Файл: Террористический акт как преступление международного характера.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 746
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Положения, выносимые на защиту.
Глава 1. Общая характеристика терроризма как преступления против общественной безопасности
Формы, причины и виды террористической деятельности
Глава 2. Признаки основного и квалифицированных составов террористического акта
Субъективные признаки террористического акта
Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки террористического акта
Список использованной литературы
а как бы наступление «общей» смерти, а отсюда прямой умысел. 66
Поскольку террористический акт является преступлением с прямым умыслом, это создает определенную трудность в выявлении, пресечении и предупреждении актов терроризма. Но главная трудность заключается в наличии определенного признака – специальной цели, выявление которой является предметом доказывания при расследовании, а также при судебном рассмотрении дел о террористических актах.
Цель любого преступления - это результат, к которому преступник стремится, совершая любое преступление
Так до 2014 года целью совершения террористического акта было: воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями, но Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 5 мая 2014 № 130-ФЗ внес изменения в ст. 205 УК РФ, добавив новую цель совершения преступления: дестабилизация деятельности органов власти и международных организаций.
Дестабилизация – это действие, направленное против порядка управления и устойчивого состояния. 67 Но нужно обратить внимание на то, что ни в одном законодательном акте РФ не раскрывается сущность понятия «дестабилизировать органы власти или международные организации», а это может вызывать трудности при определении целей террористов при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о террористических актах. Постановление Пленума Верховного
65 См. Попов И. А. Терроризм: проблема уголовно-правового регулирования. // Государство и право. 2011. № 8. С.55-57.
66См. Емельянов В.П. Труды юридического факультета СнвКавГТУ: Сборник научных трудов Ставрополь. 2004. №3. С. 220.
67См. Комлев Н.Г Словарь иностранных слов. Москва : Эксмо. 2006. С.78.
Суда РФ от 9 февраля 2012 г. в ред. 3 ноября 2016 г. «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» говорит о том, что: «при решении вопроса о направленности умысла виновного лица на дестабилизацию деятельности органов власти или международных организаций следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, время, место, способ, обстановку, орудия и средства совершения преступления, характер и размер наступивших или предполагаемых последствий, а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного», но не разъясняет, что законодатель подразумевает под словом «дестабилизация».
Можно сделать вывод, что дестабилизация – это нарушение деятельности того или иного органа, изменение режима его деятельности, возрастание его функций при различных условиях, ведь при совершении любого террористического акта вносятся существенные изменения в деятельность любого органа власти, усиливаются или изменяются его функции, большинство из них работает в усиленном режиме, чтобы ликвидировать последствия преступления.
Второй целью актов терроризма является: воздействие на принятие
решений органами власти или международными организациями. Оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями может выражаться в побуждении, подталкивании различных субъектов к принятию решений, которые выгодны и нужны для террористов, ради которых террористы идут на совершение террористических актов, создавая такие ситуации, вынуждая органы власти и международные организации принять незаконные решения ради обеспечения безопасности граждан, общества и государства. Поэтому большинство террористических актов совершается в местах массового скопления людей, нахождения имущества, представляющего ценность, а также на транспорте, объектах международной защиты (посольствах и консульствах), объектах, повышенной опасности (атомной энергетики).
Одним из примеров совершения террористического акта в целях воздействия на органы власти может быть требование об освобождении лиц,
каким-либо образом связанных с террористами, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Еще примерами незаконных решений органов власти или международных организаций могут быть: предоставление независимости или автономии какой-либо территории, имущественное обогащение и т. д.
В диспозиции ст. 205 УК РФ законодатель выделил два субъекта, на которые пытаются воздействовать террористы, совершая террористический акт: это органы власти и международные организации.
Органами власти являются элементы властной структуры, осуществляющие
управление государством и обществом. Международные организации - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Те. террористы могут воздействовать или только на органы власти или же только на международные организации.
