ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1164
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
471 в работе с типичными школьными проблемами, связанными с уверенностью детей в себе, раздражимостью, самоконтролем, тревожностью и депрессией
(Berg,
1986, 1989, 1990а, 1990Ь, 1990с). Кроме того, консультанты могут сами придумывать игры, лучшие из которых — простые, легкоприспосабливаемые, связанные с трудностями, переживаемыми детьми (Friedberg, 1996).
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
РАБОТА В СРЕДНИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ
Консультирование и психологическая работа в средних классах (6-9-е) — явление даже более новое, чем консультирование в начальной школе. Оно при- обрело известность в 1970-е годы как способ оказания комплексных услуг уча- щимся, которым оказывалось недостаточно услуг, предоставляемых консуль- тантами для начальной и старшей ступени школы (Cole, 1988; Stamm &
Nissman,
1979). Идея создания специальной программы и подразделения для предподросткового и раннеподростково-го периодов была сначала воплощена для средних классов (7-9-х классов) — это была попытка отделить детей млад- шего подросткового периода (возраст 12-14 лет, 7-9-е классы) от старших под- ростков.
К средней ступени обучения обычно относятся дети от 10 до 14 лет — с
6- го до 9-го класса. Этот возраст обычно упоминается как переходный (в англ, языке используется термин transes-cents, иногда — bubblegummers) (Cole, 1988;
Eichhorn, 1968; Thornburg,
1978). «Кроме обычных проблем, которые суще- ствуют в семье, школе, и обществе, школьники переходного возраста должны приспосабливаться к возрастным переменам, происходящим в их организме, к жесткой среде сверстников, к школьным требованиям в части учебы, к проти- воречиям родительских установок и к другим проблемам, связанным со станов- лением личности» (Matthews & Burnett, 1989, p. 122). Эта возрастная категория очень неоднородна, и наиболее общей ее характеристикой можно считать непо- хожесть на другие возрастные группы (Stamm & Nissman, 1979).
Согласно Догерти (Dougherty, 1986), мы знаем об этой возрастной группе меньше, чем о любой другой. Частично это объясняется тем, что слишком мало консультантов, работающих в средних классах, проводят исследования или публикуют результаты своей работы с этой возрастной категорией (St.Clair,
1989). Тем не менее Институт развития ребенка Гезелла (Gesell Institute of Child
Development)
предлагает описание когнитивных, физических и эмоциональных факторов, которые могут оказывать влияние на ребенка в этот период (Johnson
& Kottman,
1992). Мало кто из консультантов пользуются этими данными. Тем не менее в целом большинство консультантов средней ступени школы понима- ют главные задачи физического, интеллектуального и социального развития, которые должны решить школьники в этом возрасте. Торнбург перечисляет их
(Thornburg,
1986, р. 170-171).
• Узнавать о происходящих изменениях в организме.
• Упорядочивать свои знания и представления, формируя на их основе
472 стратегии решения задач.
• Научиться переходить от конкретного содержания к абстрактным сим- волам.
• Изучать новые социальные и половые роли.
• Усваивать стереотипные ролевые модели.
• Развивать дружеские отношения.
• Вырабатывать чувство независимости.
• Воспитывать чувство ответственности.
Элкйнд (Elkind, 1986) отмечает, что в дополнение к задачам развития школьники средних классов также должны научиться правильно действовать в трех главных типах стрессовых ситуаций. Во-первых, это стрессовые ситуации
типа А, которые можно предвидеть и избежать, например не появляться в опасных местах по ночам. Во-вторых, это ситуации типа Б, которые нельзя ни предвидеть, ни избежать, например внезапная смерть. Ситуации типа В явля- ются предвидимыми, но неизбежными, например посещение зубного врача.
В целом ученики средних классов демонстрируют тенденцию к большей тревожности, чем младшие или старшие школьники. Следовательно, существу- ет опасность, что они не смогут успешно выполнить задачи, характерные для этого этапа развития (Matthews & Burnett, 1989). Таким образом, консультанты средней ступени школы могут принести в разрешение стрессовых ситуаций наибольшую пользу, потому что они предоставляют детям возможность разно- образно и творчески проявить себя и свой внутренний мир (Schmidt, 1991). Они могут благоприятствовать развитию ощущения собственной уникальности и чувства единства с миром. В данном процессе консультанты помогают школь- никам справляться со своим беспокойством и переживаниями и противостоять влияниям сверстников и массовой культуры, которые считают насилие или другие виды деструктивного поведения приемлемыми способами разрешения сложных, запутанных проблем (Peterson & O'Neal, 1998).
О
СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ
КОНСУЛЬТАНТОВ
Часто школы пренебрегают физическим и социальным развитием детей, занимаясь исключительно интеллектуальным ростом (Thornburg, 1986). Кон- сультирование и психологическое сопровождение школе средней ступени, по- добно консультированию и сопровождению в начальной школе, пытается ис- правлять этот дисбаланс, сосредоточиваясь на гармоничном развитии ребенка.
