Файл: Уроке иностранного языка 6 Требования фгос на уроке иностранного языка в 56классах 6.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 181
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
визуальных и аудитивных средств).
Реализация принципа учёта индивидуальных особенностей (возможность выбора индивидуального темпа, уровня сложности или последовательности выполняемых упражнений).
Возможность организовать на основе ИКТ-технологий модель смешанного обучения.
Применению ИКТ-технологий сопутствует позитивная эмоциональная составляющая реакция, необходимая процессу обучения.
Автономность обучения обеспечивает индивидуальность подхода к процессу обучения, построение собственной траектории усвоения материала при сохранении баланса осознанного и неосознанного овладения лингвистическими и нелингвистическими знаниями, преодоление языковых и культурных барьеров [Абсалямова, Войтик, Полетаева, 2018]. Не можем найти поводов для несогласия с положениями педагогов из ОмГПУ.
Анализ правовой и психолого-педагогической литературы, затрагивающей лексическую сторону речи, позволил определить, что тренировка лексического навыка способствует формированию лексической компетенции, что благоприятно сказывается на формировании лингвистической компетенции. Лингвистическая компетенция, в свою очередь, выступает необходимым залогом сформированности коммуникативной компетенции. Таким образом, слово становится начальной точкой овладения иностранным языком и общением в широком смысле.
Для успешного построения урока педагогу необходимо ознакомиться с теорией и методикой обучения иностранному языку. Для этого следует получить подробное представление шести этапах работы над словом при формировании лексического навыка, о принципах обучения иностранному языку и о том, как эти принципы могут быть реализованы в работе над лексикой. Одновременно с устоявшейся методикой обучения лексике могут применяться ИКТ-технологии, позволяющие интенсифицировать процесс обучения.
Только названное явление обретает субъектность, поэтому следующим действием теоретически подготовленного педагога должно стать формулирование и проговаривание трудностей, с которыми он сталкивается на уроке при обучении лексике. Мы обозначили для себя ряд трудностей, с которыми планируем справиться, среди которых были выделены прочность хранения информации в памяти, объём и качество наглядного материала при семантизации новой лексики, необходимость разработки методики внедрения новых технологий в процесс обучения.
Было принято решение направить силы на преодоление обозначенных
трудностей путём интенсивного внедрения информационно- коммуникационных технологий в урок иностранного языка и с последующей оценкой успешности данного решения.
Глава 2. Экспериментальное исследование по применению информационно-коммуникационных технологий в работе над лексикой на уроке иностранного языка
И.В. Ларионова, К. Грейнджер)
Приступая к практической части исследования, стоит начать со сведений об обучающихся и об устоявшемся процессе обучения иностранному языку в школе, в который мы планировали внести изменения. На протяжении двух лет мы работали с обучающимися 5-6 классов возрастом 10-12 лет, которые, придя в пятый класс после начальной школы, обладали рядом психолого-физиологических особенностей.
Обучающиеся находились в начале своего подросткового возраста, при этом у них начинало развиваться логическое и рефлексивное мышление, которое отличается высокой степенью интеллектуальной активности. Подростки, по нашим наблюдениям, на уроках иностранного языка были больше заинтересованы в выполнении практических заданий, где происходит опора на наглядно-действенное мышление.
Подростки охотнее запоминали конкретные факты и примеры, обходя теоретические вопросы стороной, считая их скучными. Это приводило к замедлению абстрактного мышления, что могло сказываться на интересе к обучению и академической успеваемости.
Несмотря на превалирующую роль непроизвольного внимания при
обучении в начальной школе, в подростковом возрасте происходит развитие произвольного —обучающиеся уже могут отвлечься от заинтересовавшего их объекта и сосредоточиться на решении задач [Палагина, 2005].
Процесс запоминания в возрасте 10-12 лет характеризуется следующи- ми изменениями: происходит развитие преимущественно словесно-логиче- ского и произвольного видов памяти, увеличивается объем и быстрота запо-
минания информации. Появление новых предметов в средней школе подразу- мевает увеличение количества информации, которую нужно запомнить меха- нически. В результате, многие подростков жалуются на плохую память [Не- мов, 2014].