Однако в юридической литературе существуют мнения, что преступники могут воздействовать и на другие субъекты. Так, например: Емельянов В.П. считает, что террористы могут оказывать воздействие на физических лиц (политиков, бизнесменов) 68 , а Комиссаров В.С. предлагает указать в качестве субъектов воздействия государство (Российскую Федерацию или иностранное государство) организации и их представителей. 69
Однако террористы могут пытаться дестабилизировать или оказывать воздействие на органы местного самоуправления, которые согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти, а значит, они не подпадают под круг субъектов воздействия. А это дает основания для расширения круга субъектов, которые террористы могут пытаться дестабилизировать или оказывать воздействие на принятие решения такими субъектами.
68См. Емельянов В.П. Терроризм и преступления террористической направленности. Харьков:
«Рубикон». 2014. С.49.
69 См. Комиссаров В.С. Терроризм: проблема уголовной ответственности. // Государство и право. 2016. № 6. С.109.
Мотивы, как
один из признаков субъективной стороны преступления, которыми руководствуются преступники, не влияют на квалификацию содеянного. Мотив преступления – внутреннее побуждение, обусловленное различными потребностями и интересами лица, совершающего преступление, решимость совершить данное преступление. По словам Ткаченко С.В., мотив является той движущей силой, которая ведет к достижению цели. Однако их установление, как отмечает автор, имеет значение в двух случаях: во-первых, их уголовно-правовое значение может быть связано с влиянием на назначение наказания. Согласно ст. 61 и 63 УК РФ мотивы совершения террористического акта могут быть признаны смягчающими или отягчающими обстоятельствами, а при наличии условий, которые указаны в ст. 62 УК РФ, они могут существенно влиять на размер или срок наказания. Во-вторых, определение мотивов позволяет определить психологические начала терроризма, что может помочь в понимании его сущности и выработке мер по борьбе с этим явлением.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что если цель террористического акта является обязательным признаком состава преступления, которое предусмотрено ст. 205 УК РФ, в то время как мотив, хоть и не указывается в диспозиции, все равно относится к обстоятельствам, которые подлежат доказыванию по уголовному делу.
Не менее важным элементом субъективной стороны преступления является такой признак как эмоции - переживания человека,
Поскольку террористический акт является преступлением с прямым умыслом, это создает определенную трудность в выявлении, пресечении и предупреждении актов терроризма. Но главная трудность заключается в наличии определенного признака – специальной цели, выявление которой является предметом доказывания при расследовании, а также при судебном рассмотрении дел о террористических актах.
Цель любого преступления - это результат, к которому преступник стремится, совершая любое преступление
Так до 2014 года целью совершения террористического акта было: воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями, но Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 5 мая 2014 № 130-ФЗ внес изменения в ст. 205 УК РФ, добавив новую цель совершения преступления: дестабилизация деятельности органов власти и международных организаций.
Дестабилизация – это действие, направленное против порядка управления и устойчивого состояния. 67 Но нужно обратить внимание на то, что ни в одном законодательном акте РФ не раскрывается сущность понятия «дестабилизировать органы власти или международные организации», а это может вызывать трудности при определении целей террористов при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о террористических актах. Постановление Пленума Верховного
65 См. Попов И. А. Терроризм: проблема уголовно-правового регулирования. // Государство и право. 2011. № 8. С.55-57.
66См. Емельянов В.П. Труды юридического факультета СнвКавГТУ: Сборник научных трудов Ставрополь. 2004. №3. С. 220.
67См. Комлев Н.Г Словарь иностранных слов. Москва : Эксмо. 2006. С.78.
Суда РФ от 9 февраля 2012 г. в ред. 3 ноября 2016 г. «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» говорит о том, что: «при решении вопроса о направленности умысла виновного лица на дестабилизацию деятельности органов власти или международных организаций следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, время, место, способ, обстановку, орудия и средства совершения преступления, характер и размер наступивших или предполагаемых последствий, а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного», но не разъясняет, что законодатель подразумевает под словом «дестабилизация».
