ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1186
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
500 минает психосоциальный подход. Например, когда студенты участвуют в сту- денческих организациях и занимают в них положение лидеров, их умение орга- низовать свою жизнь развивается более продуктивно, чем у более пассивных студентов (Cooper, Healy & Simpson, 1984). Аналогично студенты, участвую- щие в качестве волонтеров в инициативах социальных служб (также известных как «обучение оказанию услуг»), начинают лучше понимать потребности окру- жающих, становятся менее эгоцентричными и с большим сочувствием относят- ся к другим людям (Delve, Mintz & Stewart, 1990а). В отличие от психосоциаль- ных теорий, теории «человек — среда» «не являются теориями развития»
(Rodgers,
1980, р. 77). Во многом они базируются на формуле Курта Левина
(Lewin, 1936):
В = f (РЕ), где поведение (В) — есть функция (f) человека (Р) и окружающей среды (Е).
Типологические теории сосредоточиваются на индивидуальных различи- ях, например на различиях темперамента типа личности и образцов социально- го поведения. Считается, что эти различия не меняются со временем и что ин- дивидуальность, как правило, представляет собой результат комбинации типов.
Личностные паттерны, связанные с мотивацией, прилагаемыми усилиями и до- стижениями, вынуждают индивидов изменять паттерны своего развития. Этот подход представлен в работах Джона Холланда (Holland, 1997), которые по- священы исследованию соответствия личности и окружающей рабочей среды.
1 ... 51 52 53 54 55 56 57 58 ... 83
П
РОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Надлежащая подготовка — одна из трудностей в сфере университетского консультирования и студенческих служб. В связи с разнообразием обязанно- стей профессиональных работников студенческих служб ни одна программа профессиональной подготовки не может удовлетворить потребности всех вы- пускников. Поскольку обучение тех, кто поступает на данную специализацию,
«не должно быть одинаковым для всех», CACREP предлагает различные стан- дарты для разных направлений работы в этой сфере (Sandeen, 1988, р. 21). Ак- кредитация CACREP включает программы подготовки специалистов по делам студенчества с консультированием в университетах и специалистов по делам студенчества с профессиональной практикой (Hollis, 1997). В 1994 году Совет по продвижению стандартов для программ студенческих служб и развития
(Council for Advancement of Standards for Student Services/Developmental Pro-
grams)
также наметил особое направление практической работы для продолже- ния образования. Существует широкий выбор учебных программ для тех, кто планирует в будущем заниматься делами студентов. При этом важно, чтобы решение о выборе специализации было принято как можно раньше, поскольку учебные курсы значительно различаются.
501
У
НИВЕРСИТЕТСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
О
СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ
КОНСУЛЬТАНТОВ
Задачи и роли университетских консультантов разнообразны и зависят от используемой модели консультационной работы. Традиционно центры кон- сультирования в колледжах и университетах работают в рамках четырех основ- ных моделей предоставления услуг консультирования (Westbrook et al., 1993).
1.
Консультирование как психотерапия. Эта модель подразумевает дол- госрочное консультирование и рассчитана на относительно небольшую группу студентов. Консультант занимается вопросами, требующими личностных изме- нений, и направляет клиентов с другими (профессионально-ориентационными и образовательными) проблемами к студенческим академическим консультан- там-экспертам.
2.
Консультирование как профессиональная ориентация. Эта модель придает особое значение оказанию помощи студентам в продуктивном реше- нии карьерных и академических вопросов. Консультант имеет дело со студен- тами, которые не решили свои академические или профессиональные вопросы, и направляет клиентов с личностными или эмоциональными проблемами в дру- гие агентства.
3.
Консультирование в традиционном понимании. Эта модель ставит на первый план широкий диапазон услуг консультирования, включая краткие или долговременные отношения, в том числе занимается личностными, академиче- скими и карьерными вопросами. Роли консультанта разнообразны.
4.
Консультирование как консультация. Эта модель подразумевает рабо- ту с различными организациями и персоналом, которые имеют прямое воздей- ствие на психическое здоровье студентов. Консультант предлагает косвенные услуги студентам посредством стратегического вмешательства.
В последние годы появились доводы в пользу пятой — глобальной моде- ли консультирования (то есть интерактивной, взаимозависимой общественной системы) (Расе et al., 1996). Эта модель носит динамичный и изменчивый ха- рактер, Она предполагает, что сотрудники центра консультирования работают во взаимодействии с другими членами университетского хюобщества над со- зданием благоприятной рабочей обстановки и используют в этих целях различ- ные ресурсы студенческого городка, в том числе персонал. Эта идея представ- ляет собой эволюцию модели куба (Morrill, Getting & Hurst, 1974, p. 355), кото- рая определяет объект (личность, первичная группа, коллектив, учреждение или общество), цели (кор-рекционные, превентивные или развития) и методы
(непосредственное вмешательство, консультация или обучение или опосредо- ванное вмешательство) как пункты вмешательства консультантов. Глобальная модель изменяет роль консультанта направленность деятельности университет- ского центра консультирования, вынуждая сотрудников быть более гибкими и интерактивными (рис. 16.1).