Несмотря на развитие словесно-логического и произвольного видов памяти, обучение иностранному языку всё ещё может опираться на прочие виды памяти, которые развивались на начальном этапе обучения в школе, и с набором которых обучающийся переходит в пятый класс, становясь подростком. По нашему мнению, учитель должен прибегать к любым методам и средствам для того, чтобы обучающийся смог сохранить в памяти новые лексические единицы и, по возможности, не забывать уже усвоенные. Для этого желательно активировать все виды памяти, такие как моторная, эмоциональная, образная и вербальная память [Блонский, 1964].
Учебно-методический комплекс (УМК), с которым мы работали в 5 и 6 классах, назывался «Английский язык», был разработан Ю.А. Комаровой, И.В, Ларионовой и К. Грейнджер и выпущен издательством «Русское слово».
Каждый из разделов учебника состоит из нескольких подразделов, среди которых четыре темы для построения восьми комбинированных уроков (одна из тем имеет лингвострановедческую направленность), один объёмный текст для чтения с полным пониманием и одна тема для построения урока по формату «предметно-языковое
интегрированное обучение» (CLIL). Также каждому разделу предшествует ознакомительная викторина, а завершают краткий справочник по разделу и тест по пройденному материалу.
Учебник определённо был современным и обладал рядом преимуществ: включал разнообразие видов наглядного материала (аудиоматериалы, песни, фото и изображения, таблицы и карты); содержал различные виды упражнений; сбалансированная проработка всех видов речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование); был снабжён справочным материалом и словарём. Однако мы всё равно столкнулись с
рядом неудобств при работе с УМК:
В попытках решить возникшие перед нами проблемы мы обратились к помощи информационно-коммуникационных технологий, протестировали работу ряда интернет-сервисов для обучения иностранному языку и искали способы внедрения таких сервисов в содержание урока, исследовали потенциал таких сервисов в построении элементов автономного и
Реализация принципа учёта индивидуальных особенностей (возможность выбора индивидуального темпа, уровня сложности или последовательности выполняемых упражнений).
Возможность организовать на основе ИКТ-технологий модель смешанного обучения.
Применению ИКТ-технологий сопутствует позитивная эмоциональная составляющая реакция, необходимая процессу обучения.
Автономность обучения обеспечивает индивидуальность подхода к процессу обучения, построение собственной траектории усвоения материала при сохранении баланса осознанного и неосознанного овладения лингвистическими и нелингвистическими знаниями, преодоление языковых и культурных барьеров [Абсалямова, Войтик, Полетаева, 2018]. Не можем найти поводов для несогласия с положениями педагогов из ОмГПУ.
Выводы по главе 1
Анализ правовой и психолого-педагогической литературы, затрагивающей лексическую сторону речи, позволил определить, что тренировка лексического навыка способствует формированию лексической компетенции, что благоприятно сказывается на формировании лингвистической компетенции. Лингвистическая компетенция, в свою очередь, выступает необходимым залогом сформированности коммуникативной компетенции. Таким образом, слово становится начальной точкой овладения иностранным языком и общением в широком смысле.
Для успешного построения урока педагогу необходимо ознакомиться с теорией и методикой обучения иностранному языку. Для этого следует получить подробное представление шести этапах работы над словом при формировании лексического навыка, о принципах обучения иностранному языку и о том, как эти принципы могут быть реализованы в работе над лексикой. Одновременно с устоявшейся методикой обучения лексике могут применяться ИКТ-технологии, позволяющие интенсифицировать процесс обучения.
Только названное явление обретает субъектность, поэтому следующим действием теоретически подготовленного педагога должно стать формулирование и проговаривание трудностей, с которыми он сталкивается на уроке при обучении лексике. Мы обозначили для себя ряд трудностей, с которыми планируем справиться, среди которых были выделены прочность хранения информации в памяти, объём и качество наглядного материала при семантизации новой лексики, необходимость разработки методики внедрения новых технологий в процесс обучения.
Было принято решение направить силы на преодоление обозначенных
трудностей путём интенсивного внедрения информационно- коммуникационных технологий в урок иностранного языка и с последующей оценкой успешности данного решения.
