Файл: Уроке иностранного языка 6 Требования фгос на уроке иностранного языка в 56классах 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
работ отечественных и зарубежных авторов, а также государственные нормативные документы, учебные издания и электронные ресурсы.
В приложение включены материалы теоретической и опытной работы.
Глава 1. Теоретические основы обучения лексической стороне речи на уроке иностранного языка
Особенности обучения иностранному языку (ИЯ) в 5-6 классах общеобразовательной школы закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) в рамках освоения программы основного общего образования (ООО) — ступени школьного образования, включающей в себя с обучение с 5 по 9 класс [ФЗ№273-ФЗ].
После того, как обучающиеся завершат освоение основной образовательной программы ООО, согласно ФГОС, они должны прийти к определенным личностным, метапредметным и предметным результатам. По нашему мнению, личностный рост, а также умения, полученные в результате совмещения знаний, полученные в нескольких предметных областях, невозможны без грамотного, последовательного и структурированного процесса обучения внутри каждого из учебных предметов, преподаваемых в школе.
Предмет «иностранный язык», а также «второй иностранный язык», находящийся с ним в тесной связи, входит в предметную область
«филология». В результате освоения этой предметной области обучающийся должен приобрести способность к продвинутому человеческому общению, под влиянием языковых дисциплин у него должна сформироваться гражданская, этническая, социальная идентичность, он обязательно будет понят окружающими, сможет выразить собственную мысль, выразить свой
внутренний мир.
В процессе освоения родного и иностранного языка обучающийся получает целый ряд преимуществ, позволяющих ему стать частью мирового сообщества. С помощью языка человек получает доступ к литературному наследию, а через него — к всемирной культуре и достижениям цивилизации.
Изучая иностранный, впрочем, как и родной язык, обучающийся начинает лучше понимать особенности различных культур и закладывает основу для уважения к ним. Вносит изучение языка и существенный вклад в развитие личностных качеств: обучающийся лучше осознает взаимосвязь между собственным социальным и интеллектуальным ростом, в результате чего обогащается в нравственном, творческом и эмоциональном плане.
Кроме того, изучение родного и иностранного языков дает возможность изучить другие иностранные языки и, возможно, стать полиглотом. В результате изучения иностранных языков человек обогащает свой словарный запас и способен достигнуть результатов гораздо высших, чем без изучения ИЯ. Это поможет ему и при изучении других учебных предметов в школе, а также за ее пределами.
Согласно ФГОС об основном общем образовании, изучение иностранного и второго иностранного языке преследует следующие цели:
предметных областях [Там же, с.9].
Стремясь расширить рамки понимания ФГОС об ООО, обратимся к порталу Министерства образования и науки РФ, где опубликована
«Примерная основная образовательная программа ООО», одобренная решением учебно-методического объединения по общему образованию.
С ее помощью мы можем выяснить, с какими учебными предметами связано обучение ИЯ (с русским языком, литературой, географией, музыкой, изобразительным искусством и др.), примерное предметное содержание дисциплины (моя семья, мои друзья, свободное время, здоровый образ жизни, спорт, выбор профессии,
путешествия, окружающий мир и его защита, средства массовой информации, страны изучаемого языка и родная страна), а также узнать особенности образовательной программы по иностранному языку во всех видах речевой деятельности и различных речевых аспектах.
Согласно документу, обучающийся, овладевающий допороговым уровнем иностранного языка, в 5-7 классах способен сформировать монологическое высказывание с высказыванием своего мнения и с опорой на зрительную наглядность или прочитанный/прослушанный текст и вербальные опоры длиной 7-9 фраз; вступать в этикетный диалог, диалог- расспрос или диалог-обмен мнениями с построением от 3-4 реплик со стороны каждого из собеседников; воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты с разным уровнем понимания. Также обучающийся такого возраста способен читать и понимать тексты с разным уровнем понимания, такие как статья, рассказ, рецепт, рекламное объявление, отрывок из художественного произведения и другие, объемом до 700 слов; делать короткие письменные высказывания вроде поздравлений или пожеланий, делать выписки из текстов, писать личное письмо до 100 слов, включая адрес, и с использованием формул этикета, принятых в стране изучаемого языка [Примерная основная образовательная программа ООО].
