ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1193
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
С
ИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ СЕМЬИ
Б
ОУЭНА
В системной теории семьи и брака Боуэна основной упор делается на
дифференциации (разграничении) мыслей человека от его же эмоций и его са- мого от других (Kerr & Bowen, 1988). Пары, вступающие в брак, не будучи до- статочно эмоционально зрелыми, предрасположены к переживанию более трудных времен в своих супружеских отношениях, чем те, которые являются более зрелыми. При наличии большого количества затруднений в браке менее зрелые партнеры имеет тенденцию демонстрировать высокую степень эмоцио-
нального слияния (недифференцированной эмоциональной близости) или
обособленности (физического или психологического уединения). Они не смог- ли благополучно отделить себя от семей, в которых выросли, и при этом не сформировали устойчивой «я-концепции». Когда такие люди испытывают стресс в супружеских отношениях, они склонны к триангуляции (концентри- руются на третьей стороне) (Рарего, 1996). Третьей стороной может быть сам брак, ребенок или даже соматическое недомогание. В любом случае это ведет к непродуктивным взаимодействиям супругов.
Основная направленность используемых в этом подходе методов — по- иск способов отделения супругов от тех систем, которые культивируются в их родительских семьях. В этом процессе предпринимается попытка создать само- стоятельного человека со здоровой «я-концепцией», который может вступать в брак и не испытывать напрасного беспокойства всякий раз, когда отношения становятся напряженными. Способы достижения этой цели включают оценку своих психологических особенностей и оценку семьи с помощью генограммы
(родословное дерево, представляющее три поколения) и сосредоточиваются на когнитивных процессах, например на выяснении в ходе беседы содержатель- ных вопросов, касающихся семьи (Bowen, 1976). Последовательность шагов и темп этого процесса могут быть разными для супругов, но терапевтическая ра- бота проводится с обоими супругами вместе.
С
ТРУКТУРНО
-
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Структурно-стратегическая теория основана па том убеждении, что по- пытки супругов адаптироваться ведут к проявлению в поведении дисфункцио- нальных признаков. Этот подход рассматривает проблемы, с которыми сталки- ваются семьи, с точки зрения развития жизненного цикла семьи. Трудности в браке порождаются организацией семьи, в которой находится супружеская пара
(теми способами действия, которые предпочитают супруги), и, следовательно, дисфункциональные признаки сохраняют неконструктивную брачную систему
(Todd,
1986). Поэтому работа консультанта в рамках структурно- стратегической теории заключается в том, чтобы предложить супругам попро- бовать новые способы поведения, поскольку прежние не работают. Обычно намечается цель — изменить определенный стереотип конкретного действия.
Если этот стереотип будет изменен, то сработает тенденция распространения
366 эффекта, помогающая парам осуществлять изменения поведения в других сфе- рах.
Чтобы добиться терапевтического изменения, консультанты должны дей- ствовать активно, прямо и целеустремленно, сосредоточиваться на решении проблемы, быть прагматичными и краткими (Todd, 1986). В работе одинаково часто используются методы смены ярлыка (предложение нового взгляда на по- ведение), парадоксального представления (настаивание на чем-то, прямо про- тивоположном тому, что хочет человек) и предписывания симптома (предло- жение супругам добровольно продемонстрировать то, что они перед этим де- монстрировали непроизвольно, например драку). Консультант часто просит, чтобы клиенты разыграли ситуацию, будто бы они добились изменения или выполнили домашнее задание (Madanes, 1984; Minuchm, 1974). Идея, на кото- рой базируется этот подход, состоит в том, чтобы создать новые функциональ- ные образцы поведения, которые помогут парам достичь определенной цели.
