ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1175
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 13
ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Кто я, среди этой группы пилигримов,
столь разных на первый взгляд?
Может, я так застенчив, как Майлс Стэндиш,
отмалчиваюсь, чтобы не ошибиться,
или я больше похож на Джона Олдена,
отважно добивающегося руки красавицы
не для себя, а для друга
1
.
Наверное, я больше, чем просто кто-либо из них.
Или, может быть, в разное время я бываю то тем,
то другим!
В тишине и в шуме я снова и снова размышляю
над этим.
Gladding S.
Т. (1979). A restless presence:
Group process as a pilgrimage. School Counselor, 27, 26
Группы — это особое направление в консультировании, которое часто оказывается эффективным средством помощи в решении личностных и меж- личностных проблем. Групповая работа строится на свойственной людям есте- ственной тенденции собираться вместе, обмениваться мнениями и чувствами, а также сообща работать и играть. «Группы ценны тем, что они позволяют своим участникам испытать чувство принадлежности, обсудить общие проблемы, наблюдать поведение и последствия поведения других людей и получить под- держку, столь важную в процессе самопознания и изменения» (Nims, 1998, р.
134). Участвуя в групповой работе, люди формируют социальные отношения, эмоциональные привязанности и часто приобретают новые знания (Posthuma,
1996).
Однако для того, чтобы в полной мере реализовать возможности группо- вой работы, необходимо разобраться в некоторых ошибочных представлениях относительно групп (Gladding, 1999). Большинство из таких ложных представ- лений касается групп консультирования и психотерапии (в противоположность психолого-образовательным и исследовательским группам, создаваемым для решения определенных задач (task/ work groups)). Вот некоторые наиболее рас- пространенные мифы о группах (Childers & Couch, 1989).
1
Майлс Стэндиш (Standish, Miles or Myles), 15849-1656, военный и политический лидер первых ан- глийских колонистов в Америке. Джон Олден (Alden) (15997-1687), соратник Стэндиша. Олден и Стэндиш по- лучили известность в значительной степени благодаря поэме Генри Лонгфелло «Ухаживание Майлса Стэнди- ша» (The Courtship of Miles Standish) (1858). В этой поэме Олден просит руки Присциллы Муллинс от имени своего нерешительного друга Стэндиша. На это она ответила: «Почему ты не говоришь от себя, Джон?»
387
• Специально создаваемые группы искусственны и нереальны.
• Это «второсортное» средство для работы над проблемами.
• Пребывание в группе вынуждает людей снимать психологическую за- щиту и тем самым приводит к потере собственной идентичности.
• Групповая работа требует, чтобы люди проявляли эмоциональность и полностью раскрывались(«выворачивались наизнанку»).
• Группы бесцеремонны, конфронтационны и враждебны по отношению к человеку, их участникам «промывают мозги».
Действительность опровергает эти мифы. Групповая работа имеет долгую и замечательную историю. Первой группой психотерапевтического консульти- рования обычно принято считать группу, созданную в 1905 году бостонским врачом Джозефом Херси Праттом (Pratt). Членами группы Пратта были паци- енты туберкулезного диспансера в штате Массачусетс, регулярно собиравшиеся для информационных, ориентированных на оказание психологической под- держки терапевтических бесед. Далее перечисляются имена тех, кто также счи- таются пионерами группового движения.
• Джекоб Л. Морено, который в 1920-х годах ввел в литературу по кон- сультированию термин «групповая психотерапия».
• Александр Вольф и Эмануэль Шварц, которые в конце 1940-х годов разработали первую программу сертификации по групповой терапии в Нью-
Йоркском медицинском колледже.
• Курт Левин, чье понятие теории поля в 1930-1940-х годах стало основой для создания Тэвистокских малых учебных групп в Англии и движения Т-групп в США.
• Фриц Перлз, применивший к групповой работе гештальт- терапевтический подход, что вновь привлекло к этой области интерес консуль- тантов.