502
Рис. 16.1. Куб (а); эволюция куба (б)
Источник: (a) «Dimensions of Counselor Functioning,» by W. H. Morrill E. R. Getting, and J. C.
Hurst, 1974, Personnel and Guidance Journal, 42, p. 355; (6) From «Rounding
Gut the Cube: Evolution to a Global Model for Counseling Centers,» by D. PaceV. L. Stamler E.
Yarris, and L. June, 1996, Journal of Counseling and Development, 74, p. 325.
В действительности большинство центров консультирования в универси- тетах предлагают множество различных услуг, что позволяет им быть полез- ными для различных групп студентов и удовлетворять потребности местного студгородка.
503
Х
АРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность университетских консультантов по уровню сложности и по разнообразию напоминает действия работников студенческих служб, и даже сферы этих видов деятельности частично совпадают. Лыоинг и Коугер (Lewing
& Cowger,
1982) выделяют девять функций консультирования, которые в целом определяют повестку дня консультантов в колледжах:
• академическое и образовательное консультирование;
• профориентационное консультирование;
• личностное консультирование;
• тестирование;
• супервизирование и обучение;
• исследование;
• обучение;
• профессиональное развитие;
• администрирование.
Точнее говоря, три из перечисленных видов деятельности — личностное, про-фориентационное и образовательное консультирование — занимают более
50% от всего времени работы консультантов. Большинство теорий консульти- рования, рассматриваемых в этой книге, находят свое применение в центрах консультирования при колледжах. Например, Турман (Thurman, 1983) устано- вил, что рацио-нально-эмотивная терапия поведения, включая использование методики рацио-нально-эмотивного воображения, может успешно применяться для уменьшения действий по типу поведения «А» (проявления нетерпеливости, соперничества и враждебности) среди студентов колледжа и помогает улуч- шить успеваемость. Уоткинс (Watkins, 1983), с другой стороны, находит, что личностно-центрирован-ный подход с наибольшим успехом может использо- ваться для помощи студентам при оценке существующих и будущих планов и в принятии решения, оставаться ли в университете. Даже теория систем, наибо- лее часто применяемая в консультировании по вопросам брака и семьи, доказа- ла свою эффективность в случаях, когда студентам помогают осознать динами- ку семьи и модели взаимодействия, а также понять, как семейные стереотипы продолжают влиять на важные решения, касающиеся образования (Openlander
& Searight,
1983). Краткосрочная терапия, форма системной терапии, применя- лась в центрах консультирования при университетах с целью расширения «те- рапевтической схемы, чтобы включить в нее тех, кто не является членом семьи, но может оказать влияние на терапевтический прогресс» в лучшую или в худ- шую сторону (Terry, 1989, р. 352). При таком способе терапии участники кон- фликта в общине студенческого городка собираются вместе, чтобы сформиро- вать значимые отношения и изменить проблемную ситуацию. Идея, лежащая в основании этого терапевтического подхода, заключается в том, что студенты в студенческих городках могут помогать друг другу разрешать проблемы и, бла- годаря разрешению проблем, делать свою среду более здоровой. Такая работа позволяет прекратить взаимные обвинения и поиск «козлов отпущения».
Одна из проблем, с которой сталкиваются консультанты в колледжах, за-
504 ключается в непрерывном изменении студенческой субкультуры (Bishop, 1992).
Поведение студентов изменяется с каждым поколением. Культура «поколения
X»
(текущая студенческая популяция) отличается от культуры предшествую- щего поколения. Действительно, работники центров консультирования при университетах в последние годы «выражают озабоченность по поводу возрас- тающего количества студентов, которые имеют серьезные психологические проблемы, а также относительно общего увеличения тяжести представляемых проблем» (Sharkin, 1997, р. 257). В центрах университетского консультирования
«ежегодно бывают на сессиях консультирования до 20% всех студентов, и ожи- дается, что это количество будет расти и дальше» (Geraghty, 1997, А32). Следо- вательно, и образовательные, и превентивные программы должны регулярно пересматриваться, чтобы помогать студентам справляться с их текущими про- блемами.
Все заинтересованы в том, чтобы услуги студенческих служб были гиб- кими и многочисленными и предоставлялись на профессиональном уровне. Для выявления общих проблем развития и психологических проблем у студентов разработаны «Шкалы адаптации в университете» (Anton & Reed, 1991). Девять шкал этого опросника измеряют психологический дискомфорт по следующим параметрам: тревожность, депрессия, суицидальные мысли, наркомания, про- блемы самооценки, межличностные проблемы, семейные проблемы, проблемы с учебой и проблемы выбора карьеры. Опросник также может служить для оценки того, какие услуги и программы требуют особого внимания.
