ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1191
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
371
•
Ответственный аналитик. Остается эмоционально отстраненным и рассудительным.
•
Уводящий в сторону. Прерывает и постоянно болтает на несуществен- ные темы.
В. Сатир помогает семьям, обучая их членов умению владеть собствен- ными чувствами и ясно выражать их, — процесс, который она называет вырав-
нивание. Чтобы способствовать установлению близких отношений, членов се- мьи учат выслушивать друг друга. Сатир подчеркивает важность получения и передачи обратной связи и улаживания разногласий по мере их возникновения.
Она делает главный акцент на формировании коммуникативных навыков. Са- тир использует специальные упражнения, чтобы помочь семьям и их членам становиться более информированными.
Витакер, который придерживается менее структурированного подхода к работе с семьями, представляет крайнее крыло эмпирической школы. Он наста- ивает на применении нестандартных, творческих приемов и допускает видоиз- менения своих методов в процессе работы. Он поступает нетрадиционно и ино- гда использует абсурдные высказывания (утверждения, являющиеся истинными лишь наполовину и даже оказывающиеся глупым, если их довести до логиче- ского конца) в работе с семьями. Для достижения лучшего результата Витакер прибегает к помощи терапевта-ассистента. Говорят, что он вместе с семьей, с которой работал, шел спать, видел сны и рассказывал свои сновидения членам семьи. Уроки, которые члены семьи получают в результате таких опытов, труд- но отвергнуть или сопротивляться им. В результате семьи начинают изменять свои образцы поведения и становятся более честными, открытыми и непосред- ственными друг с другом, В целом Витакер (Whitaker, 1989) делает акцент на раскрытии и использовании бессознательных аспектов жизни семьи.
Б
ИХЕВИОРАЛЬНОЕ
СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Семейные консультанты, придерживающиеся бихевиорального подхода, в своей работе с семьей используют теоретические методы, первоначально предназначенные для индивидуального консультирования. За исключением уз- копрофессиональных семейных терапевтов (Alexander & Parsons, 1982), они не придерживаются жесткой системы в теоретическом осмыслении и клинической работе с семьями, Вместо этого наиболее последовательные бихевиоральные семейные консультанты больше значения придают научению. Они подчерки- вают важность обучения семейным правилам и навыкам (Walsh, 1993) и пола- гают, что характер поведения в большей степени определяется последствиями действий, а не предшествующими событиями.
372
Источник: «Updating Behavior Therapy with Couples» by R. B. Stuart, 1998, Family Journal, 6, p. 11.
Протокол процедуры первой сессии в бехевиорально-ориентированной терапии
1 ... 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 83
супружесих пар
До начала первой сессии поговорите по телефону, по возможности - с обоими партнера- ми, используя этот разговор для того, чтобы:
1. Определить, обладаете ли вы квалификацией, необходимой для помощи клиентам, подходят ли клиенты для вашей практики и применим ли для них используемый вами подход.
2. Объяснить условия вашего терапевтического контракта (например, оплата, длитель- ность и т. д.).
3. Установить начальную связь с каждым из партнеров, расспросив их о причинах беспо- койства и выражая заинтересованность в решении проблемы.
Первая сессия
1. А. Попросите наиболее спокойного, на ваш взгляд, партнера кратко (около 5 минут) описать ее или его личную историю (включая важные, близкие отношения).
Б. Попросите, чтобы другой партнер сделал то же самое.
2. Посвятите приблизительно 5 минут выяснению у обоих партнеров того, как они встре- тились и как развивались их отношения.
А. Попросите более активного, на ваш взгляд, партнера, чтобы он описал то, что сначала привлекло его к другому.
Б. Попросите, чтобы другой сделал то же самое.
3. А. Посвятите приблизительно 5 минут выяснению у менее активного партнера того, ка- кие аспекты текущих отношений он считает приемлемыми и какие аспекты он хотел бы изменить.
Б. Попросите, чтобы другой сделал то же самое.
4. Спросите обоих партнеров относительно их намерения остаться вместе. К Если оба согласны, объясните логику работы.
1. Вы используете модель идеального клиента, чтобы объяснить принципы, лежащие в основе вашей работы, и затем помогаете им применить эти принципы для достижения их цели.
2. Вы используете ряд мини-экспериментов, в которых они будут участниками совместно- го исследования, направленного на выбор наиболее полезного метода вмешательства.
3. Ваш поиск компромиссного решения, в котором оба окажутся победителями.
4. Три стадии терапии, которые вы предлагаете. а) Вы начинаете с предложения определенных изменений. б) После того как партнеры усвоят принципы, вы обучаете их идентифицировать цели и планировать действия. в) При завершении терапии роль консультанта заключается в оценке достигнутых изме- нений и соотнесении их с теми ожидаемыми изменениями, о которых договаривались партнеры.
Б. Если один из партнеров проявит намерение завершить отношения, примените вмеша- тельство, чтобы уменьшить неопределенность; это позволит обоим партнерам участво- вать в процессе решения своей судьбы, чтобы добиться результата. Подчеркните важ- ность продолжения действия, доказы-вая возможность изменения, интерпретируя эти усилия как эксперименты, а не как признаки одностороннего пересмотра обязательств.
5. Добейтесь принятия обоими партнерами обязательств начать процесс изучения воз- можностей изменения взаимодействия, пересматривая соглашения до тех пор, пока они не станут приемлемыми для обоих.
6. Введите «дни заботы друг о друге», организовав это как помощь партнерам в их сбли- жении и демонстрацию того, что они оба могут почувствовать улучшение, если каждый постарается делать хотя бы маленькие, положительные шаги к изменению поведения.
