ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1198
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
359 выми). Каждый из этих параметров имеет четыре уровня, представленные Ол- соном (Olson, 1986) в круговой (циркумплексной) модели супружеских и се- мейных систем ( рис. 12.1). «Два параметра связаны нелинейно. Семьи, в кото- рых оба параметра являются либо очень высокими, либо очень низкими, оказы- ваются неблагополучными, тогда как семьи, в которых эти параметры сбалан- сированы, функционируют более адекватно» (Maynard & Olson, 1987, p. 502).
Рис. 12.1. Круговая модель
Источник: Рфраге/Enrich, Inc., David H. Olson, President, Minneapolis, MN. 1979 (rev. 1986).
Наиболее благополучные, функциональные, счастливые и крепкие семьи не просто гармоничны. Их члены преданы друг другу, высоко ценят друг друга, много времени проводят вместе, имеют приятный круг общения, в значитель- ной степени религиозны и, главное, способны конструктивно преодолевать кризис (Stinnett, 1998; Stinnett & DeFrain, 1985).
Согласно Уилкоксону (Wilcoxon, 1985), брачным и семейным консуль- тантам необходимо знать особенности отдельных стадий жизни семьи, чтобы дифференцированно подходить к задачам развития каждого члена семьи. Когда консультанты внимательно относятся к отдельным членам семьи и к семье в целом, они способны понять, что некоторые индивидуальные проявления, такие как депрессия (Lopez, 1986), сомнения в выборе карьеры (Kinnier, Brigman &
Noble,
1990) и злоупотребление психоактивными веществами (West, Hosie &
360
Zarski,
1987), связаны со структурой семьи и ее функционированием. Следова- тельно, они способны создавать более содержательные планы работы.
При оценке семейных паттернов и психического здоровья каждого члена семьи важно основываться на знании формы семейной системы и стадии ее развития. Чтобы облегчить этот процесс, Картер и МакТолдрик (Carter &
McGoldrick,
1988) предлагают наборы развивающих задач как для традицион- ных семей, так и для семей нетрадиционного типа, таких как семьи с един- ственным родителем или смешанные семьи. Важно отметить, что нетрадицион- ные семьи не считаются патологическими, они лишь находятся на другой ста- дии роста и развития.
Для описания дисфункциональной семьи Боуэн (Bowen, 1978) предлагает ряд терминов, например эмоциональная переплетенность и триангуляция.
(Термин эмоциональная переплетенность относится к семейной обстановке и описывает ситуацию, в которой члены семьи чрезмерно зависят друг от друга или психологические границы между ними размыты; термин триангуляция от- носится к сложным семейным ситуациям, где одного человека «тянут» в двух различных направлениях другие члены треугольника.) Консультанты, эффек- тивно работающие с супружескими парами и семьями, руководствуются рядом принципов при определении того, как, где и когда проводить вмешательство и проводить ли его вообще. Они не упускают возможности действовать (напри- мер, не забудут привлечь каждого члена семьи к участию в терапевтическом процессе) и при этом не будут чрезмерно торопиться (уделяя слишком много внимания словесным выражениям) (Gladding, 1998).
О
ТЛИЧИЯ БРАЧНОГО И СЕМЕЙНОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ГРУППОВОГО
Существуют как сходство, так и различия в подходах к брачному или се- мейному консультированию, с одной стороны, и к групповому или индивиду- альному консультированию, с другой. Основное сходство заключается в теори- ях. Некоторые теории, используемые в индивидуальном или групповом кон- сультировании (такие как личностно-центрированный подход, гештальт- терапия, адлерианское консультирование, терапия реальностью и транзактный анализ), используются также в работе с супружескими парами и семьями (Home
& Passmore,
1991). Другие подходы (например, структурная, стратегическая и ориентированная на решение семейная терапия) применяются только в кон- сультировании по вопросам семьи и брака. Для того чтобы быть достаточно квалифицированными в своей области, консультанты по вопросам брака и се- мьи должны изучать работы, относящиеся к другим областям консультирова- ния, знать термины и теории, а также быть в курсе новых разработок в области применения известных теорий.
Консультирование по вопросам брака и семьи и индивидуальное кон-
361 сультирование имеют немало общих исходных предпосылок. Например, оба направления признают важную роль семьи в жизни человека, фокусируются на проблемном поведении и на конфликтах между индивидом и окружающей сре- дой, а также базируются на теории развития. Различие состоит в том, что инди- видуальное консультирование обычно занимается терапией человека вне его семьи, тогда как супружеское или семейное консультирование в принципе под- разумевает вовлечение других членов семьи. Более того, консультирование по вопросам брака и семьи направлено на решение проблем семьи как на способ помощи отдельным ее членам лучше справляться с обстоятельствами жизни
(Nichols & Schwartz, 1998).