Р
АЦИОНАЛЬНО
-
ЭМОТИВНАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ
(РЭТП)
Предпосылка, на которой основывается РЭТП), состоит в том, что нару- шения функционирования супружеских пар, как и психологические проблемы отдельных людей, гораздо чаще являются следствием того, что люди думают, а не конкретных действий, имеющих место в их взаимоотношениях. Иррацио-
нальное мышление, которому свойственны «чрезвычайные преувеличения, чрезмерная ригидность, нелогичность и крайний абсолютизм», — это то, что ведет к неврозу и нарушению отношений (Ellis et al, 1989, p. 17). Для преодоле- ния кризиса супруги должны пересмотреть и изменить свои системы взглядов на события, приведшие к такому положению. В противном случае они продол- жают переживать усиливающееся ощущение ужаса и катастрофы по отноше- нию к себе и своему браку. Сущностью этой теории является то, что Эллис (El- lis,
1988) называет «двойной системной терапией», в которой уделяется внима- ние и личным, и семейным системным изменениям.
Как и в случае индивидуального консультирования, консультант РЭТП концентрируется на мышлении, но в контексте супружеской пары. Главное внимание уделяется в первую очередь оказанию помощи индивидам, а затем паре в целом (Ellis et al, 1989). После оценки того, что происходит с супруже- ской парой, консультант РЭТП работает с супругами по отдельности и вме- сте,по методу «А-В-С» РЭТП (см. гл. 5). При этом особый акцент делается на некоторых специфических проблемах брака, таких как ревность и различия в сексуальной активности.
О
ЦЕНКА СУПРУЖЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПАР
В силу ряда причин теоретическое обоснование большинства подходов в супружеском консультировании не столь сильно, как в семейном консультиро-
367 вании. Например, многие консультанты по вопросам брака являются в первую очередь практиками, а не исследователями или теоретиками. Кроме того, до не- давнего времени консультирование по вопросам брака рассматривалось как раздел семейного консультирования — большинство исследований и теорий сосредоточилось на семье. Однако теперь консультирование по вопросам брака становится более обоснованной дисциплиной (Jacobson & Gurman, 1996).
С
ЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Семьи обращаются за консультированием по различным причинам.
Обычно находится конкретный пациент (человек, считающийся причиной не- приятностей в семейной структуре), которого члены семьи используют в каче- стве «входного билета». Большинство практиков семейного консультирования, однако, работают не над проблемой какого-либо одного члена семьи, а занима- ются со всей семьей. Лишь иногда семейная терапия проводится с позиций ин- дивидуального подхода.
Семейное консультирование быстро распространилось с середины 1970-х годов и включает в себя многие аспекты брачного консультирования. В этой главе мы рассмотрим семь основных теоретических направлений. Хотя опреде- ленная часть семейных консультантов и придерживается представлений о ли- нейной причинности и занимается выявлением причинно-следственных отно- шений, большинство их поддерживает противоположную точку зрения. Более того, большинство консультантов основываются на общесистемном подходе и рассматривают семью как открытую систему, которая развивается в соответ- ствии с жизненным циклом семьи в социокультурном контексте. Благополуч- ные семьи придерживаются установленных правил, гибко отвечают на запросы членов семьи и реагируют на изменение внешних факторов. Консультанты се- мейных систем подчеркивают идею циркулярной причинности. Кроме того, они обращают внимание на следующие понятия.
•
Неаддитивность. Семья — это не просто сумма ее составных частей.
Необходимо заниматься исследованием процессов в семье, а не действий любо- го ее отдельного члена.
•
Эквифиналъностъ. Одна и та же причина может привести к различным результатам, и один и тот же результат может быть следствием различных при- чин. Так, семья, пережившая стихийное бедствие, может в результате этого стать как более сильной, так и более слабой. Аналогичным образом здоровые семьи могут иметь весьма различную предысторию. Следовательно, главный акцент делается на стереотипах семейных взаимодействий, а не на специфиче- ских условиях или событиях.
•
Коммуникация. Любое поведение рассматривается как коммуникатив- ное. Важно обратить внимание на две функции межличностных сообщений: со- держание (фактическая информация) и отношение (как нужно понимать данное сообщение). « Что» в сообщении неотрывно от того, как это сообщение пере- дается.
•
Семейные правила. Функционирование семьи подчинено явным и неяв-
368 ным законам. Семейные законы обеспечивают предсказуемость ролей и дей- ствий, которые управляют жизнью семейства. Большинство семей руковод- ствуется небольшим набором предсказуемых правил — стереотип, известный как принцип повторения. Чтобы помочь семье изменить неадекватные способы функционирования, семейные консультанты должны помочь определить или расширить правила, по которым она действует.
