ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1169
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
396 ство группой должно стать гарантией того, что группа будет позитивной, а не деструктивной (Riordan & Beggs, 1987, p. 428).
Т
ЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
Теоретические подходы к консультированию в группах не менее разно- образны, чем подходы индивидуального консультирования. Часто групповая работа базируется на тех же теориях, что и индивидуальное консультирование: на психоаналитической, гештальтистской, личностно-центрированной, рацио- нально-эмотивной, когнитивной, бихевиоральной теориях и транзактном ана- лизе. Поскольку основные положения этих теорий рассматриваются в других главах этой книги, здесь они не будут обсуждаться. Тем не менее следует отме- тить, что, по сравнению с индивидуальной работой любой теоретический под- ход к групповой работе отличается определенной спецификой, обусловленной влиянием групповой динамики (взаимодействие участников группы).
Оценивая семь главных теоретических подходов к групповой работе,
Уорд (Ward, 1982) анализирует то внимание, которое уделяется в каждом под- ходе работе на индивидуальном, межличностном и групповом уровнях (табл.
13.1). Например, психоаналитический, гештальт-терапевтический и бихевио- ральный подходы эффективны для групповой работы на индивидуальном уровне, но довольно слабы на двух других уровнях групповой работы. С другой стороны, подход Роджерса эффективен на индивидуальном уровне и менее успешен на межличностном и групповом уровне. Уорд обращает внимание на ограничения каждого из подходов и на важность рассмотрения при детальном планировании групповой работы таких факторов, как задача группы и зрелость ее членов.
Таблица 13.1
Эффективность различных теоретических подходов на
трех уровнях групповой работы
Уровни
Теория
Индивидуальный
Межличностный
Групповой
Ограничивающие факторы
Фрейд
Перлз
Бихевиоризм
Эллис
Берн
Роджерс
Высокая
Высокая
Высокая
Высокая
Высокая
Высокая
Низкая
Низкая
Низкая
Средняя
Высокая
Средняя
Низкая
Низкая
Низкая
Низкая
Низкая
Средняя
Задача, участники, лидер
Задача, участники, лидер
Задача, лидер
Задача, лидер
Задача
Стиль лидерства
Источник: «A model for the more effective use of theory in group work» by D. E. Ward, (1982), Journal
for Specialists in Group Work, 7, 227.
Фрей (Frey, 1972) предлагает способ концептуализации восьми подходов к групповой работе с помощью двух континуумов: «понимание—действие» и
397
«рациональное—эмоциональное» (рис. 13.1). Хансен, Уорнер и Смит. (Hansen,
Warner & Smith,
1980) располагают групповые подходы в пространстве призна- ков, задаваемом осями: «процесс—результат» и «лидер-центрированные—
участник-центрированные» (рис. 13.2). Чтобы делать осознанный выбор, груп- повые лидеры и потенциальные участники групп должны знать различия тео- рий. В целом многочисленные теоретические модели обеспечивают богатство и разнообразие выбора методов поведения групповой работы.
Выбирая теоретический подход, групповым лидерам важно учитывать следующие факторы, кроме уже указанных.
1. Действительно ли нужна теоретическая основа для проведения группо- вой работы?
2. Достижению каких целей будет способствовать применение теории?
3. Какие критерии будут использоваться в процессе выбора?
Теория во многом напоминает карту. В групповой работе теория задает направление и определяет стратегию исследования основных предположений, касающихся человеческой природы. Она также помогает в определении целей группы, разъясняет роль и функции лидера и задает порядок взаимодействия в группе.
Наконец, теория может помочь в оценке результатов работы группы. По- пытка вести группу без явного теоретического обоснования подобна попытке лететь на самолете без карты и знания приборов. Любое из этих действий явля- ется глупым, опасным и, скорее всего, окажется вредным.
Кроме того, хорошая теория выполняет практические функции (Gladding,
1999). Например, она определяет значение и структуру опыта и фактов, прояв- ляющихся во время работы, и задает концептуальную схему для их анализа.
