ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1181
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
375 тона Эриксона (Erickson, 1954), особенно в его принципе утилизации, который подразумевает использование любых сведений и материалов, которые клиенты предоставляют в процессе консультирования, «в качестве основания и средства для разрешения проблемы клиента и изменения» (Lawson, 1994, р. 244). Эрик- сон полагал, что у людей есть внутренние ресурсы и они способны решить свои собственные проблемы. «Кроме того, Эриксон... был убежден, что небольшого изменения в поведении часто достаточно, чтобы привести к более глубоким из- менениям в контексте проблемы» (Lawson, 1994, р. 244). Эта точка зрения была адаптирована Джеем Хэйли (Haley) и переработана Стивом де Шазером и Бил- лом О'Ханлоном в теорию семейного консультирования, сосредоточенного на поиске решения (deShazer, 1985, 1988; O'Hanlon & Werner-Davis, 1989).
Сущность сосредоточенного на решении семейного консультирования заключается в убеждении, что клиенты сами создают проблемы из-за своих представлений о себе (например, думая о себе: «Я всегда подавлен»). Консуль- танты пытаются помочь клиентам обрести другой взгляд на ситуацию, указы- вая, что это состояние характерно только для того периода, когда они расстрое- ны. Это подталкивает семью клиента к разрешению ситуаций, которые всегда считались неразрешимыми. (West, Bubenzer, Smith & Hamm, 1997). Таким обра- зом, в центре внимания сессионной работы и домашних заданий — положи- тельные аспекты ситуации и открывающиеся возможности как в настоящем, так и в будущем (Walter & Peller, 1992). Один из методов помощи людям в измене- нии точки зрения (от концентрации на негативной стороне — к обращению внимания на позитив) называется «волшебный вопрос» (miracle question). Суть его состоит примерно в следующем: «Предположим, что этой ночью, когда вы спали, случилось чудо и все проблемы, из-за которых вы находитесь здесь, вне- запно разрешены. Как вы узнаете об этом? Что будет иначе?» (deShazer, 1991).
Достоинства сосредоточенного на решении семейного консультирования заключаются в его краткосрочности и эффективности (Fleming & Rickord,
1997). К тому же этот подход весьма гибок и его эффективность доказана ис- следованиями.
Н
АРРАТИВНОЕ СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Начало нарративному семейному консультированию, самому новому из получивших известность подходов, было положено Майклом Уайтом и Дэви- дом Эпстоном (White & Epston, 1990). Это — постмодернистский социально конструктивный подход к изменению, в котором консультант работает сов- местно с семьей, руководя процессом путем задавания вопросов (Walsh & Kee- nan,
1997). Подход основан на нарративном рассуждении (narrative reasoning),
которое характеризуется сюжетом, содержательностью и жизненностью. Со- гласно данной точке зрения, «люди проживают свои жизни по сюжетам» (Kurtz
& Tandy, 1995, p.
177). Таким образом, акцент в этом подходе смещен к нарра- тивному осмыслению и интерпретации мира.
В этом консультировании акцент делается на разработке уникальных и альтернативных сюжетов в расчете на то, что у семьи появятся новые возмож-
376 ности выбора и новые стратегии жизни. Основное содержание терапии — пере-
стройка (reauthoring) жизненных сюжетов, что делает более возможным из- менение жизни семьи (White, 1995). В процессе изменения сюжетов семью под- талкивают к экстернализации проблем с целью последующего их решения.
Экстернализация отделяет человека от проблемы и объективирует трудности, чтобы семейные ресурсы могли быть направлены на поиск возможностей кон- структивного изменения ситуации, отрицательно влияющей на семью, напри- мер депрессии или хаоса. Консультанты пишут семьям письма, в которых со- общается о достигнутом прогрессе и формально отмечается завершение их совместной работы. Данный подход исключает любые обвинения, а диалог при этом строится так, чтобы каждый вносил вклад в решение общей проблемы
(Walsh & Keenan, 1997).
Р
ЕЗЮМЕ
С 1940-х годов профессии семейного и брачного консультирования пре- терпели значительные изменения в силу ряда причин, в том числе вследствие развития теории, роста потребностей населения и благодаря исследованиям, доказавшим эффективность консультирования в этих областях. Область брач- ного консультирования иногда охватывается моделями семейного консульти- рования, но, начиная с 1970-х годов, повышается его значимость как самостоя- тельного направления. Существуют пять главных подходов к брачному кон- сультированию: психоаналитическая теория, теория социального научения, си- стемная теория семьи Боуэна, структурно-стратегический и рационально- эмотивный подходы. Консультирование семьи имеет более широкий диапазон подходов, но доминирующими являются системная теория семьи, психодина- мический, эмпирический, бихевиоральный, структурный и стратегический
(краткосрочный) подходы, подход, направленный на достижение решения и по- вествовательное семейное консультирование.
