Файл: Уроке иностранного языка 6 Требования фгос на уроке иностранного языка в 56классах 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
одного до пяти, где 1 — не знаю слов по этой теме, 5 — знаю очень много слов по теме. Для этого была составлена анкета [Приложение Б], после чего были подведены результаты (рис. 2).

Результаты позволили определить степень уверенности обучающихся в своём словарном запасе по той или иной теме. Можно говорить о том, что не- которые темы оказались хорошо знакомы обучающимся («животные», «мой мир», «профессии»). Другие, вероятно, вообще не встречались в курсе ан- глийского языка, который в данной школе начинает преподаваться со второго класса, или же им было уделено недостаточно внимания на занятиях («до- машние хлопоты», «правила»).

Исходя из среднего показателя по каждой из тем для каждого класса можно сделать вывод, что обучающиеся 5а класса ниже оценивают величину своего словарного запаса, чем обучающиеся 5в.


Рисунок 2. Самооценка лексического навыка по различным темам

По результатам анкетирования было принято решение назначить контрольной группой обучающихся 5в класса как немного более уверенных в своих силах, и экспериментальной группой обучающихся 5а класса как тех, кто чуть более сомневается в своих лексических способностях.

Для начала мы прошли один и тот же раздел учебника без использова- ния Quizlet в контрольной и экспериментальной группы. Было принято про- вести контроль усвоения лексического материала по той теме, в которой обу- чающиеся обоих классов были уверены «Животные и люди».

В обеих группах был проведён диктант из 20 лексических единиц (при- лагательные и существительные), которые были продемонстрированы с по- мощью проектора и зачитаны учителем, продемонстрированные таким об- разом в нескольких формах представления информации. После чего были подсчитаны результаты (рис. 3)




Рисунок 3. Ожидания и реальность

Диктант оценивался по пятибалльной шкале со следующей градацией: отметка «5» от 91% до 100% правильных ответов, «4» от 70% до 90%,

«3» — от 50% до 69%, «2» — менее 49% правильных ответов. Также мы сравнили фактический средний балл по классу с оцениваемым уровнем вла- дения обучающихся словами по теме «Животные и люди», пользуясь данны- ми предыдущего опроса.

Результаты словарного диктанта ещё будут использованы нами на ко- нечном этапе эксперимента для определения динамики усвоения лексическо- го материала. На текущем этапе эксперимента нам представилась возмож- ность сравнить ожидания обучающихся о лексической теме «Люди и живот- ные» до начала её изучения с фактической оценкой после диктанта по этой теме. Наблюдается завышенная самооценка лексического навыка обучающих- ся 5а и адекватная оценка собственных лексических навыков обучающимися класса.

На следующем этапе эксперимента обучающиеся проходили раздел учебника «Правила», в который входили правила дорожного движения, дей- ствия со мячом во время спортивных занятий, правила ношения школьной формы. Стоит напомнить, что перед началом изучения раздела обучающиеся обеих групп чувствовали неуверенность в своём лексическом навыке в отно- шении данной темы.

Участники контрольной группы, обучающиеся5в класса, изучали тему

«Правила» традиционным способом с помощью учителя, учебника, наглядно- го материала из УМК. Участники контрольной группы, обучающиеся клас- са, изучали такую же тему, но при этом их классные и домашние занятия были структурированы в соответствии с разработанной

нами методикой рабо- ты с веб-сервисом Quizlet.Таким образом, обучение участников эксперимен- тальной группы интенсифицировалось одновременным использованием и электронного модуля сервиса Quizlet, и материалами учебника.

По окончании раздела «Правила» мы провели словарный диктант по аналогии с диктантом к предыдущей теме «Животные и люди» и подвели ре- зультаты (рис. 4).



Рисунок 4. Динамика успеваемости

Динамика оценок, выставленных по результатам написания словарных диктантов, показывает, что экспериментальная группа, в среднем имевшая не очень высокий результат в первом диктанте, во втором диктанте смогла срав- няться по уровню со контрольной группой. Контрольная группа показала ну- левую динамику оценок.