В примерной программе также раскрывается содержание
фонетической, грамматической, а также лексической стороны речи;
последняя представляет для нас особенный интерес. Так, обучающийся, завершивший ООО, согласно примерной программе, должен без труда:
Как во ФГОСе об ООО, так и в примерной программе портала министерства образования и науки при обучении иностранному языку наше внимание больше всего привлекает иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК) обучающегося.
Многие отечественные и зарубежные учёные пытались определить сущность ИКК, ее структуру, условия формирования [Биболетова, 2005; Бим, 2007; Гальскова, 2005; Гез, 1985; Миролюбов, 2003; Пассов, 2007; Сафонова, 2004; Соловова,2006; Сысоев,2003; Шамов,2009; Brown, 1991; Deller,2007; Larsen-Freeman, 2007; Lewis, 2006]. Однако несмотря на интенсивную работу по определению содержания данного понятия, до сих пор не достигнут консенсус касательно трактовки термина ИКК и компонентов, которые в него входят.
В определении иноязычной коммуникативной компетенции сходятся А.А. Леонтьев и А.Н. Щукин, утверждая, что ИКК — это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность
соответственно целям и ситуации общения в рамках той или иной сферы деятельности [Леонтьев, 1998; Щукин, 2004].
Согласно В.В.
В приложение включены материалы теоретической и опытной работы.
Глава 1. Теоретические основы обучения лексической стороне речи на уроке иностранного языка
-
Требования ФГОС на уроке иностранного языка в 5-6классах
Особенности обучения иностранному языку (ИЯ) в 5-6 классах общеобразовательной школы закреплены в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) в рамках освоения программы основного общего образования (ООО) — ступени школьного образования, включающей в себя с обучение с 5 по 9 класс [ФЗ№273-ФЗ].
После того, как обучающиеся завершат освоение основной образовательной программы ООО, согласно ФГОС, они должны прийти к определенным личностным, метапредметным и предметным результатам. По нашему мнению, личностный рост, а также умения, полученные в результате совмещения знаний, полученные в нескольких предметных областях, невозможны без грамотного, последовательного и структурированного процесса обучения внутри каждого из учебных предметов, преподаваемых в школе.
Предмет «иностранный язык», а также «второй иностранный язык», находящийся с ним в тесной связи, входит в предметную область
«филология». В результате освоения этой предметной области обучающийся должен приобрести способность к продвинутому человеческому общению, под влиянием языковых дисциплин у него должна сформироваться гражданская, этническая, социальная идентичность, он обязательно будет понят окружающими, сможет выразить собственную мысль, выразить свой
внутренний мир.
В процессе освоения родного и иностранного языка обучающийся получает целый ряд преимуществ, позволяющих ему стать частью мирового сообщества. С помощью языка человек получает доступ к литературному наследию, а через него — к всемирной культуре и достижениям цивилизации.
Изучая иностранный, впрочем, как и родной язык, обучающийся начинает лучше понимать особенности различных культур и закладывает основу для уважения к ним. Вносит изучение языка и существенный вклад в развитие личностных качеств: обучающийся лучше осознает взаимосвязь между собственным социальным и интеллектуальным ростом, в результате чего обогащается в нравственном, творческом и эмоциональном плане.
Кроме того, изучение родного и иностранного языков дает возможность изучить другие иностранные языки и, возможно, стать полиглотом. В результате изучения иностранных языков человек обогащает свой словарный запас и способен достигнуть результатов гораздо высших, чем без изучения ИЯ. Это поможет ему и при изучении других учебных предметов в школе, а также за ее пределами.