Сессии консультирования по вопросам брака и семьи по своей организа- ции, основной динамике и стадиям развития подобны сессиям группового кон- сультирования. Кроме того, оба типа консультирования имеют межличностную направленность. Однако семья — это не подобие типичной группы, хотя знание закономерностей развития группы может оказаться полезным. Например,'члены семьи не равны по статусу и влиянию. Кроме того, в семьях могут культивиро- ваться мифы, тогда как группы более объективны в отношении отдельных со- бытий. Члены семьи выражают большее количество эмоций, чем члены групп другого типа, поскольку процессы в семье не ограничены во времени и связаны с половыми ролями и эмоциональными узами, которые имеют длинную предысторию (Becvar, 1982). Хотя семья может считаться группой, не совсем целесообразно, работая с семьей, ограничиваться только групповой теорией.
Наконец, в брачном и семейном консультировании акцент делается глав- ным образом на процессе (динамике) в противоположность акценту на содер- жании (линейная причинная связь) в большинстве случаев индивидуального и группового консультирования. Другими словами, динамика с точки зрения кон- сультирования по вопросам брака и семьи в целом отличается от динамики при двух других типах консультирования. Создавая переход от индивидуального консультирования к семейному, Резникофф (Resnikoff, 1981) обращает внима- ние на определенные вопросы, которые консультанты должны задать себе, что- бы понять функционирование семьи и ее динамику. Правильно сформулировав вопросы, консультант сможет лучше приспособиться к семье как к клиенту и найти лучший способ работы с ней.
• Каковы внешние признаки семьи?
• Какие из повторяющихся непродуктивных результатов являются значи- мыми?
• Какое основное чувство господствует в семье и от кого оно исходит?
• Какие индивидуальные роли укрепляют прочность семьи и что можно считать превалирующим средством защиты семьи?
• Чем члены семьи отличаются друг от друга и каковы границы под- групп?
• Какую стадию жизненного цикла переживает семья и каковы методы решения главной задачи этой стадии?
Консультанты, работающие с супружескими парами, также задают мно- гие из этих вопросов.
362
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМАМ БРАКА
Супружеские пары прибегают к консультированию по самым разным причинам, включая финансовые трудности, проблемы с детьми, супружескую неверность, проблемы общения и совместимость супругов. Почти любая ситуа- ция может служить поводом для обращения за помощью.
Независимо от того, кто обращается с запросом, необходимо, чтобы кон- сультант в самом начале встретился с обоими супругами. Уайтэкер (Whitaker,
1977) обращает внимание, что если консультант не организует такую встречу, то он, по всей вероятности, не поможет паре или даже причинит ей вред. По- пытка работать только с одним супругом, даже в течение одной или двух сес- сий, увеличивает сопротивление другого супруга по отношению к консульти- рованию и его тревогу. Более того, если один супруг попытается изменить что- либо в себе и своем поведении, не поставив предварительно в известность об этом другого супруга и не заручившись, по возможности, его поддержкой, это обязательно вызовет конфликт. Уилкоксон и Фенелл (Wilcoxon & Fenell, 1983) разработали образец письма, в котором терапевт объясняет сущность процесса супружеской терапии партнеру, отсутствующему на консультации. В письме обращается внимание на опасность анализа позиции только одного партнера; оно рассчитано на то, чтобы помочь отсутствующему на консультации супругу рассмотреть возможности, которые могут открыться при работе с обоими чле- нами пары.
После того как оба партнера решили приступить к супружескому кон- сультированию, консультант может применять различные стратегии. Вот пять главных подходов: психоаналитический подход, теория социального научения, системная теория семьи Боуэна, структурно-стратегический и рационально- эмо-тивный подходы (Ellis, Sichel, Yeager, DiMattia & DiGiuseppe, 1989; Jacob- son & Gurman,
1996). Хотя существует и множество других методов терапии, они не будут рассматриваться здесь из-за недостаточной доказанности их эф- фективности.
363
Источник: Engaging the non-attending spouse in marital therapy through the use of therapist- initiated written communication, by A. Wilcoxon and D. Fenell (1983). Journal of Marital and Family Ther-
apy, 9(32), 199-203.1983 by American Association for Marriage and Family Therapy.
П
СИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Базирующееся на психоанализе супружеское консультирование основы- вается на теории объектных отношений, которая объясняет, как развиваются отношения между поколениями (Slipp, 1988). Объектами являются значимые другие в окружении человека, такие как мать, с которой у ребенка формируется интерактивная эмоциональная связь. Предпочтение одних объектов в противо- положность другим развивается в раннем детстве во взаимодействиях детей с
И
НФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
-
ПРИГЛАШЕНИЕ
к
НЕ ПРИСУТСТВУЮЩЕМУ НА КОНСУЛЬТАЦИИ СУПРУГУ
(Дата)
Г-ну Джону Джонсу, 111, Смит-Стрит, город, США 00000
Дорогой г-н Джонс,
Как Вы, возможно, знаете, Ваша жена Джилл обращалась за терапевтическими услугами по поводу проблем, связанных с вашим браком. Однако она заявила, что Вы не желаете участвовать в сессиях супружеской терапии.