• У. Эдварде Деминг (Deming), разработавший и воплотивший идею ра- бочих групп качества, предназначенных для совершенствования процессов тру- довой деятельности, улучшения ее результатов, а также для формирования принципов нравственности среди предпринимателей.
• Уильям Шутц (Schutz) и Джек Гибб (Gibb), которые обратили внимание на гуманистический аспект работы Т-групп, выдвигая на первый план группо- вой работы задачи развития личности.
• Карл Роджерс, который в 1960-х годах разработал концепцию группо- вой психотерапии, ставшую моделью для групповой работы, ориентированной на личностный рост.
В этой главе рассматриваются следующие аспекты групповой работы: место групп в общей системе консультационных услуг, включая типы наиболее часто используемых групп; их теоретическая база; проблемы и стадии форми- рования групп; качества эффективных групповых лидеров. Для профессиона- лов, работающих, прежде всего, в качестве лидеров групп, в США были созда- ны организации как национального, так и местного уровня. Одной из наиболее массовых организаций, в которую входит большинство профессиональных кон- сультантов, является Ассоциация специалистов групповой работы (Association
388 for Specialists in Group Work — ASGW) — национальное отделение АСА (Аме- риканской ассоциации консультирования). ASGW была учреждена АСА в 1974 году (Carroll & Levo, 1985). Она заняла лидирующее положение в создании об- разовательных и этических руководств для лидеров групп и издает ежеквар- тальный периодический журнал для специалистов по групповой работе Journal
for Specialists in Group Work.
Среди других организаций, занимающихся груп- повой работой, можно выделить Американскую ассоциацию групповой психо- терапии (American Group Psychotherapy Association — AGPA), Американское общество групповой психотерапии и психодрамы (American Society of Group
Psychotherapy and Psychodrama — ASGPP) и отделение групповой психологии и групповой психотерапии (49-е отделение) Американской психологической ас- социации (American Psychological Association АРА).
М
ЕСТО ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЙ
СИСТЕМЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Группа определяется как два или больше человек, действующих вместе для достижения взаимовыгодной цели. Группам принадлежит уникальное ме- сто в консультировании. Каждый человек в повседневной жизни ежедневно оказывается вовлеченным .в групповые взаимодействия, например с одноклас- сниками или деловыми партнерами. Объединение в группы — часть человече- ской природы, и многие личностные и профессиональные навыки приобрета- ются в процессе группового взаимодействия. Кажется вполне естественным, что консультанты нашли применение этой важной особенности человеческих отношений. Групповая работа представляет собой экономически выгодный и эффективный способ помощи людям, которые имеют сходные проблемы и ин- тересы. Консультанты, чья компетенция ограничивается навыками индивиду- ального консультирования, сужают свои возможности оказания помощи.
Большинству консультантов приходится принимать решения о том, в ка- ких случаях, где и с какими клиентами использовать групповой метод работы.
Существует целый ряд ситуаций, когда групповая форма работы не подходит для предоставления консультационной помощи. Например, консультант, наня- тый компанией, поступил бы неразумно, собрав в общей группе не равных по рангу и возрасту служащих для работы с их личностными проблемами. Точно так же школьному консультанту было бы неверно пользоваться групповым подходом при работе с детьми, которые страдают нарушениями поведения. Но группа может оказаться идеальной для помощи людям, имеющим общие инте- ресы, более или менее равным по статусу и не имеющим деструктивных наклонностей. В таких случаях для совместной работы консультанты обычно назначают время регулярных встреч, которые проводятся в тихой, не нарушае- мой извне обстановке.
Группы различаются по составу и числу участников, а также по целям.