•
Морфогенез. Способность семьи изменять свое функционирование в от- вет на изменение требований внутренних и внешних факторов. Морфогенез обычно требует изменений второго порядка (способность демонстрировать аб- солютно новую реакцию), а не изменений первого порядка (продолжать выпол- нять то же самое, что и раньше, но в большем количестве) (Watziawick, Weak- land & Fisch,
1974). Членам семей может понадобиться не только проговорить, но и на практике пробовать новые способы поведения.
•
Гомеостаз. Подобно биологическим организмам, семьи имеют тенден- цию поддерживать устойчивое, стабильное состояние равновесия, если какие- либо силы не вынуждают к изменениям. Когда кто-то из членов семьи наруша- ет баланс семьи своими действиями, остальные немедленно пытаются испра- вить ситуацию через отрицательную обратную связь. Эта модель функциони- рования может быть сравнена с печыо, которая включается, когда температура в доме падает ниже установленной, и выключается, как только температура до- стигнута. Иногда гомеостаз может оказаться полезным, помогая семье в дости- жении долгосрочных целей жизненного цикла, но часто он удерживает семью от перехода к другой стадии в своем развитии.
Консультанты, которые придерживаются системного подхода к работе с семьей, ориентируются на одну из вышеперечисленных концепций. Например, в случае, когда семейные принципы являются скрытыми и вызывают в семье разлад, консультант помогает семье сделать эти принципы явными и понятны- ми. Все члены семьи вовлекаются в процесс таким образом, чтобы коммуника- ционные каналы были открыты. Во многих случаях строится генограмма, что- бы помочь членам семьи и консультанту обнаружить общие для разных поко- лений семейные стереотипы, которые оказывают воздействие на существую- щую ситуацию (McGoldrick & Gerson, 1985) (рис. 12.2).
В генограмме должны быть отображены три поколения. Наряду с основ- ной информацией, такой как возраст и род занятий, должны быть обозначены имена, даты рождения, вступления в брак, отделения от семьи и развода. Гемо- грамма может также применяться в контексте мультикультурального консуль- тирования с тем, чтобы учесть действие различных национальных и культу- ральных факторов, которые часто влияют на поведение членов семьи (Thomas,
1998). В целом «гено-грамма оказывается эффективной и личностно значимой стратегией, способствующей системному мышлению, особенно для семей и консультантов, которые только приступают к семейному консультированию»
(Pistole,
1997). Более полная информация о генограммах содержится в работе
Мак-Голдрик и Герсон (McGold-rick, Gerson, 1985).
369
Рис. 12.2.Гемограмма семьи (основная структура)
П
СИХОДИНАМИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ
Традиционно осуществляемый психоанализ концентрируется, скорее, на индивидах, а не социальных системах типа семьи. Аккерман (Ackerman, 1966), однако, нарушил эту традицию, начав работать с семьями в полном составе. Он полагал, что семейные трудности происходят от комплексной патологии (inter-
locking pathologies)
(бессознательные и дисфункциональные способы действия), существующей в системах семьи и супружеской пары. Начальная цель психо- динамического консультирования семьи состоит в том, чтобы добиться лич- ностных изменений членов семьи, так чтобы они смогли взаимодействовать друг с другом здоровыми и продуктивными способами. Николе и Шварц (Nich- ols & Schwartz,
1998) отмечают, что консультанты — последователи Аккерма- на, работающие в рамках психодинамического подхода, наиболее часто приме-
370 няют эклектичную смесь понятий психоанализа и системной концепции.
Уникальный вклад, который внесли представители психодинамического направления в семейное консультирование, состоит в выделении объектных от- ношений в качестве главного фокуса терапии. Объектные отношения, как уже упоминалось, являются интериоризованными последствиями ранних родитель- ско-детских взаимоотношений. В дисфункциональных семьях объектные отно- шения продолжают оказывать отрицательное влияние на существующие меж- личностные отношения. Дисфункциональные семьи — это семьи, в которых ве- лика степень бессознательных нерешенных конфликтов или утрат (Paul & Paul,
1975). К трем главным способам работы с этими семьями относятся создание более сильной родительской коалиции, определение и поддержание границ между поколениями и моделирование обусловленных полом ролей (Walsh,
1993).
