Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Русский язык.pdf
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
4. Образец заданий и схема выставления баллов.
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «Русский язык»
Слушание
Прослушай сказку и ответь на вопросы.
Любопытный муравей
Жил-был маленький муравьишка в своем маленьком муравейнике. Таскал траву, веточки и думал, что его страна такая же маленькая.
Однажды он увидел большого голубя и спросил у него:
- А правда, что наша страна такая маленькая?
- Нет, она очень большая и красивая. Хочешь посмотреть на неё?
- Конечно, хочу!
- Тогда садись ко мне на спину. Полетели.
Когда они летели, муравьишка увидел зелёные леса, чистые реки и озёра, высокие дома, ровные поля.
А когда муравьишка прилетел домой, он всем рассказывал, какая большая и красивая наша страна.
(По Пикула Полина)
Задание
Ответь на вопросы.
1) О чём эта сказка
А) О городе
С) О доме
D) О поле
В) О стране
[1]
2) Где жил муравей
А) В норе
В) В дупле
С) В траве
D) В муравейнике
[1]
3) Кого встретил муравей
А) Воробья
В) Глухаря
С) Голубя
D) Журавля
[1]
4) О чём рассказал муравей, когда прилетел домой? Напиши.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
[1]
14
Схема выставления баллов
Говорение
Задание
Составь в парах диалог (5-6 предложений) на тему «Моя Родина – Казахстан» по данному началу и опорным словам.
Моя Родина - Казахстан. Я здесь родился и вырос. Казахстан – независимое и свободное государство.
Опорные слова: зелёные горы, голубые озёра, символы, богата, волшебная природа, горжусь,
гостеприимная страна.
Схема выставления баллов
№
вопроса
Ответ
Балл
Дополнительная
информация
1
Составляет в парах диалог (5-6 предложений) на предложенную тему.
Примерный ответ обучающегося.
-А что ты знаешь о нашей стране?
-В нашей стране зелёные горы, голубые озёра.
-Чем богата наша страна?
-В Казахстане волшебная природа.
-Знаешь ли ты символы нашей страны?
-Это герб, гимн, флаг.
-Твой любимый город?
-Астана.
-Какие национальности живут в нашей стране?
-Наша страна гостеприимная, в ней живёт много национальностей. Я горжусь своей Родиной.
1
- использует опорные слова;
1
- соблюдает логическую последовательность изложения;
1
- использует разнообразный словарный запас слов;
1
- соблюдает речевые нормы.
1
Всего баллов
5
№ вопроса
Ответ
Балл
Дополнительная
информация
1
В
1 2
С
1 3
А
1 4
О большой и красивой стране.
1
Возможны другие варианты ответов, соответствующие теме вопроса.
Всего баллов
4
15
Чтение
Прочитай рассказ и ответь на вопросы.
Мечтатель
Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.
— Интересно, — сказал Толя, — как это совершаются подвиги? Я всё время мечтаю о подвиге!
— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился...
С реки донеслись отчаянные крики о помощи. Оба мальчика помчались на зов... Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону книги и, достигнув берега, бросился в воду.
А Толя бегал по берегу и кричал:
—- Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?
Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.
— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадовался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что было бы!
(В. Осеева)
Задание
1)О каких качествах человека идёт речь в рассказе?
А) Верность
В) Гордость
С) Нежность
D) Смелость
[1]
2)О чём мечтал Толя?
А) О времени
В) О малыше
С) О помощи
D) О подвиге
[1]
3)Кто спас малыша?__________________________________________________
[1]
4)Составь 2 вопроса, оценивающих поступки Толи и Юры. Используй слова «достойно/ недостойно», «правильно/ неправильно».
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
[2]
Схема выставления баллов
№ вопроса
Ответ
Балл
Дополнительная информация
1
D
1 2
В
1 3
Юра
1 4
Обучающийся формулирует 2 оценочных вопроса.
Примерный ответ обучающегося:
1. Как вы думаете, можно ли считать
Юру героем?/ правильно ли он поступил?
2. Кто из друзей поступил достойно?
2
Принимаются любые вопросы обучающихся, которые показывают оценку поступков героев рассказа.
Всего баллов
5
16
Письмо
Задание
Составь и напиши краткий текст из 3-4 предложений о героях рассказа на основе прочитанного текста. В конце предложений расставь нужные знаки препинания. [4]
Схема выставления баллов
№
вопроса
Ответ
Балл Дополнительн
ая
информация
1
Составляет краткий текст из 3-4 предложений на основе прочитанного текста.