Но, несмотря на это, групповой процесс всегда включает работу, которую Газ- да (Gazda, 1989) описывает как «динамическое взаимодействие между людьми,
389 направленное на предотвращение или облегчение трудностей, а также на то, чтобы способствовать личностному росту и духовному развитию» (р. 297). По- этому термин групповая работа часто используется для описания того, что происходит в группах. ASGW(1992) определяет групповую работу как «разно- образную профессиональную деятельность, направленную на оказание помощи в выполнении задач в условиях группы. Это подразумевает применение специ- алистами теории групп и группового процесса для оказания содействия взаимо- зависимому собранию людей в достижении общих целей, которые по своей природе могут Йыть личностными, межличностными или связанными с реше- нием задачи» (р. 14).
Группы имеют ряд преимуществ. Например, члены группы могут осо- знать, что они не одиноки в своих проблемах и интересах, что с ними не проис- ходит чего-либо уникального или ненормального. Взаимодействуя друг с дру- гом, люди учатся лучше понимать собственные ситуации. В группах клиенты могут опробовать новые формы поведения и способы взаимодействия, потому что атмосфера группы обеспечивает безопасное окружение, предоставляющее возможности для экспериментирования, изменений и получения обратной свя- зи. Кроме того, наблюдая, как другие участники работают со своими проблема- ми и решают их, члены группы приобретают навыки поступать аналогично.
Наконец, группа может служить катализатором, помогающим людям осознать свое желание или потребность в индивидуальном консультировании или в до- стижении личностной цели.
При правильной организации группы имеют определенные преимуще- ства, которые могут оказаться полезными в оказании помощи людям с самыми разнообразными проблемами и интересами. Сотни исследований посвящены описанию различных подходов к групповой работе и статистическому под- тверждению их эффективности. Новая информация об этом появляется с такой скоростью, что f рудно оставаться в курсе самых последних достижений. Неко- торые исследователи в данной области, например Зимпфер (Zimpfer, 1990), ре- гулярно публикуют Подробные обзоры по отдельным видам групповой работы, которые помогают практикующим специалистам своевременно знакомиться с информацией.
Вот некоторые результаты проведенных в последнее время исследований в данной области.
• Групповое консультирование может использоваться для оказания по- мощи старшеклассникам в освоении навыков разрешения социальных проблем, что в свою очередь поможет им подготовиться к выбору карьеры (Hutchin-son,
Freeman & Quick, 1996).
• Учебные группы, созданные для совместного усвоения знаний, могут помогать участникам в достижении их целей (Avasthi, 1990).
• Группы поддержки могут помочь женщинам старшего возраста спра- виться с ситуацией развода и его последствиями (Blatter & Jacobsen, 1993).
• Групповое консультирование и психологические образовательные про- граммы могут помочь людям, страдающим сердечными заболеваниями, лучше справляться с причинами возникновения стрессов в повседневной жизни
390
(Livneh & Sherwood-Hawes, 1993).
Однако группы нельзя рассматривать как панацею, подходящую всем людям для решения любых проблем. Эта форма консультирования имеет опре- деленные ограничения и недостатки. Например, групповая работа подходит для решения далеко не всех проблем и годится не для всех клиентов. В группе не всегда возможно достичь необходимой глубины проработки личностных про- блем. Кроме того, давление группы может вынудить клиента предпринять не- которые действия (например, связанные с самораскрытием) прежде, чем он окажется действительно готов к этому. Группы могут также приводить к огруп-
плению мышления (groupthink mentality), при котором стереотипный, защитный, лишенный новизны характер мыслительного процесса становится нормой, а всякое творчество в подходе к решению задач подавляется. Еще одним недо- статком групп является то, что индивиды могут попытаться использовать их для ухода от действительности или в каких-либо эгоистичных целях и этим нарушать процесс работы группы. Кроме того, лидерам групп не всегда удается найти время для проведения групповой работы, подходящее для всех желаю- щих принять в ней участие. Другой сложный вопрос — отражают ли группы ту социальную среду, в которой обычно находятся участники группы. В против- ном случае то, что усвоено из группового опыта, не может быть применено в реальной жизни. Наконец, если какие-либо стадии группового развития не бу- дут пройдены успешно, групповая работа может приобрести регрессивный, не- продуктивный и даже деструктивный характер (например, поиск «козла отпу- щения», групповой нарциссизм, проекция) (McClure, 1994).