В целом семейные консультанты, придерживающиеся психодинамиче- ской теории, сосредоточиваются на: а) помощи членам семьи в достижении по- нимания и разрешения конфликтов или утрат, имевших место в детстве, б) из- бавлении от искаженных проекций, в) восстановлении отношений и г) развитии семьи и личности. С этим подходом связаны имена видных специалистов- практиков, включая таких, как Натан Аккерман (Ackerman), Джеймс Фрамо
(Framo),
Теодор Лидз (Lidz) и Норман Пауль (Paul).
Э
МПИРИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ
Семейные консультанты этого направления работают как с отдельными членами семьи, так и с семейными системами. Психические проблемы они счи- тают главными в объяснении психопатологии. В отличие от большинства дру- гих семейных консультантов, консультанты, придерживающиеся эмпирическо- го подхода, описывают образцы дисфункций семьи, используя индивидуальные или диадные единицы анализа. Они полагают, что дисфункциональные семьи состоят из людей, которые неспособны к автономии или реальной близости, — то есть людей, отчужденных от себя и от других. Эти индивиды эмоционально мертвы. Поэтому целью консультирования является личностное развитие чле- нов семьи и их открытость новому опыту.
Два видных представителя эмпирической школы — Вирджиния Сатир и
Карл Витакер. Сатир (Satir, 1967, 1972) подчеркивает важность ясных комму- никаций, в то время как Витакер (Whitaker, 1976, 1977) — выглядит, по суще- ству, «белой вороной», потому что его подходы к работе с семьями иногда при- нимали нетрадиционный характер, но всегда были творческими. Сатир полага- ет, что, когда члены семьи находятся в состоянии стресса, они могут строить свои коммуникации, занимая одну из четырех непродуктивных ролевых пози- ций.
•
Миротворец. Соглашается и пытается угодить.
•
Обвинитель. Доминирует и отыскивает недостатки.
ИСТЕМНАЯ ТЕОРИЯ СЕМЬИ
Б
ОУЭНА
В системной теории семьи и брака Боуэна основной упор делается на
дифференциации (разграничении) мыслей человека от его же эмоций и его са- мого от других (Kerr & Bowen, 1988). Пары, вступающие в брак, не будучи до- статочно эмоционально зрелыми, предрасположены к переживанию более трудных времен в своих супружеских отношениях, чем те, которые являются более зрелыми. При наличии большого количества затруднений в браке менее зрелые партнеры имеет тенденцию демонстрировать высокую степень эмоцио-
нального слияния (недифференцированной эмоциональной близости) или
обособленности (физического или психологического уединения). Они не смог- ли благополучно отделить себя от семей, в которых выросли, и при этом не сформировали устойчивой «я-концепции». Когда такие люди испытывают стресс в супружеских отношениях, они склонны к триангуляции (концентри- руются на третьей стороне) (Рарего, 1996). Третьей стороной может быть сам брак, ребенок или даже соматическое недомогание. В любом случае это ведет к непродуктивным взаимодействиям супругов.
Основная направленность используемых в этом подходе методов — по- иск способов отделения супругов от тех систем, которые культивируются в их родительских семьях. В этом процессе предпринимается попытка создать само- стоятельного человека со здоровой «я-концепцией», который может вступать в брак и не испытывать напрасного беспокойства всякий раз, когда отношения становятся напряженными. Способы достижения этой цели включают оценку своих психологических особенностей и оценку семьи с помощью генограммы
(родословное дерево, представляющее три поколения) и сосредоточиваются на когнитивных процессах, например на выяснении в ходе беседы содержатель- ных вопросов, касающихся семьи (Bowen, 1976). Последовательность шагов и темп этого процесса могут быть разными для супругов, но терапевтическая ра- бота проводится с обоими супругами вместе.
