ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1194
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
510 способствующих поддержанию психического здоровья (Polansky, Horan & Han- ish,
1993). Чтобы помочь студентам сделать время своего пребывания в высшем учебном заведении наиболее успешным и продуктивным, профессиональные студенческие службы предлагают как индивидуальные, так и общие для всего студенческого городка программы помощи. Цель таких всесторонних программ состоит в том, чтобы оказать положительное воздействие на студентов, помочь им идентифицировать свои проблемы и задачи, наметив точки наиболее эффек- тивных воздействий. Деятельность персонала студенческих служб направлена на то, чтобы помочь студентам настроиться на многочисленные проблемы, ко- торые стоят перед ними, и конструктивно разрешать эти проблемы по мере возникновения (Creamer & Associates, 1990; Deegan & O'Banion, 1989). Напри- мер, студенты должны достичь определенной формы независимости от своих родителей и семей в процессе становления своей собственной идентичности через индивидуализацию. Существует корреляция между адаптацией студентов к колледжу и привязанностью к родителям (Rice & Whaley, 1994). «Исследова- ние показало, что студенты колледжа выигрывают; а) от безопасной привязан- ности к родителям, когда имеется взаимное доверие, общение и почти нет кон- фликтов или отчуждения; б) от отношений с родителями, когда их независи- мость и индивидуальность замечается, признается и поддерживается» (Quintana
& Kerr, 1993, p.
349). Помогая студентам конструктивно решить проблему от- деления/поддержания отношений с семьей, персонал студенческих служб спо- собствует улучшению общей адаптации студентов и повышению их достиже- ний в колледже и вне его.
Х
АРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность работников студенческих служб связана со спецификой из- бранного ими направления: администрация, развитие или консультирование.
«В основе административной модели... лежит предпосылка, что студенческие службы по роду своих занятий в системе высшего образования являются адми- нистративной, вспомогательной структурой, которая выполняет различные функции по облегчению адаптации и развитию студентов» (Ambler, 1989, р.
247). Примеры таких функций — прием в учебное заведение, ведение докумен- тации, обеспечение питания, мероприятий здравоохранения, финансовой по- мощи. В модели развития основное внимание уделяется образованию (напри- мер, помощи студентам в выработке навыков принятия решений), осуществля- емому путем проведения семинаров по развитию навыков руководства; также внимание уделяется поддержанию роста самостоятельности в деятельности студенческих городков. Наконец, модель консультирования подчеркивает важ- ность социального и эмоционального развития в решении межличностных и профессиональных задач и включает проведение глубинных личностных семи- наров на интересующие темы (личные отношения, карьера, стресс) (Forrest,
1989).
Не все сотрудники студенческих служб придерживаются данных моделей и не все действия студенческих служб проводятся профессионалами. Послед-
511 ний национальный обзор выявил, что 72% всех подразделений студенческих служб колледжей и университетов для осуществления своих функций исполь- зуют непрофессиональных помощников из числа студентов (Winston & Ender,
1988). Эти парапрофессионалы — «студенты старших курсов, специально ото- бранные и обученные для того, чтобы предлагать услуги или программы своим товарищам. Эти услуги специально предназначены, чтобы помочь студентам в адаптации, в удовлетворении своих потребностей и/или поддержании стабиль- ного положения» (р. 466). Парапрофессионалы из числа студентов часто ис- пользуются в программах работы в студенческих общежитиях и программах ориентации; кроме того, они работают на телефонах доверия, в студенческих судах, в службах академической и финансовой помощи, в международных сту- денческих программах и в студенческом движении.
Вовлекая студентов-парапрофессионалов в участие в структурированных программах, работники студенческих служб прямо и косвенно предоставляют им возможности проявить свои лидерские качества, улучшить качество жизни университетского городка и решить неотложные задачи. Более 600 американ- ских колледжей и университетов (и это количество постоянно возрастает) предоставляют студентам ту или иную форму практики формального лидерства
(Freeman, Knott & Schwartz; Gregory & Britt,
1987). Однако, прежде чем любая такая деятельность станет эффективной, должны быть усвоены определенные основные убеждения и принципы, пройдены необходимые темы учебного пла- на (Roberts & Ullom, 1989). Профессионалы, по работе со студентами становят- ся все более заинтересованными в улучшении своих руководящих способно- стей, а также тратят немало времени и усилий для того, чтобы помогать студен- там в развитии этих способностей (McDade, 1989). Такая двойная направлен- ность помогает учебным заведениям проявлять больше инициативы и способ- ствовать укреплению чувства причастности к сообществу.
