Файл: Педагогический институт факультет дошкольного, начального и специального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1454

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


31

В процессе занятий важно создавать для дошкольников возможность для самостоятельной деятельности, побуждать их активность и заинтересованность в преодолении имеющихся речевых нарушений, учить контролировать свою речь. Игры и игровые упражнения, включѐнные в занятия, способствуют более успешному решению коррекционно-развивающих и обучающих задач. Использование игровых методов обучения помогает проводить занятие на уровне эмоционального осознания, что повышает умственную работоспособность, вызывает положительные эмоции, сохраняя на длительное время живость реакции, способствует развитию детского воображения(19).

Логопеду не стоит забывать, что эффективность применения игровых методов во многом зависит от его эмоционального отношения к течению игры, от заинтересованности в ее результатах(6).

Быстрова Г.А. отмечала, что не все дошкольники одновременно усваивают правила игры, поэтому логопед должен помогать таким детям в процессе игровой ситуации, но эта помощь должна быть по возможности скрытой от других детей. Упрощение содержания работы помогает детям, испытывающим трудности на занятиях, не чувствовать себя ущемлѐнными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре(19). Место и характер игры определяется исходя из цели занятия, работоспособности группы, из сложности того материала, с которым будут работать ученики.

Делая выводы из обзора пособий и книг по педагогической и логопедической литературе по данной теме, можно выделить основные задачи в работе логопеда с дошкольниками, имеющими нарушения речи :

1. Максимально определить направление в работе, определить продолжительное время для формирования у дошкольника умений в сравнении, сопоставлении и различении звуков речи.

32

2. Отрабатывать и уточнять артикуляции тех звуков, которые правильно произносят изолированно, но в речи происходит их сливание или они звучат недостаточно отчѐтливо, смазано.

3. Заниматься постановкой отсутствующих и искажѐнно произносимых звуков и вводить их в речь.

4. Формировать умения сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков.


5. Закреплять уровни звукового анализа, доступного дошкольнику, и постепенно подводить к стойкому автоматизированному навыку, т.е. обучать дошкольника сокращать и обобщать операции, при помощи которых проводится звуковой анализ, формировать умения выделения звуков не только в сильных, но и в слабых позициях, отличать варианты их звучания.
Выводы по I главе

Анализ методик формирования фонематического слуха у дошкольников показал, что дети с трудом различают звуковые оттенки, которые образуются физиологически по одинаковому принципу. Ребенок не может опознать тот или другой акустический или артикуляторный признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Отсюда при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неумением опознавать тот или другого признак, звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов. Такие дефекты мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

Без специальной коррекционной помощи дошкольник не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко - слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

33


ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1. Организация и проведение исследования

Экспериментальной базой исследования, направленного на выявление

состояния фонематического восприятия речи детей с ФФН стал МБДОУ детский

сад комбинированного вида № 64 г.Белгород.

. В эксперименте приняли участие 2 группы детей.
В первую экспериментальную группу вошли 12 детей дошкольного возраста ФФН в возрасте 4 лет.

Во вторую экспериментальную группу вошли 12 детей с ФФН, посещающие старшую группу детского сада в возрасте 5 лет.

Цель эксперимента - изучение специфики нарушений фонематического восприятия у дошкольников с ФФН.

Исследование проводилось в три этапа.
I. Констатирующий эксперимент- проводилась диагностика у детей обеих групп:

Диагностика 1. Состояние звукопроизношения.

Диагностика 2. Состояние сформированности фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, фонематического слуха.

Диагностика 3 . Исследование восприятия и дифференциации звуков ребенка.

II. Обработка результатов исследования- полученные результаты анализировались и сравнивались.

III. Разработка методических рекомендаций по формированию фонематического восприятия у детей.

34

Исследование проводились в первую половину дня в спокойной, доброжелательной обстановке. Был найден контакт с каждым из исследуемых дошкольников, осуществлен индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку. Речевой материал включал слова, хорошо знакомые дошкольникам; наглядный материал содержал реалистические картинки, отображающие известные детям предметы. В ходе диагностики детям предлагались простые, доступные инструкции.