Глава 2. Экспериментальное исследование по применению информационно-коммуникационных технологий в работе над лексикой на уроке иностранного языка
-
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5-6 классов и анализ УМК «Английский язык» (авторы: Ю.А. Комарова,
И.В. Ларионова, К. Грейнджер)
Приступая к практической части исследования, стоит начать со сведений об обучающихся и об устоявшемся процессе обучения иностранному языку в школе, в который мы планировали внести изменения. На протяжении двух лет мы работали с обучающимися 5-6 классов возрастом 10-12 лет, которые, придя в пятый класс после начальной школы, обладали рядом психолого-физиологических особенностей.
Обучающиеся находились в начале своего подросткового возраста, при этом у них начинало развиваться логическое и рефлексивное мышление, которое отличается высокой степенью интеллектуальной активности. Подростки, по нашим наблюдениям, на уроках иностранного языка были больше заинтересованы в выполнении практических заданий, где происходит опора на наглядно-действенное мышление.
Подростки охотнее запоминали конкретные факты и примеры, обходя теоретические вопросы стороной, считая их скучными. Это приводило к замедлению абстрактного мышления, что могло сказываться на интересе к обучению и академической успеваемости.
Несмотря на превалирующую роль непроизвольного внимания при
обучении в начальной школе, в подростковом возрасте происходит развитие произвольного —обучающиеся уже могут отвлечься от заинтересовавшего их объекта и сосредоточиться на решении задач [Палагина, 2005].
Процесс запоминания в возрасте 10-12 лет характеризуется следующи- ми изменениями: происходит развитие преимущественно словесно-логиче- ского и произвольного видов памяти, увеличивается объем и быстрота запо-
минания информации. Появление новых предметов в средней школе подразу- мевает увеличение количества информации, которую нужно запомнить меха- нически. В результате, многие подростков жалуются на плохую память [Не- мов, 2014].
Несмотря на развитие словесно-логического и произвольного видов памяти, обучение иностранному языку всё ещё может опираться на прочие виды памяти, которые развивались на начальном этапе обучения в школе, и с набором которых обучающийся переходит в пятый класс, становясь подростком. По нашему мнению, учитель должен прибегать к любым методам и средствам для того, чтобы обучающийся смог сохранить в памяти новые лексические единицы и, по возможности, не забывать уже усвоенные. Для этого желательно активировать все виды памяти, такие как моторная, эмоциональная, образная и вербальная память [Блонский, 1964].
Учебно-методический комплекс (УМК), с которым мы работали в 5 и 6 классах, назывался «Английский язык», был разработан Ю.А. Комаровой, И.В, Ларионовой и К. Грейнджер и выпущен издательством «Русское слово».
Каждый из разделов учебника состоит из нескольких подразделов, среди которых четыре темы для построения восьми комбинированных уроков (одна из тем имеет лингвострановедческую направленность), один объёмный текст для чтения с полным пониманием и одна тема для построения урока по формату «предметно-языковое
интегрированное обучение» (CLIL). Также каждому разделу предшествует ознакомительная викторина, а завершают краткий справочник по разделу и тест по пройденному материалу.
Учебник определённо был современным и обладал рядом преимуществ: включал разнообразие видов наглядного материала (аудиоматериалы, песни, фото и изображения, таблицы и карты); содержал различные виды упражнений; сбалансированная проработка всех видов речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование); был снабжён справочным материалом и словарём. Однако мы всё равно столкнулись с
рядом неудобств при работе с УМК:
-
Высокий по сравнению с начальной школой объём лексического материала к запоминанию; -
Отсутствие мультимедийного материала, невозможность работать с содержанием учебника в интернете и на мобильном устройстве; -
Невозможность честных способов самоконтроля правильности выполнения домашних заданий (нет ключей с проверкой); -
Слишком редкие (раз в два-три месяца), но при этом объёмные по материалу уроки повторения изученного; -
Отсутствие ясного алгоритма подготовки к промежуточному тестированию для обучающихся, пропускающих уроки по болезни.
В попытках решить возникшие перед нами проблемы мы обратились к помощи информационно-коммуникационных технологий, протестировали работу ряда интернет-сервисов для обучения иностранному языку и искали способы внедрения таких сервисов в содержание урока, исследовали потенциал таких сервисов в построении элементов автономного и