Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 749
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
312
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
экономической областях (гласность, свобода прессы, невмешательство государства в частную жизнь, возможности частных инициатив). Однако в целом результат характеризуется как квазидемократический и квази- рыночный. Демократическая риторика часто была прикрытием грязной практики, которая противоречила самим принципам демократии: раз- гром парламента, воровская приватизация, грязные пиар-технологии во время избирательных кампаний, использование демократических лозунгов для персонального обогащения, коррупция, криминал и т.д.
Разумеется, критика отдельных групп демократов не означает критику демократии.
При распространении в России и других посткоммунистических странах демократии и рынка, они перестают быть похожими на западные образцы. В результате их определения предельно упрощаются. A. Пше- ворский следующим образом переопределяет демократию: «Мы опреде- ляем демократию как режим, в котором правительственные учреждения являются продолжением соревновательной избирательной кампании, при условии, если только оппозиции позволено соревноваться, выигры- вать и предполагать, что правительственные учреждения являются де- мократическими. До той степени, до которой это связано с выборами, это — очевидно минималистская дефиниция»
1
. Но и эта минималистская трактовка является необходимой, но недостаточной для сравнения де- мократий.
Здесь мы не касаемся проблемы маркетизации, повсеместного вне- дрения рынка, но с этой частью транзитологических ожиданий дело обстоит сходным образом. Поэтому все более влиятельным становится мнение о конце транзитологии
2
теория макдональдизации
Долгое время структурно-функциональная парадигма Т. Парсонса с ее схемой AGIL (Adaptation, Goal achievement, Integration, Latency) — адап- тация, постановка целей, социальная интеграция, сохранение культур- ного образца — была идеальным объяснением особенностей западного
1
Przeworsky A. What Makes Democracies Endure? // Consolidating the Third
Wave Democracies. Р. 306.
2
Капустин Б.Г. Конец транзитологии. С.
10–24. (Автор понимает под тран- зитологией не только рассматриваемый субститут классической модер- низационной теории, но и модернизацию в целом. С его оценкой мож- но согласиться, но по другим, отмечаемым нами в монографии основа- ниям, а не по тем, которые приводит Б.Г.Капустин. —
Авт.).
313
Глава 1. Продолжающийся кризис
реконвенционализации переходного периода: 1960–1990
общества и образцом устройства для модернизирующихся стран. Эко- но мическая адаптация, политический уровень постановки целей, соци- альная интеграция и сохранение культурного образца описывали струк- туру и схему функционирования индустриальных стран Запада. Однако модернизация незападных стран не обеспечила рекультуризации и ин- ституциональных изменений. Все больше и больше становилось ясным, что модернизационная задача непомерно трудна и для многих обществ просто непосильна. Как показал Н.Е. Покровский, процесс глобализации, при всей его очевидной неравномерности, сегодня вовлекает мир в целом на основе более упрощенной модели рациональности и более простых структурно-функциональных моделей, чем это было при модернизации.
Такую модель описывает известный американский социолог Дж. Ритцер, выводя ее из макдональдизации и ее глобального распространения. Она называется ECPC (Еfficiency, Сalculability, Predictability, Control through
Nonhuman Technologies)
1
. Имеется в виду экономическая эффективность, калькулируемость процесса и результата, предсказуемость последствий определенных действий и технологически оснащенный контроль за по- ведением. Такие простые требования легче достижимы большинством незападных стран, чем суровые требования модернизации. Н.Е. По кров- ский пишет: «Мир XXI века рисовался многим социологам и журналис- там таинственным и неизведанным, дарующим перспективы, которых был лишен век уходящий. По сути, новое столетие, эпоха посткапита- лизма предстает обыденной и даже вульгарной, но внутренне целостной, что и показывает Ритцер. И в этой исторической целостности заключает- ся ее неизбежность. Постмодернистский хаос фрагментарных осколков смыслов и логических схем обретает несколько примитивную упорядо- ченность, навязывающую себя под именем глобализации всем совре- менным сообществам. Попытаться избежать ее так же бесполезно, как в свое время было бесполезно пытаться избежать капитализма...»
2
. Со- глашаясь с характеристикой упрощенной и более приемлемой для всех моделью рационализации Ритцера, соответствующей периоду глобали- зации, хотелось бы уточнить два обстоятельства:
1) в целом эта модель предназначена отсталым обществам и массам, далеким от квалифика-
1
Ritzer G. The Mcdonaldization of Society. An Investigation into the Changing
Character of Contemporary Social Life. Thousand Oaks, California; L.–New
Delhi,
1996 2
Покровский Н.Е. Неизбежность странного мира: включение России в глобальное сообщество // Журнал социологии и социальной антропо- логии.