Методы исследования сформированы с учетом применяемых диагностических методик, представленных в работах. Для исследования состояния фонематического восприятия нами были использованы методики разработанные Волковой Г. А. (8), Голубевой Г.Г. (12), Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. (24).

При исследовании звукопроизношения применялись методические приемы отраженного и самостоятельного воспроизведения лексического материала.

Одним из основных требований к лексическому материалу было понимание значения слов, предлагаемых ребенку для воспроизведения при обследовании звукопроизношения.

Диагностика 1. Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха.

Данное исследование содержало:

1. Определение разницы между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может возникать из-за слабого слухового контроля);

2. Воспроизведение за взрослым сочетания слогов из легких для произнесения звуков: [па-ба-па] и т. п. (затрудненное воспроизведение вызваноошибочным восприятием слогов с противоположными звуками);

3. Выделение звука [с] из цепочки звуков, например [с] среди звуков [т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р] и т.п. (ребенок, слыша заданный звук, хлопает в ладоши);

35

4. Выделение слога [са] из ряда слогов [за], [ша], [са], [ша] (ребенок, слыша заданный слог хлопает в ладоши);

5. Определение звука [с] в словах: санки, зонт, нос, щука (ребенок хлопает в ладоши);

6. Повторение в определенной последовательности 2 слога [са-ша];

7. На столе расположены в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга только одним дифференцируемым звуком; попросить ребенка показать названные взрослым картинки: кит и кот, кот и ком.

Результаты теста:
2 балла –у ребенка отмечается чистое произнесение звуков в слогах, правильное выполнение задания выделение слогов.


1 балл - у ребенка отмечается искаженное произведение фонем,он испытывает затруднение, воспроизводя слоги с оппозиционными звуками.

0 баллов - ребенок не выполняет задание.

Таким образом, представлено содержание исследования состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Результаты исследования состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей 1 экспериментальной группы занесены в табл. 2.1.,2.2.

Таблица 2.1. Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха

у детей 1 экспериментальной группы

Инициалы № задания (баллы) ∑ 1 2 3 4 5 6 7

1 А. М. . 1 1 0 1 1 0 1 5 2 А.Ш. 0 0 1 1 1 0 1 4 3 В.Ф. 1 0 1 1 0 1 1 5 4 Д.В. 0 1 0 0 0 0 0 1 5 Д.Н. 0 0 1 1 1 0 0 3

36



6 И.Д. 0 1 2 2 1 1 7 К.Л. 2 1 2 2 2 2 8 К.Ш. 1 1 1 1 1 1 9 Л.М. 0 1 1 0 0 0 10 Л.Ж. 2 1 2 2 1 1 11 Т.А. 1 1 0 1 1 1 12 Ч.К. 2 2 1 1 2 2

1 8 2 13 0 6 0 2 1 10 0 5 1 11

Итого 73


Таблица 2.2.

Исследование состояния звукопроизношения и состояния фонематического слуха у детей 2 экспериментальной группы

Инициалы № задания (баллы) ∑

1 2 3 4 5 6 1 А.Д. 2 2 2 2 2 2 2 Б.Д. 2 1 2 2 1 2 3 Г.Д. 1 2 2 1 2 2 4 Д.Э. 2 2 2 2 2 2 5 Д.Ж. 1 1 1 1 1 1 6 Е.Н. 2 1 1 2 1 1 7 Ж.С. 0 0 1 1 1 1 8 И.К. 1 1 0 1 1 1 9 М.О. 2 2 2 1 2 2

10 М.А. 0 0 1 1 1 1 11 М.Ш. 1 1 1 1 0 1 12 П.Р. 2 2 2 1 1 1

7

2 14 2 12 2 12 2 14 2 8 1 9 1 5 1 6 2 13 1 5 1 6 1 10

Итого 11 4


Диагностика 2.Изучение состояния звукопроизношения.

При данном исследовании определялось количество нарушенных звуков,

характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях.

Данная работа включала пять серий заданий:
I серия- изучение изолированного произнесения звуков.

Игра «Эхо». Инструкция «Повтори за мной звуки». [с]-[с'], [з]- [з'], [ш], [ж], [щ], [ц], [ч], [р] -[ р'], [л]- [ л'], [к] - [ к'], [г]- [ г'], [х]- [ х']