ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
402
Продолжение табл. 13.2 1
2 3
4 5
Роль лидера
Лидер формирует структу- рированное окружение, в котором участники чувст- вуют себя в безопасности; разъясняет цели групповой работы; устанавливает пра- вила; делает вступление.
Лидер моделирует умест- ные формы поведения, на- чинает «взламывать лед»; умеренно самораскрыва- ется; рассказывает о своем видении группы
Лидер управляет конфликтом между участниками группы; регулярно напоминает о пра- вилах и нормах поведения; помогает группе становиться более целостной
Лидер сосредоточивается на помощи участникам и группе в целом в достижении целей, поддерживая межличностные взаимодействия. Предупреж- дает возникновение проблем путем использования навы- ков помощи и возобновляе- мой направленности на до- стижение цели (целей). Мо- делирует адекватные формы поведения
Лидер помогает участникам оце- нить то, чему они научились в группе, и побуждает их быть более конкретными. Лидер пред- лагает структуру работы с чув- ством потери, а также возмож- ности «празднования» окончания групповой работы; организует последующее консультационное сопровождение и оценивание результатов
Роль участников
Участникам нужно посвя- тить себя «овладению» группой и вовлечению в группу. Они должны выска- заться по поводу того, что они ожидают получить от групповой работы, а также что они планируют при- внести в работу группы
Участники группы ищут и по- лучают обратную связь, кото- рая изменяется от более нега- тивной до нейтральной и по- ложительной, по мере того как группа проходит через разрешение вопросов статуса и становится более сплочен- ной. «Я-высказьшания» ста- новятся более необходимыми и распространенными
Участники концентрируются на групповых и индивиду- альных достижениях; переда- ют и получают сообщения в форме обратной связи о сво- их идеях и действиях
Участники группы сосредоточи- ваются на работе, которую они выполнили и которую они еще должны выполнить. Участники отмечают свои достижения, за- вершают незаконченные дела с другими и обобщают уникаль- ные и универсальные аспекты опыта групповой работы
403
Продолжение табл. 13.2 1
2 3
4 5
Проблемные области
Бездействующие, несосре- доточенные или невовле- ченные члены группы будут сдерживать процесс группо- вого развития. Чрезмерная открытость также вредна.
Если тревога не признается или не выявле- ны ее причины, она будет проявляться снова
Групповые взаимодействия могут вырождаться и стано- виться хаотичными, проявля- ется конфликтность с менее вовлеченными членами. Кор- ректирующая обратная связь может быть неправильно ис- толкована и недоиспользова- на. Ощущение единства мо- жет не развиться, и группа начнет регрессировать и ста- новиться менее естественной
(более искусственной)
Могут снова возникнуть не- решенные конфликты или проблемы. Возможны неадек- ватные действия, тормозящие развитие группы. Могут быть нарушены правила группы
Участники могут отвергать заверше- ние групповой работы и оказаться не- подготовленными для заключитель- ной сессии (сессий). Они могут также отказываться заканчивать работу группы и просить о продолжении.
Лидеры могут не подготовить участ- ников к окончанию и фактически спо- собствовать зависимости
Методы воздействия
Оборудуйте помещение, где собирается группа, та- ким образом, чтобы обста- новка располагала к меж- личностному взаимодей- ствию, например, расставь- те стулья по кругу. Помоги- те участникам группы по- чувствовать себя расслаб- ленными, желанными и значимыми. Приложите усилия, чтобы побудить участников к активности и отдаче, предоставив им для этого возможность выска- зываться или продолжи- тельный отрезок времени
Лидер может предлагать струк- турированные упражнения, больше полагаться на спон- танное поведение и в большей степени применять технику самораскрытия. В качестве вспомогательных навыков ли- дер может использовать, на- пример, умение активно слу- шать и присоединяться к дру- гим участникам, устанавли- вать доверие, чувствовать еди- нение и полезность. Лидер и участники группы могут брать на себя ограниченные риски.
Наличие различий между участниками признается как сильная сторона группы
Больше времени может быть отведено дискуссии и взаимо- действию целей и процессов.