Хорошая теория помогает придать логический смысл всему, что происходит, и способствует проведению результативных исследований. Имея столь богатые возможности для выбора теории, потенциальный групповой лидер должен про- явить мудрость, чтобы при выборе подхода тщательно взвесить все факторы.
Форд и Урбан (Ford & Urban, 1998) полагают, что существует четыре главных фактора, которые должны учитываться при выборе теории: личный опыт, единодушие экспертов, престиж и некоторая совокупность подтвержден- ных данных. У всех этих критериев имеются как недостатки, так и достоин- ства.. Поэтому начинающим консультантам важно прислушиваться к коллегам и критически подходить к чтению профессиональной литературы, чтобы найти наиболее верифицируемые теории, в максимальной степени соответствующие их индивидуальному стилю (Gladding, 1999).
398
Рис.13.1. Концептуализация групповых подходов
Источник: «Conceptualizing counseling theories» by D. H. Frey (1972). Counselor Education and Supervi-
sion, 11,245.
Рис. 13.2.Концептуализация групповых подходов
Источник: Group counseling: Theory and process (2nd ed.) (p. 322), by J. C. Hansen, R. W. Warner& E. J.
Smith (1980). Boston: Houghton Mifflin
399
С
ТАДИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Группы, подобно другим живым системам, проходят ряд стадий развития.
Если участник или лидер группы не знают признаков этих стадий, то измене- ния, которые происходят в группе, могут показаться скорее обескураживаю- щими, чем значимыми, а результаты работы будут незначительными. Процесс обучения может проходить с наибольшей пользой, если устанавливаются усло- вия, способствующие развитию группы, или если «как на индивидуальном, так и на групповом уровнях используются воздействия, базирующиеся на теориях развития» (Saidla, 1990, р. 15). В любом случае выигрывают и участники групп и лидеры. В профессиональной литературе продолжаются споры о том, что происходит на различных стадиях групповой работы и на каких именно стадиях происходят те или иные события. Хотя для некоторых типов групп (например, образовательные или тренинговые) стадии развития уже были идентифициро- ваны, стадии работы консультационных групп по-прежнему вызывают много споров. Групповое консультирование чаще всего разбивается на четыре или пять стадий, но встречаются модели, предполагающие только три стадии или, наоборот, целых шесть. Считается, что модель Тукмана (Tuckman) отражает господствующую тенденцию.
Тукман (Tuckman, 1965) был одним из первых теоретиков, разработавших поэтапное описание процесса группового консультирования. Он полагал, что существуют четыре стадии развития группы: формирование, «буря», нормали- зация и деятельность. Эта концепция была позже расширена путем включения пятой стадии: завершения (Tuckman & Jensen, 1977) или «траур/утро»
1
(Waldo,
1985). На каждой стадии выполняются определенные задачи. Например, в ста-
дии формирования обычно закладывается основа последующей работы и опре- деляется, кто будет (или не будет) участвовать в групповом обсуждении. На этой стадии (младенческий возраст группы) участники склонны проявлять тре- вогу и зависимость и говорят на малозначимые темы. Чтобы облегчить включе- ние в группу на этой стадии, надо структурировать работу таким образом, что- бы участники чувствовали себя свободно и уверенно в отношении того, что их ожидает. Например, перед первой встречей участникам можно сообщить, что им будет предоставлено по три минуты для рассказа друг другу о себе (McCoy,
1994).
На второй стадии, стадии «бури», как правило, происходят конфликты и наблюдается некоторый сумбур, что напоминает подростковый период. Кон- фликты в группе в это или в какое-либо другое время «вынуждают участников принимать ряд основополагающих решений относительно степени их самосто- ятельности и взаимозависимости в отношениях друг с другом» (Rybak & Brown,
1997, p.
31). Участники группы пытаются утвердиться в групповой иерархии и успешно справиться с проблемами, связанными с тревогой, борьбой за власть и
1
В английском языке все эти слова рифмуются: forming, storming, norming, performing, adjourning, mourn-
ing/morning. —
Примеч. перев.
