Файл: Уроке иностранного языка 6 Требования фгос на уроке иностранного языка в 56классах 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Оглавление

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы обучения лексической стороне речи на уроке иностранного языка 6

1.1. Требования ФГОС на уроке иностранного языка в 5-6классах 6

    1. Реализация принципов обучения иностранному языку при формирова- нии лексической компетенции 17

      1. Трудности в обучении лексике 18

      2. Этапы работы над словом при тренировке лексического навыка 21

      3. Роль принципа наглядности на этапе семантизации лексических единиц 25

      4. Информационно-коммуникационные технологии в обучении ино- странному языку 32

Выводы по главе 1 34

Глава 2. Экспериментальное исследование по применению информационно-коммуникационных технологий в работе над лексикой на уроке иностранного языка 36

    1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5-6 классов и анализ УМК «Английский язык» (авторы: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Грейнджер) 36

    2. Возможности интернет-сервисов для обучения иностранному языку 38

    3. Опыт работы с интернет-сервисом QUIZLET и создания электронного модуля с учебными материалами 43

    4. Контрольный этап эксперимента и его результаты 52

Выводы по 2 главе 57

Заключение 59

Библографический список 61

Приложение А 73

Приложение Б 74

Приложение В 75


Введение



Актуальность работы. Занятия по иностранному языку ставят своей целью не только формирование поликультурной личности через знакомство с культурой изучаемого языка, но и формирование
коммуникативной компетенции, необходимой для продуктивного общения как с представителями других культур, так и с членами общества, в которое включен обучающийся.

Зачастую обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей, препятствующих им принимать активное участие в уроке и достичь желаемого уровня успеваемости. Среди таких трудностей можно отметить боязнь коммуникации с собеседником, сниженную мотивацию к изучению иностранного языка, медленно пополняемый словарный запас. Вовлечение в коммуникацию на иностранном языке, сопровождающееся при этом эмоциональным вовлечением, невозможно представить без развитой коммуникационной компетенции, которая, в свою очередь, не может быть сформирована без участия языковой компетенции и её ядра, лексической компетенции. Именно слово «лексическая» мы считаем той составляющей коммуникативного акта, без который обойтись труднее всего.

Актуальной проблемой современной методической науки является поиск эффективных средств формирования и развития лексической и, как следствие, языковой компетенции обучающихся. Возможным ответом на запрос об эффективном и современном способе формирования лексической компетенции рассматривались нами информационно-коммуникационные технологии, а в частности, специализированные интернет-сервисы по работе с лексической стороной речи. Поиск современного пути работы с обозначенными компетенциями обусловил выбор темы исследования:

«Использование интернет-сервиса Quizlet как способа преодоления трудностей

при обучении лексике в 5-6 классах на уроке иностранного языка».

Объектом исследования является процесс иноязычного образования в основной школе.

Предмет исследования способы преодоления трудностей при обучении иноязычной лексике.

Цель исследования — разработка и апробация на практике учебно- методических материалов по применению интернет-ресурсов как эффективных способов преодоления трудностей при обучении лексике на уроках иностранного языка в 5-6 классах.

В исследовании мы исходим из гипотезы: использование специализированных интернет-сервисов на уроках иностранного языка позволяет преодолеть трудности усвоения лексического материала учащимися 5-6 классов.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

      1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

      2. Проанализировать лингводидактический потенциал применения специализированных веб-сервисов при работе с лексикой на уроках иностранного языка.

      3. Определить специфику трудностей, возникающих при обучении лексике на уроках иностранного языка в 5-6 классах.

      4. Разработать и апробировать методический материал (электронные модули интернет-сервиса Quizlet) для обучения лексике на уроках иностранного языка в 5-6-х классах, направленный на снятие трудностей при обучении лексике.

Теоретическую основу исследования составили работы российских и

зарубежных учёных по проблеме реализации компетентностного подхода:


Е.И. Пассова, М.З. Биболетовой, А.А. Миролюбова, Ш. Деллера, Х. Брауна; по проблеме реализации принципов обучения иностранному языку: Н.Д. Гальсковой, Е.И. Пассова, И.Л. Бим, Т.М. Балыхиной, Е.Н. Солововой, Э. Палмера; по проблеме работы над лексической стороной речи :Н.Д. Гальсковой, Р.К. Миньяр-Белоручева, Е.И. Пассова, Т.М. Балыхиной, Д.А. Миллера; по вопросу работы с информационно-коммуникационными технологиями и интернет сервисами: И.В, Роберт, Н.Н. Новиковой, Р.А. Абсалямовой, Н.В. Войтик, О.Б. Полетаевой.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, опрос, опытно-экспериментальная работа, методы количественной обработки результатов исследования.

База исследования: опытная работа проводилась в 5-6 классах МБОУ СШ 76 г. Красноярска.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании привлечения специализированных веб-сервисов на уроке иностранного языка и разработке методики работы с интернет-сервисом Quizlet для развития лексического навыка обучающихся основной школы и преодоления трудностей в изучении лексики.

Практическая значимость исследования: результаты исследования и электронные модули сайта Quizlet, созданные нами в качестве дополнения к учебнику Ю.А. Комаровой «Английский язык» для 5-6 классов, могут быть использованы заинтересованными педагогами.

Исследование прошло апробацию на методической конференции КГПУ им. В.П. Астафьева в декабре 2017 года (доклад «Моторная наглядность на уроке ИЯ»). Результаты исследования были представлены в виде доклада в мае 2019 года во время предзащиты на кафедре германо-романской филологии и иноязычного
образования КГПУ им. В.П. Астафьева.

Объём и структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Работа изложена на 76 листах машинописного текста.

Во Введении работы обосновываются актуальность работы, формулируются её цель, задачи, гипотеза, теоретическая основа исследования, теоретическая и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы исследования, структура и содержание работы.

Первая глава рассматривает понятия иноязычной коммуникативной компетенции, принципов обучения иностранному языку, лексической стороны речи; фокусируется на этапах работы со словом и особенной роли принципа наглядности; раскрывает суть, преимущества и недостатки информационно-коммуникационных технологий.

Во второй главе рассматриваются психолого-педагогические особенности обучающихся 5-6 классов, анализируется учебно-методический комплекс, исследуются и описываются возможности популярных веб- сервисов для работы с лексикой, представляются результаты опытно- экспериментальной работы по созданию и использованию модуля электронных учебных материалов на веб-сервисе Quizlet, оценивается эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.

В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.

Библиографический список включает наименования