Т
ИПЫ ГРУПП
Множество форм проведения групповой работы, «по-видимому, может удовлетворить интересы и потребности фактически любого, кто нуждается в психотерапии, личностном росте или просто в психологической поддержке и общении с другими людьми» (Lynn & Frauman, 1985, p. 423). Существование большого количества моделей групп обусловлено целым спектром разнообраз- ных ситуаций. Несмотря на продолжающиеся споры о способах классификации групп, особенно в части целей и содержания групповой работы (Waldo & Bau- man, 1998), ASGW
былиразработаны образовательные стандарты для следую- щих типов групп (1992).
О
РИЕНТАЦИОННЫЕ
/
ПСИХОЛОГО
-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ГРУППЫ
Работа в ориентационных/психолого-образовательных группах может быть профилактического или обучающего характера (Brown, 1998; Репсе, Pay- mar, Ritmees-ter & Shepard,
1998). Их цель состоит в том, чтобы научить участ- ников группы правильно вести себя ситуациях, связанных с потенциальной опасностью (например, СПИДа), справляться с проблемами жизненного разви-
391 тия (например, старения) или с непредвиденными жизненными кризисами (та- кими, как смерть любимого человека). Группы этого типа обычно работают в образовательных учреждениях. Одной из наиболее важных частей рабочего процесса в таких группах является обсуждение того, как участники группы мо- гут индивидуализировать информацию, получаемую в контексте групповой ра- боты (Ohlsen, 1977). В школах при проведении ориентационной/обучающей групповой работы используются различные учебные материалы, такие как не- законченные рассказы, кукольные игры, фильмы, аудиозаписи интервью, вы- ступления приглашенных докладчиков. В работе со взрослыми используются другие, соответствующие возрасту, средства. Обычно это письменные материа- лы.
В качестве примера можно привести психолого-образовательные группы в студенческих городках университетов и колледжей. В студенческие годы
«происходит разностороннее развитие молодых людей» (Taub, 1998, р. 197). Их развитию может способствовать участие в психолого-образовательных группах, нацеленных на такие актуальные проблемы, как сдерживание агрессии, отно- шения между полами и овладение учебными навыками. Эта форма групповой работал носит кратковременный характер. Тем не менее она может служить подготовительной ступенью для тех, кто намерен более тщательно подойти к работе над своими проблемами.
Г
РУППЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
/
ГРУППЫ
РЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ
Эти группы «призваны помочь своим участникам решать обычные, одна- ко зачастую трудные жизненные проблемы с помощью межличностной под- держки и путем совместного решения задач. Дополнительная цель состоит в том, чтобы помочь участникам группы развить навыки решения задач межлич- ностного общения, с тем, чтобы они были лучше подготовлены к преодолению возможных проблем. Часто групповая работа не имеет четко выраженной про- фориентационной, образовательной, личностной, социальной или развивающей направленности» (ASGW, 1992, р. 14). Газда (Gazda, 1989) выделяет ряд призна- ков, по которым различаются группы решения межличностных проблем и пси- холого-образовательные группы.
• Групповое консультирование больше подходят для разрешения времен- ных или длительно существующих психологических проблем, в то время как ориентационную и психолого-образовательную групповую работу рекоменду- ется проводить в качестве регулярного образовательного мероприятия, направ- ленного на личностный рост участников группы.
• Групповое консультирование более направленно, чем психолого- образовательная групповая работа, пытается изменить установки и поведение.
Так, групповое консультирование предполагает эмоциональное вовлечение участников, в то время как ориентационные и психолого-образовательные группы больше концентрируются на достижении понимания участников.
ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Кто я, среди этой группы пилигримов,
столь разных на первый взгляд?
Может, я так застенчив, как Майлс Стэндиш,
отмалчиваюсь, чтобы не ошибиться,
или я больше похож на Джона Олдена,
отважно добивающегося руки красавицы
не для себя, а для друга
1
.
Наверное, я больше, чем просто кто-либо из них.
Или, может быть, в разное время я бываю то тем,
то другим!
В тишине и в шуме я снова и снова размышляю
над этим.
Gladding S.
Т. (1979). A restless presence:
Group process as a pilgrimage. School Counselor, 27, 26
Группы — это особое направление в консультировании, которое часто оказывается эффективным средством помощи в решении личностных и меж- личностных проблем. Групповая работа строится на свойственной людям есте- ственной тенденции собираться вместе, обмениваться мнениями и чувствами, а также сообща работать и играть. «Группы ценны тем, что они позволяют своим участникам испытать чувство принадлежности, обсудить общие проблемы, наблюдать поведение и последствия поведения других людей и получить под- держку, столь важную в процессе самопознания и изменения» (Nims, 1998, р.
134). Участвуя в групповой работе, люди формируют социальные отношения, эмоциональные привязанности и часто приобретают новые знания (Posthuma,
1996).
Однако для того, чтобы в полной мере реализовать возможности группо- вой работы, необходимо разобраться в некоторых ошибочных представлениях относительно групп (Gladding, 1999). Большинство из таких ложных представ- лений касается групп консультирования и психотерапии (в противоположность психолого-образовательным и исследовательским группам, создаваемым для решения определенных задач (task/ work groups)). Вот некоторые наиболее рас- пространенные мифы о группах (Childers & Couch, 1989).
1
Майлс Стэндиш (Standish, Miles or Myles), 15849-1656, военный и политический лидер первых ан- глийских колонистов в Америке. Джон Олден (Alden) (15997-1687), соратник Стэндиша. Олден и Стэндиш по- лучили известность в значительной степени благодаря поэме Генри Лонгфелло «Ухаживание Майлса Стэнди- ша» (The Courtship of Miles Standish) (1858). В этой поэме Олден просит руки Присциллы Муллинс от имени своего нерешительного друга Стэндиша. На это она ответила: «Почему ты не говоришь от себя, Джон?»
387
• Специально создаваемые группы искусственны и нереальны.
• Это «второсортное» средство для работы над проблемами.
• Пребывание в группе вынуждает людей снимать психологическую за- щиту и тем самым приводит к потере собственной идентичности.
• Групповая работа требует, чтобы люди проявляли эмоциональность и полностью раскрывались(«выворачивались наизнанку»).
• Группы бесцеремонны, конфронтационны и враждебны по отношению к человеку, их участникам «промывают мозги».
Действительность опровергает эти мифы. Групповая работа имеет долгую и замечательную историю. Первой группой психотерапевтического консульти- рования обычно принято считать группу, созданную в 1905 году бостонским врачом Джозефом Херси Праттом (Pratt). Членами группы Пратта были паци- енты туберкулезного диспансера в штате Массачусетс, регулярно собиравшиеся для информационных, ориентированных на оказание психологической под- держки терапевтических бесед. Далее перечисляются имена тех, кто также счи- таются пионерами группового движения.
• Джекоб Л. Морено, который в 1920-х годах ввел в литературу по кон- сультированию термин «групповая психотерапия».
• Александр Вольф и Эмануэль Шварц, которые в конце 1940-х годов разработали первую программу сертификации по групповой терапии в Нью-
Йоркском медицинском колледже.
• Курт Левин, чье понятие теории поля в 1930-1940-х годах стало основой для создания Тэвистокских малых учебных групп в Англии и движения Т-групп в США.
• Фриц Перлз, применивший к групповой работе гештальт- терапевтический подход, что вновь привлекло к этой области интерес консуль- тантов.