С
ТРУКТУРНО
-
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Структурно-стратегическая теория основана па том убеждении, что по- пытки супругов адаптироваться ведут к проявлению в поведении дисфункцио- нальных признаков. Этот подход рассматривает проблемы, с которыми сталки- ваются семьи, с точки зрения развития жизненного цикла семьи. Трудности в браке порождаются организацией семьи, в которой находится супружеская пара
(теми способами действия, которые предпочитают супруги), и, следовательно, дисфункциональные признаки сохраняют неконструктивную брачную систему
(Todd,
1986). Поэтому работа консультанта в рамках структурно- стратегической теории заключается в том, чтобы предложить супругам попро- бовать новые способы поведения, поскольку прежние не работают. Обычно намечается цель — изменить определенный стереотип конкретного действия.
Если этот стереотип будет изменен, то сработает тенденция распространения
366 эффекта, помогающая парам осуществлять изменения поведения в других сфе- рах.
Чтобы добиться терапевтического изменения, консультанты должны дей- ствовать активно, прямо и целеустремленно, сосредоточиваться на решении проблемы, быть прагматичными и краткими (Todd, 1986). В работе одинаково часто используются методы смены ярлыка (предложение нового взгляда на по- ведение), парадоксального представления (настаивание на чем-то, прямо про- тивоположном тому, что хочет человек) и предписывания симптома (предло- жение супругам добровольно продемонстрировать то, что они перед этим де- монстрировали непроизвольно, например драку). Консультант часто просит, чтобы клиенты разыграли ситуацию, будто бы они добились изменения или выполнили домашнее задание (Madanes, 1984; Minuchm, 1974). Идея, на кото- рой базируется этот подход, состоит в том, чтобы создать новые функциональ- ные образцы поведения, которые помогут парам достичь определенной цели.
Р
АЦИОНАЛЬНО
-
ЭМОТИВНАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ
(РЭТП)
Предпосылка, на которой основывается РЭТП), состоит в том, что нару- шения функционирования супружеских пар, как и психологические проблемы отдельных людей, гораздо чаще являются следствием того, что люди думают, а не конкретных действий, имеющих место в их взаимоотношениях. Иррацио-
нальное мышление, которому свойственны «чрезвычайные преувеличения, чрезмерная ригидность, нелогичность и крайний абсолютизм», — это то, что ведет к неврозу и нарушению отношений (Ellis et al, 1989, p. 17). Для преодоле- ния кризиса супруги должны пересмотреть и изменить свои системы взглядов на события, приведшие к такому положению. В противном случае они продол- жают переживать усиливающееся ощущение ужаса и катастрофы по отноше- нию к себе и своему браку. Сущностью этой теории является то, что Эллис (El- lis,
1988) называет «двойной системной терапией», в которой уделяется внима- ние и личным, и семейным системным изменениям.
Как и в случае индивидуального консультирования, консультант РЭТП концентрируется на мышлении, но в контексте супружеской пары. Главное внимание уделяется в первую очередь оказанию помощи индивидам, а затем паре в целом (Ellis et al, 1989). После оценки того, что происходит с супруже- ской парой, консультант РЭТП работает с супругами по отдельности и вме- сте,по методу «А-В-С» РЭТП (см. гл. 5). При этом особый акцент делается на некоторых специфических проблемах брака, таких как ревность и различия в сексуальной активности.
О
ЦЕНКА СУПРУЖЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПАР
В силу ряда причин теоретическое обоснование большинства подходов в супружеском консультировании не столь сильно, как в семейном консультиро-
367 вании. Например, многие консультанты по вопросам брака являются в первую очередь практиками, а не исследователями или теоретиками. Кроме того, до не- давнего времени консультирование по вопросам брака рассматривалось как раздел семейного консультирования — большинство исследований и теорий сосредоточилось на семье. Однако теперь консультирование по вопросам брака становится более обоснованной дисциплиной (Jacobson & Gurman, 1996).
С
ЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Семьи обращаются за консультированием по различным причинам.
Обычно находится конкретный пациент (человек, считающийся причиной не- приятностей в семейной структуре), которого члены семьи используют в каче- стве «входного билета». Большинство практиков семейного консультирования, однако, работают не над проблемой какого-либо одного члена семьи, а занима- ются со всей семьей. Лишь иногда семейная терапия проводится с позиций ин- дивидуального подхода.