Независимо от того, занимается консультант брачным или семейным консультированием, он должен знать теоретический базис своего подхода и учитывать, на каком этапе индивидуального жизненного цикла находятся каж- дый из супругов или члены семьи. Консультанты должны также осознавать, ка- ким образом теории индивидуального или группового консультирования могут помогать или мешать в работе с семьями.
С
ВОДНАЯ ТАБЛИЦА
Н
ЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
В БРАЧНОМ И СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
П
СИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СЕМЬИ
Теоретики: Зигмунд Фрейд, Натан Аккерман, Иван Босормени-Надь,
Джеймс Фрамо, Теодор Лидз, Норман Пол, Лиман Уинн.
377
Базисные предпосылки: Бессознательные процессы связывают членов се- мейства между собой и влияют на решения людей, в том числе на те, что отно- сятся к браку. Человек идентифицируется с объектами (которыми являются значимые другие в жизни человека) или отвергает их. Бессознательные тенден- ции должны быть преодолены.
Роль консультанта: Консультант является учителем и интерпретатором опыта.
Объект воздействия: Индивиды, иногда — индивиды в условиях семьи.
Цели воздействия: Разрушить базирующиеся на бессознательных процес- сах дисфункциональные взаимодействия в семье, а также устранить индивиду- альные проблемы.
Методы: Перенос, анализ сновидений, конфронтация, использование психической энергии, история жизни.
Уникальные аспекты: Концентрируется на роли бессознательного в чело- веческом поведении; исследует основные защитные механизмы в семейных от- ношениях; глубинная терапия расстройства.
Т
ЕОРИЯ СЕМЬИ
Б
ОУЭНА
Теоретики: Мюррей Боуэн, Майкл Керр.
Базисные предпосылки.Теория и практика совпадают. Семейные стерео- типы имеют тенденцию повторяться. Человек должен дифференцировать себя от семьи, в которой он вырос. Неконтролируемое беспокойство приводит к се- мейной дис-функциональности.
Роль консультанта. Консультант выступает в качестве тренера и учителя и концентрируется на вопросах границы и дифференциации.
Объект воздействия. Индивид или супружеская пара.
Цели воздействия. Предотвращать триангуляцию и помогать супруже- ским парам и отдельным супругам взаимодействовать на когнитивном уровне; останавливать повторяющиеся в разных поколениях дисфункциональные сте- реотипы семейных отношений.
Методы. Генограммы, возвращение домой, детриангуляция, отношения
«лицом к лицу», определение собственных психологических границ.
Уникальные аспекты. Акцент на отношениях между поколениями и по- вторяющихся стереотипах; системность, глубинный характер теории.
Э
МПИРИЧЕСКОЕ СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Теоретики: Вирджиния Сатир, Карл Витакер, Фред Дул (Duhl), Банни
Дул, Уолтер Кемплер, Огастус Напьер (Napier), Дэвид Кит (Keith), Сьюзен
Джонсон, Пэгги Папп.
Базовые предпосылки. Семейные проблемы коренятся в подавлении чувств, в ригидности, в отказе от импульсов, в недостатке осознания, в эмоцио- нальном «омертвлении».
Роль консультанта. Консультанты действуют через собственную лич- ность. Они должны быть открытыми, непосредственными, эмпатичными и внимательными по отношению к клиенту, должны демонстрировать заботу и
378 одобрение. Они должны терапевтически добиваться уменьшения симптомов и обучать членов семьи новым навыкам ясного выражения чувства.
Объект терапии. Отдельные члены семьи и супружеские диады; исклю- чение из этого правила составляет работа Витакера, который рассматривает три поколения семьи.
Цели терапии. Подход сосредоточивается на достижении роста, измене- нии, увеличении креативности, гибкости, непосредственности и радости; делает скры-тое явным. Увеличивает эмоциональную близость и устраняет ригид- ность; снимает психологическую защиту; улучшает самооценку.
Методы. Семейное скульптурирование и танец, обучение навыкам ясных коммуникаций, юмор, семейная арт-терапия, ролевые игры, реконструкция се- мьи; игнорирование теории и подчеркивание интуитивной непосредственности; обмен ощущениями и создание эмоционально насыщенной атмосферы; выдви- жение предложений и директив (метод «мозгового штурма»).
Уникальные аспекты. Развивает творческий потенциал и спонтанность в семьях; поощряет членов семей изменять свои роли и увеличивает понимание себя и других; является гуманистическим и обращается со всем членами семьи как с равными по статусу; увеличивает понимание своих чувств и чувств дру- гих членов семьи; поощряет развитие.