• У. Эдварде Деминг (Deming), разработавший и воплотивший идею ра- бочих групп качества, предназначенных для совершенствования процессов тру- довой деятельности, улучшения ее результатов, а также для формирования принципов нравственности среди предпринимателей.
• Уильям Шутц (Schutz) и Джек Гибб (Gibb), которые обратили внимание на гуманистический аспект работы Т-групп, выдвигая на первый план группо- вой работы задачи развития личности.
• Карл Роджерс, который в 1960-х годах разработал концепцию группо- вой психотерапии, ставшую моделью для групповой работы, ориентированной на личностный рост.
В этой главе рассматриваются следующие аспекты групповой работы: место групп в общей системе консультационных услуг, включая типы наиболее часто используемых групп; их теоретическая база; проблемы и стадии форми- рования групп; качества эффективных групповых лидеров. Для профессиона- лов, работающих, прежде всего, в качестве лидеров групп, в США были созда- ны организации как национального, так и местного уровня. Одной из наиболее массовых организаций, в которую входит большинство профессиональных кон- сультантов, является Ассоциация специалистов групповой работы (Association
388 for Specialists in Group Work — ASGW) — национальное отделение АСА (Аме- риканской ассоциации консультирования). ASGW была учреждена АСА в 1974 году (Carroll & Levo, 1985). Она заняла лидирующее положение в создании об- разовательных и этических руководств для лидеров групп и издает ежеквар- тальный периодический журнал для специалистов по групповой работе Journal
for Specialists in Group Work.
Среди других организаций, занимающихся груп- повой работой, можно выделить Американскую ассоциацию групповой психо- терапии (American Group Psychotherapy Association — AGPA), Американское общество групповой психотерапии и психодрамы (American Society of Group
Psychotherapy and Psychodrama — ASGPP) и отделение групповой психологии и групповой психотерапии (49-е отделение) Американской психологической ас- социации (American Psychological Association АРА).
М
ЕСТО ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЙ
СИСТЕМЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Группа определяется как два или больше человек, действующих вместе для достижения взаимовыгодной цели. Группам принадлежит уникальное ме- сто в консультировании. Каждый человек в повседневной жизни ежедневно оказывается вовлеченным .в групповые взаимодействия, например с одноклас- сниками или деловыми партнерами. Объединение в группы — часть человече- ской природы, и многие личностные и профессиональные навыки приобрета- ются в процессе группового взаимодействия. Кажется вполне естественным, что консультанты нашли применение этой важной особенности человеческих отношений. Групповая работа представляет собой экономически выгодный и эффективный способ помощи людям, которые имеют сходные проблемы и ин- тересы. Консультанты, чья компетенция ограничивается навыками индивиду- ального консультирования, сужают свои возможности оказания помощи.
Большинству консультантов приходится принимать решения о том, в ка- ких случаях, где и с какими клиентами использовать групповой метод работы.
Существует целый ряд ситуаций, когда групповая форма работы не подходит для предоставления консультационной помощи. Например, консультант, наня- тый компанией, поступил бы неразумно, собрав в общей группе не равных по рангу и возрасту служащих для работы с их личностными проблемами. Точно так же школьному консультанту было бы неверно пользоваться групповым подходом при работе с детьми, которые страдают нарушениями поведения. Но группа может оказаться идеальной для помощи людям, имеющим общие инте- ресы, более или менее равным по статусу и не имеющим деструктивных наклонностей. В таких случаях для совместной работы консультанты обычно назначают время регулярных встреч, которые проводятся в тихой, не нарушае- мой извне обстановке.
Группы различаются по составу и числу участников, а также по целям.