Группа может попытаться при- знать происходящее и исполь- зовать идеи группы для дости- жения результата. Напомина- ние группе о согласованных целях и ограниченности вре- мени pa-боты группы может оказаться полезным
И лидер группы, и ее участники могут активно напоминать друг другу о за- вершающей стадии процесса. Полез- ны могут оказаться «ритуалы расста- вания», такие как празднования, письменные или устные сообщения обратной связи о том, что они узнали из опыта группы, и совместное плани- рование последних сессий и даты по- следующей контрольной встречи
404
Окончание табл. 13.2 1
2 3
4 5
Идеальный результат
Лидер и участники уясни- ли цели группы, посвятили себя достижению этих це- лей и испытывают чувство доверия к группе, а также считают себя способными внести вклад в ее работу.
Тревога в пределах группы уменьшается, по мере того, как участники лучше узна- ют друг друга и цели груп- пы. Энтузиазм усиливает- ся, взаимные обязательства крепнут
Различия и сходство участни- ков группы признаны и активно используются. Группа начинает действовать согласо- ванно, а лидер и участники вносят вклад в ее работу в со- ответствии с общими задачами и целями. Конфликты между участниками группы решены.
Группа становится сбалансиро- ванной и способной вступить в стадию работы
Группа становится сосредо- точенной и продуктивной, работает как команда.
Встречаются случаи принятия риска на себя, проявления творческого подхода и чувства гордости за группу и ее достижения.
Группа осуществляет переход к завершению
Участники группы гордятся тем, что выполнили свои планы, достигли по- ставленных целей и оказались спо- собными добиться ощутимых резуль- татов. Каждый член группы должен будет успешно справиться с расстава- нием при окончании групповой рабо- ты. Каждый покинет группу более сильным, установив крепкие связи с другими участниками группы.
Каждый сделает успешный переход от жизни в условиях группы к повсе- дневной жизни В целом стадии разви- тия группы не так просто дифферен- цировать.
«Группа не обязательно двигается шаг за шагом через все стадии развития; в процессе своей эволюции она может отступать назад и совершать броски вперед» (Hansen et al., 1980, p. 476). В таком случае для ответа на вопрос о том, на какой стадии находится группа и в каком направлении она развивается, потребуется ретроспек- тивный анализ или интуитивное по- нимание
Отбор и подготовка участников обычно выполняются с помощью предва- рительного собеседования и обучения, которые проводятся лидером группы. В
Эти-UecKOM руководстве ASGW для групповых консультантов (ASGWs Ethical
i Guidelines/or Group Counselors,
1992) говорится, что в ходе предварительного
собе-1седования должны быть отобраны такие участники группы, «чьи потреб- ности и цели совместимы с установленными целями группы; кто не будет пре- пятствовать I процессу в группе; и чье благополучие не будет подвергнуто опасности в результате групповой деятельности» (р. 3). Исследования показы- вают, что предварительное обучение, в котором участники больше узнают о группе и о том, что ожидается от них, обеспечивает участников важной инфор- мацией и позволяет снизить их беспокойство (Sklare, Petrosko & Howell, 1993).
В соответствии с этическими рекомендациями ASWG для консультантов групп, некоторые индивиды должны быть отстранены в результате отбора, а некоторые могут самостоятельно пожелать выйти из группы. Кори (Corey,
1983) рассматривает отбор как двунаправленный процесс. Потенциальные участники группы могут оказаться неподходящими для определенной группы в конкретное время с назначенным лидером. Если эти люди не подходят для уча- стия в данной группе, им необходимо объяснить их возможности, например, указать на возможность войти в состав другой группы или ожидать нового формирования группы, которая будет лучше приспособлена к их ситуации. Га- зда (Gazda, 1989) советует лидеру при отборе участников постараться сделать так, чтобы индивиды в группе по крайней мере по некоторым аспектам имели возможность идентифицировать себя с другими членами группы. В сущности, предварительное собеседование «закладывает фундамент группового процесса»
(McCoy,
1994, р. 18).
