этих проблем, в силу системных взаимосвязей, воздействует на ре- шение двух других проблем. Братчер (Bratcher, 1982), комментируя взаимоза-
357 висимость карьеры и семьи, рекомендует опытным консультантам по вопросам карьеры использовать системную семейную теорию.
В резюме научных исследований, которое делали Догерти и Симмонс
(Doher-ty & Simmons,
1996), Гурман и Книскерн (Gurman & Kniskern, 1981),
Хабер (Haber, 1983), Пинсоф и Уинн (Pinsof & Wynne, 1995) и Уолмэн и Страй- кер (Wohlman & Strieker, 1983), сообщаются интересные результаты. Во- первых, отмечается, что при решении большинства проблем клиента воздей- ствие семейного консультирования, по крайней мере, не менее эффективно и приводит к значительно более устойчивым изменениям, чем индивидуальные вмешательства. Во-вторых, некоторые формы консультирования семьи (напри- мер, использование структурно-стратегической семейной терапии при работе с индивидами, злоупотребляющими психоактивными веществами) являются бо- лее эффективными в устранении проблем, чем индивидуальные подходы. В- третьих, присутствие на сессиях семейного консультирования обоих родителей значительно увеличивает шансы на успех. Точно так же эффективность кон- сультирования супружеских пар, когда оба партнера вместе встречаются с кон- сультантом, почти вдвое выше, чем эффективность работы консультантов толь- ко с одним из супругов. В-четвертых, если не предоставлять услуги супруже- ского и семейного консультирования совместно обоим супругам или всем чле- нам семьи, результаты воздействия могут быть отрицательными. Наконец, от- мечается высокая степень удовлетворенности среди тех, кто получает услуги консультирования по вопросам брака и семьи. 97% из них оценивают качество полученных услуг как хорошее или превосходное. В целом основной аргумент в пользу использования супружеского и семейного консультирования — это его несомненная эффективность. Эта форма воздействия является логичной, быст- рой, дающей удовлетворительный результат и экономичной.
1 ... 36 37 38 39 40 41 42 43 ... 83
Ж
ИЗНЬ СЕМЬИ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ
Жизнь семьи, ее рост и достижения, составляют ядро брачного и семей- ного консультирования. Жизненный цикл семьи — это ряд стадий, через кото- рые проходит семья в процессе многолетнего эволюционирования. Эти стадии иногда проходят аналогично стадиям индивидуального жизненного цикла и до- полняют их (Erikson, 1959; Levinson, 1978), но зачастую они уникальны вслед- ствие большого количества вовлеченных людей и разнообразия задач, которые должны быть выполнены. Беквар и Беквар (Becvar & Becvar, 1996) выделяют девять стадий жизненного цикла семьи, который начинается с добрачного пе- риода, продолжается до выхода на пенсию и далее (табл. 12.1).
358
Таблица 12.1
Стадии жизненного цикла семьи
Стадия
Ситуации, порождающие эмоциональные проблемы
Критические задачи стадии
1. Не вступивший в брак взрослый
Принятие отделения от родителей а. Отделение от родительской семьи б. Развитие отношений со сверстниками в. Начало карьеры
2. Новобрачные
Выполнение брачного обязательства а. Формирование брачной системы б. Создание психологического пространства для супруга (супруги) в семье и среди друзей. в. Решение вопросов, связанных с карьерой
3. Рождение детей
Принятие новых членов в систему а.Подготовка семьи к созданию психологиче- ского пространства для ребенка б. Принятие ролей родителей в. Формирование психологического пространства для дедушки и бабушки
4. Дошкольный возраст
Принятие новой личности а. Адаптация семьи к потребностям конкретно- го ребенка б. Совладение с недостатком энергии и уеди- ненности в. Окончание периода существования «парой»
5. Дети школьного возраста
Установление детьми отношений вне семьи а. Расширение взаимодействий между семьей и обществом б. Поощрение успехов детей в образовании в. Возрастание активности и нехватка времени
6. Дети-тинейджеры
Увеличение гибкости семей- ных границ с целью большей независимости а. Перемещение баланса в отношениях между родителями и детьми б. Переключение на карьерные и семейные про- блемы, соответствующие среднему возрасту в. Увеличение количества проблем, связанных со старшим поколением
7. Семья как
«стартовая площад- ка»
Принятие уходов из семьи и возвращений в семью а. «Уход» взрослых детей на работу, в колледж, вступление в брак б. Поддержание благоприятной семейной осно- вы в. Принятие вернувшихся (по какимлибо при- чинам) взрослых детей
8. Взрослый средних лет
Смирение с уходом детей из семьи и жизнь вдвоем а. Восстановление брачных отношений б. Принятие в семью супругов детей, внуков в. Забота о престарелых родителях
9. Выход на пенсию
Принятие выхода на пенсию и старости а. Поддержание индивидуального и супруже- ского функционирования б. Поддержка среднего поколения в. Переживание смерти родителей, супругов г. Возвращение к иуклеарной семье
Отдельные семьи и члены семей более «своевременно» решают критиче- ские для каждой стадии задачи, сопровождающие жизненный цикл семьи и их собственный персональный цикл роста. В таких случаях достигается ощущение большего благополучия (Carter & McGoldrick, 1988). Независимо от фактора времени, все семьи должны добиваться семейной сплоченности (эмоционально- го единения) и семейной адаптивности (способности быть гибкими и изменчи-