ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1174
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
482 способы вмешательства (Dykeman, Daehlin, Doyle & Flammeer, 1996). Некото- рые способы предотвращения самоубийств и убийств состоят в том, чтобы по- мочь ученикам, родителям и школьному персоналу распознавать их опасные признаки и, в соответствии с профессиональными и юридическими стандарта- ми, регулирующими вопросы сохранения конфиденциальности, предупреждать консультантов и других специалистов помогающих профессий, контролирую- щих психическое здоровье (Peach & Reddick, 1991; Remley & Sparkman, 1993;
Sheeley & Herlihy, 1989).
К работе необходимо подключать сверстников, семьи и других членов общества (Cashwell & Vacc, 1996; Ritchie, 1989). Важно, чтобы проводимые в школах программы профилактики самоубийств были проактивными, а не реак- тивными и были тщательно разработаны. Одним из подходов в работе с такого рода агрессией является концепция, известная как программы круговой заботы
(wrap-around programs) (Cautilli & Skinner,
1996). Эти программы предусматри- вают различные виды работ, выполняемых командой специалистов по психиче- скому здоровью, в том числе консультантами, которые работают вместе, чтобы оказать направленную помощь молодежи группы риска, а также их семьям и персоналу школ и общественных агентств, которые взаимодействуют с моло- дежью.
Общей причиной суицидов и убийств среди молодежи являются пережи- вания, связанные с депрессией и гневом. Следовательно, важное значение име- ют профилактические программы, например группы поддержки или психолого- образовательные группы, направленные на повышение самооценки и на обуче- ние навыкам преодоления переживаний, связанных с потерями и неприятием.
Кроме этого, необходимы программы, нацеленные на предотвращение подра- жания и групповых суицидов, а также программы, повышающие информиро- ванность населения в этих вопросах (Popenhagen & Qualley, 1998). Необходимо выявление молодежи «группы риска», склонной к суицидам и к убийствам.
Должны быть разработаны программы воздействия, приспособленные к по- требностям и обстоятельствам потенциальных самоубийц или потенциальных убийц. План действия для работы с ними должен быть настолько всеобъемлющ, насколько это возможно (Capuzzi, 1994).
Работа консультанта по предотвращению распространения ВИЧ- инфекции и СПИДа не обязательно включает в себя попытки убедить учащихся изменить их сексуальное поведение. Но консультанты могут помочь избежать заражения СПИДом и другими передающимися половым путем заболеваниями с помощью системы информационного воздействия и обучения необходимым навыкам (Stevens-Smith & Remley, 1994). Например, школьный консультант может предоставить ученикам информацию о путях распространения ВИЧ- инфекции и о действиях, связанных с наибольшей опасностью заражения, таких как совместное использование внутривенных шприцов и случайные половые связи без использования презерватива (Keeling, 1993). Кроме того, консультан- ты могут предоставить ученикам возможности для формирования навыков межличностного общения, моделируя ситуации, которые являются потенци- ально опасными. Они могут также оказать поддержку подросткам в их попыт-
483 ках попробовать новые конструктивные формы поведения, например когда те пытаются изменить свои привычки или окружение. Группы поддержки, семи- нары для родителей и администраторов и программы обучения помощников консультанта также могут успешно использоваться. Обучение помощников консультанта является одним из самых сильных способов отвлечения подрост- ков от участия в деструктивных формах поведения и помощи им в концентра- ции на продуктивной деятельности (Campbell, 1993a).
Наконец, вмешательство школьных консультантов может быть средством предотвращения насилия и жестокости в межличностных отношениях (Becky &
Farren,
1996). В таких программах консультанты работают со школьниками в группах, обращая особое внимание участников на то, что шокирующий, бесце- ремонный и агрессивно-эмоциональный язык не является нормальной или не- обходимой частью межличностных отношений. Затем они пытаются научить школьников контролировать свои отрицательные эмоции, вырабатывать уве- ренность в себе и устанавливать ответственные отношения. «Безопасные сви- дания» (Dating Safely) — одна из моделей, пригодная для формата программы,
— легко могут быть воспроизведены.
В целом, как показывают эти примеры, позиция школьных консультантов сильна благодаря их подготовке, знаниям и умениям «быть лидерами в разви- тии... программ вмешательства в рамках школы и общества» (Stevens-Smith &
Remley, 1994, p. 182).