Б
ИХЕВИОРАЛЬНОЕ СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Теоретики: Б. Ф. Скиннер, Джон Уотсон, Ричард Стюарт, Норман
Эпштейн, Нейл Якобсон, Джеральд Паттерсон, Роберт Веисс, Гайола Марго- лин, Альберт Бандура, Уолтер Митчел, Уильям Мастере, Вирджиния Джонсон,
Джозеф Воль-пе, Аарон Бек, Дональд Мейченбаум, Эд Каткин.
Базовые предпосылки. Определенное поведение поддерживается или ис- ключается его последствиями. Недостаточно адаптивные действия могут быть прекращены или модифицированы. Адаптивные действия могут быть закрепле- ны в результате научения. Аналогично, знания являются или рациональными, или иррациональными. Они могут быть модифицированы, что в результате приведет к изменению«сведения.
Роль консультанта: Непосредственная, тщательная оценка и вмешатель- ство; консультант выступает в роли учителя, эксперта и «подкрепителя»; ос- новное внимание уделяется проблемам, актуальным в данный момент.
Объект терапии. Обучение родителей, супружеские отношения и ком- муникации супружеской пары, лечение сексуальных расстройств; акцент на диадных взаимодействиях, за исключением функциональной семейной терапии.
Цели терапии. Вызвать изменения поведения с помощью изменения предпосылок или последствий действий; специальное внимание уделяется из- менению последствий; акцент на устранении нежелательного поведения и за- креплении положительного поведения; обучение социальным навыкам и предотвращение проблем, связанных с повторением нежелательного действия; повышение компетентности индивидов и супружеских пар и обучение их по- ниманию динамики поведения.
Методы. Оперантное обусловливание, классическое обусловливание,
379 теория социального научения и когнитивно-бихевиоральные стратегии; методы включают систематическую десенсибилизацию, положительное подкрепление, периодическое подкрепление, генерализацию, затухание, прекращение, моде- лирование, реципрокность, наказание, символическую экономию, обмен услу- гами, составление диаграмм, психолого-образовательные методы.
Уникальные аспекты. Подходы являются прямолинейными (несложные) с широким использованием наблюдения, измерения и научной теории. В них подчеркивается направленность на терапию существующих на данный момент проблем. Значительное количество времени уделяется обучению новым соци- альным навыкам и устранению дисфункциональных навыков. Отношения стро- ятся на позитивном контроле и процедурах обучения, а не на наказании. Бихе- виоризм является простым и прагматичным способом вмешательства, с множе- ством работоспособных методов (таких, как использование контрактов). Эф- фективность этих подходов подтверждается результатами превосходно выпол- ненных исследований. В целом терапия является краткосрочной.
Структурная семейная теория
Теоретики: Сальвадор Минухин, Браулио Монтальво, Чарльз Фишман,
Берни Розман, Гарри Апонте, Дункан Стэнтон, Томас Тодд.
Базисные предпосылки. Функционирование семьи связано со структурой семьи, ее подсистемами и границами. Для того чтобы помочь семье приспосо- биться к новым ситуациям, необходимо понять и изменить явные и тайные пра- вила и иерархии.
Роль консультанта. Консультанты создают мысленную картину семьи и активно работают с ней на сессиях консультирования. Подобно театральному режиссеру, они дают семьям инструкцию взаимодействовать через разыгрыва- ние ролей и непринужденные последовательности действий (предписание).
Объект терапии. Семья как система или подсистема, а также индивиду- альные потребности членов семьи.
Цель терапии. Сделать проблематичное поведение открытым, с тем что- бы консультанты могли наблюдать и помогать изменить его; вызывать струк- турные перестройки в семьях, например изменять образцы организации и по- следовательности действий.
Методы. Соединение, аккомодация, реструктурирование, работа со взаи- модействием (разыгрывание ролей, непосредственные действия), усиление, разбалансировка, рефрейминг, формирование компетентности, создание гра- ниц.
Уникальные аспекты. Первоначально подход был разработан для семей с низким социально-экономическим положением; очень прагматический; под влиянием этого подхода профессиональные психиатры стали уважать семейное консультирование как подход в лечении; принципы и методы подхода четко сформулировали Минухин (Minuchin) и другие консультанты; эффективен в работе с семьями зависимых, людей с нарушениями пищевого поведения и с суицидными попытками; хорошо исследованный, системный, нацеленный на актуальные проблемы, краткосрочный (обычно менее шести месяцев); семей- ные консультанты и семьи активны в течение сессий.