ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1170
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
477
Блок контактов с общественностью фокусируется на работе с родите- лями и другими заинтересованными людьми, на установлении связи между школой и другими агентствами. Блок профессионального роста обеспечивает программы для школьного персонала и для парапрофессионалов. Эта задача очень важна для успешной работы консультанта. Чтобы позитивно воздейство- вать на общую школьную среду, консультанты средних классов школы должны помогать «учителям развивать умения, способствующие расширению "я- концепции" и повышению самооценки учеников» (Веапе, 1986, р. 192).
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
РАБОТА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
«Существует не так много жизненных ситуаций, справиться с которыми было бы труднее, чем с теми ситуациями, с которыми сталкивается юный сын или дочь в ходе своих попыток освободиться» (Freud, 1958, р. 278). Хо-кя большинство подростков успешно проходит через этот период своей жизни, некоторые из них испытывают значительные трудности. Консультанты в стар- шей школе должны работать с этой трудной возрастной группой и с проблема- ми, уникальными для этого периода развития. Определенным преимуществом является тот факт, что некоторые проблемы юношеского возраста носят более циклический характер, чем проблемы других возрастов. Например, «делин- квентное поведение, редко встречающееся в раннеподростковом периоде, явля- ется типичным для средне-подросткового (возраст 15-17 лет), а затем его часто- та снова снижается» (McCarthy, Brack, Lambert, Brack & Orr, 1966, p. 277). Тем не менее многие другие проблемы, связанные с данной популяцией, носят си- туативный и непредсказуемый характер.
Консультирование и психологическое сопровождение в старших классах средней школы зародились в начале 1900-х годов, когда основной упор делался на психологической работе, которая должна была помогать формированию лучших граждан (Gysbers & Guidance Program Field Writers, 1990) (см. главу 1).
На развитие профессии на раннем этапе оказал влияние Фрэнк Парсонс, хотя действительное становление психологического сопровождения в средней школе начало осуществляться в 1930-х годах при непосредственном участии Джона
Брюера (Aubrey, 1979). Брюер (Brewer) считал, что и психологическое сопро- вождение, и образование являются средствами помощи молодежи в жизни. В то время его идеи не получили широкого признания, однако, под названием «обу-
чение жизненным навыкам», они становились все более и более популярными в
1970- х и 1980-х годах (Gazda, 1989).
Консультирование в старших классах особенно бурно развивалось в 1960- х годах. Количество работающих в этом направлении консультантов возросло более чем в три раза, с приблизительно 12 000 человек в 1958-1959-х годах до более чем 40 000 в 1969-1970-х годах (Shertzer & Stone, 1981). Согласно Occu-
pational Outlook Handbook
(Справочнику по профессиям), приблизительно 63 000 человек работали в течение 1986 года в качестве консультантов в муници-
478 пальных школах; при этом соотношение числа консультантов, работающих в старшей и начальной школе, составило 3:1. В частных школах работало на не- сколько тысяч консультантов больше. Кроме того, число вакансий для школь- ных консультантов начало увеличиваться в конце 1980-х годов, в связи с тем что многие консультанты, обучавшиеся в институтах NDEA, начали выходить на пенсию и с тем, что возросло число штатов, в которых были организованы школьные службы консультирования для всех уровней образования (Baker,
1992). В настоящее время количество работающих в школах консультантов оценивается в 100 000, многие из них работают в старших классах.
О
СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ
КОНСУЛЬТАНТОВ
Консультанты старших классов средней школы (9-12-е классы) сосредо- точиваются на следующих задачах:
• предоставление услуг консультирования в индивидуальной или группо- вой форме;
• предоставление образовательных и поддерживающих услуг для родите- лей;
• предоставление консультаций и программ повышения квалификации учителям и работникам школы;
• содействие в получении направлений в другие агентства;
• поддержание связей с высшими учебными заведениями и бизнесом;
• предоставление рекомендаций по учебным вопросам (Campbell & Dahir,
1997).
Обри (Aubrey, 1979) доказывает, что консультанты средней школы вы- нуждены решать две трудносовместимые задачи: 1) проводить консультирова- ние учащихся и 2) выполнять учебные и административные обязанности, например составлять планы и расписания, что часто приходится делать школь- ному административному персоналу. Обри считает, что школьный консультант, особенно работающий со старшеклассниками, часто оказывается перегружен непрофессиональными обязанностями. Браун (Brown, 1989) утверждает, что консультанты плохо работают в тех случаях, когда руководители их непра- вильно понимают или неправильно направляют их, когда они недостаточно подготовлены, не имеют плана действий, не участвуют в общественной жизни и нарушают этические стандарты. Чтобы противостоять попыткам навязать им несвойственные роли, консультанты средней школы должны подготавливать и публиковать отчеты о своей работе. Эти отчеты должны быть предназначены не только для учеников, но и для учителей, руководителей и администраторов
(Guerra,
1998). Эта задача может быть выполнена с помощью «написания еже- месячных информационных бюллетеней, представления графика работы кон- сультанта, заполнения специального рапорта Американской ассоциации школьных консультантов (American School Counselor Association — ASCA), ве- дения книги регистрации обслуживания, докладов на педагогических советах».