400 ожиданиями. Иногда на этой стадии случаются нападки на лидера группы.
Третья стадия, нормализация, напоминает жизнь молодого взрослого, ко- гда, «пережив бурю, группа часто демонстрирует энтузиазм и согласованность.
Принимаются решения по поводу целей и способов совместной работы»
(Saidla,
1990, р. 16). Эта стадия иногда комбинируется со стадией «бури» и ве- дет к стадии деятельности, которая по уровню зрелости соответствует периоду взрослости. На этой стадии участники группы поглощены друг другом и свои- ми индивидуальными и коллективными целями. Это время, когда группа, если она работает хорошо, достигает результатов. Наконец, в стадии завершения,
или стадии «траура/утра», групповая работа подходит к концу, и участники говорят «до свидания» друг другу и группе. На стадии завершения участники ощущают или чувство выполненного долга, или горечь. Иногда на этой стадии групповой работы организуется празднование или, по крайней мере, церемония закрытия.
В табл. 13.2 предложен краткий анализ каждой из пяти представленных здесь стадий. При этом стадии «бури» и нормализации характеризуются сов- местно.
П
РОБЛЕМЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Успешность групповой работы зависит от решения множества специфи- ческих проблем. Часть из них связана с методиками управления группами, дру- гие — с обучением и этикой. Еще до создания группы лидер должен иметь яс- ное представление о причине ее создания и о промежуточных и конечных це- лях. Только после этого можно надеяться на успешную работу группы.
1 ... 41 42 43 44 45 46 47 48 ... 83
О
ТБОР И ПОДГОТОВКА
ЧЛЕНОВ ГРУППЫ
Отбор и подготовка участников являются необходимыми условиями успешного проведения групповой работы (Couch, 1995). Не все люди, желаю- щие стать участниками групп, являются для этого подходящими кандидатами.
Если таким людям позволить присоединиться к группе, они могут стать «труд- ными» членами группы (в частности, увлекаясь захватом внимания или мани- пулированием) и причинить групповому лидеру значительные неприятности
(Kottler, 1994b).
Или они могут объединиться с другими, находящимися на оди- наково низком уровне функционирования участниками группы и способство- вать регрессу группы. Если это произойдет, участники группы получат психо- логическую травму, и группа станет неспособной выполнить свои задачи
(McClure, 1990).
Таблица 13.2
Четыре стадии групповой работы
Форлшрование
Буря/Нормализация
Работа
Завершение
1
2
3
4
5
Акценты
Помогает участникам почув- ствовать себя частью группы.
Развивает доверие и чувство причастности
Пр мере того как лидеры и участники находят свое место в группе и вырабатывают чувство сплоченности (чувство «мы»), преодолевается явная и скрытая напряженность, фрустрация, решаются конфликтные ситуа- ции
Формируется установка на про- дуктивность, целенаправлен- ность, конструктивность, ндтижение и активность
Акцент на завершенность, «закры- тие» группы, на выполнение постав- ленных задач и достижение целей, празднование окончания работы и, наконец, роспуск группы
Динамика и ха- рактеристики
Участники инициируют раз- говор/действия, которые но- сят неугрожающий характер; отношения поверхностные
Временно возрастает энергия, беспокойство; активизируется антиципация.
Усиливается нацеленность на функциониро- вание группы как единого цело- го. К концу стадии возрастают сотрудничество и безопасность
Участники начинают больше доверять себе и другим. Возрас- тают степень принятия риска, оптимизм, способность решать проблемы, повышается вклю- ченность всех участников в процесс достижения целей. Ли- дер меньше занимается направ- лением и структурированием группы. Участники склонны брать больше ответственности за процессы в группе
Около 15% группового времени уде- ляется рассмотрению и отражению событий, знаменующих завершение групповой работы, например, выпол- нению задачи. Участники занимают- ся разрешением эмоциональных про- блем, связанных с потерями, а также празднуют окончание работы ндиивидуально или в группе