Участники и лидеры группы еще до начала групповой работы должны быть максимально информированы относительно группового процесса (как вза- имодействие участников влияет на развитие группы). Например, в гомогенной
группе (в которой участники скорее похожи друг на друга, чем различаются) наблюдается меньше конфликтов и принятия риска, больше согласованности и поддержки и лучшая посещаемость. И наоборот, в гетерогенных группах (в ко- торых участники скорее различаются, чем похожи) наблюдается больше кон- фликтов на начальном этапе, больше принятия риска, зато сплоченности и под- держки может не хватать, а участники группы могут выбывать (Merta, 1995).
Только групповой процесс, а не содержание, фокусировка на проблемах или цель, в конечном счете определит, преуспевает ли группа или нет. В преуспе- вающей группе процессуальная и содержательная стороны работы сбалансиро- ваны (Donigian & Malnati, 1997; Rraus & Hulse-KUlacky, 1996) (рис. 13.3). «Если в групповой работе начинает преобладать содержательная или процессуальная сторона, группа может испытывать трудность в выполнении работы» (Nelligan,
1994, р. 8). «Ветераны» групповой работы обычно почти не нуждаются в ин- формации о том, как она будет проводиться, в то время как для участников- новичков может потребоваться более обширная подготовка. Участники, ин- формированные о методах и акцентах работы еще до начала работы группы, будут с самого «старта» добиваться лучших результатов.
406
Рис. 13.3.Сбалансированные процесс и содержание
Источник: «Leadership in Groups: Balancing Process and Content», presentation at the annual convention of the
АСА, April 1994.
При вступлении в группу важно в первую очередь вместе с организато- ром группы проверить и уяснить, какие возможности предоставляет групповая работа и каких результатов можно от нее ожидать. Кори (Corey, 1995) предла- гает список из 12 вопросов, которые потенциальные участники должны прояс- нить, прежде чем они будут включены в состав группы. Вот наиболее важные из них.
• Ясное заявление о цели группы.
• Описание размера группы, основные правила и основные методы.
• Заявление относительно образовательной и практической квалификации лидера (лидеров)группы.
• Предварительное собеседование с целью определить, подходят ли по- тенциальные участники и лидер группы для удовлетворения актуальных по- требностей человека, приведших его к консультированию.
• Предупреждение относительно рисков, связанных с участием в группе, и о правах и обязанностях членов группы.
• Обсуждение границ конфиденциальности и ролей, которые будут играть групповые лидеры и участники в условиях группы.
Независимо от осознаваемой потребности в информации, исследование поддерживает идею о том, что «формирование системы ожиданий у участников группы до начала их совместной работы увеличивает возможность успешного группового... опыта» (Sklare, Keener & Mas, 1990, p. 145). В частности, лидеры групп могут облегчить реализацию принципа «группового консультирования "здесь-и-теперь", пресекая попытки говорить языком "вы" и "мы", задавать во- просы, разговаривать от третьего лица, искать одобрения, выступать в роли
407 спасителя и анализировать». Лидеры должны моделировать поведение, которо- му будут подражать участники группы, например использовать «Я»- высказывания», как показано на следующем рисунке.
Источник: The Group, 1994 by Kurt Kraus K.L.K.
Наконец, лидеры группы должны знать, как вести себя в ситуации непод- чинения лидеру и противодействия со стороны отдельных участников и группы в целом.
Р
АЗМЕР ГРУППЫ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Размер группы определяется ее целью и предпочтениями ее участников.
Менее вероятно, что в больших группах будут охвачены индивидуальные по- требности всех участников. Поэтому существует неформальное представление об оптимальном размере группы. Как правило, считается, что количество участников должно составлять 6-8 человек, хотя Газда (Gazda, 1989) отмечает, что если группы встречаются не менее шести месяцев, то в их составе могут продуктивно работать до 10 человек. Размер группы и продолжительность ее работы взаимосвязаны. Кори (Corey, 1995) утверждает, что «для продолжи- тельно существующих групп, состоящих из взрослых людей, оптимальная чис- ленность, по-видимому, приблизительно восемь участников с одним лидером.
