Файл: Н. Н. Федотова cоциальнофилософский анализ взаимоотношений экономики и общества Глобальный капитализм три великие трансформации Культурная революция Москва 2008 Научная монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 722

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

387
Глава 5. Вторая глобализация и идентичность
и квазиприродным и далее к выбираемым и социально одобряемым.
Трем типам современности Первой (либеральной), Второй (организо- ванной) и Третьей (которую можно характеризовать второй глобализа- ции и восстановления Вестфальской системы национальных государств) соответствуют три типа идентичности.
Автономный ответственный индивид — модульный человек — эко- номический человек Первой современности; массовый — манипули- руемый организациями и техноструктурами — добившийся справедли- вости распределения через социал-демократические установления — ставший потребителем в потребительском обществе — бунтарем в мо- мент его кризиса. Третья современность еще не сформировалась. Она началась с 1990-х годов XX века, и человек здесь сначала попытался освоить черты Первой современности — быть экономическим, оставаясь массовым потребителем, что Первой современности не свойственно.
Динамика этих свойств весьма тревожна. Растет отчуждение, одиночест- во, эгоизм и нарциссизм, массовый человек формируется СМИ, не имея тех черт массовости (усредненности), которые находили в нем Х. Ортега- и-Гассет, М. Блумер. Бодрийяр определяет его как усредненного челове- ка, которого сформировал телевизор. Дж. Ритцер как человека упрощен- ной рациональности. Однако Третья современность в большей мере включила весь мир в свою орбиту, чем предыдущие типы современности.
Поэтому эти характеристики, смоделированные по западному, «буржу- азному» человеку, значительно верифицированы в разных обществах.
б) Плюрализация и кризис идентичности,
связанные со второй глобализацией
Глобализация приводит к плюрализации идентичности. Под идентич- ностью понимают некоторую устойчивость индивидуальных, социо- культурных, национальных или цивилизационных параметров, их само- тождественность. Идентичность выступает как интегральный параметр и не сводится к социальным ролям. Соответственно, это позволяет го- ворить о глубоком внутреннем значении некоторых исходных уровней идентичности, связанных с традиционной культурой, национальной культурой, и, одновременно, об открытости к обретению новых свойств идентичности.
Глобализация является сильнейшим испытанием для национальной и культурной идентичности, основным средством преодоления которо- го выступают диалог и преемственность культур. Однако сегодня такой общий ответ перестает быть исчерпывающим, ибо сами диалог и пре- емственность культур затруднены в случае кризиса идентичности или ее быстрых изменений, а также усиливающегося фактора плюрального


388
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
восприятия своей идентичности. Это относится как к индивиду, так и к конкретным обществам. Россия имеет большой опыт плюрализма иден- тичности, т.к. она всегда рассматривалась как мост между Востоком и
Западом, как страна, соединяющая в себе европейские и азиатские на- чала, сочетающая славянское единство с формированием суперэтноса славянских, тюркских, угро-финских и других народов. Способность
России к плюралистическому определению своей идентичности часто была предметом критики, считающей подобный плюрализм следствием отсутствия идентичности. Даже Запад, признающий внутренний плю- рализм и культивирующий его в качестве одного из элементов прав человека, в сравнении с Россией мог определить свою идентичность с большим монизмом, а потому, казалось, с большей определенностью.
В России имеется кризис идентичности, и не в том смысле, что утрачено монистическое восприятие своей самотождественности и возобладал плюрализм, а из-за того, что нет плюрализма как совместимых позиций, а преобладают осколки самопонимания, не связанные между собой.
Начавшаяся глобализация повлияла на ситуацию. Идентичность в глобализирующемся мире становится основным дискурсом как науки, так и повседневной жизни. Во-первых, потому, что многие общества, народы и индивиды испытывают кризис идентичности, во-вторых, по- тому, что идентичность в ходе глобализации меняется. Проблема иден- тичности в процессе глобализации включает обозначение своего места в транснациональном экономическом пространстве, культурную иден- тичность, персональную идентичность, необходимую для подавления тревоги и фрустрации. Социальный теоретик анализирует идентичность как персональную самотождественность, если речь идет об индивиде, и как социальную интегрированность, способную вызвать ощущение само- тождественности у народа, а также возможность для индивида и обще- ства быть представленными в теории в интегрированном виде.
Людей и общества, находящиеся в кризисе идентичности, уподо- бляют человеку без адреса: «Где я и куда я иду?», а не «Где я нахожусь?»
— их главный вопрос. Желание понять себя, найти себя, на что-то опе- реться вызывает у них то, что Х. Арендт назвала тоталитарным соблаз- ном. Ученый может помочь исследованием ситуации, определением условий нахождения идентичности людьми и обществами.
в) Кризис идентичности
как центральный конфликт глобализации
Среди конфликтов и противоречий, которые имеются в сегодняшней
России, кризис идентичности как общества в целом, так и отдельного человека является основополагающим. Даже экономические проблемы