Подчеркивается холистический (целостный) характер подхода: консультант об- ращает внимание не только на рост и развитие, но также и на процесс перехода, связанный с расставанием с детством и вступлением в подростковый период
(Schmidt,
1999). Вот основные направления работы консультантов (Campbell &
Dahir, 1997):
• индивидуальная и групповая работа со школьниками;
• работа с учителями и администрацией;
473
• сотрудничество с образовательными агентствами, социальными служ- бами и бизнесменами;
• сотрудничество с родителями в целях.удовлетворения потребностей особых категорий детей.
Чтобы успешнее справляться со своими обязанностями, консультанты должны накапливать объем информации и программ определенными способа- ми. Необходимая информация, согласно Торнбургу (Thornburg, 1986), включает знание общих характеристик развития средних школьников и специфических целей развития, которых должны достичь школьники. Кроме того, консультан- ты должны понимать особенности тех детей, с которыми они работают, и их возможности в отношении решения данной проблемы. Наконец, консультантам необходимо знать, как помочь учащимся принимать решения, чтобы учащиеся могли сами помогать себе в будущем.
Кроме того, в идеале роль консультанта в среднем звене включает обес- печение индивидуального консультирования, организацию групповой работы, налаживание систем взаимопомощи, предоставление экспертных консультаций учителям, проведение обследований учащихся, экспертные консультации для родителей и оценивание психологических услуг (Bonebrake & Borgers, 1984;
Schmidt,
1999). На основании опроса руководителей и консультантов в штате
Канзас Боунбрэйк и Борджерс (Bonebrake and Borgers) обнаружили, что участ- ники не только соглашались с идеальной ролью консультанта среднего звена, но также проявили единодушие при определении наименее важных обязанно- стей консультанта. В их числе — выполнение административных функций, наблюдение за поведением в столовой и замещение учителей. Результаты об- следования можно считать внушающими оптимизм, потому что они показыва- ют тесное согласие между руководителями и консультантами относительно идеальных ролей. В конце концов, именно руководители обычно «определяют роль и обязанности консультанта в школе» (Ribak-Rosenthal, 1994, р. 158). Од- нако вне школы различные группы имеют разное представление относительно целей и приоритетов консультанта среднего школьного звена. Чтобы ослабить напряженность, которая может являться результатом расхождений оценок, Бо- унбрейки Бордерс рекомендуют, чтобы консультанты документально оформля- ли свои функции и следовали «наглядно представляемой, четкой и тщательно продуманной программе» (Bonebrake & Borgers, 1984, p. 198). Кроме того, кон- сультанты, работающие со средними классами школы, должны поддерживать постоянную связь с общественностью, информируя ее о своей деятельности.
Гласность, равно как и доступность услуг, важна в работе консультантов сред- него школьного звена не менее, чем в работе консультантов начальной школы
(Ribak-Rosenthal, 1994).
1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 ... 83
Х
АРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа со школьниками средних классов направлена и на профилактику, и на коррекцию. Она подобна работе с учениками начальных классов, за ис- ключением того, что консультанты должны преодолевать больше барьеров, ес-
474 ли они действительно стремятся помочь формированию целостной личности.
П
РОФИЛАКТИКА
. Одной из наиболее перспективных профилактических программ для школьников средних классов является программа «Succeeding in
School»
(«Успешность в школе») (Gerler & Anderson, 1986). Составленная в ви- де 50-минутных уроков, эта программа помогает детям стать более уверенными в себе, комфортно чувствовать себя в школе и взаимодействовать с учителями
(Gerler,
1987). Это многосторонний подход, и направлен он на активное вовле- чение детей в процесс обучения. План каждого урока сосредоточивается на про-социальной стороне личной и школьной жизни, например на идентифика- ции с благополучными людьми, на достижении ощущения комфорта в школе, на установлении отношений сотрудничества со сверстниками и преподавателя- ми и на постижении светлой стороны жизненных событий (Gerler, Drew &
Mohr, 1990).
Дополнением к программе «Успешность в школе» являются сессии груп- пового консультирования с младшими подростками (Morganett, 1990). Эти за- нятия посвящены развитию жизненных навыков. Поскольку упражнения для малых групп могут использоваться различными способами, консультанты среднего звена могут проявлять гибкость, помогая ученикам разобраться с бо- лезненно переживаемыми проблемами, такими как гнев, печаль, стресс, развод родителей, переживание утрат, обретение уверенности в себе и дружба.
В дополнение к классным занятиям и работе в малых группах, консуль- тант среднего школьного звена (подобно консультанту начальных классов) мо- жет использовать индивидуальное консультирование, консультирование через помощников и предоставление консультаций для предотвращения потенциаль- ных проблем (Thompson & Rudolph, 1996). Другим типом превентивной работы является взаимовоспитание. Такая форма работы подразумевает, что более старшие школьники, например восьмиклассники, объединяются в пары с более младшими, например с шестиклассниками. Старшие школьники одновременно опекают и обучают младших школьников в процессе совместных мероприятий.