Группы, работающие с детьми, могут состоять всего из трех или четырех чело- век. Численность группы должна быть достаточной для того, чтобы предоста- вить возможность полноценного взаимодействия, при этом не тяготить участ- ников, но все же оставаться достаточно маленькой, чтобы каждый мог чувство- вать себя участником, не утратив... ощущения группы» (р. 90).
408
О
ТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ГРУППЫ
Открытые группы допускают принятие новых членов уже после того, как работа началась, закрытые группы не допускают этого. Линн и Фрауман
(Lynn & Frauman,
1985) указывают, что открытые группы способны довольно быстро заменить выбывших участников и поддерживать оптимальный размер.
Многие постоянные амбулаторные группы — это открытые группы. Закрытые группы, хотя и не столь свободны в том, что касается размера, способствуют большей сплоченности участников и могут оказать весьма продуктивную по- мощь своим участникам в достижении поставленных целей.
К
ОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
Группы функционируют лучше, когда их участники испытывают ощуще- ние конфиденциальности — то есть уверенности в том, что сказанное ими в процессе работы не будет разглашаться за пределами группы. Групповой лидер должен активно способствовать поддержанию конфиденциальности и укрепле- нию доверия. Необходимость соблюдения конфиденциальности должна специ- ально обсуждаться на предварительном собеседовании с участниками и на пер- вой встрече группы; к этому вопросу следует регулярно возвращаться во время последующих сессий (Corey, Corey & Callanan, 1998).
ASGW издала рекомендации по поддержанию конфиденциальности, ко- торые подчеркивают роль лидеров группы в защите интересов ее участников, ясно определяя сущность принципа конфиденциальности и характеризуя важ- ность и трудность ее соблюдения. Всякий раз, когда возникают проблемы, свя- занные с нарушением конфиденциальности в группе, их нужно немедленно ре- шать. В противном случае нарушается сплоченность группы. Ольсен (Olsen,
1971) обращает внимание консультантов на то, что они могут гарантировать только свою собственную приверженность принципам конфиденциальности.
Однако они должны стремиться соблюдать права всех членов группы.
О
БСТАНОВКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Выбор места проведения группы может существенно сказаться на ее успехе. Террес и Лэррэби (Terres & Larrabee,1985) подчеркивают необходи- мость обеспечения таких внешних условий (помещение и обстановка), которые гарантируют безопасность и возможность развития членов группы. Групповая работа в школах и общественных учреждениях доллсна проводиться в местах, комфортных для группы. Обстановка помещения (удобность) и способы раз- мещения участников группы (предпочтительно располагаться по кругу) могут облегчить функционирование группы.
409
К
О
-
ЛИДЕРЫ
Наличие ко-лидера (ассистента, второго лидера) не является обязатель- ным, но может оказаться полезным для лидера и для группы в целом, особенно если группа большая (более 10 человек). При наличии ассистента лидер может работать с группой, в то время как ко-лидер наблюдает за групповым процес- сом. Преимущество ко-лидерства становится очевидным, когда вместе работа- ют начинающий и опытный консультант, что создает возможность обучения для ко-лидера. Многие специалисты по групповой работе настаивают на том, что работа в качестве ко-лидера является необходимым этапом подготовки пе- ред началом самостоятельной лидерской работы (Ritter, 1982).
Динкмайер и Муро (Dinkmeyer & Muro, 1979) считают, что успешные, опытные ко-лидеры, во-первых, придерживаются сходных философских и практических взглядов; во-вторых, имеют похожий опыт и компетентность; в- третьих, налаживают идеальные отношения для эффективного взаимодействия между людьми; в-четвертых, знают структуру взаимоотношений внутри группы и отношение к лидеру и помогают группе формировать эту структуру; в-пятых, согласны с целями консультирования и с процессами их достижения, с тем что- бы избежать борьбы за власть.