Перед подведением итогов эксперимента вспомним его основные эта- пы. Нам удалось получить сведения об оценке собственного лексического на- выка со стороны обучающихся, что позволило сделать вывод о степени но- визны лексического материала и грамотно выбрать темы для использования

на других этапах эксперимента. С помощью двух диктантов был зафиксиро- ван уровень лексической подготовки обучающихся.

Благодаря развитию лексического навыка у экспериментальной группы после внедрения веб-сервиса Quizlet в процесс обучения иностранному языку можно прийти к выводу о том, что этому результату поспособствовал веб- сервис Quizlet. Таким образом, все задачи, поставленные перед началом экс- перимента, считаем выполненными.


Выводы по 2 главе




Во второй главе мы пытались найти пути преодоления трудностей, возникающих при обучении лексике и сформулированных в первой части работы. Во внеурочное время нам с обучающимися удалось опробовать несколько интернет-сервисов, частично или полностью направленных на тренировку лексического навыка. Сервисы «Kahoot!», BaBaDum и Duolingo, каждый в той или иной степени полезный в работе над лексическим навыком, помогли окончательно сформулировать требования к оптимальному для нас интернет-сервису, место которого вскоре занял сайт Quizlet.

Руководствуясь принципами обучения иностранному языку, в том числе принципом наглядности, мы выработали методику работы с сервисом Quizlet как на уроке, так и дома. При создании электронных модулей мы руководствовались не только потребностями обучающихся, но и старались компенсировать слабые места учебно-методического комплекса. Сервис применялся нами на этапах введения, семантизации, закрепления и тренировки новых лексических единиц.

Сервис за счёт своей мультимедийности позволял использовать различные виды наглядности, а режим повторения обеспечил реализацию принципа прочности усвоения лексики.

Обучающиеся высоко оценили некоторые режимы работы веб-сервиса

и демонстрировали готовность пользоваться им на регулярной основе. Это помогло нам при проведении экспериментального исследования по влиянию регулярного использования сервиса Quizlet на уровень сформированности
лексического навыка. В результате использования сервиса участники экспериментальной группы показали положительную динамику в успеваемости и достигли уровня более сильной, контрольной группы.

Повысился уровень вовлечения экспериментальной группы в процесс овладения иностранным языком, была удовлетворена потребность во взаимодействии с другими участниками электронного модуля. Таким образом, подтвердилась гипотеза о положительном влиянии ИКТ-технологий на качественные и количественные показатели сформированности лексической и коммуникативной компетенций.

Заключение




Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:

  1. Принципы обучения иностранному языку как были, так и остаются ориентирами для учителя при осуществлении педагогической деятельности. Поскольку среди педагогов нет единого мнения о наборе принципов обучения, который должен применяться повсеместно, каждый волен выбирать принципы, которые станут приоритетными при обучении иностранному языку. Приоритетными направлениями при формировании лексической компетенции как составной части языковой и коммуникативной компетенций нами были обозначены принципы наглядности, прочности и систематичности. Следование именно этим принципам позволило разрешить возникшие в нашей практике преподавания трудности при обучении лексике.

  2. ИКТ-технологии и специализированные веб-сервисы позволяют поднять реализацию принципов обучения иностранному языку, выбранных учителем приоритетными, на новый уровень. Несмотря на возможную затратность ИКТ-технологий в плане времени, требуемого для их освоения, или технических средств, необходимых для использования, результат значительно превысит приложенные усилия, что было доказано нами в результате эксперимента с внедрением ИКТ-технологий в учебный процесс.

  3. Реализация ИКТ-технологий на уроке иностранного языка требовательна к методической стороне. Не все ИКТ-технологии и интернет- сервисы достаточно исследованы и описаны педагогами. База знаний о том, как работать с такими сервисами, нуждается в постоянном пополнении, а педагог, решивший внести информационно-коммуникационное новшество в процесс обучения иностранного языка, должен быть готов разработать собственную методику работы с выбранными им веб-сервисами.

  4. Преследуя определённую цель, совмещённую с ИКТ-технологиями, можно столкнуться с чем-то, чего исследователь изначально не ожидал. Так,