1 ... 49 50 51 52 53 54 55 56 ... 83
К
ОРРЕКЦИЯ И ВМЕШАТЕЛЬСТВО
.
Чтобы помогать ученикам со специфи- ческими проблемами, которые не удалось решить превентивными методами, консультанты средней школы инициируют программы коррекции и вмешатель- ства. Некоторые распространенные детские и подростковые психические рас- стройства отчетливо проявляются как раз в этом возрасте. Это проблемы адап- тациии, поведенческие трудности, тревожность, злоупотребление психоактив- ными веществами и нарушения пищевого поведения (Geroski, Rodgers & Breen,
1997). Идентификация и оценка расстройства, направление к нужному специа- листу и в отдельных случаях лечение этих расстройств — вот несколько наибо- лее ценных функций школьного консультанта (которые он нередко выполняет в сотрудничестве с провайдерами других услуг сферы психического здоровья).
Идентификация расстройств осуществляется с помощью DSM-IV. Из-за недо- статка времени и ресурсов консультанты средней школы обычно не занимаются непосредственно лечением серьезных психических заболеваний, а чаще сосре- доточиваются на других специфических формах проблемного поведения, кото- рые встречаются в этих условиях. Три наиболее распространенные проблемы
— это депрессия, родительский развод и рождение подростками собственных детей.
Депрессия в пубертатном периоде связана с негативными жизненными обстоятельствами (Benson & Deeter, 1992). Форрест (Forrest, 1983) утверждает, что приблизительно 15% всех школьников могут страдать депрессией из-за внешних стрессоров и неспособности адекватно реагировать на них. Он пере- числяет общие эмоциональные, физические, интеллектуальные и поведенче- ские индикаторы депрессии (см. табл. 15.1).
Таблица 15.1
Типичные признаки депрессии
Эмоциональные (аффектив-
ные)
Физические (соматические)
Интеллектуальные (когнитивные)
Поведенческие (характер действий)
Печаль
Усталость
Негативная «я-концепция»
Разговор вполголоса, медленная речь
Тревога
Нарушения сна
Негативный взгляд на мир
Устранение от нормальных социаль- ных контактов
Чувство вины
Пищевые расстройства
Негативные ожидания, связанные с бу- дущим
Выполняет менее приятные действия
Гнев
Диспепсия
Самообвинение
Улыбки или смех редки
Страх
Запоры
Самокритика
Ест в одиночестве.
Занимается в одиночестве
Переживания несчастья
Нечетко составленный план (не точность действий, ограниченные способы действий)
Потеря интереса
Неразговорчивость в классе и в соци- альной среде
Пессимизм
Нарушения менструального цикла Неспособность сконцентрироваться
Избегание проявления враждебных тенденций
Переменчивость настроения
Высокая частота пульса наряду с проявлениями апатии
Отсутствие мысли
Избегание коллектива.
Уменьшение участия в спортивных состязаниях и играх
Беспомощность
Головные боли
Безразличие
Неопрятная одежда.
Внезапное снижение оценок
Ощущение бесполезности
Боли в желудке
Нерешительность
Частые вздохи и плач.
Медлительность
Источник: «Depression: Information and Interventions for School Counselors» by D. V. Forrest, 1983, School Counselor, 30, 270.
Далее, он подчеркивает необходимость использования школьными кон- сультантами разных подходов при решении проблем. Среди наиболее извест- ных — подход с применением мультимодальной модели Лазаруса (Lazarus's
multimodal model);
обучение учащихся навыкам развития самооценки; помощь в распознавании признаков депрессии и стрессовых факторов, вызывающих ее; обучение процедурам релаксации, новым способам сопротивления депрессии и способам модификации отрицательных сигналов о собственном состоянии. Все эти подходы требуют значительных затрат времени и энергии.
Приблизительно 1 000 000 детей ежегодно переживают родительские раз- воды, и, по некоторым оценкам, ожидается, что 45% американских детей столкнутся с разводом родителей до своего восемнадцатилетнего возраста
(Whitehead,
1997). Кук и Макбрайд (Cook & McBride, 1982) считают, что кон- сультанты средней школы могут оказывать детям, родителям и учителям как непосредственную, так и опосредованную помощь в ситуации, требующей при- спосабливаться к разводу.