479
Консультанты должны доказывать экономическую эффективность своей ос- новной (консультативной) деятельности (Ribak-Rosenthal, 1994, p. 163).
Пир (Peer, 1985) провел опрос руководителей психологических служб, руководителей служб консультирования на уровне штатов и ряда других людей о роли консультантов в средней школе. Он столкнулся с различными мнениями.
Высокую оценку программам консультирования в средних школах дали руко- водители, учащиеся, персонал колледжей и университетов, другие консультан- ты средней школы, а также педагоги, обучающие консультантов. Учителя, ро- дители, руководители общественных организаций и руководители бизнеса да- вали менее позитивную оценку. Руководители служб на уровне штата в подав- ляющем большинстве ответили, что консультанты средней школы «вероятно» или «определенно» сильно перегружены непрофессиональной деятельностью.
Если это так, то понятно, почему консультанты средней школы попадают под суровую критику от людей, не принадлежащих к школьной среде.
Кроме того, в данном исследовании выявилось, что консультанты сред- ней школы мало занимаются групповым консультированием или психологиче- ской работой в группах, не выступают в качестве консультантов и не оказыва- ют влияния на большинство учащихся. В целом программы на этом уровне оцениваются не столь благосклонно, как программы начальной школы. Как по- зитивный факт, однако, респонденты оценивают то, что консультанты средней школы избегают дисциплинарных ролей, высококвалифицированны и оказы- вают помощь отдельным школьникам, особенно тем, которые направляются в колледж. Существенное число респондентов считают, что консультанты могут осуществить изменения в программах консультирования.
Чтобы изменить в лучшую сторону мнение общественности о консуль- тантах и их деятельности, консультанты средней школы должны сосредото- читься на тех обязанностях, которые соответствуют реальным потребностям среды. Джонс Qones, 1977), например, подчеркивает, что школьный консуль- тант должен способствовать созданию здорового учебного окружения. Он по- лагает, что главные функции консультанта средней школы включают помощь учителям в решении проблем на уроках, создание групп профессионального роста и улучшение взаимодействия персонала. Все эти функции позволяют со- здать максимально полное представление о деятельности консультанта тем группам, которые традиционно низко оценивают его работу. Действуя как по- мощник во взаимодействиях «учащийся-взрослый» и «взрослый—взрослый», консультант обеспечивает средства для продуктивного обмена между различ- ными и часто изолированными группами людей.
Важная задача любого школьного консультанта — постоянная пере- стройка программы консультирования (Gysbers & Henderson, 1994; Hargens &
Gysbers,
1984). В этом процессе важно наличие систематического плана. План охватывает не только предоставление услуг, но также и оценку этой деятельно- сти. При организации и реструктурировании системы школьного психологиче- ского руководства и консультирования вероятно возникновение некоторых трудностей, однако получено уже много удовлетворительных результатов.
Консультанты, работающие в средней школе, должны постоянно поддерживать
480 связь со своими руководителями, если хотят, чтобы их услуги и роли были уместными и актуальными.
Х
АРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность консультантов в средней школе может быть подразделена на отдельные сферы. Кроме выполнения непосредственных обязанностей, они участвуют в профилактических, коррекционных и воспитательных мероприя- тиях, в программах сотрудничества и помощи. Эти направления не являются взаимно исключающими, и каждое из них охватывает множество проблем.
П
РОФИЛАКТИКА
.
Первоочередной задачей консультантов в старших классах школы, так же как и в младшем и среднем звеньях, является выполне- ние профилактической работы. Эта работа «должна быть комплексной, разно- сторонней и интегрированной» (Keys & Bemak, 1997, p. 257). Причина подоб- ного отношения к работе заключается в том, что проблемы подростков вне школы и школьные проблемы взаимосвязаны (McCarthy et al., 1996). Следова- тельно, нельзя заниматься одними проблемами и при этом игнорировать дру- гие.