Согласно ФГОС об основном общем образовании, изучение иностранного и второго иностранного языке преследует следующие цели:
-
сформировать дружелюбное и толерантное отношение к ценностям иных культур через знакомство с жизнью ровесников за рубежом, развивать национальное самосознание, знакомиться с разножанровыми образцами зарубежной литературы; -
в рамках формирования и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции углублять, систематизировать и расширять языковой кругозор и увеличивать лексический запас, продолжать овладение общей речевой культурой; -
достигнуть допорогового (A2, другое название — Waystage) уровня иноязычной коммуникативной компетенции; -
сформировать интерес к повышению достигнутого уровня владения иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго и последующих иностранных языков, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других
предметных областях [Там же, с.9].
Стремясь расширить рамки понимания ФГОС об ООО, обратимся к порталу Министерства образования и науки РФ, где опубликована
«Примерная основная образовательная программа ООО», одобренная решением учебно-методического объединения по общему образованию.
С ее помощью мы можем выяснить, с какими учебными предметами связано обучение ИЯ (с русским языком, литературой, географией, музыкой, изобразительным искусством и др.), примерное предметное содержание дисциплины (моя семья, мои друзья, свободное время, здоровый образ жизни, спорт, выбор профессии,
путешествия, окружающий мир и его защита, средства массовой информации, страны изучаемого языка и родная страна), а также узнать особенности образовательной программы по иностранному языку во всех видах речевой деятельности и различных речевых аспектах.
Согласно документу, обучающийся, овладевающий допороговым уровнем иностранного языка, в 5-7 классах способен сформировать монологическое высказывание с высказыванием своего мнения и с опорой на зрительную наглядность или прочитанный/прослушанный текст и вербальные опоры длиной 7-9 фраз; вступать в этикетный диалог, диалог- расспрос или диалог-обмен мнениями с построением от 3-4 реплик со стороны каждого из собеседников; воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты с разным уровнем понимания. Также обучающийся такого возраста способен читать и понимать тексты с разным уровнем понимания, такие как статья, рассказ, рецепт, рекламное объявление, отрывок из художественного произведения и другие, объемом до 700 слов; делать короткие письменные высказывания вроде поздравлений или пожеланий, делать выписки из текстов, писать личное письмо до 100 слов, включая адрес, и с использованием формул этикета, принятых в стране изучаемого языка [Примерная основная образовательная программа ООО].
В примерной программе также раскрывается содержание
фонетической, грамматической, а также лексической стороны речи;
последняя представляет для нас особенный интерес. Так, обучающийся, завершивший ООО, согласно примерной программе, должен без труда:
-
распознавать и употреблять в речи лексические единицы, необходимые в ситуации общения в рамках тематического наполнения школьной программы; -
освоить самые распространенные устойчивые словосочетания, фразы оценочной лексики, фраз речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка, в объеме около 1200 единиц, включая 500 усвоенных в начальной школе; -
освоить основные способы словообразования, такие как аффиксация, словосложение; -
применять лексические единицы с учетом их многозначности, синонимичности и антонимичности, лексической сочетаемости.
Как во ФГОСе об ООО, так и в примерной программе портала министерства образования и науки при обучении иностранному языку наше внимание больше всего привлекает иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК) обучающегося.
Многие отечественные и зарубежные учёные пытались определить сущность ИКК, ее структуру, условия формирования [Биболетова, 2005; Бим, 2007; Гальскова, 2005; Гез, 1985; Миролюбов, 2003; Пассов, 2007; Сафонова, 2004; Соловова,2006; Сысоев,2003; Шамов,2009; Brown, 1991; Deller,2007; Larsen-Freeman, 2007; Lewis, 2006]. Однако несмотря на интенсивную работу по определению содержания данного понятия, до сих пор не достигнут консенсус касательно трактовки термина ИКК и компонентов, которые в него входят.
В определении иноязычной коммуникативной компетенции сходятся А.А. Леонтьев и А.Н. Щукин, утверждая, что ИКК — это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность
соответственно целям и ситуации общения в рамках той или иной сферы деятельности [Леонтьев, 1998; Щукин, 2004].
Согласно В.В.