Другой эффективный путь широкого охвата студентов — работа кон- сультантов-сверстников. Как правило, студенты в первую очередь обращаются за помощью к друзьям, затем к близким родственникам и лишь затем — к пре- подавателям и в службы консультирования. Рэйгл и Кроун (Ragle & Krone,
1985) обнаружили, что студенты-первокурсники, прошедшие предварительное летнее ориентацион-ное обучение в Техасском университете в Остине, были значительно непринужденнее, говоря по телефону о различных проблемах с помощниками консультанта из числа студентов. Кроме того, они чувствовали, что контакт с помощниками консультанта был полезным, и указывали, что уни- верситет в результате стал казаться менее безликим.
Иногда помощники консультантов принимают на себя роль ассистентов в общежитиях (resident assistants — RAs) (Nickerson & Harrington, 1968). При та- кой форме работы Ras-ассистенты должны проживать в специально отведенных для них комнатах в городке. Их услугам, включающим коррекционную, профи- лактическую и развивающую работу, придается большое значение (Schuh, Ship- ton & Edman, 1986). Ras- ассистенты обеспечивают кризисное вмешательство, краткосрочное консультирование, посредничество в конфликтах и выдачу направлений (Blimling & Miltenberger, 1981). Они помогают студентам сохра- нить благоприятные установки в отношении консультирования и связанных с консультированием услуг и одновременно получить информацию о возможно- стях, предлагаемых центрами университетского консультирования (Johnson,
Nelson & Wooden,
1985). Кроме того, спонсорские программы поддержки RAs
no вопросам психического и физического здоровья привлекают профессорско-
505 преподавательский состав и штатных сотрудников со всего студенческого го- родка для собственных презентаций. Ras-ассистенты обычно проходят непре- рывное профессиональное обучение и стажировку в центрах консультирования при студенческих городках. Эта практика благодаря своей интегрирующей и профилактической направленности приносит пользу ассистентам, проживаю- щим в общежитиях студентам и университетскому городку в целом.
Университетские консультанты могут также предлагать свои услуги и программы совместно с другим персоналом студенческих служб. Три наиболее необходимые услуги касаются злоупотребления алкоголем, сексуальных из- вращений и насилия, расстройств приема пищи. Приблизительно 90% студен- тов эпизодически употребляют алкоголь в течение учебного года, и около 20% считаются сильно пьющими, потребляя алкоголь ежедневно (Steenbarger, 1998).
Таким образом, неудивительно, что связанные с алкоголем проблемы, включа- ющие злоупотребление алкоголем и сопутствующие ему нарушения, являются преобладающими в университетских городках. Неумеренное пьянство (пять или больше стопок
1
за один раз для мужчин и четыре или больше стопок за один раз для женщин) становится все более распространенным. Каждый третий студент колледжа выпивает главным образом, чтобы напиться (Commission on
Substance Abuse at College and Universities,
1994). Кроме того, неумеренное пьянство может привести к изнасилованиям, небезопасному сексу, затруднени- ям в учебе и попыткам суицида. При попытках университетской администра- ции запретить алкоголь на определенных мероприятиях или в пределах тех или иных территорий городка могут происходить нарушения общественного поряд- ка в студенческих городках или в их окрестностях. Наличие множества вред- ных привычек и проблем, сопутствующих злоупотреблению алкоголем, приво- дит к формированию дисфункциональной алкогольной семьи (Lively, 1998).
Таким образом, злоупотребление алкоголем обычно приводит к необхо- димости обращения студентов к консультантам и другим работникам студенче- ских служб (Gill-Wigal, Heaton, Burke & Gleason, 1988). Как правило, в таких ситуациях оказывается необходимым предпринять систематические шаги, направленные на то, чтобы помочь студентам преодолеть отрицательное отно- шение к консультированию, которое может быть связано со злоупотреблением алкоголем, поскольку, чтобы лечение было эффективным, студентам необхо- димо осознать свою потребность в поддержке для исправления неконтролируе- мого поведения. Вмешательство иногда проводится индивидуально, но часто оно охватывает группу и включает в себя большое разнообразие приемов, в том числе инсайт и бихевиоралъное изменение,
Многие студенты, злоупотребляющие алкоголем, росли в дисфункцио- нальных семьях. Воспитание в таких условиях часто приводит к проблемам
(например, тру-доголизм, депрессии, различные зависимости, тенденции к ан- тиобщественному поведению, склонность к перееданию). При работе с такими студентами консультативное вмешательство носит форму помощи студентам в более четком определении ролей, которые они играли в жизни семьи, а затем
1
Стопка — 40 граммов крепкого алкоголя.