Как профессиональный терапевт по вопросам брака, я обязан сообщить каждому из вас о возможном результате терапевтических услуг, оказанных только одному из супругов.
Имеющиеся в моем распоряжении исследования указывают, что супружеская терапия, проводимая только с одним супругом, заканчивается увеличением напряжения в браке и неудовлетворенности для обоих супругов. С другой стороны, многие супружеские пары сообщали, что терапия по вопросам брака, в которую были вовлечены оба супруга, ока- залась полезной, позволила уменьшить напряжение между супругами и повысить удовле- творенность браком.
Эти результаты отражают общие тенденции в исследованиях супружеских пар и не носят абсолютного характера. Однако Вам и Джилл важно иметь информацию о потенциальных последствиях супружеской терапии, в которой принимает участие только Ваша супруга.
Зная эту информацию, Вы сможете избрать способ действия, лучше всего соответствую- щий Вашим намерениям.
Прошу Вас после тщательного рассмотрения этой информации обсудить с Джилл ваше мнение относительно будущих терапевтических услуг. Таким образом, каждая сторона будет иметь ясное представление о намерениях другой стороны относительно ваших от- ношений.
В качестве домашнего задания я попросил Джилл дать прочитать это письмо каждому из вас и расписаться в нижней части листа, чтобы я мог удостовериться в вашем понимании потенциальных последствий для ваших отношений продолжения терапии с одним супру- гом. Если Вы захотите присоединиться к Джилл для супружеской терапии, в дополнение к
Вашей подписи ниже, пожалуйста, свяжитесь со мной, для того чтобы обсудить Ваши намерения. Если же Вы не заинтересованы в участии, просто подпишитесь ниже и пусть
Джилл возвратит письмо во время следующей терапевтической сессии. Я ценю Ваше со- трудничество в этом вопросе.
С уважением,
Терапевт X
Своими подписями ниже мы заверяем, что мы обсудили и понимаем потенциальные по- следствия длительной супружеской терапии только с одним супругом.
Присутствующий на консультации супруг____Дата____
Не присутствующий на консультации супруг____Дата____
364 родителями. Люди распространяют эти бессознательные предпочтения на су- пружеские отношения.
Чтобы помочь супружеской паре, консультант, работая с каждым из партнеров, сосредоточивается на достижении эмоционального понимания их ранних взаимоотношений с родителями. Процесс терапевтического воздействия может быть как индивидуальным, так и совместным. В ходе терапии консуль- тант использует процесс переноса, при котором каждый партнер реструктури- рует внутренние восприятия, ожидания и реакции в отношении себя и других и проецирует их на консультанта. Среди других методов — анализ индивидуаль- ных биографий каждого партнера и истории супружеских отношений. В про- цесс терапии часто включаются интерпретация, толкование снов и анализ со- противления (Baruth & Huber, 1984). В результате должен произойти катарсис,
выражение скрытой эмоции. Цель этого подхода состоит в том, чтобы помочь индивидам и супружеским парам углубить свое понимание жизни и изменить свои способы поведения.
С
ОЦИАЛЬНО
-
КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ
Социально-когнитивная теория является одной из разновидностей бихе- виоризма и ставит во главу угла научение через моделирование и имитацию
(Bandura,
1977). Иногда ее называют теорией социального научения. Согласно этой теории, научение определенным действиям происходит через наблюдение за другими, и партнеры по браку либо испытывают дефицит, либо избыток не- обходимых стереотипов поведения. Дефицит может быть следствием того, что один или оба партнера никогда не были свидетелями демонстрации определен- ного навыка, например умения честно соревноваться. Избыток может явиться результатом убеждения одного или обоих партнеров, что всего лишь незначи- тельного действия будет достаточно, чтобы решить проблему. Например, один партнер сообщает другому все, что ему нравится и не нравится в браке, в надежде, что открытый обмен мнениями будет полезным. Хотя такой честностью можно только восхищаться, ис- следования показывают, что отношения между партнерами быстрее улучшают- ся с помощью конструктивного взаимодействия, чем с помощью отрицательной обратной связи (Gottman, 1994). Как оказалось, лучше всего работает селектив- ная коммуникация и взаимодействие с супругом.
Основной акцент в супружеском консультировании с позиций теории со- циального научения делается на выработке умения жить настоящим. События прошлого, которые привели к разрушению брака, могут быть признаны, но им не должно уделяться много внимания. Чтобы помочь супругам добиться пози- тивного перелома в процессе консультирования, консультанты могут использо- вать разнообразные поведенческие стратегии, такие как самоотчет, наблюде- ние, упражнения для обучения коммуникативным навыкам, заключение кон- тракта и выполнение домашних заданий (Stuart, 1980). В социально- когнитивной теории многое основано на линейном способе мышления.
365
1 ... 37 38 39 40 41 42 43 44 ... 83