Для непосредственного воздействия, направленного на облегчение по- следствий развода, предлагаются индивидуальные и групповые формы кон- сультирования для детей в школе. Структурированная, краткосрочная группо- вая работа может помочь учащимся средней школы разобраться в своих чув- ствах, связанных с пережитым разводом родителей (Morganett, 1995). Могут также применяться опосредованные формы работы, например беседы с учите- лями и родителями о детских переживаниях. Учителя и родители нуждаются в информации о том, что может происходить с детьми во время самого развода и после и какие полезные воздействия взрослые могли бы предпринять в целях помощи детям.
Рождение подростком ребенка связано с эмоциональными проблемами как для общества, так и для самого подростка. Переживания особенно сильны, когда рождение происходит вне брака. Обязанность школьного консультанта в работе с такими подростками состоит в выработке стратегии преодоления кри- зиса. Кроме того, консультанты должны заниматься личностными и професси- ональными проблемами молодых родителей и оформлять необходимые направ- ления к специалистам. Обычно этот процесс оказывается наиболее успешным, если в нем объединяются усилия школьных консультантов и работников обще- ственных центров психического здоровья (Kiselica & Pfaller, 1993). Одна из главных задач состоит в том, чтобы помочь подросткам-родителям избежать рождения второго ребенка. Другой важный аспект работы консультанта — удержать не состоящих в браке матерей (и отцов) в школе и содействовать ро- сту их успехов во всех сферах: учебной, личностной и межличностной (DeRid- der, 1993).
Сотрудничество и помощь. Сотрудничество и помощь, оказываемая кон- сультантом, вовлекают его в различные виды общественной и школьной дея- тельности, помимо воспитательной работы. Консультанты, которые незнакомы с деятельностью общественных и школьных коллективов или не включаются в нее, работают не столь эффективно, как они могли бы работать (Bradley, 1978).
В круг обязанностей консультанта, помимо непосредственно занятия консуль-
486 тированием, входит установление отношений с другими людьми (Lee & Waltz,
1998). Таким образом, консультанты средней школы должны зачастую брать на себя инициативу в работе с преподавателями и другим школьным персоналом.
Устанавливая все более прочные связи с преподавателями, администраторами и спонсорами факультативной деятельности, консультант интегрирует их взгля- ды в общую картину жизни школы и «помогает создать теплую школьную сре- ду, которая стимулирует развитие и учебу» (Glosoff & Koprowicz, 1990, p. 10).
В очень полезной статье о роли школьного консультанта как координато- ра услуг Дево и Мак-Клэм (DeVoe & McClam, 1982) подчеркивают важность выполнения консультантом трех ролей. Первая роль — это сборщик информа-
ции. В этой роли консультант действует самостоятельно или в сотрудничестве с другими специалистами, собирая информацию об особенно сложных ситуаци- ях, например сведения о злоупотребляющих или зависимых от психоактивных веществ беременных девушках-подростках. Вторая роль связана с координаци-
ей у слуг. Консультант определяет, способен ли он профессионально удовлетво- рить потребности отдельных учащихся. Если консультант некомпетентен сде- лать это, он оформляет направление к соответствующему специалисту. Третья роль — информационный администратор. Консультант координирует план, по которому отдельные специалисты или агентства вне школы оказывают услуги учащимся. Эта деятельность включает планирование и поддержание непрерыв- ной связи с поставщиками услуг. Менее распространенный, но важный вид со- трудничества школьных консультантов с другими представителями школьной системы и общества в целом состоит в участии в индивидуализированных обра-
зовательных программах — то есть в образовательных программах, приспособ- ленных к специальным потребностям определенных детей (Humes, 1980). Кон- сультанты либо проводят непосредственное вмешательство, либо поддержива- ют работу с учащимися, для которых составлены индивидуальные программы.
Если у консультанта есть особые соображения, он все равно может тесно со- трудничать с персоналом других школ и общественными организациями, чтобы гарантировать даже «нетипичным» учащимся получение соответствующего об- разования и обслуживания. Таким образом, меньше учащихся выбывают из школы или оказываются потерянными для общества, в котором они живут
(Kushman & Kinney, 1989).
Р
ЕЗЮМЕ
В этой главе рассмотрены различные аспекты консультирования в начальных, средних и старших классах средней школы и представлена краткая хронология становления практической работы по каждому из этих направле- ний. Задачи школьных консультантов на любом из уровней определяются воз- растными особенностями развития, однако основное внимание всегда уделяется решению внутри- и межличностных проблем. От консультантов, работающих в школах, требуется гибкость и умение работать с детьми, родителями или школьным персоналом, причем необходимо учитывать, что представители всех