Семейное консультирование быстро распространилось с середины 1970-х годов и включает в себя многие аспекты брачного консультирования. В этой главе мы рассмотрим семь основных теоретических направлений. Хотя опреде- ленная часть семейных консультантов и придерживается представлений о ли- нейной причинности и занимается выявлением причинно-следственных отно- шений, большинство их поддерживает противоположную точку зрения. Более того, большинство консультантов основываются на общесистемном подходе и рассматривают семью как открытую систему, которая развивается в соответ- ствии с жизненным циклом семьи в социокультурном контексте. Благополуч- ные семьи придерживаются установленных правил, гибко отвечают на запросы членов семьи и реагируют на изменение внешних факторов. Консультанты се- мейных систем подчеркивают идею циркулярной причинности. Кроме того, они обращают внимание на следующие понятия.
•
Неаддитивность. Семья — это не просто сумма ее составных частей.
Необходимо заниматься исследованием процессов в семье, а не действий любо- го ее отдельного члена.
•
Эквифиналъностъ. Одна и та же причина может привести к различным результатам, и один и тот же результат может быть следствием различных при- чин. Так, семья, пережившая стихийное бедствие, может в результате этого стать как более сильной, так и более слабой. Аналогичным образом здоровые семьи могут иметь весьма различную предысторию. Следовательно, главный акцент делается на стереотипах семейных взаимодействий, а не на специфиче- ских условиях или событиях.
•
Коммуникация. Любое поведение рассматривается как коммуникатив- ное. Важно обратить внимание на две функции межличностных сообщений: со- держание (фактическая информация) и отношение (как нужно понимать данное сообщение). « Что» в сообщении неотрывно от того, как это сообщение пере- дается.
•
Семейные правила. Функционирование семьи подчинено явным и неяв-
368 ным законам. Семейные законы обеспечивают предсказуемость ролей и дей- ствий, которые управляют жизнью семейства. Большинство семей руковод- ствуется небольшим набором предсказуемых правил — стереотип, известный как принцип повторения. Чтобы помочь семье изменить неадекватные способы функционирования, семейные консультанты должны помочь определить или расширить правила, по которым она действует.
•
Морфогенез. Способность семьи изменять свое функционирование в от- вет на изменение требований внутренних и внешних факторов. Морфогенез обычно требует изменений второго порядка (способность демонстрировать аб- солютно новую реакцию), а не изменений первого порядка (продолжать выпол- нять то же самое, что и раньше, но в большем количестве) (Watziawick, Weak- land & Fisch,
1974). Членам семей может понадобиться не только проговорить, но и на практике пробовать новые способы поведения.
•
Гомеостаз. Подобно биологическим организмам, семьи имеют тенден- цию поддерживать устойчивое, стабильное состояние равновесия, если какие- либо силы не вынуждают к изменениям. Когда кто-то из членов семьи наруша- ет баланс семьи своими действиями, остальные немедленно пытаются испра- вить ситуацию через отрицательную обратную связь. Эта модель функциони- рования может быть сравнена с печыо, которая включается, когда температура в доме падает ниже установленной, и выключается, как только температура до- стигнута. Иногда гомеостаз может оказаться полезным, помогая семье в дости- жении долгосрочных целей жизненного цикла, но часто он удерживает семью от перехода к другой стадии в своем развитии.
Консультанты, которые придерживаются системного подхода к работе с семьей, ориентируются на одну из вышеперечисленных концепций. Например, в случае, когда семейные принципы являются скрытыми и вызывают в семье разлад, консультант помогает семье сделать эти принципы явными и понятны- ми. Все члены семьи вовлекаются в процесс таким образом, чтобы коммуника- ционные каналы были открыты. Во многих случаях строится генограмма, что- бы помочь членам семьи и консультанту обнаружить общие для разных поко- лений семейные стереотипы, которые оказывают воздействие на существую- щую ситуацию (McGoldrick & Gerson, 1985) (рис. 12.2).