Можно сделать вывод, что дестабилизация – это нарушение деятельности того или иного органа, изменение режима его деятельности, возрастание его функций при различных условиях, ведь при совершении любого террористического акта вносятся существенные изменения в деятельность любого органа власти, усиливаются или изменяются его функции, большинство из них работает в усиленном режиме, чтобы ликвидировать последствия преступления.
Второй целью актов терроризма является: воздействие на принятие
решений органами власти или международными организациями. Оказание воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями может выражаться в побуждении, подталкивании различных субъектов к принятию решений, которые выгодны и нужны для террористов, ради которых террористы идут на совершение террористических актов, создавая такие ситуации, вынуждая органы власти и международные организации принять незаконные решения ради обеспечения безопасности граждан, общества и государства. Поэтому большинство террористических актов совершается в местах массового скопления людей, нахождения имущества, представляющего ценность, а также на транспорте, объектах международной защиты (посольствах и консульствах), объектах, повышенной опасности (атомной энергетики).
Одним из примеров совершения террористического акта в целях воздействия на органы власти может быть требование об освобождении лиц,
каким-либо образом связанных с террористами, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Еще примерами незаконных решений органов власти или международных организаций могут быть: предоставление независимости или автономии какой-либо территории, имущественное обогащение и т. д.
В диспозиции ст. 205 УК РФ законодатель выделил два субъекта, на которые пытаются воздействовать террористы, совершая террористический акт: это органы власти и международные организации.
Органами власти являются элементы властной структуры, осуществляющие
управление государством и обществом. Международные организации - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглашении международных проблем. Те. террористы могут воздействовать или только на органы власти или же только на международные организации.
Однако в юридической литературе существуют мнения, что преступники могут воздействовать и на другие субъекты. Так, например: Емельянов В.П. считает, что террористы могут оказывать воздействие на физических лиц (политиков, бизнесменов) 68 , а Комиссаров В.С. предлагает указать в качестве субъектов воздействия государство (Российскую Федерацию или иностранное государство) организации и их представителей. 69
Однако террористы могут пытаться дестабилизировать или оказывать воздействие на органы местного самоуправления, которые согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти, а значит, они не подпадают под круг субъектов воздействия. А это дает основания для расширения круга субъектов, которые террористы могут пытаться дестабилизировать или оказывать воздействие на принятие решения такими субъектами.
68См. Емельянов В.П. Терроризм и преступления террористической направленности. Харьков:
«Рубикон». 2014. С.49.
69 См. Комиссаров В.С. Терроризм: проблема уголовной ответственности. // Государство и право. 2016. № 6. С.109.
Мотивы, как
один из признаков субъективной стороны преступления, которыми руководствуются преступники, не влияют на квалификацию содеянного. Мотив преступления – внутреннее побуждение, обусловленное различными потребностями и интересами лица, совершающего преступление, решимость совершить данное преступление. По словам Ткаченко С.В., мотив является той движущей силой, которая ведет к достижению цели. Однако их установление, как отмечает автор, имеет значение в двух случаях: во-первых, их уголовно-правовое значение может быть связано с влиянием на назначение наказания. Согласно ст. 61 и 63 УК РФ мотивы совершения террористического акта могут быть признаны смягчающими или отягчающими обстоятельствами, а при наличии условий, которые указаны в ст. 62 УК РФ, они могут существенно влиять на размер или срок наказания. Во-вторых, определение мотивов позволяет определить психологические начала терроризма, что может помочь в понимании его сущности и выработке мер по борьбе с этим явлением.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что если цель террористического акта является обязательным признаком состава преступления, которое предусмотрено ст. 205 УК РФ, в то время как мотив, хоть и не указывается в диспозиции, все равно относится к обстоятельствам, которые подлежат доказыванию по уголовному делу.
Не менее важным элементом субъективной стороны преступления является такой признак как эмоции - переживания человека,