Примерный ответ обучающегося:
1.Мне понравился Юра. Он бросился в воду спасать малыша.
Мальчик совершил подвиг. Его можно считать героем.
2.Мне не понравился Толя. Толя только бегал и кричал, а Юра спас малыша. Он поступил правильно. Герой совершил подвиг.
1
Принимаются любые альтернативны е ответы, соответствующ ие содержанию текста. использует необходимые знаки препинания предложений при составлении кратких текстов;
1 соблюдает каллиграфические нормы: соблюдение высоты, ширины и наклона прописных, строчных букв и их соединений;
1 соблюдает орфографические нормы (допускается 1-2 ошибки).
1
Всего баллов
4
5. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой. Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Обучающимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Обучающиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы. Обучающиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания обучающиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается). Обучающимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком. После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, обучающиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
17
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Культурное наследие»
Вид речевой деятельности
Слушание, говорение
Цель обучения
4.1.3.1 Отвечать на вопросы и определять ключевые моменты в прослушанном материале
4.1.2.1 Определять значение незнакомых слов и словосочетаний по контексту
4.2.2.1 Создавать высказывание по данному началу текста
Критерий оценивания
Обучающийся
Отвечает на вопросы, определяя ключевые моменты
Раскрывает значение незнакомых слов
Составляет высказывание по началу текста
Уровень
мыслительных
навыков
Знание и понимание
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задание
Слушание
Прослушай текст и выполни задания.
Город Туркестан
Туркестан – древний город. Он расположен на великом Шелковом пути. В давние времена город назывался Шабгар, потом его переименовали в город Яссы.
Старшим учителем в одном из медресе в Туркестане был Ходжи Ахмет Яссауи.
Легенд про Ходжу Ахмета Яссауи очень много. Близкие вырыли ему пещеру и построили жилье
– килует. Вода и воздух проходили в пещеру через трубы.
Во время правления эмира Тамерлана была воздвигнута мечеть Ходжи Ахмета Яссауи. Одно из самых великих сооружений Туркестана строилось в течение десяти лет.
Земля Туркестана является символом святости для нашего народа. Ханы, восходя на престол, давали клятву на месте захоронения Ахмета Яссауи.
Посетив Туркестан, вы узнаете историю своей земли.
Задание 1
1)О чём этот текст?
А) о родной земле
В) о Шелковом пути
С) о новом поколении
D) о старинном городе
2)Найди верное утверждение.
А) Туркестан-современный город.
В) Мечеть строилась в течение пяти лет.
С) В давние времена город назывался Шабгар.
D) Старшим учителем в медресе был эмир Тамерлан.
18 3)Найди картинку, соответствующую содержанию текста.
А
В
С
D
Задание 2
Как ты понимаешь значение слова «воздвигнута»? Подбери синоним к этому слову.
Говорение
Составь небольшой рассказ (5-6 предложений) о достопримечательностях своего города (села) по данному началу.
У каждого человека есть любимый город (село). Я люблю свой город (село), в котором .
Критерий оценивания
№
задания
Дескриптор
Обучающийся
Балл
Отвечает на вопросы, определяя ключевые моменты
1
- определяет тему текста;
1
- находит верное утверждение по прослушанному тексту;
1
- определяет картинку;
1
Раскрывает значение незнакомых слов
2
- подбирает синоним к слову;
1
Составляет устный рассказ по началу текста
3
- составляет рассказ
(5-6 предложений) в соответствии с темой;
1
- использует предложенное начало текста;
1
- соблюдает логическую последовательность изложения;
1
- использует разнообразный словарный запас;
1
- соблюдает речевые нормы.
