Файл: Льтет экономики, управления и юриспруденции Каф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Год

y

2012

56,0

2013

80,0

2014

116,0

2015

147,0

2016

265,0

2017

454,0

2018

839,0

2019

1261,1

2020

1760,4

2021

2217,0


12. Тема: Прогнозирование по модели полиномиального тренда и по модели простой экспоненты

План работы

1. Представить зависимость у от года в виде точечной диаграммы (значения соединены отрезками с маркерами).

2. Добавить справа от столбца y столбец t.

3. Представить зависимость у от t в виде точечной диаграммы (значения соединены отрезками с маркерами).

4. Добавить к диаграмме две линии тренда: полином 2-й степени и экспоненциальную модель.

Показать уравнения моделей и добавить прогноз вперед на 3 года.

I. Полиномиальный тренд

5. Получить параметры полиномиального тренда с помощью функции ЛИНЕЙН.

Для полинома 2-й степени при вызове функции ЛИНЕЙН в качестве Х используют столбцы t и t2.

6. С помощью полученной модели вычислить значения ŷ для данных значений t и на 3 периода вперед ( = 1, 2 3).

7. Получить интервальный прогноз с доверительной вероятностью 0,95 ( = 0,05).

Формула для расчета доверительных интервалов прогноза относительно тренда, имеющего вид полинома второго или третьего порядка:

,

Здесь  – период прогнозирования;

n – число наблюдений; все суммы от 1 до n;

t – критическая точка распределения Стьюдента (найти с помощью функции СТЬЮДРАСПОБР);.

Se – среднеквадратичная ошибка модели.

II. Экспоненциальный тренд

8. С помощью функции l
n (категория Математические) вычислить значения Y=ln(y).

9. Убедиться, что значения Y имеют тренд, близкий к линейному.

10. Найти оценку параметров линейной модели для зависимости Y от t с помощью функции ЛИНЕЙН.

11. Получить модельные значения и точечный прогноз на 3 года.

12. Получить модельные значения и точечный прогноз на 3 года потенцированием значений (используем функцию EXP категории Математические).

13. Получить интервальный прогноз с доверительной вероятностью 0,95 для Y по формуле для линейного тренда:

или

14. Получить интервальный прогноз для y потенцированием границ, полученных для Y.
Данные Росстат

y – посевные площади под корнеплодные кормовые культуры (включая сахарную свеклу на корм скоту), тыс. га

Год

y

2005

69,710

2006

61,890

2007

53,696

2008

47,031

2009

42,462

2010

41,033

2011

38,937

2012

34,953

2013

31,812

2014

30,403

2015

26,053

2016

21,678

2017

19,557

2018

17,748

2019

16,761

2020

15,682

2021

14,756


13. Тема: Построение модели авторегрессии

План работы

1. Представляем данные графически с целью предположения о наличии тренда и сезонности.



Если тренд отсутствует или близок к линейному, можно приступать к построению АР-модели.

2. Если тренд нелинейный, тренд следует исключить обязательно, если линейный, то желательно.

Для исключения тренда переходят к ряду приростов или моделируют тренд и переходят к ряду z=y-T.

3. Построение АР-модели.

а) Определяем порядок модели p.

Для рядов с сезонностью p равно периоду сезонности.

В остальных случаях рассчитываем значения АКФ (автокорреляционной функции) для сдвига k=1, 2, … Максимальное значение k<=[n/4].

Если значения АКФ плавно убывают, рекомендуется рассчитать значения частной автокорреляционной функции (ЧАКФ).

б) Находим параметры АР-модели с помощью функции ЛИНЕЙН и проверяем гипотезу о равенстве нулю коэффициентов (о статистической незначимости).

При наличии незначимых коэффициентов соответствующие «факторы» исключаем.

в) Если модель строили для ряда z, преобразуем в модель для y.

4. Применяем модель для прогноза на 3 года. Когда заканчиваются заданные значения, для прогноза используем смоделированные.
Таблица составлена по данным Росстат. Режим доступа http://www.gks.ru

у – Посевные площади сельскохозяйственных культур по Российской Федерации (хозяйства всех категорий; тысяч гектаров).

Культура – помидоры открытого грунта.

Год

t

yt

2009

1

108,266

2010

2

103,152

2011

3

100,944

2012

4

101,153

2013

5

98,925

2014

6

92,672

2015

7

88,724

2016

8

87,507

2017

9

85,998

2018

10

83,470

2019

11

82,402

2020

12

81,796

2021

13

78,888




2. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ


Вид контроля

Наименование работы

Наименование оценочных средств

Шкала оценивания

Текущий контроль

  • Вопросы для обсуждения на занятиях;

  • Устные опросы по ранее изученному материалу;

  • Письменные работы: рефераты, тестовые задания;

  • Практические задания;

  • Рефераты и доклады по темам (вопросам), вынесенным на самостоятельную работу.

Оценка выступлений на практическом (семинарском) занятии, проверка заданий и аудиторных работ, устный опрос, оценивание докладов, рефератов

отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно

Критерии оценивания устных ответов обучающихся

Шкала оценивания

Характеристика оценивания

отлично

оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.

хорошо

оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

удовлетво­рительно

оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

неудовлет­ворительно

оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.