ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1188
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
506 помощь в ломке непродуктивных стереотипов взаимодействия (Crawford &
Phyfer,
1988). Один из способов, которым консультанты могут сломать непро- дуктивные стереотипы, заключается в том, чтобы обращаться с этими студен- тами функционально здоровым способом, который контрастирует с тем, что они испытывали прежде (табл. 16.1). Здесь также может оказаться эффективной работа консультантов-сверстников.
Таблица 16.1
Стратегии вмешательства при работе со стереотипными ролями
Стереотипная роль
Проявления
Методы консультирования
Герой
Перегрузка
Тревожность
Стресс
Чрезмерный контроль
Повышение самооценки; упражнения для создания источников внутреннего подкрепления, включая са- моутверждения
Исследование влияния досуга на личностное обнов- ление и рост
Исследование иррациональных убеждений относи- тельно перфекционизма (стремления добиваться со- вершенства во всем) и потребности в одобрении
Козел отпущения
Делинквентное поведение
Ролевые нарушения
Импульсивность
Химическая зависимость
Сдерживание порывов через разговор о самом себе
Бихевиоралыюе заключение контракта на задержку вознаграждения
Терапия для наркоманов (если есть)
Потерянный ребенок
Социальная изоляция
Застенчивость
Ожирение
Депрессия
Обучение навыкам межличностного общения
Бихевиоралыюе заключение контракта на непод- крепление социальной изоляции
Упражнения, повышающие самооценку
Когнитивное реструктурирование для положитель- ной интерпретации опыта
Талисман
Страх
Шутовство
Ипохондрия
Гиперактивность
Упражнения, повышающие самооценку
Упражнения на принятие ответственности
Обучение уверенности в себе
Источник: «Adult Children of Alcoholics: A Counseling Model» by R. L. Crawford and A. Phyfer,
1988, Journal of College Student Development, 29, p. 110.
Многим студентам, прежде всего девушкам, в течение их пребывания в университете приходится иметь дело с сексуальными домогательствами и насилием, включая инцест и изнасилование. Динамика различных сексуальных преступлений имеет ряд общих черт и различий. Общим знаменателем во мно- гих случаях является злоупотребление алкоголем: 90% всех изнасилований в студенческих городках происходит в случаях, когда алкоголь употреблялся насильником, жертвой или ими обоими (Commission on Substance Abuse at Col- lege and Universities,
1994). В процессе восстановительной работы с жертвами изнасилования существует по крайней мере две стадии: 1) острая, которая ха- рактеризуется дезорганизацией; 2) длительная реорганизация, которая включа- ет снятие боли от травмы и поддержку в восстановлении нормальной жизни
(Burgess & Holstrom, 1974; Scrignar, 1984).
507
Расстройства пищевого поведения, особенно булимия и нервная анорек- сия — третья область, в которой университетские консультанты должны рабо- тать рука об руку с другим персоналом студенческих городков. В университе- тах существует большая потребность в работе с этими расстройствами, так как, по некоторым оценкам, до 65% женщин в течение первого года обучения де- монстрируют «определенные поведенческие и психологические признаки нарушения питания» (Meyer & Russell, 1998, p. 166). Для того чтобы работа в этой области была возможна, расстройства пищевого поведения должны «рас- сматриваться в контексте процесса развития» (Sharkin, 1997, р. 275). Програм- мы, выдвигающие на первый план особенности расстройств поведения, связан- ного с приемом пищи, а также способы преодоления таких тенденций, до свое- го полного становления могут быть во многом полезны для просвещения тех, кому они предположительно предназначены. Более того, составление таких программ может дать их участникам источники, к которым они могут обра- щаться в случаях, если они или кто-либо из знакомых страдает булимией.
Профилактические меры, которые предпринимают университетские кон- сультанты в сотрудничестве с работниками студенческих служб, занимаясь проблемами студентов, могут относиться к одному из трех уровней — третич- ному, вторичному и первичному. «Третичная профилактика близка к лечению и включает непосредственное обслуживание пострадавшего» (Roark, 1987, р.
369). Она включает поощрение рассказа об агрессии и помощь жертве в ис- пользовании доступных ресурсов. Вторичная профилактика направлена на проблемы, уже существующие в университетском городке (например, насилие), и нацелена на рост осознания среди потенциальных жертв и злоумышленников и проведение мер для прекращения известных злоупотреблений. Первичная
профилактика нацелена на искоренение проблемы еще в зародыше. Она вклю- чает в себя изменение физического окружения, а также устранение причин про- блем и организацию обучения, направленного на формирование осведомленно- сти и изменение ценностей. Например, чтобы помочь студентам научиться управлять стрессом, может быть предложена программа, которая по первым буквам известна как BRIMS (breathing — дыхание, relaxing — релаксация, im-
agery — воображение, message — сообщение, signs — сигнал) (Carrese, 1998).
Эта программа представляет собой вариант когнитивного самогипноза, кото- рый помогает студентам расслабляться как физически, так и психически, с по- мощью направляемых себе позитивных сообщений и физических сигналов, ко- торые помогают вспомнить конструктивные способы ощущения и видения си- туации. В процессе этого студенты «трансформируют негативные мысли в кон- структивную энергию, устанавливая контроль над ситуацией, которая вызывает ненужную тревогу» (р. 140).