2000
. № 3
. С.
26
314
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
ции, требуемой технотронным веком, в том числе и массам самого За- пада. Вместе с тем основой и опорой глобализации являются не они, а постиндустриальные информационные общества с высоким доходом на душу населения, не отвергающим даже тех, кто не нужен производству, ибо они нужны потреблению;
2) сегодня невозможно говорить о чем-то как абсолютно неизбежном. Это новое явление, и в западной литерату- ре оно замечено.
многообразие моделей развития
Приведем мнение С. Хантингтона о возможности нескольких путей раз- вития
1
Один путь —
вестернизация без модернизации. Многим подобная возможность представляется сомнительной, т.к. вестернизация и мо- дернизация тесно взаимосвязаны. Трудно представить себе вестерниза- цию без модернизации, равно как модернизацию без вестернизации.
Между тем эмпирически известно наличие подобного опыта. Вес тер- низация без модернизации характеризует внешнее, иногда операцио- нальное усвоение западного опыта при отсутствии восприятия принци- пов и культурных особенностей западной жизни. Она связана с разру- шением собственных культурных традиций общества без их хотя бы частичного заполнения заимствованными образцами. Такое общество называется разрушенным традиционным обществом, не перешедшим на следующую ступень развития. По такому пути пошли Египет, Фи- липпины. Казалось бы, на Филиппинах было американское присутствие, способствующее заимствованию американского опыта и образа жизни, но там не родилось отношений, похожих на западный капитализм. На- против, сформировались самые непродуктивные общества. Египет и
Филиппины находятся в бедственном положении.
Второй путь — это
модернизация без вестернизации. Поскольку клас- сические модернизации всегда сопровождаются вестернизацией, этот способ развития стал принципиально новым. Иногда его называют пост- модернизацией. По этому пути пошли новые индустриальные страны
Юго-Восточной Азии. Они модернизировались, не меняя своей идентич- ности. Американский оккупационный режим в Японии после Второй мировой войны потребовал распада коллективных структур как провод- ников милитаристского сознания, и либерализация началась, но она привела просто к разрушению традиционного общества. В
50-е годы японские социологи выдвинули другую программу: не ломать традици-
1
Huntington S. The Clash of Civilization and the Remaking of World Order.
P.
75
315
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 69
Глава 1. Продолжающийся кризис
реконвенционализации переходного периода: 1960–1990
онных структур японского общества, а изменять цели государства, по- скольку общинные структуры очень хорошо проводят государственное воздействие. Они имеют иерархическую пирамидальную структуру, и управляющее воздействие, поступая на вершину пирамиды, легко спуска- ется вниз. Иногда Японией управляло всего десять чиновников. Японцы провели реформу, отказавшись от либерализации, поддержали имею- щуюся коллективную продуктивность (термин А. Кара-Мурзы). Японское общество изменилось из-за того, что государство сменило свои цели.
Здесь не культура адаптировалась к задачам модернизации, а руководя- щие элиты, желающие осуществить модернизацию, адаптировались к культуре. Они поступили, как древнегреческий законодатель Солон.
Когда его спрашивали, мудрые ли законы он придумал, он отвечал, что его законы мудры, потому что народ по ним может жить. А если вводят- ся законы, по которым народ не привык и не может жить, основанные на предположении, что народ надо изменить, рекультуризировать, что- бы он мог следовать новым законам, то мало что может получиться.
Японцы модернизировались на собственной культурной основе, то есть они, не меняясь культурно, производили современные вещи, про- вели технологическую революцию. Многие, однако, говорят, что стаг- нация Японии
90-х годов — следствие недостаточной вестернизации.
Японцы производят то, что им самим в жизни не очень нужно, большин- ство населения живет в прежнем мире. Этот опыт относительно успешен, но, как представляется, ограничен в своих возможностях.
Третья форма развития, показывает Хантингтон, —
догоняющее раз-
витие, при котором пропорции модернизации и вестернизации при- мерно одинаковы. По этой модели развивались Россия, Турция, Мексика и другие страны. Но и эта модель, обеспечив ряд достижений, в конечном итоге заводит в тупик. Он возникает, во-первых, из-за уже упомянутой особенности ускоренной трансформации Запада сегодня, не позволяю- щей установить, какую фазу развития Запада догоняет Россия. И второе: если рекультуризация, т.е. элемент вестернизации, отрицания собствен- ной культуры, осуществляется очень быстро или является чрезвычайно оскорбительным по своей манере, то неизбежны откаты назад. Неудачи российских реформ в