1
Всего баллов
9
19
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Культурное наследие»
Ф.И.О. обучающегося _________________________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Отвечает на вопросы, определяя ключевые моменты
Затрудняется ответить на вопросы по содержанию текста
Допускает ошибки при ответах на вопросы/ определении темы текста/ верного утверждения/ картинки, соответствующей содержанию текста
Верно отвечает на вопросы по содержанию прослушанного текста и
Раскрывает значение незнакомых слов
Затрудняется определить значение незнакомых слов
Допускает ошибки в подборе синонима
Определяет значение незнакомых слов
Составляет устный рассказ по началу текста
Затрудняется составить устный рассказ по данному началу
Допускает ошибки при составлении рассказа в соответствии с темой/ по данному началу/ соблюдении речевых норм/ нарушении логической последовательности
Составляет устный рассказ по данному началу
20
Суммативное оценивание за раздел «Мир профессий»
Вид речевой деятельности
Чтение, письмо
Цель обучения
4.3.3.1 Определять тексты разных жанров (стихотворение, сказка, загадка, рассказ, пословицы, скороговорки), различать текст- рассуждение
4.5.1.7 Согласовывать слова, обозначающие признаки предметов со словами-предметами; подбирать признаки к предметам по цвету, форме, величине, материалу
4.5.1.1 Различать и использовать в письменной и устной речи конструкции из имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений
Критерий оценивания
Обучающийся
Различает жанры текстов
Согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде и числе
Использует в письменной речи конструкции имен прилагательных и местоимений
Уровень
мыслительных
навыков
Применение
Время выполнения
20 минут
Чтение
Прочитай текст.
Когда вырасту, я хочу стать дизайнером. Это интересная творческая профессия, в которой можно проявить фантазию.
Я хочу быть дизайнером мягк… игрушек. Эти люди решают, как именно будет выглядеть плюшев… медведь или другие игрушки. Сначала дизайнер рисует эскиз на бумаге, придумывает форму и цвет изделия, её особенности. Хороший дизайнер всегда сделает так, чтобы каждая нов… игрушка отличалась от других. Его/её работы будут пользоваться большим спросом.Я/мне нравится профессия дизайнера, потому что эти/этот люди могут всегда придумывать что-то новое. В будущем я хочу радовать людей, и особенно детей. Работать дизайнером — это здорово и увлекательно.
Задание
1. Определи тип прочитанного текста.
А) Описание
В) Рассуждение
С) Повествование
2. По каким особенностям ты определил тип данного текста? Аргументируй свой ответ примерами.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Письмо
Задание
1) Вставь пропущенные окончания имен прилагательных. Выпиши имена прилагательные.
Определи род и число прилагательных.
2) Выпиши правильный вариант местоимения из текста.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
21
Критерий оценивания
№ зада
ния
Дескриптор
Обучающийся
Балл
Различает жанры текстов
1
-определяет тип текста;
1
-записывает особенности типа текста, приводя свои примеры;
1
Согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде и числе
2 вставляет пропущенные окончания:
- 1 прилагательного;
- 2 прилагательного;
- 3 прилагательного;
3
Распознаёт и использует в письменной речи конструкции имен прилагательных, местоимений
3 согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде и в числе:
- 1 прилагательное;
- 2 прилагательное;
- 3 прилагательное;
3 определяет род и число имен прилагательных:
- 1 прилагательное;
- 2 прилагательное;
- 3 прилагательное;
3 выбирает правильный вариант согласования местоимение:
- 1 местоимение;
- 2 местоимение;
2
Всего баллов
13
22
Рубрика для предоставления информации родителям
по итогам суммативного оценивания за раздел «Мир профессий»
Ф.И.О. обучающегося _____________________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Различает жанры текстов
Затрудняется определить тип текста и его особенности с помощью примеров
Допускает ошибки при определении типа/ особенностей текста с помощью примеров
Верно определяет тип текста и его особенности
Согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде и числе.
Затрудняется определить и согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе,
Допускает ошибки при определении и согласовании имён прилагательных/ окончаний прилагательных/ рода прилагательных
/ числа прилагательных /
Верно определяет и согласовывает имена прилагательные с именами существительными в роде и числе
Использует в письменной речи конструкции из имен прилагательных и местоимений.
Затрудняется использовать местоимения с разными частями речи
Допускает ошибки в согласовании местоимений с разными частями речи
Использует местоимения с разными частями речи
23
Спецификация суммативного оценивания за 2 четверть
1. Цель суммативного оценивания
Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.
Спецификация описывает содержание и процедуру проведения суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (с нерусским языком обучения)в 4классе.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русский язык» (в рамках обновления содержания среднего образования) Начальная школа (1-4 классы с нерусским языком обучения)
3.Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
3.1 Продолжительность: 40 минут
Говорение проверяется отдельно
Количество баллов: 18
3.2 Структура суммативного оценивания
В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий: вопросы с множественным выбором ответа, вопросы, требующие краткого/ развернутого ответа.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный ответ из предложенных вариантов ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.
В вопросах, требующих развернутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Данный вариант состоит из заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответами и вопросы, требующие развернутого ответа.
Первое задание направлено на проверку слушания, второе - говорения, третье – чтения и четвертое – на проверку письма.