В генограмме должны быть отображены три поколения. Наряду с основ- ной информацией, такой как возраст и род занятий, должны быть обозначены имена, даты рождения, вступления в брак, отделения от семьи и развода. Гемо- грамма может также применяться в контексте мультикультурального консуль- тирования с тем, чтобы учесть действие различных национальных и культу- ральных факторов, которые часто влияют на поведение членов семьи (Thomas,
1998). В целом «гено-грамма оказывается эффективной и личностно значимой стратегией, способствующей системному мышлению, особенно для семей и консультантов, которые только приступают к семейному консультированию»
(Pistole,
1997). Более полная информация о генограммах содержится в работе
Мак-Голдрик и Герсон (McGold-rick, Gerson, 1985).
369
Рис. 12.2.Гемограмма семьи (основная структура)
П
СИХОДИНАМИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ
Традиционно осуществляемый психоанализ концентрируется, скорее, на индивидах, а не социальных системах типа семьи. Аккерман (Ackerman, 1966), однако, нарушил эту традицию, начав работать с семьями в полном составе. Он полагал, что семейные трудности происходят от комплексной патологии (inter-
locking pathologies)
(бессознательные и дисфункциональные способы действия), существующей в системах семьи и супружеской пары. Начальная цель психо- динамического консультирования семьи состоит в том, чтобы добиться лич- ностных изменений членов семьи, так чтобы они смогли взаимодействовать друг с другом здоровыми и продуктивными способами. Николе и Шварц (Nich- ols & Schwartz,
1998) отмечают, что консультанты — последователи Аккерма- на, работающие в рамках психодинамического подхода, наиболее часто приме-
370 няют эклектичную смесь понятий психоанализа и системной концепции.
Уникальный вклад, который внесли представители психодинамического направления в семейное консультирование, состоит в выделении объектных от- ношений в качестве главного фокуса терапии. Объектные отношения, как уже упоминалось, являются интериоризованными последствиями ранних родитель- ско-детских взаимоотношений. В дисфункциональных семьях объектные отно- шения продолжают оказывать отрицательное влияние на существующие меж- личностные отношения. Дисфункциональные семьи — это семьи, в которых ве- лика степень бессознательных нерешенных конфликтов или утрат (Paul & Paul,
1975). К трем главным способам работы с этими семьями относятся создание более сильной родительской коалиции, определение и поддержание границ между поколениями и моделирование обусловленных полом ролей (Walsh,
1993).
В целом семейные консультанты, придерживающиеся психодинамиче- ской теории, сосредоточиваются на: а) помощи членам семьи в достижении по- нимания и разрешения конфликтов или утрат, имевших место в детстве, б) из- бавлении от искаженных проекций, в) восстановлении отношений и г) развитии семьи и личности. С этим подходом связаны имена видных специалистов- практиков, включая таких, как Натан Аккерман (Ackerman), Джеймс Фрамо
(Framo),
Теодор Лидз (Lidz) и Норман Пауль (Paul).
Э
МПИРИЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ
Семейные консультанты этого направления работают как с отдельными членами семьи, так и с семейными системами. Психические проблемы они счи- тают главными в объяснении психопатологии. В отличие от большинства дру- гих семейных консультантов, консультанты, придерживающиеся эмпирическо- го подхода, описывают образцы дисфункций семьи, используя индивидуальные или диадные единицы анализа. Они полагают, что дисфункциональные семьи состоят из людей, которые неспособны к автономии или реальной близости, — то есть людей, отчужденных от себя и от других. Эти индивиды эмоционально мертвы. Поэтому целью консультирования является личностное развитие чле- нов семьи и их открытость новому опыту.
Два видных представителя эмпирической школы — Вирджиния Сатир и
Карл Витакер. Сатир (Satir, 1967, 1972) подчеркивает важность ясных комму- никаций, в то время как Витакер (Whitaker, 1976, 1977) — выглядит, по суще- ству, «белой вороной», потому что его подходы к работе с семьями иногда при- нимали нетрадиционный характер, но всегда были творческими. Сатир полага- ет, что, когда члены семьи находятся в состоянии стресса, они могут строить свои коммуникации, занимая одну из четырех непродуктивных ролевых пози- ций.
•
Миротворец. Соглашается и пытается угодить.
•
Обвинитель. Доминирует и отыскивает недостатки.