7. После первой сессии идентифицируйте области напряжения и разработайте для каж- дого партнера общий план развития необходимых знаний, понимания и навыков.
373
Цели бихевиорального семейного консультирования весьма определенны и, как правило, ограниченны. Бихевиористы пытаются изменить неблагоприят- ные поведенческие стереотипы, чтобы избавиться от нежелательных взаимо- действий. Значительная часть их работы сосредоточивается на изменении взаи- модействия в диадах через обучение, моделирование и подкрепление новых форм поведения. Стюарт (Stuart, 1998) описал разновидность бихевиоральной терапии семейных пар как «принципиальный прагматизм». Бихевиористы пола- гают, что изменение достигается путем увеличения доли конструктивного по- ведения легче, чем путем уменьшения доли негативного поведения. Бульшая часть их работы сконцентрирована в трех главных областях: бихевиоральное обучение родителей (Patterson, 1971); бихевиоральное консультирование по во- просам брака (Stuart, 1980,1998); коррекция сексуальных дисфункций (LoPicco- lo, 1978; Masters & Johnson,
1970). Протокол процедуры первой сессии бихеви- оральной терапии семейных пар представлен на с. 387.
С
ТРУКТУРНОЕ
СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Сальвадор Минухин (Minuchin, 1974), основоположник структурного се- мейного консультирования, определяет структуру как неформальный способ, которым семья организует себя и упорядочивает свои взаимодействия. При- верженцы структурного семейного консультирования добиваются структурных изменений в организации семьи, уделяя особое внимание изменению стереоти- пов взаимодействия в подсистемах семьи, таких как супружеская диада, и уста- новлению четких границ между членами семьи (Minuchin, Montalvo, Guerney,
Rosman & Schumer,
1967). Основателем этой школы семейного консультирова- ния был Сальвадор Минухин (Minuchin, 1974). Подход базируется на общей теории систем.
Консультанты, придерживающиеся структурного подхода, при работе с семьей занимают позицию лидера. Они исследуют структуру семьи и опреде- ляют, насколько в ней закрепились дисфункциональные стереотипы. Затем они применяют разнообразные методы, нацеленные на изменение этих стереотипов
(Minuchin & Fishman,
1981). Один из основных методов заключается в работе с семейными взаимодействиями. Когда члены семьи продолжают действовать непродуктивно или демонстрируют свое равнодушное или сложное эмоцио- нальное положение в семейной структуре, консультант перестраивает окружа- ющую обстановку так, чтобы они были вынуждены действовать другим спосо- бом. Для этого может быть использована чрезвычайно простая техника, напри- мер поставить людей лицом к лицу Во время их разговора.
Консультанты, работающие в сфере структурного семейного консульти- рования, также используют рефрейминг (refraiming) — метод, который заклю- чается в том, чтобы помочь семье увидеть проблему с другой, более конструк- тивной точки зрения. Например, когда ребенок плохо себя ведет, его поведение
374 можно считать «шалостью», а не «сумасшествием». Следовательно, ребенок и его поведение будет рассматриваться как менее патологическое. Помогая семь- ям изменять свою структуру, пересматривать свои проблемы, устанавливать иерархию в отношениях и создавать очевидные границы и нормальные способы взаимодействия, структуралисты помогают семьям использовать внутренние ресурсы для продуктивного и здорового функционирования.
С
ТРАТЕГИЧЕСКОЕ
(
КРАТКОСРОЧНОЕ
)
СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Джей Хэйли (Haley, 1973), Кло Маданес (Madanes, 1991) и миланская группа (Selvini-Palazzoli, Boscolo, Cecchin & Prata, 1978) являются лидерами стратегической школы консультирования семьи. Консультанты, работающие в рамках стратегического подхода, придерживаются системного представления о проблемном поведении и сосредоточиваются скорее на процессе, чем на со- держании дисфункциональных взаимодействий. Они стремятся разрешить су- ществующие проблемы и уделяют мало внимания глубине понимания. Они — сторонники краткосрочной терапии и ограничивают количество сессий работы с семьей.
Один из продуктивных приемов заключается в том, чтобы давать уста-
новку на определенные симптомы. При этом подходе поведение, которое необ- ходимо изменить»(например, семейные драки), берется под контроль консуль- танта и осуществляется произвольно, если члены семьи соглашаются, и устра- няется, если члены семьи сопротивляются инструкциям консультанта. Страте- гические семейные консультанты принимают представленные семьей акту-
альные проблемы и считают, что симптомы выполняют положительную комму- никативную функцию.
В течение процесса терапии Миланская группа часто предлагает семьям проходить через испытания, например совершить путешествие или пережить совместные трудности. Идея состоит в том, что если семьи будут чем-то жерт- вовать, чтобы добиться лучшего, то увеличится и долгосрочный результат те- рапевтического воздействия. Главный аспект стратегического семейного кон- сультирования состоит в назначении оригинальных домашних заданий (часто задаваемых в форме предписаний или директив), которые должны быть выпол- нены между сессиями. Многие консультанты, придерживающие стратегическо- го направления, работают в составе команды (группы). В целом эта форма те- рапии является весьма прагматичной.
С
ЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
,
СОСРЕДОТОЧЕННОЕ НА РЕШЕНИЯХ
Сосредоточенное на поиске решения семейное консультирование являет- ся одновременно и продолжением стратегического семейного консультирова- ния, и самостоятельной сущностью. Его корни прослеживаются в работе Мил-