508
1 ... 52 53 54 55 56 57 58 59 ... 83
П
РОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ
(S
TUDENT
L
IFE
P
ROFESSIONALS
)
О
СНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ОБЯЗАННОСТИ
КОНСУЛЬТАНТОВ
Первоначально работа студенческих служб в колледжах и университетах ограничивалась оказанием помощи первокурсникам в приспособлении к жизни университетского городка (Williamson, 1961). Эта задача по-прежнему остается актуальной, но теперь круг деятельности студенческих служб включает также заботу о возвращающихся в колледжи и университеты взрослых студентах и охватывает множество других аспектов жизни студенческого сообщества, таких как работа со студентами, принадлежащими к культурным меньшинствам, и студентами, испытывающими трудности в учебе (Boesch & Cimbolic, 1994;
Lynch & Gtissel, 1996; Tate & Schwartz,
1993). Для людей, которые в качестве профессии выбирают работу в студенческих службах, характерно гуманное ка- чество: они пытаются максимизировать, персонализировать и индивидуализи- ровать высшее образование, помогая студентам наиболее полно использовать возможности, предоставляемые окружением, для собственного развития. По- бочным, но важным следствием этого процесса является то, что студенты легче и успешнее осуществляют переход от «обычной» жизни к студенческой и об- ратно (Berdie, 1966; Brown, 1986; Kuh, 1996). Таким образом, персонал студен- ческих служб является интегратором, который облегчает достижение целей, поставленных перед студентами, колледжем или университетом (Garland,
1985).
В учебном процессе существуют периоды (начальная ориентация, про- межуточные экзамены и окончание семестра), когда нагрузка на работников студенческих служб резко увеличивается (Houston, 1971). Несмотря на то что некоторые проблемы (например, вопросы здоровья, тревожность, депрессия) универсальны, присущи всем студентам, независимо от возраста или стадии развития, существуют также проблемы, связанные непосредственно с конкрет- ными группами студентов. Например, первокурсники могут особенно нуждать- ся в помощи в течение первых нескольких месяцев пребывания в колледже.
Окончание высшего учебного заведения связано у выпускников с утратой идентичности, требует переоценки и определения новых целей, что часто неха- рактерно для абитуриентов перед их зачислением (Hayes, 1981). Кроме того, первокурсники университетов сталкиваются с проблемами эффективного ис- пользования времени, выбора учебных предметов
, сдачи экзаменов и решения одновременно возникающих финансовых, семейных и личных вопросов
(Carrese, 1998)
. «Среди наиболее часто упоминаемых кризисов, характерных для студентов первого года обучения, выделяются трудности социальной адап- тации, проявляющиеся в чувстве тоски по дому и в ощущении одиночества»
(Gerdes & Mallinckrodt, 1994, p.
281). Нередко душевные страдания вызываются разрывом сформированной системы дружеских отношений и новыми стрессами
509
(Ponzetti & Gate, 1988).
Другая уникальная проблема — это движение землячеств. Система кон- куренции студенческих братств и землячеств, захватывающая многих студен- тов и дающая им возможность для самореализации, может одновременно стать причиной депрессии среди тех студентов, которые остались в стороне. Оказы- вая студентам помощь в подобных случаях, персонал студенческих служб дол- жен проявлять чуткость к индивидуальным потребностям, предлагать поддерж- ку и пытаться помочь отвергнутым студентам найти подходящую группу для самореализации (Atlas & Morier, 1994).
Говоря о проблеме переходного периода, можно отметить исследования
Грайт-са (Grites, 1979). Он обнаружил, что 12 из 43 пунктов Шкалы оценки со- циальной адаптации (Hoirnes & Rahe, 1967) фактически применимы исключи- тельно для характеристики приспособления первокурсников к их новому окру- жению. Если эти факторы перевести в «единицы измерения жизненных изме- нений», общий показатель составляет 250, что авторы этой методики относят к категории «умеренного жизненного кризиса». В целом представители этой ка- тегории на 51% больше подвержены опасности ухудшения здоровья, чем те, чей показатель составляет 150 или ниже.
Далее Грайте отмечает, что, если студенты-первокурсники столкнутся еще и с дополнительными переменами за пределами колледжа или университе- та (например, со смертью члена семьи или друга), они, по всей вероятности, пе- рейдут в состояние «глубокого жизненного кризиса», несущего в себе еще большую опасность для здоровья. Поэтому во многих колледжах и университе- тах теперь имеются специальные штатные сотрудники студенческой службы, работающие с каждым вновь поступившим, чтобы облегчить адаптацию перво- курсников и способствовать их положительному индивидуальному развитию, а также формированию ощущения причастности к сообществу (Loxley & White- ley, 1986; Whiteley, 1982).
Несмотря на такие профилактические усилия, приблизительно 10% от всего числа студентов сталкиваются в течение своего пребывания в универси- тете с эмоциональными трудностями, достаточно серьезными, чтобы повлиять на академическую успеваемость (Mathiasen, 1984). Кроме того, стресс, сопут- ствующий сдаче экзаменов или поступлению в профессиональную школу, спо- собствует увеличению числа случаев глубокой депрессии среди студентов
(Clay, Anderson & Dixon,
1993). Студенты могут испытывать столь сильные эмоциональные, социальные или связанные с учебой проблемы, что, если во- время не предложить соответствующего вмешательства (например, путем обу- чения приемлемым способам выражения агрессии или управлению стрессом), они могут выбыть из учебного заведения. От 40 до 60% студентов, приступаю- щих к четырехгодичному обучению, не доходят до конца обучения (Brown,
1986; Gerdes & Mallinckrodt,
1994). Возможны даже более трагические исходы.
Ежегодно примерно 6 из 100 000 студентов университетов в США кончают жизнь самоубийством (Chisolm, 1998).
Под контролем студенческих служб находятся некоторые из наиболее существенных факторов, характеризующих пребывание в учебном заведении и