ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1176
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
392
• Групповое консультирование проводится в небольшом помещении, в доверительной обстановке, в то время как психолого-образовательным группам более соответствуют условия классных занятий.
В действительности же консультационные и психолого-образовательные группы частично совпадают (Taub, 1998; Waldo & Bauman, 1998). Примером краткосрочного, но эффективного, частично совпадающего с психолого- образовательным, подхода в групповом консультировании являются структу- рированные групповые занятия, направленные на облегчение перехода выпуск- ников средней школы к обучению в колледже или к военной службе (Good- nough & Ripley,
1997). Эти занятия проводятся в школе непосредственно перед выпуском. Они дают учащимся возможность разобраться в сложном перепле- тении эмоций, которые они переживают в этот момент, обеспечивают инфор- мацией, помогающей выработать благоприятное познавательное отношение к тому, чем они собираются заниматься. В групповом консультировании, подоб- ном этому, каждый участник получает «эфирное время», возможность расска- зать о своих собственных проблемах. Взаимодействие членов группы и персо- нализация информации в этом процессе больше, чем в психолого- образовательных группах.
Г
РУППЫ ПСИХОТЕРАПИИ И ЛИЧНОСТНОЙ
РЕКОНСТРУКЦИИ
Психотерапевтические группы создаются для того, чтобы помочь участ- никам откорректировать глубокие психологические проблемы. «Ввиду значи- тельной глубины и степени психологических расстройств у участников, цель таких групп состоит в том, чтобы помочь каждому индивидууму восстановить наиболее важные аспекты личности» (ASGW, 1992, pp. 14-15).
Иногда происходит совмещение группового консультирования и группо- вой психотерапии, но при сосредоточении на реконструкции главных личност- ных характеристик их обычно различают. Групповая психотерапия часто про- исходит в стационарных условиях, например в психиатрических больницах или в других, учреждениях психического здоровья, из-за необходимости большего контроля над вовлеченными в психотерапию людьми. Не все люди являются подходящими кандидатами для интенсивной групповой психотерапии, прово- димой в амбулаторных условиях. Среди «неподходящих» — депрессивные, па- раноидные, шизоидные и социопатические личности, чрезмерно болтливые и склонные к суицидам люди, а также очевидные нарциссисты (Yalom, 1995). Ве- роятно, проще идентифицировать тех кандидатов в психотерапевтическую группу, которых следует исключить, чем тех, которых следует включать в чис- ло участников. Независимо от этого, групповая психотерапия представляет со- бой американскую (по происхождению — европейскую. — Примеч. научи, ред.)
форму лечения и во многом обеспечила логическое обоснование группового консультирования.
393
1 ... 40 41 42 43 44 45 46 47 ... 83
Ц
ЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ
Целевые (рабочие) группы помогают своим участникам применять прин- ципы и процессы групповой динамики для совершенствования деятельности и для достижения поставленных целей работы. «Специалист по целевым/рабочим группам способен помочь скорректировать или развить свои функции группам разного типа, в том числе: группам, создаваемым для решения конкретных за- дач; различным комиссиям и комитетам; группам планирования; обществен- ным организациям; а также дискуссионным, исследовательским, учебным и другим подобном группам» (ASGW, 1992, р. 14).
Классическим примером целевой группы является команда. В спорте, ис- кусстве и,на производстве команды часто создаются для достижения опреде- ленных целей, которых невозможно достичь поодиночке. Кружок качества
1
— группа работников, еженедельно собирающихся по своей инициативе для изу- чения процессов, связанных с их производственной деятельностью, и поиска способов их совершенствования, — это образец целевой группы в бизнесе
(Johnson & Johnson,
1997). Однако консультанты часто работают в командах не только ради разработки и внедрения новых идей, но и с целью разрешения про- блем внутри группы или в ее отношениях с окружением. Таким образом, целе- вые группы имеют широкую область применения.
Т
РАДИЦИОННЫЕ ТИПЫ ГРУПП
Часть традиционных, исторически сложившихся способов групповой ра- боты принадлежит к одной из четырех уже описанных категорий. Однако неко- торые типы групп сложно достаточно четко отнести к какой-либо категории.
Кроме того, все эти типы групп были разработаны до того, как они были клас- сифицированы в современном виде. Т-группы и группы встреч в настоящее время редко проводятся в их первоначальных формах. Тем не менее они важны, поскольку вносят значительный вклад в развитие групповой работы. Пси- ходрама, групповые марафоны и группы поддержки/самопомощи продолжают использоваться в их традиционных формах и не потеряли своего значения как терапевтическое средство.
Т-
ГРУППЫ
Первая Т-группа («Т» — первая буква слова training — обучение) была создана в Национальной лаборатории тренинга (National Training Laboratories
— NTL)
в Бетеле, штат Мэн, в 1947 году. Подобные группы появились в то вре- мя, когда ни групповое консультирование, ни групповая психотерапия не были
1
Quality circle —
группа работников, выполняющих сходные функции, которые периодически встречаются, нередко вместе с руководством, чтобы обсуждать вопросы, имеющие отношение к работе, и предлагать реше- ния и идеи, направленные на совершенствование работы. Кружок качества является эффективным методом контроля качества.