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И РАБОТА С
НЕТРАДИЦИОННЫМИ ГРУППАМИ СТУДЕНТОВ
Университетские консультанты работают не только с основной массой студентов, но и с нетрадиционными группами студентов. Это могут быть сту- денты более старшего возраста, студенты, в чьих семьях ранее никто не полу- чал высшего образования, и даже студенты-спортсмены. По всей вероятности, те, кого сегодня называют нетрадиционными студентами, будут считаться обычными в начале XXI столетия (Benshoff& Lewis, 1992).
Значительную часть нетрадиционных студентов составляют взрослые люди, чей возраст превышает обычный студенческий. От трети до половины всех студентов последнего курса и более 50% аспирантов относятся к возрасту старше 30 лет (Brazziel, 1989). В целом представители этой группы обладают высокой мотивацией, предпочитают интерактивное обучение, имеют семейные и финансовые проблемы, рассматривают образование как вложение капитала и имеют множественные договоренности и обязанности, не связанные с учебой
512
(Richter-Antion,
1986). В пределах этой большой группы имеются две основные подгруппы: студенты в возрасте 25-50 лет и студенты возраста 50-80 лет.
Первую подгруппу обычно составляют люди, возвратившиеся к обуче- нию в колледже из-за изменений в работе, или в связи с требованиями карьеры, или вследствие изменения семейного положения (например, брак или развод)
(Aslanian & Brickell,
1980). Улучшение самооценки и обеспечение образова- тельной и социальной поддержки особенно важны для этой группы нетрадици- онных студентов. Студенты более старшей возрастной подгруппы, часто назы- ваемые старшими студентами (сеньорами), попадают в университетский го- родок с различными целями, в том числе для получения ученой степени или в целях собственного духовного роста. При работе со старшими студентами пер- сонал студенческих служб должен учитывать несколько факторов. Среди них
— условия среды, в которой проводится консультирование (возможно, потре- буется более яркое освещение или более высокая температура воздуха в поме- щении), стадия личностного развития клиента (например, студент может быть на стадиях продуктивности или интеграции по Э. Эриксону. — Примеч.
науч.ред.), темп сессий консультирования (возможно, чем медленнее — тем лучше), потенциально трудные области в консультировании (например, явле- ния переноса) и выбор используемых методов консультирования (например, библиотерапия или ведения дневника) (Huskey, 1994). С увеличением общего количества пожилых людей количество старших студентов, по всей вероятно- сти, будет продолжать расти.
Независимо от роста числа старших студентов, общее количество студен- тов нетрадиционных групп увеличивается из-за сокращения бизнеса, быстрого прогресса технологий и увеличения возможностей для профессионального раз- вития. Вероятно, наибольшее количество таких нетрадиционных студентов принимается в общественные и технические колледжи, а также в общественные университеты. Как и для других групп студентов, большинство нетрадицион- ных студентов будут составлять женщины; ожидается увеличение количества студентов, обучающихся без отрыва от производства; больше представителей культурных и расовых меньшинств будут добиваться высшего образования
(Hodgkinson, Outtz & Obarakpor,
1992). Все эти события явятся проверкой воз- можностей служб консультирования и других студенческих служб.
Вторая группа нетрадиционных студентов — «студенты в первом поко-
лении», первые представители своей семьи, поступившие в колледж. Люди этой категории происходят из самых различных слоев общества, включая иммигран- тов второго поколения и чрезвычайно бедных людей (Hodgkinson et. al., 1992).
«
Наличие семейной поддержки в получении образования является ключевым различием между "студентами первого поколения" и остальными. Семейная поддержка — базовая переменная, учитываемая при поступлении в универси- тет, а также фактор успешного завершения образования» (Fallen, 1997, р. 385).
«Студенты первого поколения» имеют ряд специфических потребностей.
Они должны освоиться в университетской обстановке, в том числе усвоить
513 специфический жаргон (например, кредит-часы
1
, GPA
2
,
декан) (Fallon, 1997).
Они также должны освоиться в роли студента, разобраться в системе ценностей
«студентов второго поколения», а также научиться понимать смысл студенче- ских служб и навыков обучения. Более того, им необходима поддержка для преодоления пропасти между их социальным слоем и окружающей средой кол- леджа. Языковые барьеры и социальные обычаи также должны учитываться.
Третья нетрадиционная группа студентов — это студенты-спортсмены.
Многие из них имеют «проблемы, касающиеся университетской системы и об- щества в целом» (Engstrom &Sedlacek, 1991, p. 189). Они часто рассматривают- ся другими как проблемные студенты, которые сталкиваются с неприятностя- ми, связанными с социальным положением или с академической успеваемо- стью (Burke, 1993). Кроме того, многие студенты-спортсмены одновременно принадлежат к культурным меньшинствам и являются «студентами первого по- коления» (Kirk & Kirk, 1993). Спортивная среда может способствовать возник- новению зависимости от тренера или команды. Поэтому эти студенты могут стать изолированными и отчужденными от основного потока студенческой жизни колледжа. Обучение найыкам распределения времени и социальным навыкам — вот области, где консультанты могут помочь студентам этой груп- пы.