Пиетрофеса, Хоффман и Сплит (Pietrofesa, Hoffman & Splete, 1984) реко- мендуют, чтобы ко-лидеры сидели в группе напротив друг друга, так чтобы иметь возможность максимально выполнять свои обязанности и наблюдать за группой. Они указывают, что совсем не обязательно, чтобы ко-лидеры были противоположного пола, — в данном случае навыки, а не пол имеют значение.
С
АМОРАСКРЫТИЕ
Шертцер и Стоун (Shertzer & Stone, 1981) определяют самораскрытие
как «актуальное (здесь и теперь) выражение чувств, установок и убеждений» (р.
206). Самораскрытие непосредственно связано с доверием, которое испытыва- ют друг к другу участники группы (Bunch, Lund & Wiggins, 1983). Чем выше уровень доверия между участниками, тем успешнее будет самораскрытие. Ин- тересный аспект этого явления состоит в том, что самораскрытие происходит по типу цепной реакции. На начальных стадиях работы группы его, по- видимому, нужно стимулировать. Морран (Моггап, 1982) предлагает, чтобы лидеры в начале групповых сессий чаще использовали самораскрытие в каче- стве модели для других и для продвижения процесса. Как утверждают Стоктон,
Барр и Клейн (Stockton, Barr & Klein, 1981), более вероятно, что участники группы, которые редко прибегают к вербальному самоотчету, выйдут из ее со- става (по сравнению с другими).
О
БРАТНАЯ СВЯЗЬ
Обратная связь — это многомерный процесс, представляющий собой от- веты членов группы на словесные сообщения и невербальные поведенческие
410 проявления друг друга. С этим процессом связаны наиболее важные и наиболее часто нарушаемые правила групповой работы. Когда обеспечивается достовер- ная и подробная обратная связь, участники группы могут оценить влияние сво- их действий на других и попробовать действовать по-новому.
Кори (Corey, 1995) проводит различие между обратной связью, получае- мой от группы в конце сессии, и обратной связью, следующей по завершении групповой работы. В последнем случае Кори просит членов группы быть ясны- ми, краткими и конкретными друг с другом. Они должны обеспечить друг дру- гу обратную связь относительно того, как изменились в течение работы груп- пы. После получения обратной связи члены группы должны записать некото- рые из высказываний заключительных сессий обратной связи, чтобы не забыть их и иметь возможность использовать опыт оценки продвижения к поставлен- ным целям.
Чтобы обеспечить полезную обратную связь, Пиетрофес, Хоффман и
Сплит (Pietrofesa, Hoffman & Splete, 1984) предлагают перечень критериев для ее оценки. Вот некоторые важные рекомендации.
• Обратная связь должна быть приобретением принимающего ее, а не служить потребностям передающего.
• Обратная связь более эффективна, когда она основана на поддающемся опи: санию поведении.
• На ранних стадиях развития группы положительная обратная связь бо- лее приемлема и с большей готовностью принимается, чем отрицательная об- ратная связь.
• Обратная связь наиболее эффективна, когда она немедленно следует за действием, являющимся стимулом, и подкрепляется другими участниками группы.
• Обратная связь имеет большую пользу, когда принимающий ее открыт и доверяет передающему.
П
РОСПЕКТИВНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Проспективное наблюдение используется в групповой работе для под- держания контакта с участниками после завершения работы группы. Это дела- ется для того, чтобы определить, насколько успешно они прогрессируют в до- стижении персональных или групповых целей. Часто лидеры группы бывают не в состоянии проводить надлежащее наблюдение. Этот недостаток особенно ха- рактерен для кратковременного группового консультирования или групп, ведо- мых внешним лидером (Gazda, 1989). Этические руководства ASG 1^для кон- сультантов, работающих в группах (ASGWs Ethical Guidelines for Group Counse-
lors,
1992), предписывают, чтобы лидеры предусматривали последующее наблюдение после завершения групповой работы, «если это будет необходимо или потребуется кем-либо из участников». Проспективное наблюдение помога- ет участникам группы и лидерам оценивать свои достижения в групповой рабо- те и позволяет лидеру в случае необходимости направлять кого-либо из членов группы к специалистам за дополнительной помощью (Gladding, 1999). После-