Но, несмотря на это, групповой процесс всегда включает работу, которую Газ- да (Gazda, 1989) описывает как «динамическое взаимодействие между людьми,
389 направленное на предотвращение или облегчение трудностей, а также на то, чтобы способствовать личностному росту и духовному развитию» (р. 297). По- этому термин групповая работа часто используется для описания того, что происходит в группах. ASGW(1992) определяет групповую работу как «разно- образную профессиональную деятельность, направленную на оказание помощи в выполнении задач в условиях группы. Это подразумевает применение специ- алистами теории групп и группового процесса для оказания содействия взаимо- зависимому собранию людей в достижении общих целей, которые по своей природе могут Йыть личностными, межличностными или связанными с реше- нием задачи» (р. 14).
Группы имеют ряд преимуществ. Например, члены группы могут осо- знать, что они не одиноки в своих проблемах и интересах, что с ними не проис- ходит чего-либо уникального или ненормального. Взаимодействуя друг с дру- гом, люди учатся лучше понимать собственные ситуации. В группах клиенты могут опробовать новые формы поведения и способы взаимодействия, потому что атмосфера группы обеспечивает безопасное окружение, предоставляющее возможности для экспериментирования, изменений и получения обратной свя- зи. Кроме того, наблюдая, как другие участники работают со своими проблема- ми и решают их, члены группы приобретают навыки поступать аналогично.
Наконец, группа может служить катализатором, помогающим людям осознать свое желание или потребность в индивидуальном консультировании или в до- стижении личностной цели.
При правильной организации группы имеют определенные преимуще- ства, которые могут оказаться полезными в оказании помощи людям с самыми разнообразными проблемами и интересами. Сотни исследований посвящены описанию различных подходов к групповой работе и статистическому под- тверждению их эффективности. Новая информация об этом появляется с такой скоростью, что f рудно оставаться в курсе самых последних достижений. Неко- торые исследователи в данной области, например Зимпфер (Zimpfer, 1990), ре- гулярно публикуют Подробные обзоры по отдельным видам групповой работы, которые помогают практикующим специалистам своевременно знакомиться с информацией.
Вот некоторые результаты проведенных в последнее время исследований в данной области.
• Групповое консультирование может использоваться для оказания по- мощи старшеклассникам в освоении навыков разрешения социальных проблем, что в свою очередь поможет им подготовиться к выбору карьеры (Hutchin-son,
Freeman & Quick, 1996).
• Учебные группы, созданные для совместного усвоения знаний, могут помогать участникам в достижении их целей (Avasthi, 1990).
• Группы поддержки могут помочь женщинам старшего возраста спра- виться с ситуацией развода и его последствиями (Blatter & Jacobsen, 1993).
• Групповое консультирование и психологические образовательные про- граммы могут помочь людям, страдающим сердечными заболеваниями, лучше справляться с причинами возникновения стрессов в повседневной жизни
390
(Livneh & Sherwood-Hawes, 1993).
Однако группы нельзя рассматривать как панацею, подходящую всем людям для решения любых проблем. Эта форма консультирования имеет опре- деленные ограничения и недостатки. Например, групповая работа подходит для решения далеко не всех проблем и годится не для всех клиентов. В группе не всегда возможно достичь необходимой глубины проработки личностных про- блем. Кроме того, давление группы может вынудить клиента предпринять не- которые действия (например, связанные с самораскрытием) прежде, чем он окажется действительно готов к этому. Группы могут также приводить к огруп-
плению мышления (groupthink mentality), при котором стереотипный, защитный, лишенный новизны характер мыслительного процесса становится нормой, а всякое творчество в подходе к решению задач подавляется. Еще одним недо- статком групп является то, что индивиды могут попытаться использовать их для ухода от действительности или в каких-либо эгоистичных целях и этим нарушать процесс работы группы. Кроме того, лидерам групп не всегда удается найти время для проведения групповой работы, подходящее для всех желаю- щих принять в ней участие. Другой сложный вопрос — отражают ли группы ту социальную среду, в которой обычно находятся участники группы. В против- ном случае то, что усвоено из группового опыта, не может быть применено в реальной жизни. Наконец, если какие-либо стадии группового развития не бу- дут пройдены успешно, групповая работа может приобрести регрессивный, не- продуктивный и даже деструктивный характер (например, поиск «козла отпу- щения», групповой нарциссизм, проекция) (McClure, 1994).