389
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   69

Глава 5. Вторая глобализация и идентичность
отходят на второй план в сравнении с невозможностью людей и обще- ства ответить на вопрос: «Кто я?» и следующие отсюда вопросы о целях, смыслах, ценностях и выборе пути. З. Бауман отмечает, что «впечатляю- щее возрастание интереса к “обсуждению идентичности” может сказать больше о нынешнем состоянии человеческого общества, чем известные концептуальные и аналитические результаты его осмысления»
1
Нетождественность вещей и людей самим себе, их быстрые измене- ния, распад представлений о том, чем являются люди и страны, и есть тот кризис идентичности, о котором упомянуто выше.
Появление индивидуализма в России не состоялось в форме пози- тивного самоутверждения личности. Как отмечают некоторые авторы, здесь родился «негативный индивидуализм», поставивший человека наедине с собственными проблемами, заставляющий его видеть в других людях опасность и ощущать отчуждение от общества.
Под идентичностью понимают интегрированность человека и обще-
ства, его способность к осознанию своей самотождественности к от-
вету на вопрос: «Кто я такой?». Идентичности иногда противопостав- ляется
мультикультурализм — культурное многообразие, трактуемое в духе ролевой теории
2
Напомним, что под глобализацией понимают процесс социальных
изменений последних двух десятилетий, заключающийся в формировании
единого всемирного рынка (т.е. победы либерализма в общемировом мас-
штабе), всемирной информационной открытости (Интернет), появ-
лении новых информационных технологий, а также увеличения глобаль-
ной культурной связи между людьми и народами. По мнению Гидденса, под глобализацией следует понимать интенсификацию социальных от- ношений, которые связывают отдаленные районы таким образом, что локальные феномены формируются под влиянием событий, происходя- щих на очень большом от них расстоянии, а глобальные — в большой степени определяются локальными изменениями
3
Глобализация представляет собой не столько изменения в движении людей и вещей, сколько способ идентификации этих относительно по- стоянных явлений участниками мировой системы. В конечном итоге,
1
Бауман З. Идентичность в глобализирующемся мире // Бауман З. Инди- ви дуализированное общество. М.,

2002. С. 176–177.
2
Малахов В.С. Скромное обаяние расизма. М.,
2001. Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. Под ред. В.С.Малахова и
В.А.Тиш кова. М.,
2002.
3
Giddens A. Modernity and Self-Identity. P.
64.

390
Третья великая трансформация: новая глобализация (
1989 — настоящее время)
при всех вариациях термина, под глобализацией понимают процесс, который приводит к всеобъемлющему, всемирному связыванию струк- тур, институтов и культур
1
По мнению известного английского социолога Р. Робертсона, гло- бальное не может быть противопоставлено локальному, универсальное
— частному. Локальное является аспектом глобализации, глобальное создает локальное. Глобализация имеет институциональный характер.
Традиционные виды деятельности локальных обществ исчезают, на их место приходят другие виды деятельности, далекие от этих локальных контекстов. Поэтому Робертсон предлагает заменить для большей точ- ности термин «глобализация» «
глокализацией»
2
. Он составлен из двух слов — «глобализация» и «локализация» для подчеркивания их взаим- ного осуществления. Глокализация — это своего рода метафора, указы- вающая на то, что глобальное не исключает локального, и наоборот.
Существует много способов практической глокализации, включающей комбинации локального и глобального.
Было бы неверным считать, что глобальным является только то, что исходит исключительно от обладающего властью Запада. Скорее всего, влияние локальных культур на глобальные процессы сильно недооцени- вается, ибо «локальные культуры приговорены к свободе»
3
. Локальные культуры придерживаются традиции, которые, вместе с тем, связывают с глобализацией. Например, в
1982 году ООН признала существование туземцев, то есть установила критерии, благодаря которым мы можем идентифицировать туземцев и им следует идентифицировать себя. Ло- кальное сделалось фактором глобального мира, было понято и зафик- сировано всеми. Тогда, говорит Робертсон, встал вопрос о разнообразии не только на «мировом пространстве» — глобальном уровне, но и на локальном уровне. Общая идея мирового пространства дала исследова- телю возможность рассматривать локальное как микропроявление гло- бального в противоположность идее, что локальное обозначает анклавы культурной, этнической или расовой замкнутости. При таком подходе глобализация «сжимает мир» именно потому, что включает создание и инкорпорирование новых локальностей.
1
Archer M.S. Sociology for One World: Unity and Diversity // International
Sociology.
1991. V. 6. P. 133.
2
Robertson R. Glocalization: Time-Space and Homogeneity-Heterogeneity //
Global Modernities / Ed. by M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. L.
1995.
P.
30.
3
Ibid.
P.
39.