Нолл (Noll, 1997) сообщает, что в программе разновозрастного воспитания, ко- торую она разработала для школьников с проблемами в обучении с целью по- мочь младшим в усвоении социальных навыков, данная форма работы дала хо- рошие результаты. Младшие школьники сделали значительные шаги в своем социальном развитии, а старшие достигли увеличения «способности лучше от- носиться к родителям, повышения самооценки, усовершенствовали свои навы- ки улаживания конфликтов и развили организационные навыки» (р. 241).
К
ОРРЕКЦИЯ
.
Один из самых лучших способов проведения коррекционной работы со школьниками средних классов заключается в комбинировании ее с профилактическим подходом. Согласно Стамму и Ниссману (Stamm &Nissman,
1979), действия школьного консультанта среднего звена лучше всего рассмат- ривать как деятельность в русле программы «Центра развития человека (Human
Development Center — HDC),
которая направлена на работу с впечатлительными людьми (ученики, преподаватели, родители и общество в целом)» (р. 52).
Стамм и Ниссман (Stamm & Nissman, 1979) рекомендуют развивать взаимопо- нимание с работающими по этой программе людьми и координировать работу
475 служб консультирования и психологического сопровождения в средних классах школы со всеми остальными участниками, чтобы добиться максимальной воз- можной продуктивности программы. Стамм и Ниссман описывают восемь направлений предоставления услуг, которые, по их мнению, необходимо реали- зовать для организации всесторонней программы консультирования и психоло- гической работы в среднем звене школы (см. рис. 15.2).
Обновление информации по профессиям и по доступным возможностям получения услуг
Рис. 15.2.Области, представляющие интерес для программ консультирования и психологической работы в среднем звене
Источник: Improving middle school guidance (p. 54), by M.L. Stamm and B.S. Nissman, (1979). Boston:
Allyn & Bacon.
476
Все блоки предоставляемых услуг связаны между собой. Однако школь- ный консультант не может выполнять все рекомендуемые функции в одиночку, поэтому он должен делегировать часть ответственности и обращаться за помо- щью к школьному персоналу, родителям и добровольным общественным по- мощникам. Помимо непосредственного предоставления услуг, в обязанности консультанта входит посильная координация деятельности служб.
Блок коммуникативных услуг в первую очередь включает связи с широ- кой публикой. Он является средством распространения взглядов консультанта и обладает первостепенным значением для информирования общественности о работе, проводимой в рамках программы школьного консультирования. Блок
учебной деятельности, с другой стороны, концентрируется на подборе вспомо- гательных курсов и на корректировке учебных программ. Консультант должен помогать учителям «психологизировать» учебный план, чтобы школьники учи- лись разбираться в важных жизненных проблемах, таких как отношения со сверстниками и жизненные ценности (Веапе, 1986). Если учебная программа не соответствует возрасту детей, они часто переключают свою энергию на непро- изводительные действия. Блок диагностических услуг обеспечивает услуги те- стирования и оценки и часто связан с блоком карьерных ресурсов, который фо- кусируется на будущих целях учеников и выборе профессии.
Блок консультационных услуг и кризисный центр также тесно связаны между собой. Услуги консультирования предоставляются индивидуально, с привлечением помощников консультанта и на групповом уровне, как в учебное время, так и после занятий. Иногда активность консультанта нацелена на ини- циацию само-консулътирования, которое происходит, «когда люди (в том чис- ле ученики средних классов школы) мыслят в соответствии с тем, во что они верят, затем реагируют на свои мысли разумными эмоциональными реакциями и разумными физическими действиями» (Maultsby, 1986, р. 207). Рациональное самоконсультирование — это один из экспериментально обоснованных спосо- бов обучения школьников самостоятельно помогать себе эффективно справ- ляться с эмоциями. В других случаях помощники консультанта помогают школьникам налаживать отношения и больше узнавать об окружающем мире и школьной деятельности (Bowman, 1986; Sprinthall, Hall & Gerler, 1992).
В модели Стамма и Ниссмана (Stamm and Nissman, 1979) предусмотрен также специально назначаемый на целый день кризисный дежурный. Этот че- ловек занимается экстренными делами и с помощью консультанта находит со- ответствующие способы помощи тем детям, которые внезапно оказались в не- благоприятной ситуации. У отдельных школьников кризис или дистресс могут быть связаны с потерями, с внешним или внутренним давлением, которые при- водят к действию назло или к замыканию в себе. На уровне группы кризис и ре- зультат дистресса могут быть следствием «случаев травмирующих воздей- ствий, с которыми сталкиваются многие школьники, таких как убийство, само- убийство, случайная гибель или тяжелая авария» (Lokhart & Keys, 1998, p. 4).
(Важно, чтобы консультанты начальной и старшей школы в своих программах школьного консультирования также предусматривали кризисный план и кри- зисного дежурного.)