Спринтхол (Sprinthall, 1984) отмечает, что первичная профилактика в старших классах создает «в классе учебную и воспитательную атмосферу, ко- торая воздействует одновременно как на интеллектуальное, так и личностное развитие учащихся» (р. 494). Первичная профилактика помогает учащимся ста- новиться более самостоятельными и менее зависимым от влияния группы. Они также становятся менее эгоцентричными, более эмпатичными, больше руко- водствуются законами и нормами при принятии решений. Этот конструктив- ный процесс способствует улучшению отношений между преподавателем и консультантом, а также между учеником и консультантом.
Существует множество способов построения программ первичной про- филактики. Один из способов проведения превентивной работы состоит в том, чтобы консультант ознакомился с современными популярными песнями (Ost- lund & Kinner,
1997). Внимательно прослушивая слова песен, консультанты начинают «лучше разбираться в подростковой субкультуре и с большей веро- ятностью смогут помочь многим тинэйджерам справиться с типичными под- ростковыми проблемами» (р. 87-88).
Другой способ ведения проактивно направленной работы консультанта в условиях средней школы — периодические занятия с учениками по профилак- тическим образовательным программам (Martin, 1983). Таким образом можно работать со' школьными и экзаменационными страхами, развивать необходи- мые учебные навыки и навыки самоконтроля, формировать межличностные от- ношения, проводить деятельность, связанную с планированием карьеры. Суще- ствуют два главных преимущества такого подхода: во-первых, меньше времени уделяется коррекции и воспитательным мерам воздействия; во-вторых, кон- сультант поддерживает общение с преподавателями и учениками на конструк- тивном уровне. В качестве дополнения или в виде части предлагаемых образо- вательных программ консультанты могут пригласить участников группы к ра-
481 боте в интерактивном библиотерапевтичном процессе, когда они читают как беллетристику, так и документальную литературу на конкретные темы и затем обсуждают свои впечатления вместе с консультантом. (Этот процесс может быть также индивидуализирован в ходе персонального консультирования.)
Книги могут затрагивать темы болезни и смерти, семейных отношений, само- разрушительного поведения, индивидуальности, злоупотреблений, расы и расо- вых предрассудков, секса и сексуальности. Некоторые из книг, которые можно использовать в подобной работе, предлагают Кристенбери, Бил и Пэтч (Chris- tenbury, Beale & Patch,
1996). Другие книги для биб-лиотерапевтической работы можно подобрать с помощью издания Book for You («Книги для вас») (Christen- bury, 1995).
В качестве примера областей, где профилактические меры могут дать существенные результаты, можно назвать четыре проблемные сферы: употреб- ление психоактивных веществ, суициды и убийства среди подростков, предот- вращение ВИЧ-заражения и СПИДа, жестокие отношения. Программы предот- вращения злоупотреблений психоактивными веществами оказываются наибо- лее эффективными, когда они начинаются на ранних стадиях обучения, основа- ны на моделях социального влияния, приспособлены к возрасту и уровню раз- витию различных групп учащихся и «вовлекают учеников, родителей, учителей и членов сообщества в процесс планирования» (Mohai, 1991). Пример харак- терной эффективной модели — это программа «Here's Looking at You Two»
(«Вот посмотрите — вас двое»); консультант использует для работы с учени- ком, относящимся к «группе риска», разностороннюю программу обучения, ко- торая систематически оценивается (Robinson, 1989). Вообще разносторонние образовательные подходы способствуют повышению самооценки, уменьшают отрицательное влияние сверстников и помогают предоставить ученикам ин- формацию о наркотиках и связанных с ними проблемах. Программы помощи учащимся, внедряемые консультантом в школах, также являются эффективны- ми (Moore & Forster, 1993). Группы, работающие в рамках этих программ, со- ставляются из школьного персонала с разной подготовкой и функциональными возможностями, так же как и мультидисцишшнарные специальные образова- тельные группы в школах.
Программы профилактики суицидов и убийств основываются на всесто- ронних подходах, которые подчеркивают серьезность такого насилия и рас- сматривают альтернативы. В американском обществе количество подростковых смертей, связанных с суицидом, растет быстрее, чем смертность из-за любых других причин (Malley & Kush, 1994, p. 191), а количество убийств среди под- ростков, особенно таких, которые привели к многочисленным жертвам в шко- лах, стремительно возросло за последние годы. Почти каждую минуту проис- ходит попытка самоубийства среди подростков, что составляет за год прибли- зительно 500 000 попыток (Hicks, 1990). Хотя количество попыток суицида среди девочек выше, чем среди мальчиков, мальчики чаще доводят свои по- пытки до конца. Мальчиками совершаются почти все подростковые убийства.
Поскольку такие антисоциальные поступки, как суицид или убийство, со- вершаются по многим причинам, для их предотвращения требуются разные