394 популярны. Изначально в основу работы группы были положены идеи Курта
Левина о групповой динамике. С того времени Т-группы претерпели значи- тельные изменения, перейдя от концентрации на выполнении задач к сосредо- точению на проблемах межличностных отношений. Хотя нелегко классифици- ровать Т-группы по какому-либо одному признаку, участники подобных групп, вероятно, усваивают на собственном опыте, как поведение одного участника группы влияет на поведение других, и наоборот. В этом отношении Т-группы подобны формам семейного консультирования, в котором обращается внима- ние на то, как работает система и как функционирует индивид внутри системы.
Г
РУППЫ ВСТРЕЧ
Согласно Линну и Фрауману (Lynn & Frauman,1985), группы встреч вы- делились из Т-групп как попытка сосредоточиться на личностном росте от- дельных участников группы, а не на самой группе. Группы встреч предназна- чены для «нормально функционирующих» людей, которые испытывают по- требность в «росте, изменении и развитии» (Lieberman, 1991). В годы своего расцвета (1970-е годы) группы встреч принимали разнообразные формы, начи- ная от минимально структурированных групп Карла Роджерса (Rogers, 1970) до высоко структурированных открытых групп Уильяма Шутца (Schutz, 1971).
Независимо от структуры, основное внимание в таких группах уделялось и продолжает уделяться индивидуальному выражению и осознанию эмоциональ- ных реакций.
Г
РУППОВОЙ МАРАФОН
Групповой марафон представляет собой единую продолжительную сес- сию групповой работы, направленной на устранение защитных барьеров, ис- пользуемых людьми в обычных ситуациях. Групповой марафон обычно про- должается не менее 24 часов. Его концепция была предложена Фредериком
Столлером (Stoller) и Джорджем Бачем (Bach) в 1960-х годах. Техника группо- вого марафона успешно использовалась при реабилитационной работе с людь- ми, злоупотребляющими психоактивными веществами, а также в групповом консультировании. Нередко трудовые переговоры и переговоры о примирении проводятся в форме группового марафона с целью достижения позитивного
«прорыва».
П
СИХОДРАМА
Создателем психодрамы считается Дж. Л. Морено, венский психиатр. Эта разновидность групповой работы, которая в течение десятилетий применялась при лечении психических заболеваний 'в больнице Святой Элизабет в Вашинг- тоне, округ Колумбия, первоначально использовалась при работе с обычными гражданами в Вене, Австрия. В групповой психодраме участникам предлагают
395 разыграть неотрепетированную пьесу, в которой групповой лидер направляет действия участников группы. Все участники группы являются либо действую- щими лицами в пьесе главного героя, либо обеспечивают ему обратную связь, выступая в качестве аудитории, либо выполняют обе эти функции. Подобный способ групповой работы популярен среди групповых лидеров, которые адап- тировали бихевиоральные, гештальт-терапевтические или аффективные мето- ды, для того чтобы помочь клиенту эмоционально пережить какое-либо собы- тие.
Г
РУППЫ САМОПОМОЩИ
/
ПОДДЕРЖКИ
Начиная с 1970-х годов стали появляться и приобретать популярность группы самопомощи и поддержки. Группа самопомощи обычно возникает спонтанно, концентрируется на отдельной теме и работает под руководством непрофессионального лидера, не имеющего серьезного образования в области групповой работы, но хорошо знакомого со стрессогенным событием, которое собрало группу вместе (Riordan & Beggs, 1987). Например, живущие по сосед- ству люди могут объединиться для того, чтобы помочь друг другу сделать ре- монт и ликвидировать последствия стихийного бедствия, или они могут со- браться, чтобы указать правительству на какую-либо проблему, например на загрязнение окружающей среды, которое непосредственно сказывается на каче- стве их жизни. Группы самопомощи могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными, но в любом случае их основные усилия направлены на то, что- бы помочь участникам добиться большего контроля над своей жизнью. В США свыше 10 миллионов людей вовлечено приблизительно в 500 000 таких групп, и это число продолжает увеличиваться.
Группа поддержки, так же как и группа самопомощи, концентрируется на конкретном вопросе или определенной проблеме, но она организуется при- знанной организацией, оказывающей профессиональную помощь, или индиви- дуально практикующими специалистами (например, группа Анонимных алко- голиков, «фонарщиков» или группа желающих похудеть) (Gladding, 1999). Не- которые группы поддержки являются платными, другие — нет. В качестве групповых лидеров могут выступать и непрофессионалы. Так же как и группы самопомощи, группы поддержки занимаются материальными, эмоциональными или социальными проблемами (L'Abate & Thaxton, 1981).
Группы самопомощи и поддержки удовлетворяют потребности той части людей, которые лучше всего могут обслуживаться в процессе групповой рабо- ты и которые не могли бы иначе получить помощь. Группы встречаются в церкви, центрах отдыха, школах и других заведениях общественного назначе- ния, а также в учреждениях психического здоровья. Либерман (Lieberman,
1994) рассматривает группы самопомощи и поддержки как нормальную форму деятельности для всех, а Кори (Corey, 1995) считает, что такие группы являют- ся дополнением к другим услугам системы поддержки психического здоровья.
Как и для любых форм групповой работы, «сплоченность групп самопомощи и поддержки всегда является показателем успеха», поэтому правильное руковод-