Т
ИПЫ ГРУПП
Множество форм проведения групповой работы, «по-видимому, может удовлетворить интересы и потребности фактически любого, кто нуждается в психотерапии, личностном росте или просто в психологической поддержке и общении с другими людьми» (Lynn & Frauman, 1985, p. 423). Существование большого количества моделей групп обусловлено целым спектром разнообраз- ных ситуаций. Несмотря на продолжающиеся споры о способах классификации групп, особенно в части целей и содержания групповой работы (Waldo & Bau- man, 1998), ASGW
былиразработаны образовательные стандарты для следую- щих типов групп (1992).
О
РИЕНТАЦИОННЫЕ
/
ПСИХОЛОГО
-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ГРУППЫ
Работа в ориентационных/психолого-образовательных группах может быть профилактического или обучающего характера (Brown, 1998; Репсе, Pay- mar, Ritmees-ter & Shepard,
1998). Их цель состоит в том, чтобы научить участ- ников группы правильно вести себя ситуациях, связанных с потенциальной опасностью (например, СПИДа), справляться с проблемами жизненного разви-
391 тия (например, старения) или с непредвиденными жизненными кризисами (та- кими, как смерть любимого человека). Группы этого типа обычно работают в образовательных учреждениях. Одной из наиболее важных частей рабочего процесса в таких группах является обсуждение того, как участники группы мо- гут индивидуализировать информацию, получаемую в контексте групповой ра- боты (Ohlsen, 1977). В школах при проведении ориентационной/обучающей групповой работы используются различные учебные материалы, такие как не- законченные рассказы, кукольные игры, фильмы, аудиозаписи интервью, вы- ступления приглашенных докладчиков. В работе со взрослыми используются другие, соответствующие возрасту, средства. Обычно это письменные материа- лы.
В качестве примера можно привести психолого-образовательные группы в студенческих городках университетов и колледжей. В студенческие годы
«происходит разностороннее развитие молодых людей» (Taub, 1998, р. 197). Их развитию может способствовать участие в психолого-образовательных группах, нацеленных на такие актуальные проблемы, как сдерживание агрессии, отно- шения между полами и овладение учебными навыками. Эта форма групповой работал носит кратковременный характер. Тем не менее она может служить подготовительной ступенью для тех, кто намерен более тщательно подойти к работе над своими проблемами.
Г
РУППЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
/
ГРУППЫ
РЕШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ
Эти группы «призваны помочь своим участникам решать обычные, одна- ко зачастую трудные жизненные проблемы с помощью межличностной под- держки и путем совместного решения задач. Дополнительная цель состоит в том, чтобы помочь участникам группы развить навыки решения задач межлич- ностного общения, с тем, чтобы они были лучше подготовлены к преодолению возможных проблем. Часто групповая работа не имеет четко выраженной про- фориентационной, образовательной, личностной, социальной или развивающей направленности» (ASGW, 1992, р. 14). Газда (Gazda, 1989) выделяет ряд призна- ков, по которым различаются группы решения межличностных проблем и пси- холого-образовательные группы.
• Групповое консультирование больше подходят для разрешения времен- ных или длительно существующих психологических проблем, в то время как ориентационную и психолого-образовательную групповую работу рекоменду- ется проводить в качестве регулярного образовательного мероприятия, направ- ленного на личностный рост участников группы.
• Групповое консультирование более направленно, чем психолого- образовательная групповая работа, пытается изменить установки и поведение.
Так, групповое консультирование предполагает эмоциональное вовлечение участников, в то время как ориентационные и психолого-образовательные группы больше концентрируются на достижении понимания участников.