Кроме того, когда студенты-спортсмены оставляют свою спортивную ка- рьеру в связи с потерей перспективы роста или из-за травм, им надо помочь пе- рейти к жизни колледжа (Wooten, 1994). Консультанты должны работать со студентами-спортсменами как на эмоциональном, так и на когнитивном уровне, помогая им идентифицировать и выражать свои чувства, а также сопоставлять и исправлять иррациональные мысли. Студентам-спортсменам также необхо- димо помочь составить представление о своем будущем после окончания кол- леджа, когда они, скорее всего, уже не будут профессиональными спортсмена- ми. Поэтому среди предоставляемых консультантами услуг особенно важными оказываются консультирование по вопросам карьеры и обучение навыкам пла- нирования жизни.
Р
ЕЗЮМЕ
Профессия университетского консультанта и работа студенческих служб имеют много общего. Оба вида деятельности направлены на общий рост и раз- витие студентов во время их пребывания в колледже или университете, и каж- дая из них придерживается оптимистической точки зрения, сосредоточиваясь на преимуществах определенных условий и событий, выступающих катализа- торами, стимулирующими самопознание студентов и более полное использова- ние ими своих способностей. Эти специальности также сближает общая исто- рическая параллель: их влияние в колледжах и университетах в разные времена
1
Credit hour — показатель в школе или университете, обычно соответствующий одному часу занятий в педелю.
2
Grade point average —
средний балл.
514 то падало, то нарастало. В XXI столетии, однако, обе специальности крепко стоят на ногах и оказывают благоприятное влияние на функционирование учреждений образования в целом.
В данной главе мы рассмотрели исторические, философские и практиче- ские аспекты развивающей работы со студентами колледжей, в той мере, в ко- торой они касаются консультирования и студенческих служб. Уровень и разно- образие действий, охватываемых этими специальностями, впечатляющи. В цен- трах консультирования, расположенных в университетах, усиливается внима- ние к глобальным программам помощи и выработке действенной позиции в предоставлении услуг (Bishop, 1990; Расе et al, 1996). Эти услуги включают консультацию, карьерное консультирование, разрешение кризисов, усвоение материала, формирование индивидуализированной и гуманизированной обста- новки университетского городка, учреждение программ самопомощи, сотруд- ничество с другими университетскими городками (Stone & Archer, 1990). Сту- денческие службы также становятся более подвижными и динамичными. По мере того как диалог между профессионалами в каждом аспекте студенческой жизни будет становиться более открытым, способность предоставлять услуги студентам и системам, в которых они пребывают, будет увеличиваться.
З
АДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Узнайте, на какие из журналов, упомянутые в этой главе, оформлена подписка в библиотеке вашего колледжа. Просмотрите последние публикации и найдите статью, кото- рая представляется вам интересной. Сделайте устное сообщение по материалам этой статьи.
2. Пригласите на занятия RAs-ассистента вашего колледжа или университета, чтобы обсудить с ним особенности его деятельности. Как ваши представления об этой работе со- гласуются с фактической работой ассистентов? Какие стороны данной должности вы нахо- дите привлекательными или непривлекательными?
3. Попросите сотрудника студенческих служб вашего колледжа или университета описать универсальные и уникальные аспекты его работы. Обсудите, каким образом дей- ствия студенческих служб касаются академической деятельности. Как эти две сферы дея- тельности могли бы быть связаны еще теснее?
4. Студенты колледжей и университетов являются своеобразной и организованной группой населения. Какие теории, относительно бесполезные при работе с менее образован- ным населением, могли бы, по вашему мнению, быть эффективными при работе с этой попу- ляцией?
5. Какие вопросы или проблемы в студенческом городке вашего университета долж- ны, по вашему мнению, решаться консультантами и сотрудниками студенческих служб?
Представьте, что вам предложили разработать программы для разрешения этих проблем. Ка- кие шаги вы могли бы предпринять для успешного решения этой задачи?
Л
ИТЕРАТУРА
Ambler D.
А. (1989). Designing and managing programs: The administrator role. In U.
Delworth, G. R. Hanson & Associates (Eds.), Student services: A handbook/or the profession (2nd ed., pp. 247-264). San Francisco: Jossey-Bass.
Anton W. D. & RecdJ. R. (1991). College adjustment scales prof essional manual. Odessa,